Финансовая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение финансовой системы РФ, ее состава и перспективы развития. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и законы денежного обращения, рассмотреть финансовую систему РФ, а также ее состав и перспективы.

Оглавление

Введение 3
1. Финансовая система РФ, ее специфика и состав 4
1.1. Элементы финансовой системы 4
1.2. Бюджетная система – центральный элемент финансовой системы 12
2. Современные тенденции и перспективы финансовой системы 16
2.1. Государственная политика в области финансов 16
2.2. Особенности «финансизации» экономики 20
3. Сущность, принципы и функции финансов 23
3.1. Сущность и принципы финансов 23
3.2. Функции финансов 27
Заключение 31
Библиографический список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая. Экономическая теория.docx

— 55.89 Кб (Скачать)

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Прямая зависимость намеченных и осуществленных расходов от объема финансовых ресурсов является свидетельством элементарного финансового благоразумия и должна поддерживаться на всех уровнях хозяйствования. Несоблюдение этого важнейшего требования приводит к появлению и увеличению дефицита бюджета, государственного долга, инфляционным процессам.

Целью концепции финансовой политики, разработанной в современных  условиях, является достижение более  высокого уровня жизни народа на основе развития хозяйства, всемерного повышения  эффективности общественного производства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в принципиально новом подходе  к главной цели экономической  политики. Уровень жизни выступает  теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру  использования финансовых ресурсов.

Большое значение для подъема  экономики и расширений на этой основе финансовых возможностей страны имеет  привлечение в ее экономику иностранных  инвестиций. Они могут осуществляться в различных форма. Мировой опыт доказывает огромную действенность  прямых иностранных инвестиций.

Удовлетворение тех или  иных потребностей обеспечивается только при условии наличия финансовых ресурсов. Это означает, что финансовая политика разрабатывается и проводится с учетом реальных финансовых возможностей. Расходы могут расти только при увеличении финансовых ресурсов. При этом акцент с субсидирования потребления смещается на финансирование производства. Все мероприятия экономической и финансовой политики направлены на предоставление возможности населению повышать свои доходы, с одной стороны, и создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности - с другой. В соответствии с кардинальными изменениями финансовой политики перестраивается финансовый механизм. Цель перестройки финансового механизма - усилить его воздействие на эффективность общественного производства на основе развития рыночных отношений, обеспечить повышение эффективности использования финансовых ресурсов. В основу перестройки финансового механизма положены принципиально новые подходы к организации финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве, обеспечивающие всемерное развитие хозяйственной инициативы и ответственности предприятий, организаций, регионов страны за конечные результаты работы.

При рыночной экономике отпадает необходимость использовать особые финансовые методы для повышения  заинтересованности предприятий в  лучшем использовании производственных факторов, строго регламентировать их финансовую деятельность. Рыночная конкуренция  заставляет предприятия постоянно  заботиться об эффективности производства, повышении качества финансового  планирования, углублении внутрихозяйственного финансового контроля за использованием финансовых ресурсов. В то же время  возрастает значение финансового регулирования  рыночных отношений со стороны государства. Оно осуществляется посредством  налогообложения прибыли предприятий (через изменение ставок, налоговых  льгот, дифференциацию объектов обложения), введения дополнительных налогов (например, налог на экспорт и импорт, налог  на другие доходы, НДС), налогообложения  доходов трудящихся, финансирования целевых программ. Ожесточается система  финансовых санкций за нарушение  хозяйственных договоров, качественных параметров выпускаемой продукции, за несоблюдение требований по охране окружающей среды, санитарных норм и правил. Государство усиливает санкции за несвоевременное и неполное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, сокрытие прибыли и иных объектов налогообложения. Широкое развитие получает аудиторский финансовый контроль.

Можно сделать вывод, что  важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. Финансовая политика должна преследовать цель повышения объема и эффективности  использования финансовых ресурсов.

 

2.2. Особенности «финансизации»  экономики

В конце XX-начале XXI века четко проявилась тенденция «финансизации» экономики. Она заключается в том, что финансовая система начала жить своей собственной жизнью, отодвинув на второй план свои функции по отношению к реальной сфере экономики.

В процессе «финансизации» можно выделить следующие характерные  черты.

Доля финансового сектора  в мировом ВВП резко возросла. В развитых странах он стал доминировать над реальным сектором как по доле в ВВП, так и по своей роли в  экономике.

Финансовые рынки значительно  превзошли реальные по объемам, а  цены на деривативные инструменты (часто  спекулятивные) стали оказывать  сильное, иногда доминирующее воздействие  на рынки реальных товаров.

Доля фиктивного капитала предприятий развитых стран преобладает  в структуре активов, а доходы от операций на финансовых рынках занимают существенное место в структуре  их доходов.

Население развитых стран  все большую часть своих свободных  средств переводит в форму  различных финансовых инструментов, а доля депозитов банков сокращается. Значительная часть населения в  решающей степени связывает свое благосостояние с положением на финансовых рынках: 45% американцев являются держателями  акций.

В процессе «финансизации» знаменитая формула Маркса Т-Д-Т  сначала преобразовалась в формулу  торговли Д-Т-Д', а затем и вовсе  переродилась в чисто финансовую – Д-Д'. Товар в обычном смысле выпал, его заменил финансовый инструмент. Лозунг американского бизнеса «Делать деньги» окончательно трансформировался в «Делать деньги из денег». Финансовая сфера стала как бы самодостаточной - она черпает ресурсы для своего роста в себе самой.

Парадоксально, но очень  похожее превращение произошло  и в советской плановой экономике. Только здесь «финансизацию» заменил  процесс индустриализации. Финансы  при этом играли вспомогательную  роль, а основное внимание было уделено  росту промышленности. Постепенно индустриализация вышла из-под контроля общества и  так же, как и «финансизация» в  рыночной экономике, стала самодостаточной. Основные функции промышленности - обеспечение населения товарами – были отодвинуты на второй план, она  все больше начинала работать сама на себя: новые станки делали для  того, чтобы произвести оборудование для получения металла и энергии, необходимых для изготовления новых  станков.

Избыточная «самоедская» индустриализация плановой экономики  и современная финансизация рыночной имеют одну и ту же первопричину. Ее следует искать в теории экономической  власти.

Для увеличения своей экономической  власти группа лиц, связанная с определенной отраслью или сферой деятельности, всегда старается внедрить свои корпоративные  цели в идеологию общества.

Другая крайность наблюдается  сейчас в рыночной экономике. Завоевавшая  власть информационно-финансовая мировая  элита сумела через подконтрольные ей СМИ (а это почти все СМИ) внедрить в общественное сознание развитых стран новую модель поведения  – сориентированную на доминирование  услуг в потреблении и финансовых инструментов в накоплениях. Это  позволяет ей прочно удерживать экономическую  власть в мире.

Доля золота в золотовалютных запасах государств постоянно снижается  – сейчас она около 18%. За последние 40 лет США сократили свои запасы вдвое. Общие резервы всех государств в форме официальных золотых запасов оцениваются в 30 тыс. т, или в 300 млрд. долл. Общие золотовалютные резервы мира можно оценить в 1,8 трлн. долл. Рекордсменом здесь Китай (220 млрд. долл.), за ним следует Япония (около 200 млрд. долл.), дальше с большим отрывом Германия (80 млрд. долл.) и США (70 млрд. долл.).

Итак, финансизация экономики  заключается в том, что финансовая система начала жить своей собственной  жизнью, отодвинув на второй план свои функции по отношению к реальной сфере экономики.

 

3. Сущность, принципы и функции финансов

3.1. Сущность и принципы финансов

Финансы являются одной из важнейших экономических  категорий, отражающей экономические  отношения в процессе создании и  использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и  отражения финансовых отношений  реальным движением денежных средств.

Реальное  движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и  обмене.

На второй стадии движения стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется  ее отчуждением (переходом из рук  одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости.

На третьей  стадии распределенная стоимость (в  денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости  здесь не происходит.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства  имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей  – двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной.

Так как  на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые  обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью  возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических  категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной  сферой возникновения финансовых отношений  являются процессы первичного распределения  стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается  на составляющие ее элементы, и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между  субъектами хозяйствования и конкретизация  целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости  с помощью финансов обязательно  сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую  форму финансовых ресурсов. Они формируются  у субъектов хозяйствования и  государства за счет различных видов  денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы  выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет  выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном  распределении. Это происходит вне  зависимости от общественно-экономической  формации, хотя формы и методы, с  помощью которых образуются и  используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в  основном через денежные формы социального  целевого назначения, хотя возможно и  нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы  относятся: возможность теснее увязать  удовлетворение любой потребности  с экономическими возможностями, обеспечение  концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании  всего вышесказанного можно дать следующие определения: финансы  – это денежные отношения, возникающие  в результате распределения и  перераспределения стоимости валового общественного продукта и части  национального богатства в связи  с формирование денежных доходов  и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием  функционирования финансов является наличие  денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потом, что позволяют  приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая  в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных  потребностей. Это происходит с помощью  формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава  и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью  государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного  производства в отраслевом и территориальном  аспектах, защита окружающей среды  и удовлетворение других общественных потребностей.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены  потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную  необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы  их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может  создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного  развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших  экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру  экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Информация о работе Финансовая система России