Финансовая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение финансовой системы РФ, ее состава и перспективы развития. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и законы денежного обращения, рассмотреть финансовую систему РФ, а также ее состав и перспективы.

Оглавление

Введение 3
1. Финансовая система РФ, ее специфика и состав 4
1.1. Элементы финансовой системы 4
1.2. Бюджетная система – центральный элемент финансовой системы 12
2. Современные тенденции и перспективы финансовой системы 16
2.1. Государственная политика в области финансов 16
2.2. Особенности «финансизации» экономики 20
3. Сущность, принципы и функции финансов 23
3.1. Сущность и принципы финансов 23
3.2. Функции финансов 27
Заключение 31
Библиографический список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая. Экономическая теория.docx

— 55.89 Кб (Скачать)

Министерство образования  Российской Федерации

Уральский государственный  экономический университет

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По экономической теории

Тема: Финансовая система России

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Студент 1 курса

заочного факультета

по  специальности

« Управление персоналом»

Блинова А.Е.

дом. адрес г. Екатеринбург

Ул. Молотобойцев  дом 13, кв. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Финансовая система РФ, ее специфика и состав 4

1.1. Элементы финансовой системы 4

1.2. Бюджетная система – центральный элемент финансовой системы 12

2. Современные тенденции и перспективы финансовой системы 16

2.1. Государственная политика в области финансов 16

2.2. Особенности «финансизации» экономики 20

3. Сущность, принципы и функции финансов 23

3.1. Сущность и принципы финансов 23

3.2. Функции финансов 27

Заключение 31

Библиографический список литературы 32

 

 

 

Введение

Деньги - одно из величайших человеческих изобретений. Происхождение денег связано с 7 - 8 тыс. до н. э., когда у первобытных племен появились излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные продукты.

Исторически в качестве средства облегчения обмена использовались - с переменным успехом - скот, сигары, раковины, камни, куски металла. Но чтобы служить в качестве денег, предмет должен пройти лишь одно, на мой взгляд, испытание: он должен получить общее признание и покупателей, и продавцов как средство обмена. Деньги определяются самим обществом; все, что общество признает в качестве обращения - это и есть деньги. Действительно, деньги - это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента.

Деньги это неотъемлемая и существенная часть финансовой системы каждой страны. Называются ли они долларами, рублями, фунтами или франками, деньги служат средством оплаты, средством  сохранения стоимости и единицей счёта во всех, кроме самых начальных экономических системах.

Тема «финансовая система России»  актуальна на любом этапе развития России. Финансовая система является основой экономических отношений  как внутри страны, так и за ее пределами.

Целью курсовой работы является рассмотрение финансовой системы РФ, ее состава  и перспективы развития. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и законы денежного обращения, рассмотреть  финансовую систему РФ, а также  ее состав и перспективы.

 

 

 

1. Финансовая система РФ, ее специфика и состав

1.1. Элементы финансовой системы

Финансовая система –  это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения  являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе.

Если причина создания государства – стремление человека к разделению труда, то становится ясно, что главная задача государства  та, ради чего оно первоначально  создавалось: оно должно обеспечить наиболее эффективное разделение труда. Оно должно создать систему, обеспечивающую удобное и эффективное разделение труда с низкой долей затрат на осуществление товарообмена. Доля затрат на осуществление товарообмена называется издержками обращения. В издержки обращения  можно включить все непроизводственные доходы, возникающие с момента  производства товара до того, как он был потреблен.

Наиболее известная и  эффективная форма реализации системы, обеспечивающей разделение труда, есть система товарообмена при помощи денег – финансовая система.

Финансовая система не есть только лишь сами по себе деньги. Она включает в себя весь комплекс отношений связанных с товарообменом  – это и банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная  система), в нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствует товарному обращению между субъектами производства.

Система разделения труда  может быть не только денежной, но и  любой другой. Если мы сможем придумать  метод, при помощи которого разделение труда будет реализовано более  эффективно, нежели при помощи денег, то наверняка мы можем заменить ей денежную систему. Например, в условиях войны государство практически  полностью мобилизует промышленность на военные нужды и вводит директивное  управление экономикой. Ясно, что в  таких условиях нет места свободному товарообмену, а деньги играют чисто  номинальную роль.

Стало быть, механизм разделения труда, который применяется в государстве зависит от конкретной ситуации, в которой находится государство.

Различные формы реализации финансовой системы по-разному стимулируют  развитие технологий, качество продукции, удовлетворение нужд потребителей. Допустим, что одна система создает конкурентную среду, ведущую к технологическому прогрессу, но не позволяет сделать  количественный скачок в объемах  производства в течение короткого  времени, а другая система действует  наоборот – позволяет совершить  быстрый скачок в короткое время, но не создает конкурентную среду.

Если у нас отсталое либо разрушенное войной государство, то мы можем применить второй вариант  финансовой системы на достаточно небольшой  срок. После совершения рывка в  объемах производства, тогда, когда  потенциал этой системы «выдохнется», мы должны применить первый вариант  на неопределенный исторический срок.

Если мы придумаем какую-либо иную систему, хорошо обеспечивающую разделение труда, то она может быть вполне приемлемой. Единственным критерием ее приемлемости может быть лишь то, насколько удобно при этом осуществляется товарообмен, насколько велики издержки, возникающие  при этом, насколько она стимулирует  технический прогресс.

Например, в сегодняшней  России доля производственных затрат в розничной цене продукции зачастую составляет 20-30 % . Известны случаи, когда она доходит до 5-10 %. Остальное есть непроизводственные затраты: надбавленная стоимость создаваемая предпринимателем, вложившим в дело капитал, перепродавцами продукции. Все это можно включить в издержки обращения. Они по порядку величины равны или превышают в несколько раз сами производственные затраты. Факт того, что издержки обращения велики, говорит о том, что главная задача государства исполняется плохо.

В любой системе важен  любой фактор, влияющий на ее устойчивость. Если мы хорошо изучим конкретную финансовую систему, то мы можем найти в ней  слабое звено. Оно может быть, на первый взгляд, весьма незначительным. Если мы воздействуем на него, мы можем  порвать в цепи слабое звено, дестабилизировать  систему и достигнуть разрушения всей системы.

В современных условиях финансовая система состоит их четырех  звеньев – государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственных  предприятий и специальных правительственных  фондов. В совокупности они и составляют своеобразную финансовую основу социально-экономической  деятельности государства.

Разные звенья финансовой системы обслуживают  разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное – финансами  предприятий, внутриотраслевое – финансами  предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными  фондами.

Центральное место в  финансовой системе занимает государственный  бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство  для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть  здравоохранения, с его помощью  государство оказывает воздействие  на экономические процессы.

В силу своего особого  положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при  необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств  из центрального государственного фонда  муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего  из своих доходов. Расходная часть  показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

 

Таблица 1. Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных  статей в государственном бюджете  стран с рыночной экономикой.

Расходы

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти  цели.

40 – 50

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным  предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных  программ.

10 – 20

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая  содержание дипломатических служб  и займы иностранным государствам.

10 – 20

Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч.

5 – 10

Платежи по государственному долгу.

до 7 – 8

Доходы

Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор).

75 – 85

Налоговые поступления: доходы от государственной  собственности, государственной торговли.

5 – 8

Взносы в государственные фонды  социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы.

10 – 12


 

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим  потенциалом страны, масштабностью  задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства  в экономике, состоянием международных  отношений и рядом других факторов.

На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют  местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов – местных финансов. Как  правило, они не являются составной  частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.

В современных условиях во всех странах наблюдается тенденция  опережающего роста местных финансов по сравнению с финансами центральных  правительств, что свидетельствует  о возрастающей роли местных органов  власти как в экономических, так  и политических процессах общества.

Составными частями местных  финансов являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий.

Местный бюджет имеет такую  же структуру, как и центральный. Он включает доходы и расходы местных  органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых  его принимали.

Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых  поступлений, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета  и муниципальных займов.

Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые используются исключительно  для формирования местного бюджета. Вторая группа отражает специфику налоговой  системы страны. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей  и выдачу лицензий.

Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.

Доходная часть местных  бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их деятельность связана  не только с выполнением местных  задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство  из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий и субвенций. И субсидия, и субвенция  – это государственная дотация  местному бюджету.

Несмотря на юридическую  самостоятельность бюджета, тем  не менее, получая из центрального бюджета 30-40% доходов, местные органы власти вынуждены в своей деятельности постоянно принимать во внимание решения центрального правительства. В противном случае дотации могут  быть сокращены либо совсем прекращены.

Информация о работе Финансовая система России