Система землеустройства и землепользования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью изучения является формирование системы знаний об истории землеустройства и землепользования в России.
Основными задачами являются:
- изучение развития землепользования в России на протяжении всей истории развития государства
- выявление исторических закономерностей процесса организации землеустройства и землепользования
- проведение анализа исторических процессов в землепользовании
- рассмотрение возможности использования исторического опыта на современном этапе земельных преобразований в России.

Файлы: 1 файл

земляя.docx

— 54.55 Кб (Скачать)

Непосредственно землеустройство (проектно-изыскательские работы) осуществляются государственными проектными (и научно-исследовательскими) институтами по землеустройству (ГИПРОЗЕМ или НИИГИПРОЗЕМ). Они имеют зональный характер. Каждый из них объединяет несколько областных проектно-изыскательских предприятий. Кроме того, в России имеется система изыскательских и научно-исследовательских институтов по землеустройству и земельному кадастру.

4. Правовые основы  землеустройства

Существенная  сторона землеустройства заключается  в том, что оно всегда имеет  правовое содержание. Это выражается в отнесении земельного участка  к определенной категории, установлении целей, задач и режима землепользования, определении прав и обязанностей землевладельца, землепользователя (или  арендатора), установлении ограничений  и обременений (сервитутов). В определенном законом порядке оформляется  землеустроительная документация и  осуществляется землеустроительный процесс, то есть порядок проведения землеустройства  и его регламентация.

Правовой основой  землеустройства является Конституция  РФ, земельный кодекс, федеральные  законы, законы субъектов Федерации, подзаконные нормативные акты, ведомственные  положения, инструкции, методические и  технические указания.

Конституция декларирует  общий характер земельных отношений: виды и формы собственности на землю, права и обязанности граждан, порядок распоряжения земельными ресурсами  и другие фундаментальные основы земельного строя.

Земельный кодекс - это систематизированный свод норм земельного законодательства, регулирующий земельные отношения в целом. Земельным кодексом определяется официальное  понятие землеустройства и его  содержание, устанавливаются землеустроительные действия, дается общая регламентация  землеустроительного процесса. Помимо земельного кодекса прямое отношение  к землеустройству имеют нормы  гражданского, лесного и ряда других кодексов РФ.

Среди законов - нормативных актов, принятых Законодательным  Собранием, особое значение для осуществления  землеустроительных мероприятий имеют  законы «О землеустройстве» (2001) и «О земельном кадастре» (2000). Закон «О землеустройстве» определяет основные понятия, задачи и содержание мероприятий, обязательность и основания проведения землеустройства, условия государственного регулирования, контроля и экспертизы землеустроительной документации, а  также другие важнейшие положения. Закон «О земельном кадастре», регулируя  систему регистрации землепользований, учета и оценки земель, также непосредственно  относится к землеустройству  в той его части, которая направлена на осуществление земельного кадастра.

Все подзаконные  нормативные акты должны соответствовать  действующим законам. К подзаконным  акта относятся: указы Президента РФ, постановления правительства, распоряжения министерств и ведомств, приказы, инструкции, методические и технические  указания, а также распоряжения местных  органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В отличие от законов, устанавливающих общие  нормы для всей территории Российской Федерации, подзаконные акты могут  иметь временный характер, ограниченность действия на определенной территории или в рамках какого-либо ведомства. Они касаются, в основном, конкретных землеустроительных мероприятий.

Среди подзаконных  актов особое место занимают инструктивные  материалы: инструкции, методические рекомендации и др. Инструкция - это руководящие  указания, свод правил, устанавливающих  порядок и способ выполнения какой-либо работы. Методические указания и технические  рекомендации разрабатываются на основе инструкции в целях оказания методической помощи исполнителям работы, обеспечения  единообразия ее результатов по форме  и содержанию. Инструктивные материалы  издаются руководящими организациями  в центре и на местах: министерствами, ведомствами, управлениями и др.

Таким образом, правовое содержание землеустройстроительные действия приобретают в силу того, что производятся во исполнение законов, инструкций и указаний компетентных государственных органов. Землеустройство проводится в обязательном порядке, если изменились границы землепользования, вновь предоставлен или изъят земельный участок, проводится перераспределение земель в границах сельскохозяйственного предприятия или же существенно изменяется режим использования части предоставленных земель. Также обязательно проведение землеустройства, если выявлены нарушения земель, заметно проявляются процессы эрозии, подтопления, заболачивания и другие негативные процессы.

В соответствии с законом, основаниями для проведения землеустройства являются решения  федеральных или местных органов  власти, договоры о проведении работ  с землевладельцами и землепользователями, а также судебные решения. Независимо от этого, утвержденные в установленном  порядке землеустроительные решения  являются обязательными для всех организаций и граждан (независимо от формы собственности на землю).

5. Основные этапы  развития землеустройства в нашей  стране

Содержание землеустройства  определяется способом общественного  производства, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, соответствующих земельных отношений, обусловленных формами собственности на землю и средствами производства.

Во всех исторических формациях происходит соединение и  взаимоприспособление в процессе труда земли и различных средств производства. С появлением собственности и разделением труда между скотоводческими и земледельческими племенами появилась потребность в отграничении земель. С возникновением частной собственности классов люди стали сознательно регулировать земельные отношения, целенаправленно использовать землю.

Землеустроительные  действия в средние века уже носили государственный характер и были связаны с учетом земель, их разделением  между землевладельцами (феодалами) и ограничением их.

С развитием  капитализма землеустроительные действия направляются не только на укрепление прав земельной собственности, но и  на организацию использования земель.

Деятельность  по обеспечению этих процессов получила название: землемерие, межевание, поземельное  устройство, а в настоящее время - землеустройство.

Исторический  опыт показывает, что землеустройство  в руках государства является орудием, с помощью которого господствующие классы укрепляют свою собственность  на землю, решают земельные отношения. Землеустройство, как механизм аграрной политики, подкрепляется государственными правовыми, экономическими, организационными мерами.

Правовые меры регулируют земельные отношения  на основе земельного законодательства, судебного и административного  права. Экономические - осуществляются с помощью налогообложения, кредитования, целенаправленного финансирования, субсидирования, планирования использования  земли. Организационные меры обеспечивают развитие земельных отношений путём  переселения людей, организации  кооперативов, товариществ, подготовки кадров, материально-технического снабжения.

Изучая историю  развития землеустройства, следует  обратить внимание на то, что от первоначально  юридического и технического действия землеустройство перерастает в  сложный социально- экономический  процесс.

Использование многовекового опыта российского  землеустройства позволяет творчески  решать современные задачи. Наиболее известными землеустроительными действиями в России являются писцовые описания, генеральное и специальное межевания, поземельное устройство на основе реформ 1861 и 1906 гг.

Писцовые описания проводились в ХV-XVII вв. для учёта и описания земель, закрепления права собственности феодала на землю, равномерного обложения данью и связан с поместным землевладением.

Генеральное межевание  проводилось с 1765-1861 гг. в целях  технического и юридического оформления и обеспечения точное границ дворянского  землевладения. Межевание носило обязательный характер. Работы велись землемерными партиями по дачам - участкам земли, ограниченными  в натуре. На каждую дачу составлялся  план, а на уезд - генеральный план.

С 1779 г. кадры  землемеров начала готовить Землемерная  школа, преобразованная в 1819 г. а  Землемерное училище, на базе которого в 1835 г. был организован Межевой  институт, ныне - Государственный университет  по землеустройству.

Специальное межевание  проводилось, начиная с 1806 г. Оно  имело целью повысить интенсивность  помещичьего хозяйства и обеспечить развития рыночного оборота земли. Общие дачи генерального межевания  развёрстывались на дачи отдельных  землевладельцев.

Поземельное устройство проводится на основе реформы 1861 г. Цель реформы освободить крестьян от крепостной зависимости, передать в их владение часть помещичьих земель и за счет этого повысить заинтересованность крестьян в увеличении производства. Земля предоставлялась за денежный выкуп. Проводилось составление  уставных грамот, определение размеров выкупных платежей отвод земельных  наделов в на туре, разверстание и ограничение крестьянских земель от помещичьих владений. Крестьянская реформа превращала Россию из феодально-крепостнической в буржуазно-капиталистическую стран у.

Целью Столыпинского землеустройства было превращение крестьянского общинного землевладения в индивидуальную собственность, образование хуторов и отрубов.

Устройство хуторов  и отрубов происходило путем  добровольного и принудительного  разверстания надельных крестьянских земель, а также в процессе перерастания крестьян в восточные районы страны.

Осуществлялось  внутриселенное групповое, межселенное  и межвладельческое землеустройство. Реформа ускорила капитализацию сельского хозяйства.

Основные этапы  развития землеустройства после  революции 1917 г.

Первым этапом было проведение в жизнь Декрета  о земле (8.11.1917 г.). Земля передавалась крестьянству. Была отменена частная  собственность на землю. Поставлена задача, способствовать обобществлению единичного землепользования. В этот период основным содержанием землеустройства была перебага земель коллективным и советским хозяйством.

В 1921-1927 гг. на этапе  восстановления народного хозяйства  главное внимание уделялось крестьянским хозяйствам. Устранялись недостатки землепользования селений, разделялись  крупные землепользования селений, ликвидировалась мелкополосица с разверстанием земель на поля севооборотов. Были 2 формы землеустройства: межселенное и внутриселенное.

В период сплошной коллективизации сельского хозяйства (1928-1932 гг.) землеустройство было направлено на создание землепользований колхозов в совхозов. Проводилось не только образование, но и землеустройство сельскохозяйственных артелей.

Массовые работы по землеустройству проводились  на этапе выдачи сельскохозяйственным артелям государственных актов  на бессрочное пользование землей, связанные с установлением границ и оформлением юридических документов.

С 1950-1954 гг. основным видом землеустроительных работ  было укрепление землепользований мелких сельскохозяйственных артелей. К этому  времени окончательно сформировалось полное содержание внутрихозяйственного землеустройства.

В период 1954-1965 гг. проводились мероприятия по освоению целинных и залежных земель. Было организовано более 3 тысяч новых совхозов. В  это время преобладало межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство  новых совхозов.

С 1965 г. был взят курс на мелиорацию, химизацию сельского  хозяйства и его материально-техническое  оснащение. В 1967 г. принято постановление  о неотложных мерах по защите почв от ветровой и водной эрозии. Начал  осуществляться комплекс организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных  и гидротехнических мероприятий.

С 1972 г. землеустроительными  органами начата разработка Генеральной  схемы использования земельных  ресурсов СССР на перспективу, схемы  использования и охраны земель союзных  республик, схемы землеустройства  областей (краев, АСССР) и административных районов.

Проекты внутрихозяйственного землеустройства стали носить комплексный  характер. Начали разрабатывать рабочие  проекты на рекультивацию земель, мелиорацию, культуртехнику и т.д.

В 1984-1988 гг. проведены  работы, связанные с введением  систем земледелия, осуществлены несколько  туров земельно-оценочных работ  и проводится внутрихозяйственная  оценка земель.

В настоящий  период задачи землеустройства определяются проведением земельной реформы  и переходом к многообразию форм землевладения и землепользования: распоряжение земель ной собственностью; создание равных экономических и  правовых условий для них; предоставление полной самостоятельности производителям; изменение инвестиционной политики, ускорение научно-технического прогресса; внедрение экономических рычагов  во взаимоотношениях сельскохозяйственных предприятий с государством. В  новых условиях теория и методы землеустройства  получили дальнейшее развитие, и это  развитие будет продолжаться.

Информация о работе Система землеустройства и землепользования в России