Финансовая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:42, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной расчетно-графической работы, является изучение бюджетной системы РФ.
В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи:
Рассмотрение таких понятий как, бюджетная система и бюджетное устройство.
Изучить бюджетную систему РФ.
Проанализировать принципы построения бюджетной системы РФ.
Выявить сущность бюджетного федерализма.
Проанализировать отчет о движении денежных средств в федеральном бюджете.

Файлы: 1 файл

финансовая система россии.docx

— 39.92 Кб (Скачать)

Введение

 

     Бюджет  играет важную роль в жизни каждого  государства. Он является статьей доходов  и расходов государства, оказывающей  влияние на благосостояние каждого. Как известно, бюджет на всех его  уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении  научно-технического прогресса (бюджетные  финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики  посредством инвестирования, дотаций  и т.д.).

     Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна  благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный  долг побуждает государство усилить  налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода  на медицину, образование и т.д. С  другой стороны достаток бюджетных  средств (бюджетный профицит) позволяет  увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

     Так же достаток бюджетных средств позволяет  государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие  бюджетных средств позволяет  государству осуществлять государственное  регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное  количество бюджетных средств позволяет  государству задействовать непосредственно  экономические рычаги государственного регулирования. Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической  науке, требующим большого внимания.

     Бюджетная система, как совокупность бюджетов государства, административно-территориальных  единиц и бюджетов (смет) и счетов автономных в бюджетном отношении  учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях и юридических нормах. Характер бюджетной системы определяется социально-экономическим и политическим строем страны, а её организационное построение зависит от формы государственного и административного устройства

     Целью данной расчетно-графической работы, является изучение бюджетной системы  РФ.

     В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи:

  • Рассмотрение таких понятий как, бюджетная система и бюджетное устройство.
  • Изучить бюджетную систему РФ.
  • Проанализировать принципы построения бюджетной системы РФ.
  • Выявить сущность бюджетного федерализма.
  • Проанализировать отчет о движении денежных средств в федеральном бюджете.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Этапы  становления и развития  финансовой  системы России 

     В Российской экономической теории финансовая система определяется как совокупность финансов отдельных секторов экономики. Эти сектора, совершая финансовые операции, подключаются к финансовой системе  и становятся ее отдельными звеньями. Обычно выделяют пять основных звеньев  финансовой системы: государственная  бюджетная система, внебюджетные специальные  фонды, денежно-кредитная система, фонды  страхования, финансы предприятий  различных форм собственности. Некоторые  авторы учебников по финансам добавляют  финансы домашних хозяйств.

     Ведущим звеном финансовой системы выступает  государственный бюджет, который  представляет собой форму образования  и расходования централизованного  фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и  органов территориального  (регионального и местного) самоуправления.

     Внебюджетные  специальные фонды образуются за счет страховых взносов работников, самозанятых лиц, предпринимателей, а также дотаций из государственного бюджета. Главная причина возникновения  внебюджетных фондов – необходимость  выделения особо важных для общества расходов в специальную группу и  обеспечение их самостоятельными источниками  доходов. Средства этих фондов используются для выплаты пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери  кормильца, по временной нетрудоспособности,  по безработице, беременности и родам  и др.

     Денежно-кредитная  система включает в себя финансовые ресурсы коммерческих банков и прочих депозитных организаций. Они формируются  за счет вкладов населения и предприятий  и предназначены для кредитования экономических агентов. К этой системе  можно отнести финансовые ресурсы, чье движение опосредовано рынками  ценных бумаг, а также государственный  кредит.

     Фонды страхования формируются за счет страховых взносов населения  и предприятий и предназначены  для возмещения причиненного виновной стороной материального ущерба и  покрытия страховых рисков

     Финансы предприятий является основой финансовой системы. На предприятиях формируется  основная часть финансовых ресурсов страны.

     Преобразования  финансовой системы в России началось раньше всех экономических структур, так как финансовая система плановой экономики не позволяла даже приступить к решению задач перехода к  рынку.

     Эти преобразования коснулись всех звеньев  финансовой системы, которые были рассмотрены  выше.

     Коренная  перестройка государственной бюджетной  системы началась в 1991 году. До этого  момента государственный бюджет РСФСР, как и других союзных республик, включался в государственный  бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, включая сельские и поселковые.

     В настоящее время бюджетная система  РФ состоит из трех уровней:

     1.      Федеральный бюджет РФ

     2.      Бюджеты субъектов федерации

     3.      Местные бюджеты

     Государственная бюджетная система РФ включает республиканский (федеральный) бюджет, бюджеты 21 республики, которые входят в РФ, 55 краевых  и областных бюджетов, 2 городских  бюджета (Москвы и Санкт-Петербурга), 10 окружных  бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области  и около 29 тысяч местных бюджетов (городских, поселковых, сельских).

     Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами  в бюджеты вышестоящих  уровней.

     Основными принципами построения современной  бюджетной системы в РФ являются: единство бюджетной системы, разграничение  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность  бюджетов.

     Единство  бюджетной системы РФ обеспечивается за счет единой правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единого  порядка ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и  местных бюджетов.

     Разграничение доходов и расходов означает закрепление  соответствующих видов доходов (частично или полностью) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ. Органами государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

     Самостоятельность бюджетов предполагает наличие собственных  источников доходов бюджетов каждого  уровня. Эти источники определяются в соответствии с законодательством  РФ. Органы власти самостоятельно принимают  решения о направлениях использования  полученных средств.

     Внебюджетные  фонды РФ в настоящее время, образуются в соответствии с Законом РСФСР  “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 г. Решения об образовании  или ликвидации соответствующих  внебюджетных фондов принимают Федеральное  Собрание РФ, а также государственные  органы представительной власти субъектов  федерации и местного самоуправления

     Внебюджетные  фонды имеют строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.

     По  своему назначению внебюджетные фонды  делятся на две группы: социальные фонды и экономические фонды.

     В зависимости от правового статуса  различают внебюджетные фонды, находящиеся  в собственности федеральной  власти – федеральные фонды, и  фонды, создаваемые по решению органов  власти субъектов федерации и  местных органов самоуправления – региональные фонды, а также  внебюджетные фонды создаваемые группами предприятий – отраслевые и межотраслевые фонды.

     Так, например, к основным социальным федеральным  фондам относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Государственный  фонд занятости населения, фонды  обязательного медицинского страхования. К экономическим фондам относятся  федеральные и региональные дорожные фонды, к региональным социальным фондам -  фонды развития жилищной сферы, к экономическим отраслевым и  межотраслевым фондам - фонды  НИОКР  и пр.

     В настоящее время средства большинства  федеральных и региональных внебюджетных фондов включены в соответствующие  бюджеты.

     Денежно-кредитная  система Российской Федерации раньше других звеньев финансовой системы  подверглась радикальной перестройке. Фундаментом новой денежно-кредитной  системы стали преобразования в  банковской сфере. В дореформенный  период фактически существовала однобанковская система, в которой Госбанк СССР распределял в соответствии с  планом через свои филиалы все  финансовые ресурсы в стране. Кроме  того, лишь один банк мобилизовывал  сбережения населения – Сбербанк, являвшийся, по сути, отделением Госбанка.

     Перестройка банковской сферы началась в 1987 году. Первый этап включал создание двух уровней банковской системы. Госбанк  был преобразован в Центральный  Банк Советского Союза. Он стал ответственным  за проведение денежно-кредитной политики, обеспечение стабильности национальной валюты, надзор за коммерческими банками  и проведение межбанковских расчетов. Все остальные функции были возложены  на второй уровень банковской системы, состоящий из пяти специализированных банков: сберегательного банка (Сбербанк СССР), банка для  внешней торговли (Внешторгбанк СССР), банка для строительства  и промышленности (Промстройбанк  СССР), банка для обслуживания социальной сферы и малых предприятий (Жилсоцбанк СССР) сельскохозяйственного банка (Агропромбанк СССР).

     В конце 1988 г. и в начале 1989 г. прошел второй этап. Он характеризовался быстрым  ростом разветвленной сети отраслевых и региональных коммерческих банков. Которые создавались как акционерные  компании или кооперативы. Коммерческие банки также организовывались общественными  организациями, научно-исследовательскими институтами, группами государственных  предприятий и частными лицами.

     Появление большого количества коммерческих банков означало ослабление монополизма в  денежно-кредитной сфере и развитие конкуренции.

     В 1991 году три крупных специализированных банка – Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк – были перерегистрированы как самофинасируемые, акционерные  банки со своими центральными конторами  и региональными отделениями. Сбербанк был утвержден в качестве коммерческого, но со своими специфическими функциями  обслуживания вкладов населения.

     В конце 1991 г. в связи с распадом СССР Центральный Банк Российской Федерации  взял на себя все полномочия Госбанка СССР. В январе 1992 г. был упразднен  союзный Сбербанк, а его российское отделение преобразовано в Сбербанк России.

     Бывшие  специализированные банки стали  крупнейшими коммерческими банками  России. Появился ряд совместных банков с участием иностранного капитала (международный  московский банк, Диалог –банк и  др.). Они специализируются на международных  операциях и различного вида финансовых услуг. Всего в РФ в настоящее  время действует около 1.300 коммерческих банков.

     Девяностые  годы в России характеризуются также  быстрым ростом небанковских финансовых посредников: пенсионных фондов, кредитных  союзов, ссудосберегательных ассоциаций и т.п. Особое место среди небанковских финансовых структур занимают инвестиционные фонды. В России они появились, прежде всего, в виде ЧИФов (чековых инвестиционных фондов). Это было вызвано принятием законодательных актов о ваучерной приватизации. Множественные ограничения в деятельности фондов и экономическая ситуация в стране не позволили этим фондам проявить себя в полной мере в качестве надежного инвестора.

     С 1993 г. в РФ начинает формироваться  рынок ценных бумаг негосударственных  эмитентов- частных и приватизируемых  предприятий, инвестиционных и финансовых компаний, коммерческих банков Постепенно ценные бумаги превращаются в важнейший  инструмент аккумулирования денежных средств предприятий и населения  и кредитования реального сектора  экономики.

Информация о работе Финансовая система России