Несмотря на препятствия, чинимые
реформам, они зрели, чтобы проявиться
в нормативных актах, раскрепощающих
земельные и хозяйственные отношения
в стране. Радикальный перелом
наступил в 1990 году с обретением Российской
Федерацией суверенитета и началом
кардинальной земельной реформы.
3.5. Земельный строй России с
1990 года по настоящее время
С 1990 г. в законодательство Российской
Федерации вносятся изменения, реформирующие
земельный строй. Так, происходит:
1) радикальное изменение отношений
собственности. Законом от 24 декабря
1990 г. Российская Федерация заявила
о суверенном правовом регулировании
земельных отношений и отношений
по природопользованию только
российским законодательством и
законодательством входящих в
нее республик. С принятием
Закона «О собственности в
РСФСР» были реформированы отношения
собственности на землю и природные
объекты. В частности, был введен
правовой режим равноправного
положения всех форм и видов
собственности; установлены право
передавать земельные участки
в собственность граждан, а
также правовые гарантии для
собственников по владению, пользованию
и распоряжению землей и др.;
2) радикальное изменение производственных
отношений. С введением Закона
о предприятиях и предпринимательской
деятельности, гражданам России
было предоставлено право иметь
в индивидуальной или семейной
собственности сельскохозяйственные,
промышленные и иные предприятия
без ограничения форм, размеров,
видов их деятельности, за исключением
запрещенных законом.
Одновременно были созданы условия
для ломки социалистической собственности
в пользу частной, облегчен выход
предприимчивым гражданам из государственных
сельскохозяйственных предприятий
и колхозов для ведения свободного
частного хозяйствования на земле.
3) включение производителей сельскохозяйственной
продукции в отношения земельной
собственности. Например, земли колхозов,
других кооперативных сельскохозяйственных
предприятий, акционерных обществ,
в том числе созданных на
базе государственных сельскохозяйственных
предприятий, могут передаваться
в коллективную собственность
– совместную или долевую;
установлена также возможность
приобретения земель для целей,
связанных с ведением сельскохозяйственного
производства, в собственность; предоставлена
возможность создания и ведения
крестьянского (фермерского) хозяйства
и т. п.;
4) создание экономико-правового
механизма приватизации земельных
участков гражданами. Местным органам
самоуправления предоставлено право
изъятия и передачи в специальный
земельный фонд для последующего
перераспределения гражданам части
земель, используемых не по целевому
назначению, неэффективно, а также
выбывших из оборота или переведенных
в менее ценные угодья;* Госкомзем
и Минсельхоз РФ обязаны систематически
готовить каталоги этих земель,
публиковать их, организовать рекламу
в средствах массовой информации,
оказывать содействие в переселении
граждан, желающих и способных
создать крестьянские хозяйства;**
за сокрытие информации о наличии
свободного земельного фонда
виновные должностные лица подлежат
штрафу;
*Ст. 14 Закона РСФСР от 23 ноября 1990
г. (в ред. от 27 декабря) «О земельной
реформе» // Ведомости Съезда народных
депутатов РСФСР и Верховного
Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 327; 1991. №
1. Ст. 4.
**Пункт 16 Указа Президента РФ
от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных
мерах по осуществлению земельной
реформы в РСФСР» // Там же. 1992.
№ 1. Ст. 53.
5) обеспечение свободного хозяйствования
на земле. Вмешательство в хозяйственную
деятельность со стороны государственных,
хозяйственных и других органов
и организаций запрещается. Предусмотрены
судебная и арбитражная защита
от неправомерных действий указанных
лиц, взыскание с них убытков,
причиненных незаконным вмешательством;
6) устранение монополистического
давления на вновь создаваемые
и действующие предпринимательские
структуры, частные предприятия
и на зарождающийся механизм
рыночных отношений. Так, Законом
«О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности
на товарных рынках»* запрещено
навязывать контрагенту кабальные
условия до говоров на поставку
сельхозпродукции; препятствовать
доступу на рынок недобросовестной
конкуренции. Предусматривались
следующие виды ответственности:
административная ответственность,
уголовная ответственность и
др.;
*Закон РСФСР от 22 марта 1991 г.
«О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности
на товарных рынках» // Там же.
1991. № 16. Ст. 499.
7) введение платности землепользования,
которая реализуется через покупную
(нормативную) цену земли, устанавливаемую
в законодательном порядке, через
налогообложение использования
земель* и через арендную плату.
В результате вводится новый
метод регулирования режима использования
земель – экономико-правовой. Например,
дифференциацией налога на сельскохозяйственные
угодья с учетом их качества,
площади и местоположения (ст. 5 Закона
«О плате за землю») стимулируется
эффективность использования земель
любого качества и состояния;
введением налоговых льгот на
земельные участки, находящиеся
в стадии сельскохозяйственного
освоения, землепользователи стимулируются
к освоению новых земель и
вовлечению их в сельскохозяйственный
оборот; установлением государственного
ограничения арендной платы за
землю устраняются возможности
извлечения повышенных нетрудовых
доходов за сдаваемую в аренду
землю, стимулируется использование
земли самими собственниками
и т. п.;
*Закон РСФСР от 11 октября 1991
г. «О плате за землю» // Ведомости
Съезда народных депутатов РСФСР
и Верховного Совета РСФСР. 1991.
№ 44. Ст. 1424 и последующие изменения.
8) придание приоритетного правового
статуса сельскохозяйственному
использованию земель.
Экономико-правовые методы обеспечения
приоритетного положения АПК
выразились в том, что с 1991 г. установлена
система финансовой поддержки АПК
путем направления на его развитие
не менее 15% национального дохода РСФСР
(ст. 13); на два года освобождаются
предприятия несельскохозяйственной
сферы от налогообложения той
части прибыли, которая получается
от выпуска продукции для АПК;
строительство в городах и
сельской местности и расширение
действующих промышленных предприятий,
не связанных с производством
продукции сельского хозяйства
и ее переработкой, разрешается только
по согласованию с областной администрацией,
а высвобождающиеся ресурсы и
мощности строительных организаций
направляются на развитие села (ст. 12) и
др.
Социально-правовые методы приоритетного
обеспечения АПК выражаются в
создании условий для деурбанизации
городского населения, стимулирования
миграций его в сельскую местность
для привлечения в земледелие
и другие сферы сельского хозяйства.
Так, специалистам социально-культурной
сферы, бытового обслуживания, здравоохранения,
народного образования, санитарной
и ветеринарной служб, физкультуры
и спорта, работающим в селе, устанавливаются
повышенные (на 25%) оклады и тарифные
ставки по сравнению со ставками аналогичных
городских специалистов (ст. 22); на все
категории работников образования,
культуры, здравоохранения и правоохранительных
органов в сельской местности
распространяются льготы, предусмотренные
для работников АПК (ст. 24).
При проведении земельной реформы
была осуществлена реорганизация большей
части колхозов и совхозов (около
95%), в результате чего около 15 млн. работающих
в этих хозяйствах получили земельные
доли от 2 до 15 гектаров каждый. На базе
колхозов и совхозов были созданы
сельскохозяйственные кооперативы, акционерные
общества, товарищества, фермерские хозяйства
и другие формы хозяйствования на
земле. За это время возникло около
290 тыс. фермерских хозяйств с общей
земельной площадью около 12 млн. га.
В результате этой реорганизации
большая часть земель сельскохозяйственного
назначения из государственной собственности
была передана в частную собственность,
а также общую совместную или
общую долевую собственность;
9) устранение несправедливости
и неправомерности действий социалистического
государства, допущенных в ходе
принудительной коллективизации
крестьянства, при которой земли
крестьян фактически были принудительно
изъяты в пользу малоэффективных
колхозов, часть из которых трансформировалась
в совхозы. Так, при коллективной
совместной собственности земель
колхозов и других сельхозпредприятий
земельные участки передаются
бесплатно в пределах площади,
исчисляемой путем умножения
средней расчетной доли, сложившейся
в данном административном районе,
на число членов данного хозяйства;
при коллективно-долевой собственности
доля не может быть более
предельных участков, передаваемых
в собственность; для ведения
крестьянского (фермерского) хозяйства,
индивидуального жилищного строительства,
личного подсобного хозяйства
и т.п. земельные участки предоставляются
бесплатно в пределах средней
земельной доли, сложившейся в данном
административном районе, либо в пределах
норм, устанавливаемых областной администрацией.
Передача земельных участков для
вышеуказанных целей производится
за плату, если участки по своей площади
превышают установленные нормы.
Во избежание трудноразрешимых
споров, которые могут возникнуть
в ходе приватизации земли и имущества
реорганизуемых сельхозпредприятий, установлено,
что возврат земельных участков
бывшим собственникам земли и
их наследникам не допускается. Они
могут получить землю в собственность
на общих основаниях;
10) создание эколого-правового механизма
охраны и рационального использования
земель. В земельном законодательстве
впервые появляются такие новые
экологические понятия, как «экологическая
безопасность», «экологическая обстановка
на территории», «благоприятная
экологическая среда», «устойчивые
природные ландшафты», «экологический
правопорядок».*
*Закон РСФСР от 19 декабря 1991
г. «Об охране окружающей природной
среды» // Ведомости Съезда народных
депутатов РФ и Верховного
Совета РФ. 1992. № 10. Ст.457 и др.
Имевшее место в отмененном земельном
законодательстве одностороннее стимулирование
расширения сельхозугодий,* осуществляемое
зачастую в ущерб экосистемам
местности, сменилось приоритетным
обеспечением экологического благополучия
земель, в частности, установлено
право консервации деградированных
земельных угодий, частичная компенсация
из средств бюджета снижения дохода
в результате временной консервации
земель, нарушенных не по вине лиц, использующих
эти земли.
*Ст. 43,30 ЗК РСФСР. 1970.
Одновременно стимулируется деятельность
землепользователей по вовлечению в
сельскохозяйственный оборот земель экономико-правовыми
и иными методами;
11) принятие ряда правовых норм,
направленных на обеспечение
экологической безопасности (чистоты)
производимой сельхозпродукции, поскольку
эта проблема обрела остроту
в связи с неправильным использованием
агрохимикатов в сельском хозяйстве.
В частности, осуществляется стимулирование
производства экологически чистой
продукции, устанавливается финансовая
и уголовная ответственность
главы крестьянского двора за
умышленную продажу экологически
грязной продукции (ст. 24 Закона
РСФСР «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве»); в земельный фонд
для организации крестьянских
хозяйств не включаются участки,
которые не позволяют выращивать
сельскохозяйственную продукцию,
удовлетворяющую санитарным требованиям,
и др.;
12) разработка и принятие ряда
нормативно-правовых актов, обеспечивающих
правовую охрану окружающей среды
при использовании земель: приостановка
хозяйственной деятельности предприятия,
нарушающего режим природопользования,
до устранения допущенных нарушений;
реорганизация предприятий, деятельность
которых может вызвать экологические
последствия, затрагивающие интересы
территории; введение экологических
требований в сельском хозяйстве
(ст. 46 Закона «Об охране окружающей
природной среды») и т. п.;
13) дополнение земельного законодательства
новой категорией земель, не знакомой
прежнему законодательству; земель
природоохранного, историко-культурного,
рекреационного назначения и
др.;
14) усиление ответственности за
нарушения земельного законодательства:
ужесточаются административные
санкции; субъектами административной
ответственности за нарушения
земельного законодательства становятся
и юридические лица; расширяется
круг лиц, применяющих административные
наказания к виновным нарушителям.
Так, дополнительно к административным
комиссиям право наложения штрафов
предоставлено Государственному
земельному комитету РФ и Государственному
комитету РФ по охране окружающей
среды.
Земельная реформа осуществляется
поэтапно. На первом этапе осуществляется
закрепление за местными органами самоуправления
прав по распоряжению землей; уточняются
административные границы; выявляются
потребности в земле граждан
и организаций; формируется специальный
фонд земель для последующего распределения;
устанавливаются ставки земельного
налога и цена земли. На втором этапе
осуществляется непосредственное перераспределение
земель – закрепление их в собственность,
пользование, аренду гражданам и
организациям в соответствии с законодательством.