Финансовая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 18:06, реферат

Краткое описание

Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………
3
1
Финансовая система страны: понятие, сущность, основные элементы…………………………………………………………………..

4
2
Государственный бюджет………………………………………………...
9
3
Внебюджетные фонды…………………………………………………….
11
4
Государственный кредит………………………………………………….
12

Заключение……………………………

Файлы: 1 файл

реферат по финансам.docx

— 62.81 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………

3

1

Финансовая система страны: понятие, сущность, основные элементы…………………………………………………………………..

 

4

2

Государственный бюджет………………………………………………...

9

3

Внебюджетные фонды…………………………………………………….

11

4

Государственный кредит………………………………………………….

12

 

Заключение…………………………………………………………………

14

 

 Приложение 1…………………………………………………………….

15

 

Список литературы………………………………………………………..

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизм и как функционирует финансовая система РФ.

 В каждой стране  финансовая система имеет свою  специфику и особенности, в зависимости  от степени развития финансовых  институтов. В странах Европы  под финансовой системой понимается  совокупность финансовых учреждений  и рынков, предоставляющих финансовые  услуги фирмам, домохозяйству и  государству, при этом правильная  организация работы финансовых  институтов является основой  для экономического роста и  развития страны. В РФ финансовую  систему понимают как форму  организации финансовых отношений  между всеми субъектами воспроизводственного  процесса по распределению и  перераспределению ВВП.

Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.

Именно поэтому, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе РФ, знать её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.

 

 

1  Финансовая  система страны: понятие, сущность, основные элементы

 

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой1.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Роль финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, т.е. с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Также роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны.

Часть экономистов считает, что финансовой системе присущи две функции: распределительная и контрольная. Некоторые исследователи считают, что финансовая система имеет и другие функции: оперативную, стимулирующую, перераспределительную, воспроизводственную.

Предполагается, что основной функцией любой системы является управление. С помощью финансовой системы реализуются также функции экономической категории «финансы», обуславливающие целенаправленное использование финансов в общественном воспроизводстве. Таким образом, основной функцией финансовой системы является управление совокупностью денежных отношений какого-либо характера.

Финансовую систему РФ можно представить как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев и элементов. Непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению.

Традиционно финансовую систему разделяют на две подсистемы: централизованные (государственные, или публичные) и децентрализованные.

 Строение финансовой  системы (см. приложение 1)

Децентрализованные финансы составляют основу финансовой системы, поскольку именно в сфере материального производства формируется большая часть ресурсов страны. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права и доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.). 2

К этой группе  финансов относятся:

1 Финансы коммерческих  предприятий, представляющие собой  совокупность денежных отношений, возникающих у конкретных хозяйствующих  субъектов, связанных с формированием, распределением и использованием  фондов денежных средств;

2 Финансы некоммерческих  предприятий и организаций, которые  создаются в виде различных  добровольных союзов и фондов  для достижения конкретных целей и не ставят перед собой задач по извлечению прибыли. Финансовые средства этих организаций – добровольные взносы, пожертвования, бюджетные средства;

3 Финансы домашних хозяйств, которые имеют огромное значение  в регулировании платежного спроса  и создании ВВП и НД. Чем  богаче граждане страны и чем  больше доходы общества, тем выше  спрос на товары и услуги, производимые  в сфере материального и нематериального  производства.

4. Особое значение в  системе децентрализованных финансов  и во всей финансовой системе  развитых стран мира имеют  финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации  взаимодействия лиц, имеющих временно  денежные средства, с лицами, нуждающимися  в денежных средствах. В этом  звене финансовой системы в  развитых странах мира сконцентрированы  огромные финансовые ресурсы, используемые  прежде всего на инвестиционные  цели.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

Централизованные финансы находятся в собственности государства и в соответствии с БК РФ объединяются в бюджетную систему.

Из определения следует, что бюджетная система включает в себя бюджеты трех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов. К централизованным финансам относят также государственный кредит.

Рассмотрим звенья централизованных финансов.

I. Согласно Бюджетному  кодекса РФ, Бюджетная система  РФ – это основанная на экономических  отношениях и государственном  устройстве РФ, регулируемая законодательством  РФ совокупность федерального  бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Российская Федерация является федеративным государством и имеет трехуровневую бюджетную систему, соответствующую административно – территориальному делению государства.

В настоящее время Бюджетную систему, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, составляют три уровня3:

1) Федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов;

2) Бюджеты субъектов РФ  и бюджеты территориальных внебюджетных  фондов;

3) Местные бюджеты;

Федеральный бюджет разрабатывается Минфином России, рассматривается и утверждается в трех чтениях Государственной Думой, одобряется Советом Федерации, подписывается Президентом РФ и публикуется в печати как Федеральный закон «О федеральном бюджете на … год».

Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет. Бюджет субъекта РФ, или региональный бюджет, предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Местные бюджеты согласно законодательству делятся на два уровня:

1. Бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга;

2. Бюджеты городских и  сельских поселений.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, который предназначен для исполнения его расходных обязательств. В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных сел и поселков. Практически все местные бюджеты дефицитны. Данную проблему государство пытается решить путем выделения из специальных фондов, формируемых в бюджетах вышестоящих уровней, межбюджетных трансфертов, которые являются инструментами вертикального бюджетного выравнивания.

II. Государственный внебюджетный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В РФ действуют три обязательных внебюджетных фонда:

1. Пенсионный фонд РФ;

2. Фонд социального страхования  РФ;

3. Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

III. Государственный кредит представляет собой систему формирования и использования ссудного фонда государства. Как экономическая категория государственный кредит выражает совокупность денежных отношений между государством (в лице органов власти) с одной стороны и другими субъектами (физические или юридические лица, резиденты и нерезиденты) с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения, при этом государство выступает в роли кредитора, заёмщика или гаранта.

 

 

 

 

 

 

 

2 Государственный бюджет

 

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.

Государственный бюджет характеризуется следующими чертами:

  • носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета;
  • формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

Основные функции бюджета:

  • перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение финансовой политики;
  • контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

В управлении бюджетным процессом принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в этом процессе занимает Министерство финансов РФ.

Информация о работе Финансовая система России