Финансовая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение финансовой системы РФ, ее состава и перспективы развития. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и законы денежного обращения, рассмотреть финансовую систему РФ, а также ее состав и перспективы.

Оглавление

Введение 3
1. Финансовая система РФ, ее специфика и состав 4
1.1. Элементы финансовой системы 4
1.2. Бюджетная система – центральный элемент финансовой системы 12
2. Современные тенденции и перспективы финансовой системы 16
2.1. Государственная политика в области финансов 16
2.2. Особенности «финансизации» экономики 20
3. Сущность, принципы и функции финансов 23
3.1. Сущность и принципы финансов 23
3.2. Функции финансов 27
Заключение 31
Библиографический список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая. Экономическая теория.docx

— 55.89 Кб (Скачать)

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят  от того, какое место денежные отношения  занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения  выражают финансовые отношения. Финансы  отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги  – это всеобщий эквивалент, с  помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных  производителей, а финансы – экономический  инструмент распределения и перераспределения  валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использовании  фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы  путем образования денежных доходов  и фондов обеспечить не только потребности  государства и предприятий в  денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, которые  возникают между:

  • предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
  • предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределений;
  • государством и предприятиями при уплате или налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
  • государством и гражданами при внесении или налогов и добровольных платежей;
  • предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
  • отдельными звеньями бюджетной системы;
  • органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;
  • денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

 

3.2. Функции финансов

Если  говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они  выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует  в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

Каждая  финансовая операция означает распределение  общественного продукта и национального  дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция проявляется при распределении  национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма  равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении  национального дохода среди участников материального производства. Они  делятся на две группы:

  1. зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
  2. доходы предприятий сферы материального производства.

Однако  первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных  для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения  обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение  или перераспределение национального  дохода, связанное:

  • с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
  • наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
  • перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуется вторичная, или производственные доходы. К ним  относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования  национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении  национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших  при первичном распределении  национального дохода, в пропорции  его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между  материальными и финансовыми  ресурсами и, прежде всего между  размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом  и структурой средств производства и предметов потребления –  с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах  структурной перестройки народного  хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев  населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение национального  дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного  хозяйства, отраслями материального  производства, отдельными регионами  страны, формами собственности и  социальными группами населения.

Конечная  цель распределения и перераспределения  национального дохода и ВВП, совершаемых  с помощью финансов, состоит в  развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев  населения. При этом роль финансов подчинена  задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов  предприятий и организаций в  улучшении финансово-хозяйственной  деятельности, достижении наилучших  результатов при наименьших затратах.

Будучи  инструментом формирования и использования  денежных доходов и фондов, финансы  объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется  в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение  финансового развития общественного  и частного производства, ускорение  научно-технического прогресса, всемерное  улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих  субъектов и граждан стабильные условия в экономических и  социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку  без этого невозможно осуществление  инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается  Правительством РФ как необходимое  условие для перехода рыночной экономики  к социально ориентированному экономическому росту.

 

 

Заключение

Финансовая  система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных  целей, ради которых создавалось  государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные  финансы, финансы государственных  предприятий и специальные правительственные  фонды.

Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит  из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные  бюджеты. С принятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в  первый уровень бюджетной системы.

Финансовая  политика играет важнейшую роль для  достижения целей, поставленных перед  государством. Финансовая политика определяет основные направления использования  финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности  использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.

Процесс «финансизации» заключается в том, что современная финансовая система  отодвинула на второй план свои функции  по отношению к реальной сфере  экономики. Меняется и роль населения  в финансовой системе. Произошло  увеличение числа лиц, самостоятельно инвестирующих некоторые суммы  в акции предприятий.

 

Библиографический список литературы:

  1. Белоглазова Г.Н. «Денежное обращение и банки» - изд. «Финансы и статистика». М. 2006.
  2. Булатов А.С., Экономика, М.: «БЕК», 2009.
  3. Жуков Е.Ф. «Деньги. Кредит. Банки», Учебное пособие - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.
  4. Жуков Е.Ф. «Общая теория денег и кредита», Учебное пособие – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.
  5. Камаев В.Д. «Учебник по основам экономической теории» - М.: Изд. МГТУ, 2007.
  6. Колесников В.И.. «Банковское дело» - М.: Финансы и статистика, 2007.
  7. Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006.
  8. Перламутров В.Л., Липец Ю.Г. «Азбука биржевой деятельности». – М:. Финансы и статистика, 2002.
  9. «Пути преодоления кризиса платежной системы в России» // Финансы, 2006, №1
  10. «Стратегия развития платежной системы России» // Деньги и кредит, 2006, №11
  11. http://www.cis2000.ru/Budgeting/optionC.shtml
  12. http://www.finteoria.ru/finross.html
  13. http://www.currency-exchange.ru/finance/261/
  14. http://www.globfin.ru/articles/money/russia.htm
  15. http://dvo.sut.ru/libr/eius/i189anav/2.htm
  16. http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/19150
  17. http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=004285

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Финансовая система России