Система землеустройства и землепользования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью изучения является формирование системы знаний об истории землеустройства и землепользования в России.
Основными задачами являются:
- изучение развития землепользования в России на протяжении всей истории развития государства
- выявление исторических закономерностей процесса организации землеустройства и землепользования
- проведение анализа исторических процессов в землепользовании
- рассмотрение возможности использования исторического опыта на современном этапе земельных преобразований в России.

Файлы: 1 файл

земляя.docx

— 54.55 Кб (Скачать)

* земли сельскохозяйственного  использования и другие угодья;

* земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного  и историко-культурного назначения;

* земли занятые лесами, а в городах - городскими лесами;

* земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания  и иного назначения.

Землями поселений  являются все земли в пределах городской (поселковой) черты, то есть внешней границы, установленной  в порядке землеустройства. Их общая  площадь составляет 18,8 млн.га или 1,1% земельного фонда Российской Федерации.

3. Земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного  назначения. В эту землю входят  особые земельные участки промышленных  предприятий, организаций связи,  радиовещания, телевидения, информатики,  энергетики и обороны, а также  линейные отводы транспортных  магистралей. Целевое назначение  этих земель различно и соответствует  целям и задачам функционирования  соответствующих предприятий и  организаций. Общая площадь земель  этой категории 17,7 млн.га, что составляет 1,0% территории страны.

4. Земли особо  охраняемых территорий и объектов. К этой категории относятся  территории природоохранного, природно-заповедного,  оздоровительного, рекреационного  и историко-культурного назначения  с установленными особыми правовыми  режимами. В силу особого экологического предназначения эти участки полностью или частично изъяты из хозяйственного или гражданского оборота. Площадь земель природоохранного назначения составляет 31,6 млн.га, или 1,9% земельного фонда страны.

5. Земли лесного  фонда. В эту категорию входят  лесопокрытые территории, а также  территории, не покрытые лесом,  но предназначенные для ведения  лесного хозяйства. Основным целевым  назначением этих земель является  производство древесины, сохранение  и восстановление леса как  важнейшего элемента окружающей  среды и жизнедеятельности человека. Земли лесного фонда - самая  обширная категория. Их площадь  составляет 1080,0 млн. га, или 64,1% Государственного  земельного фонда.

Лесной фонд состоит из лесов государственного назначения и ведомственных лесов. Государственные леса находятся  в ведении государственных органов  лесного хозяйства, а ведомственные  леса предоставляются лесохозяйственным, сельскохозяйственным и иным негосударственным  предприятиям в бессрочное пользование.

6. Земли водного  фонда. К этой категории относятся  территории, занятые водоемами, ледниками,  болотами (за исключением тундровой  и лесотундровой зон), гидротехническими  и другими водохозяйственными  сооружениями, а также земли по  полосам отводов водоемов, магистральных  каналов и коллекторов. К землям  водного фонда относятся также  земли, используемые для удовлетворения  питьевых, бытовых нужд населения;  водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных промышленных, энергетических  и иных общественных потребностей.

Целевое назначение земель водного фонда может быть различно, поскольку водоемы, береговые  полосы и другие земельные участки  используются многими субъектами. С  землепользованием связано право  водопользования, ловли рыбы, транспортировки  грузов, строительства и т. п.

Общая площадь  земель водного фонда составляет 27,4 млн.га, или 1,6% территории России.

7. Земли запаса. К землям запаса относятся  все земли, не предоставленные  в собственность и постоянное  пользование юридическим и физическим  лицам. Они служат резервом  для дальнейшего развития хозяйственных  отраслей государства и могут  быть переданы юридическим лицам  и гражданам по мере надобности.

Общая площадь  земель запаса составляет 127,4 млн. га, или 6,5% Госземфонда. Структура земель запаса постоянно меняется.

Распределение земель по категориям жестко регламентируется государством. Даже при изменении  формы собственности на земельный  участок (приобретении права частной  собственности, покупки, получения  наследства и т. п.) владелец не вправе менять целевое назначение и соответствующий  перевод земельного участка из одной  категории в другую - прерогатива  компетентны государственных органов.

3. Система землеустройства

Система землеустройства  в нашей стране включает в себя большой комплекс взаимосвязанных  мероприятий, действий, разработок всех уровней (от масштабов страны до отдельного земельного участка на ближайший  период и дальнейшую перспективу), направлен  не на организацию использования  и охрану земли. Эта системе включает составление следующей землеустроительной документации:

1) генеральной  схемы использования и охраны  земельных ресурсов страны на  перспективу;

2) генеральных  схем использования и охраны  земельных ресурсов крупных регионов;

З) схем землеустройства  областей, краев;

4) схем землеустройства  административных районов;

5) проектов межхозяйственного  землеустройства;

6) проектов внутрихозяйственного  землеустройства;

7) рабочих проектов  мероприятий по освоению, улучшению  и охране земель.

Эта система  предусматривает разработку прогнозов, программ, планов, схем и проектов распределения, использования, воспроизводства и  охраны земель по стране в целом  и по отдельным ее частям, до отдельных  участков включительно.

Схема - это предпроектные разработки относительно направлений рационального использования и охраны земель на долгосрочную перспективу и решения общих территориальных вопросов объекта.

В отличии от проекта схема на местность не переносится и реализуется не сама, а через проекты, которые составляются на ее основе.

Схема землеустройства  административного района - это предпроектный документ, в котором на основе учета природных, экономических и социальных условий разработан на перспективу комплекс взаимоувязанных мероприятий по рациональному использованию и охране земельных ресурсов, территориальной организации районного АПК, установлению инфраструктуры, соответствующих интересам и потребностям развития района.

В содержание этой схемы входят следующие основные вопросы.

1. Состояние,  распределение и перспективы  использования земельных ресурсов.

2. Размещение  объектов АПК района.

З. Совершенствование  системы землепользования в районе.

4. Природоохранные  мероприятия.

5. Реализация  и эффективность мероприятий  схемы.

В системе землеустроительных мероприятий важнейшим звеном является землеустроительный проект. Проект является единственной основой для внесения изменений в характер использования  земли, в организацию территории. Только проект, юридически оформленный, перенесённый в натуру, подлежит осуществлению - внесению изменений в существующее землепользование и землевладение.

Землеустроительный  проект - это комплекс технических, экономических и правовых документов, включающих чертежи, расчёты, описания, в которых содержатся определенные землеустроительные предложения, их графическое, письменное изложение и обоснование, относящиеся к конкретной территории.

Проектирование  связывает науку с производством. Проект составляется: 1) на основе задания  на проектирование, специальных изысканий  и обследований; 2) в соответствии с действующими инструкциями и положениями; 3) с применением научно обоснованных нормативов; 4) на ограниченный расчётный  срок.

Рабочий проект - это техническая документация на конкретные виды работ и участки, предусмотренные проектами землеустройства, с рабочими чертежами, технологиями и сметно-финансовыми расчетами.

Рабочий проект составляется в развитие землеустроительного  проекта на локальные объекты (освоение и улучшение угодий; закладка садов  и лесополос, строительство противоэрозионных  сооружений, прудов, дорог и др.), для создания которых, как правило, требуются капиталовложения. Входящие в состав рабочих проектов сметно-финансовые расчеты служат основанием для финансирования.

Содержание проектов землеустройства включает ряд конкретных вопросов, подлежащих разработке в  данных условиях (составных частей и элементов) и составляющих определенную систему. Составные части проекта - это главные узловые вопросы  организации использования и  охраны земли на данном объекте, взаимосвязанные  и в совокупности составляющие его полное содержание. Разработка его каждой составной части имеет свою специфическую методику. Элементами проекта называют те мероприятия, которые фиксируются на проектном плане, а следовательно, и на местности.

Землеустроительные  проекты составляются в соответствии со следующими принципами:

-- последовательность - от общего к частному;

-- комплексность,  то есть взаимная согласованность  его частей;

-- вариантность - разработка и сравнение вариантов  для наилучшего;

-- на основе  научно обоснованной нормативной  базы.

Установлен определенный порядок проведения землеустройства, то есть состав и очерёдность действий, называемый землеустроительным процессом, который нужно рассматривать  как процесс производственный, а  не только как правовой. В него входят:

-- подготовительные  работы;

-- разработка  проекта землеустройства;

-- рассмотрение  и утверждение проектной документации;

-- перенесение  проекта в натуру;

-- оформление  и выдача землеустроительных  материалов и документов;

-- осуществление  авторского надзора за выполнением  проекта землеустройства собственниками  земли, землевладельцами и землепользователями.

Как видно из состава этого процесса, основной его частью является проект.

В состав землеустроительного  проекта входят следующие документы: 1) графическая часть: проектный план и другие чертежи; 2) текстовая часть: задание на проектирование; пояснительная  записка, технико-экономические расчеты по обоснованию проекта, правовые документы по рассмотрению и утверждению проектной документации.

Составленный, утверждённый и перенесённый в натуру проект подлежит осуществлению. Осуществление проекта  включает: разработку плана выполнения намеченных мероприятий и освоения севооборотов; своевременное проведение мероприятий, предусмотренных проектом; поддержание в натуре сохранности  проектных границ. Ответственность  за выполнение проектов возложена на собственниках земли, землевладельцев, землепользователей, руководителей  хозяйств.

Авторский надзор осуществляется специалистами проектных  институтов по землеустройству, как  завершающий этап землеустройства. Его задача - оказание помощи хозяйствам в выполнении проектов до полной их реализации. Содержание авторского надзора:

-- проверка полноты  и качества выполнения проектных  решений;

-- выполнение  дополнительных расчетов и уточнение  проектных решений, если это  необходимо;

-- оказание методической  и технической помощи хозяевам  земли и специалистам хозяйства;

-- выявление  и устранение недостатков в проектировании исходя из практики работ.

При этом ведется  журнал авторского надзора, вносятся изменения  в графические документы.

Землеустроительные  работы в России выполняются системой государственных землеустроительных органов, которые входят в состав Федеральной службы земельного кадастра России. В их составе можно выделить землеустроительную службу, проектно- изыскательские институты по землеустройству  и научные учреждения.

Землеустроительная  служба - это административная, управленческая часть землеустроительных органов. К ней относятся комитеты по землеустройству  и земельным ресурсам субъектов  РФ и административных районов, то есть всех уровней. Ее основные задачи включают проведение земельной реформы, контроль за использованием и охраной земли, организация землеустройства, ведение земельного кадастра и мониторинга земель.

Информация о работе Система землеустройства и землепользования в России