Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 19:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение финансовой системы РФ, ее состава и перспективы развития. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и законы денежного обращения, рассмотреть финансовую систему РФ, а также ее состав и перспективы.
Введение 3
1. Финансовая система РФ, ее специфика и состав 4
1.1. Элементы финансовой системы 4
1.2. Бюджетная система – центральный элемент финансовой системы 12
2. Современные тенденции и перспективы финансовой системы 16
2.1. Государственная политика в области финансов 16
2.2. Особенности «финансизации» экономики 20
3. Сущность, принципы и функции финансов 23
3.1. Сущность и принципы финансов 23
3.2. Функции финансов 27
Заключение 31
Библиографический список литературы 32
Можно сделать вывод, что
финансовая система – это совокупность
финансовых отношений. Финансовая
система не есть только лишь сами по
себе деньги. Она включает в себя
весь комплекс отношений связанных
с товарообменом – это и
банки, и схема эмиссии, и механизм
размножения денег (кредитная система),
в нее можно включить и торговые
сети и многое другое: все, что способствует
товарному обращению между
Закон
денежного обращения
Количество денег, потребное для выполнения деньгами функции средства обращения при металлическом обращении, определяется по формуле:
Количество денег, необходимое для суммы товарных цен выполнения ими функции средства |
= |
сумма товарных цен ------------------------------ скорость обращения денег |
NiЦi
KDo = ---------------
Vд
С появлением кредитных денег закон, определяющий количество денег в обращении приобретает следующий вид:
При металлическом
обращении количество денег в
обороте и устойчивость денежного
обращения обеспечивались стихийно
через функцию денег как
Денежная масса - это совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству.
Таблица 2.Состав и структура денежной массы
Виды денег |
Начало XX в. при золотом обращении |
Накануне 1-й мировой войны |
золотые монеты |
40 % |
15 % |
банкноты и кредитные деньги |
50 % |
22 % |
остатки на счетах в кредитных учреждениях |
10 % |
67 % |
В финансовой статистике России для анализа происходящих изменений используют денежные агрегаты M0, M1, M2, M3.
Агрегат M0 — наличные деньги в обращении.
Агрегат M1 — агрегат M0 + средства предприятий на различных счетах в банках, вклады населения до востребования, средства страховых компаний.
Агрегат M2 — агрегат M1 + срочные депозиты населения в сберегательных банках, в том числе компенсации.
Агрегат M3 — агрегат M2 + сертификаты и облигации государственного займа.
Равновесие наступает при M2>M1, укрепляется при M2+M3>M1.
Переход денег из безналичного оборота в наличный вызывает нехватку наличных денег в стране; ведет к возникновению теневой экономики; способствует уклонению предприятий от уплаты налогов; свидетельствует о снижении возможности государства влиять на реальные хозяйственные процессы.
1.2. Бюджетная система –
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Как правило, тип государственного
устройства, сложившиеся формы управления
и взаимоотношений между
Кардинальные изменения
в экономике России, в ее политическом
статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х
гг., вызвали серьезную
БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней1:
Как видно, бюджетное
устройство РФ определяется ее
государственным устройством –
в унитарных государствах
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.
Государственный внебюджетный
фонд – форма образования и
расходования денежных средств, образуемых
вне федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации. Государственные
внебюджетные фонды предназначены
для реализации конституционных
прав граждан на пенсионное обеспечение,
социальное страхование, социальное обеспечение
в случае безработицы, охрану здоровья
и медицинскую помощь и имеют
строгое целевой назначение. Расходы
и доходы (бюджет) государственных
внебюджетных фондов утверждаются законодательными
(представительными) органами в форме
закона (решения) аналогично закону (решению)
об утверждении государственного бюджета.
Формируются государственные
Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации – во второй. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации. БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:
Следовательно, целевые
федеральные бюджетные фонды, средства
которых консолидируются в
Итак, центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты).
2. Современные тенденции и перспективы финансовой системы
2.1. Государственная политика в области финансов
В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы.
Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:
Финансовая политика как
специфическая область
Политические решения должны приниматься по законам экономической логики, на основе четкого расчета и предвидения последствий проведения намеченных финансовых мероприятий, что позволит избежать частых, нередко непредсказуемых изменений в финансовой политике и создаст благоприятные условия для деятельности предприятий. В связи с этим важно отметить огромное значение достаточного объема достоверной информации о протекающих в экономике и социальной сфере процессах, результатах проведения тех или иных мероприятий финансовой политики. Информация наряду с выводами финансовой и политэкономической наук должна составлять необходимую базу для выработки эффективной финансовой политики. В ней важно соблюдать принцип обратной связи, служащий надежной основой для проверки правильности финансовой политики, позитивности ее влияния на развитие экономической и социальной сфер жизни общества.
Финансовая политика должна преследовать цель повышения объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост финансовой отдачи - это как лакмусовая бумажка для проверки действенности финансовой политики. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества. Например, в последние десятилетия большие и постоянно растущие суммы денежных средств ежегодно вкладывались в сельское хозяйство, капитальное строительство. Однако производство сельскохозяйственной продукции увеличилось крайне незначительно, снижалась эффективность капитальных вложений. Эти и другие факты игнорировались при выработке финансовой политики, что привело к резкому ухудшению финансового положения нашей страны.