Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 18:06, реферат
Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.
Введение……………………………………………………………………
3
1
Финансовая система страны: понятие, сущность, основные элементы…………………………………………………………………..
4
2
Государственный бюджет………………………………………………...
9
3
Внебюджетные фонды…………………………………………………….
11
4
Государственный кредит………………………………………………….
12
Заключение……………………………
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1 |
Финансовая система страны:
понятие, сущность, основные элементы………………………………………………………… |
4 |
2 |
Государственный бюджет………………………………………………... |
9 |
3 |
Внебюджетные фонды……………………………………………………. |
11 |
4 |
Государственный кредит…………………………………………………. |
12 |
Заключение…………………………………………………… |
14 | |
Приложение 1……………………………………………………………. |
15 | |
Список литературы…………………………………………………… |
16 |
Введение
Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система РФ.
В каждой стране
финансовая система имеет свою
специфику и особенности, в зависимости
от степени развития
Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.
Именно поэтому, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе РФ, знать её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.
1 Финансовая система страны: понятие, сущность, основные элементы
Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой1.
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Роль финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, т.е. с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Также роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны.
Часть экономистов считает, что финансовой системе присущи две функции: распределительная и контрольная. Некоторые исследователи считают, что финансовая система имеет и другие функции: оперативную, стимулирующую, перераспределительную, воспроизводственную.
Предполагается, что основной функцией любой системы является управление. С помощью финансовой системы реализуются также функции экономической категории «финансы», обуславливающие целенаправленное использование финансов в общественном воспроизводстве. Таким образом, основной функцией финансовой системы является управление совокупностью денежных отношений какого-либо характера.
Финансовую систему РФ можно представить как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев и элементов. Непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению.
Традиционно финансовую систему разделяют на две подсистемы: централизованные (государственные, или публичные) и децентрализованные.
Строение финансовой системы (см. приложение 1)
Децентрализованные финансы составляют основу финансовой системы, поскольку именно в сфере материального производства формируется большая часть ресурсов страны. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права и доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.). 2
К этой группе финансов относятся:
1 Финансы коммерческих
предприятий, представляющие собой
совокупность денежных
2 Финансы некоммерческих предприятий и организаций, которые создаются в виде различных добровольных союзов и фондов для достижения конкретных целей и не ставят перед собой задач по извлечению прибыли. Финансовые средства этих организаций – добровольные взносы, пожертвования, бюджетные средства;
3 Финансы домашних хозяйств,
которые имеют огромное
4. Особое значение в
системе децентрализованных
Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.
Централизованные финансы находятся в собственности государства и в соответствии с БК РФ объединяются в бюджетную систему.
Из определения следует, что бюджетная система включает в себя бюджеты трех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов. К централизованным финансам относят также государственный кредит.
Рассмотрим звенья централизованных финансов.
I. Согласно Бюджетному
кодекса РФ, Бюджетная система
РФ – это основанная на
Российская Федерация является федеративным государством и имеет трехуровневую бюджетную систему, соответствующую административно – территориальному делению государства.
В настоящее время Бюджетную систему, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, составляют три уровня3:
1) Федеральный бюджет
и бюджеты государственных
2) Бюджеты субъектов РФ
и бюджеты территориальных
3) Местные бюджеты;
Федеральный бюджет разрабатывается Минфином России, рассматривается и утверждается в трех чтениях Государственной Думой, одобряется Советом Федерации, подписывается Президентом РФ и публикуется в печати как Федеральный закон «О федеральном бюджете на … год».
Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет. Бюджет субъекта РФ, или региональный бюджет, предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Местные бюджеты согласно законодательству делятся на два уровня:
1. Бюджеты муниципальных
районов, бюджеты городских округов,
бюджеты внутригородских
2. Бюджеты городских и сельских поселений.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, который предназначен для исполнения его расходных обязательств. В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных сел и поселков. Практически все местные бюджеты дефицитны. Данную проблему государство пытается решить путем выделения из специальных фондов, формируемых в бюджетах вышестоящих уровней, межбюджетных трансфертов, которые являются инструментами вертикального бюджетного выравнивания.
II. Государственный внебюджетный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В РФ действуют три обязательных внебюджетных фонда:
1. Пенсионный фонд РФ;
2. Фонд социального страхования РФ;
3. Федеральный фонд
III. Государственный кредит представляет собой систему формирования и использования ссудного фонда государства. Как экономическая категория государственный кредит выражает совокупность денежных отношений между государством (в лице органов власти) с одной стороны и другими субъектами (физические или юридические лица, резиденты и нерезиденты) с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения, при этом государство выступает в роли кредитора, заёмщика или гаранта.
2 Государственный бюджет
Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.
Государственный бюджет характеризуется следующими чертами:
Основные функции бюджета:
В управлении бюджетным процессом принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в этом процессе занимает Министерство финансов РФ.