Финансовая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение финансовой системы РФ, ее состава и перспективы развития. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и законы денежного обращения, рассмотреть финансовую систему РФ, а также ее состав и перспективы.

Оглавление

Введение 3
1. Финансовая система РФ, ее специфика и состав 4
1.1. Элементы финансовой системы 4
1.2. Бюджетная система – центральный элемент финансовой системы 12
2. Современные тенденции и перспективы финансовой системы 16
2.1. Государственная политика в области финансов 16
2.2. Особенности «финансизации» экономики 20
3. Сущность, принципы и функции финансов 23
3.1. Сущность и принципы финансов 23
3.2. Функции финансов 27
Заключение 31
Библиографический список литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая. Экономическая теория.docx

— 55.89 Кб (Скачать)

Можно сделать вывод, что  финансовая система – это совокупность финансовых отношений.  Финансовая система не есть только лишь сами по себе деньги. Она включает в себя весь комплекс отношений связанных  с товарообменом – это и  банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система), в нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствует товарному обращению между субъектами производства.

Закон денежного обращения устанавливает  количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения  и средства платежа.

Количество  денег, потребное для выполнения деньгами функции средства обращения  при металлическом обращении, определяется по формуле:

 

Количество денег, необходимое  для суммы товарных цен выполнения ими функции средства

=

сумма товарных цен

--------------------------------------------

скорость  обращения денег


NiЦi

KDo = ---------------

Vд

С появлением кредитных денег закон, определяющий количество денег в обращении  приобретает следующий вид:

При металлическом  обращении количество денег в  обороте и устойчивость денежного  обращения обеспечивались стихийно через функцию денег как средства накопления и образования сокровищ. В условиях бумажно - денежного обращения роль регулятора денежного обращения принадлежит государству.

Денежная  масса - это совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству.

 

Таблица 2.Состав и структура  денежной массы

Виды денег

Начало XX в. при золотом обращении

Накануне 1-й мировой  войны

золотые монеты

40 %

15 %

банкноты и кредитные  деньги

50 %

22 %

остатки на счетах в кредитных  учреждениях

10 %

67 %


 

В финансовой статистике России для анализа происходящих изменений используют денежные агрегаты M0, M1, M2, M3.

Агрегат M0 — наличные деньги в обращении.

Агрегат M1 — агрегат M0 + средства предприятий на различных счетах в банках, вклады населения до востребования, средства страховых компаний.

Агрегат M2 — агрегат M1 + срочные депозиты населения в сберегательных банках, в том числе компенсации.

Агрегат M3 — агрегат M2 + сертификаты и облигации государственного займа.

Равновесие  наступает при M2>M1, укрепляется при M2+M3>M1.

Переход денег из безналичного оборота в  наличный вызывает нехватку наличных денег в стране; ведет к возникновению  теневой экономики; способствует уклонению  предприятий от уплаты налогов; свидетельствует  о снижении возможности государства  влиять на реальные хозяйственные процессы.

 

1.2. Бюджетная система – центральный  элемент финансовой системы.

Центральное место в  финансовой системе любого государства  занимает государственный бюджет –  имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами  общества определяют и особенности  финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе  и бывшем СССР, в силу монополии  государственной собственности  на средства производства и наличия  мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные  финансы подчиняли себе и финансы  предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались  как доходы государства.

Кардинальные изменения  в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х  гг., вызвали серьезную трансформацию  бюджетного механизма. Появление новых  форм собственности, и, следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

БК РФ дает следующее  определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права  совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов». Под бюджетным  устройством принято понимать организацию  бюджетной системы и принципы ее построения.

 Бюджетная система  РФ состоит из бюджетов трех  уровней1:

  • первый уровень – федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень – бюджеты субъектов и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень – местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

 Как видно, бюджетное  устройство РФ определяется ее  государственным устройством –  в унитарных государствах бюджетная  система имеет два уровня –  государственный бюджет и местные  бюджеты (однако и в унитарных,  и в федеративных государствах  бюджеты нижестоящих уровней  (нижестоящих государственных и  административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих  уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные  фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему. Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» т.е. свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории и муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень  бюджетной системы РФ. Федеральный  бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона.

Государственный внебюджетный фонд – форма образования и  расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные  внебюджетные фонды предназначены  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют  строгое целевой назначение. Расходы  и доходы (бюджет) государственных  внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме  закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных  внебюджетных фондов находятся в  государственной собственности.

Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды не включались в бюджетную  систему РФ, являясь самостоятельным  элементом российской финансовой системы  (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации – во второй. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации. БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:

  • пенсионный фонд Российской Федерации;
  • фонд социального страхования Российской Федерации;
  • федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Следовательно, целевые  федеральные бюджетные фонды, средства которых консолидируются в федеральном  бюджете это:

  • федеральный дорожный фонд Российской Федерации;
  • федеральный экологический фонд Российской Федерации;
  • государственный фонд борьбы с преступностью;
  • фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
  • фонд развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
  • фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
  • фонд развития таможенной системы Российской Федерации;
  • федеральный фонд Государственной налоговой службы и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;

Итак, центральное  место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет. Бюджетная система РФ состоит  из бюджетов трех уровней (федеральный  бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные  бюджеты).

 

2. Современные тенденции и перспективы финансовой системы

2.1. Государственная политика в  области финансов

В любом обществе государство  использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие  важнейшие звенья:

  • выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
  • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;
  • осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Финансовая политика как  специфическая область человеческой деятельности относится к категориям надстройки. Между нею и экономическим  базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики; последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью; у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

Политические  решения должны приниматься по законам  экономической логики, на основе четкого расчета и предвидения последствий проведения намеченных финансовых мероприятий, что позволит избежать частых, нередко непредсказуемых изменений в финансовой политике и создаст благоприятные условия для деятельности предприятий. В связи с этим важно отметить огромное значение достаточного объема достоверной информации о протекающих в экономике и социальной сфере процессах, результатах проведения тех или иных мероприятий финансовой политики. Информация наряду с выводами финансовой и политэкономической наук должна составлять необходимую базу для выработки эффективной финансовой политики. В ней важно соблюдать принцип обратной связи, служащий надежной основой для проверки правильности финансовой политики, позитивности ее влияния на развитие экономической и социальной сфер жизни общества.

Финансовая политика должна преследовать цель повышения объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост финансовой отдачи - это как лакмусовая бумажка для проверки действенности финансовой политики. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества. Например, в последние десятилетия большие и постоянно растущие суммы денежных средств ежегодно вкладывались в сельское хозяйство, капитальное строительство. Однако производство сельскохозяйственной продукции увеличилось крайне незначительно, снижалась эффективность капитальных вложений. Эти и другие факты игнорировались при выработке финансовой политики, что привело к резкому ухудшению финансового положения нашей страны.

Информация о работе Финансовая система России