Финансовая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:50, реферат

Краткое описание

В работе рассмотрены финансовые и экономические отношения, возникающие в процессе функционирования финансовой системы РФ между государством, муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами и населением.

Оглавление

Введение
1. Понятие и структура финансовой системы РФ
2. Государственные и муниципальные финансы как элемент финансовой системы
3. Финансы организаций и населения как элемент финансовой системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Finansovaya_sistema_Rossii (1).docx

— 54.88 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

  1. Понятие и структура финансовой системы РФ
  2. Государственные и муниципальные финансы как элемент финансовой системы
  3. Финансы организаций и населения как элемент финансовой системы

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как  экономическая жизнь страны в  значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система Российской Федерации.

Финансовая система сегодня  является предметом дискуссий и  обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической  системы, отставание в адаптации  к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому  признаку финансовые отношения. Финансовые отношения присутствуют практически  повсеместно в нашей жизни. Они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, входят в одно из звеньев финансовой системы.

Финансы - это система экономических  отношений в сфере формирования, распределения и использования  фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых  происходит через особые фонды, - это  финансовые отношения. Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.

Совокупность финансовых отношений  в рамках национальной экономики  образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических  отношений она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств. С точки зрения макроэкономического  анализа и роли государства в  развитии национальной экономики особое значение имеют государственные  финансы. Принципом их построения, характерным  для финансовых систем современных  развитых стран, является принцип фискального  федерализма, при котором четко  разграничены функции между различными уровнями системы. В соответствии с  этим принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный  бюджет; в федеративных государствах - местные бюджеты не входят в  бюджеты членов федерации, а последние  не включаются в государственный  федеральный бюджет.

Объектом данной работы является финансовая система РФ. Предметом являются финансовые и экономические отношения, возникающие в процессе функционирования финансовой системы РФ между государством, муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами и населением.

 

 

  1. Понятие и структура финансовой системы РФ

 

Финансы – инструмент рыночной экономики. Они являются ее неотъемлемой частью, помогающей осуществить методы государственного регулирования путем формирования различных фондов денежных средств. Финансы поддерживают определенные пропорции между производством и его потреблением.

Финансы как научное понятие  обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных  формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств.

Субъектом государственных финансовых ресурсов является само государство. Объектом государственных финансовых ресурсов являются финансовые отношения в результате действий, которых образуются целевые денежные фонды: доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

Финансовые ресурсы выступают  материальными носителями финансовых отношений. Они выступают объектом реального денежного оборота, являются источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Таким образом, финансовые ресурсы  государства – это совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство. Финансовые ресурсы являются результатом  взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.

Финансовые ресурсы необходимы государству для реализации функций возложенных на него. Без наличия достаточных финансовых ресурсов государство не может эффективно влиять на развитие производства, социальной сферы, участвовать в международных отношениях, организовать свою внешнюю защиту и обеспечить внутренний правопорядок.

Финансовая система может быть рассмотрена как совокупность определенных финансовых функций, в этом плане  финансовые системы достаточно типичны  и зависят от уровня развития экономики, государства. Структура финансовой системы – это совокупность её элементов и связей между ними. Каждая сфера финансовых отношений характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Общегосударственные финансы  обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, финансы  хозяйствующих субъектов используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются  путем распределения и перераспределения  национального дохода, созданного в  отраслях материального производства.

В литературе финансовая система, структура  ее правовых институтов определяется авторами по-разному. Финансовая система РФ может быть представлена совокупностью трех основных звеньев:

1. Государственные финансы, которые объединяют: федеральный бюджет, бюджет субъектов Федерации, бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов, денежные средства Банка России, денежные средства государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями. Он выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы  значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании  усиливается. Основные задачи бюджетной политики состоят в следующем:

■ удержать экономику от спада производства;

■ обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо, прежде всего, предпринять неотложные меры к укреплению денежного обращения как основы успешного проведения экономических реформ. Только в условиях устойчивого и хорошо функционирующего денежного обращения возможно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма;

■ стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;

■ сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;

■ укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

■ создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;

■ усилить контроль за величиной государственного долга.

2. Местные финансы охватывают местные бюджеты, муниципальные внебюджетные фонды, денежные средства муниципальных банков, денежные средства муниципальных унитарных предприятий и учреждений, разовые добровольные сборы средств граждан.

3. Частные финансы — это денежные средства юридических лиц и иных организаций, основанных на праве частной собственности, и денежные средства физических лиц.

В.П.Литовченко рассматривает структуру  финансовой системы РФ, в основе которой лежит принцип разделения финансов на общегосударственные и децентрализованные ( рис. 1). Рис. 1. Основные звенья финансовой системы РФ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основой общегосударственных финансов являются бюджеты соответствующего уровня. К общегосударственным финансам относятся также государственные  социальные внебюджетные фонды, государстсвенное кредитование. Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономических процессов и распределительных отношений на макро уровне. Общегосударственные финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов самоуправления, их формирование и распределение имеют централизованный характер.

Децентрализованные финансы включают в себя финансы кредитно-банковской системы, страхования, финансы предприятий в большей степени осуществляют регулирование экономических процессов на микроуровне. Но в то же время нельзя утверждать, что эти звенья финансовой системы обслуживают лишь уровень хозяйствующих субъектов, поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между всеми звеньями финансовой системы.

Через финансовую систему государство, принимая соответствующие законы, нормативные  акты, воздействует на формирование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, используя для этого финансовые инструменты: налоги, систему кредитования, механизм ценообразования и т.д.

С одной стороны, главным источником доходов бюджетов всех уровней является ВВП, создаваемый в сфере материального  производства (далее через налогообложение  формируются бюджет, социальные внебюджетные фонды). С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства предприятиями осуществляется не только за счёт собственных средств, но и за счёт прямых ассигнований из бюджета либо государственного кредита. Финансы предприятий связаны также с кредитной системой. При недостатке собственных денежных средств, особенно на пополнение оборотного капитала, используют кредиты банков. Для решения своих финансово-экономических проблем предприятия могут привлекать также средства других хозяйствующих субъектов (предприятий, страховых компаний и т.д.). Таким образом, взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены их единой сущностью.

Роль, которую государство выполняет  в социально-экономическом развитии общества, определила необходимость  централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов.

Федеральный, региональные и местные  бюджеты являются основной составляющей общегосударственных финансов и представляют собой форму образования и использования централизованного фондаденежных средств, необходимых для обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления. Бюджет играет ведущую роль в создании экономических условий для обеспечения национальной безопасности страны, содержания органов государственного управления, проведения фундаментальных исследований, охраны окружающей среды, поддержки и развития предприятий различных форм собственности, социальной и культурной сферы.

Государственные внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Государственных внебюджетные фонды РФ:

■ пенсионный фонд РФ (выплата  трудовых пенсий и социальных пенсий и пособий; выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий (МВД, ФСБ); содержание аппарата Пенсионного  Фонда; расходы по доставке пенсий; выплата пособий на погребение);

■ фонд социального страхования  РФ – это часть государственной  системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования  работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе и по не зависящим от них обстоятельствам;

■ фонд обязательного медицинского страхования, который является всеобщим и реализуется по единым правилам и программам. Программы включают «гарантируемый» объем и условия  оказания медицинской и лекарственной  помощи гражданам.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заёмщиком – государство в лице его исполнительных органов. Государственный кредит используется для покрытия дефицита бюджета, стабилизации денежного обращения в стране.

Различают государственный внутренний долг и внешний долг. Государственный  внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед  юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществлённые посредством выпуска ценных бумаг  от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ. Государственный внешний долг – полученные из различных источников внешние заимствования.

Информация о работе Финансовая система России