Понятие земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:36, курс лекций

Краткое описание

В современном мире, в век научного и социального прогресса, технических достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую природу, забыв о первой. Получая все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Гениальные машины, изобретенные человеком, будут морально устаревать и заменяться новыми, но никогда не заменит землю никакой иной объект материального мира, ибо нет в мире такого объекта. Землю не состарит морально никакой промежуток времени.

Файлы: 1 файл

семинар 1.docx

— 208.97 Кб (Скачать)

 

Несмотря на препятствия, чинимые  реформам, они зрели, чтобы проявиться в нормативных актах, раскрепощающих земельные и хозяйственные отношения  в стране. Радикальный перелом  наступил в 1990 году с обретением Российской Федерацией суверенитета и началом  кардинальной земельной реформы.

 

3.5. Земельный строй России с  1990 года по настоящее время

 

 

 

С 1990 г. в законодательство Российской Федерации вносятся изменения, реформирующие  земельный строй. Так, происходит:

 

1) радикальное изменение отношений  собственности. Законом от 24 декабря  1990 г. Российская Федерация заявила  о суверенном правовом регулировании  земельных отношений и отношений  по природопользованию только  российским законодательством и  законодательством входящих в  нее республик. С принятием  Закона «О собственности в  РСФСР» были реформированы отношения  собственности на землю и природные  объекты. В частности, был введен  правовой режим равноправного  положения всех форм и видов  собственности; установлены право  передавать земельные участки  в собственность граждан, а  также правовые гарантии для  собственников по владению, пользованию  и распоряжению землей и др.;

 

2) радикальное изменение производственных  отношений. С введением Закона  о предприятиях и предпринимательской  деятельности, гражданам России  было предоставлено право иметь  в индивидуальной или семейной  собственности сельскохозяйственные, промышленные и иные предприятия  без ограничения форм, размеров, видов их деятельности, за исключением  запрещенных законом.

 

Одновременно были созданы условия  для ломки социалистической собственности  в пользу частной, облегчен выход  предприимчивым гражданам из государственных  сельскохозяйственных предприятий  и колхозов для ведения свободного частного хозяйствования на земле.

 

3) включение производителей сельскохозяйственной  продукции в отношения земельной  собственности. Например, земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных  предприятий, акционерных обществ,  в том числе созданных на  базе государственных сельскохозяйственных  предприятий, могут передаваться  в коллективную собственность  – совместную или долевую;  установлена также возможность  приобретения земель для целей,  связанных с ведением сельскохозяйственного  производства, в собственность; предоставлена  возможность создания и ведения  крестьянского (фермерского) хозяйства  и т. п.;

 

4) создание экономико-правового  механизма приватизации земельных  участков гражданами. Местным органам  самоуправления предоставлено право  изъятия и передачи в специальный  земельный фонд для последующего  перераспределения гражданам части  земель, используемых не по целевому  назначению, неэффективно, а также  выбывших из оборота или переведенных  в менее ценные угодья;* Госкомзем  и Минсельхоз РФ обязаны систематически  готовить каталоги этих земель, публиковать их, организовать рекламу  в средствах массовой информации, оказывать содействие в переселении  граждан, желающих и способных  создать крестьянские хозяйства;** за сокрытие информации о наличии  свободного земельного фонда  виновные должностные лица подлежат  штрафу;

 

 

 

*Ст. 14 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. (в ред. от 27 декабря) «О земельной  реформе» // Ведомости Съезда народных  депутатов РСФСР и Верховного  Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 327; 1991. №  1. Ст. 4.

 

**Пункт 16 Указа Президента РФ  от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных  мерах по осуществлению земельной  реформы в РСФСР» // Там же. 1992. № 1. Ст. 53.

 

 

 

5) обеспечение свободного хозяйствования  на земле. Вмешательство в хозяйственную  деятельность со стороны государственных,  хозяйственных и других органов  и организаций запрещается. Предусмотрены  судебная и арбитражная защита  от неправомерных действий указанных  лиц, взыскание с них убытков,  причиненных незаконным вмешательством;

 

6) устранение монополистического  давления на вновь создаваемые  и действующие предпринимательские  структуры, частные предприятия  и на зарождающийся механизм  рыночных отношений. Так, Законом  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках»* запрещено  навязывать контрагенту кабальные  условия до говоров на поставку  сельхозпродукции; препятствовать  доступу на рынок недобросовестной  конкуренции. Предусматривались  следующие виды ответственности:  административная ответственность,  уголовная ответственность и  др.;

 

 

 

*Закон РСФСР от 22 марта 1991 г.  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках» // Там же. 1991. № 16. Ст. 499.

 

 

 

7) введение платности землепользования, которая реализуется через покупную (нормативную) цену земли, устанавливаемую  в законодательном порядке, через  налогообложение использования  земель* и через арендную плату.  В результате вводится новый  метод регулирования режима использования  земель – экономико-правовой. Например, дифференциацией налога на сельскохозяйственные  угодья с учетом их качества, площади и местоположения (ст. 5 Закона  «О плате за землю») стимулируется  эффективность использования земель  любого качества и состояния;  введением налоговых льгот на  земельные участки, находящиеся  в стадии сельскохозяйственного  освоения, землепользователи стимулируются  к освоению новых земель и  вовлечению их в сельскохозяйственный  оборот; установлением государственного  ограничения арендной платы за  землю устраняются возможности  извлечения повышенных нетрудовых  доходов за сдаваемую в аренду  землю, стимулируется использование  земли самими собственниками  и т. п.;

 

 

 

*Закон РСФСР от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» // Ведомости  Съезда народных депутатов РСФСР  и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1424 и последующие изменения.

 

 

 

8) придание приоритетного правового  статуса сельскохозяйственному  использованию земель.

 

Экономико-правовые методы обеспечения  приоритетного положения АПК  выразились в том, что с 1991 г. установлена  система финансовой поддержки АПК  путем направления на его развитие не менее 15% национального дохода РСФСР (ст. 13); на два года освобождаются  предприятия несельскохозяйственной сферы от налогообложения той  части прибыли, которая получается от выпуска продукции для АПК; строительство в городах и  сельской местности и расширение действующих промышленных предприятий, не связанных с производством  продукции сельского хозяйства  и ее переработкой, разрешается только по согласованию с областной администрацией, а высвобождающиеся ресурсы и  мощности строительных организаций  направляются на развитие села (ст. 12) и  др.

 

Социально-правовые методы приоритетного  обеспечения АПК выражаются в  создании условий для деурбанизации  городского населения, стимулирования миграций его в сельскую местность  для привлечения в земледелие и другие сферы сельского хозяйства. Так, специалистам социально-культурной сферы, бытового обслуживания, здравоохранения, народного образования, санитарной и ветеринарной служб, физкультуры  и спорта, работающим в селе, устанавливаются  повышенные (на 25%) оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками аналогичных  городских специалистов (ст. 22); на все  категории работников образования, культуры, здравоохранения и правоохранительных органов в сельской местности  распространяются льготы, предусмотренные  для работников АПК (ст. 24).

 

При проведении земельной реформы  была осуществлена реорганизация большей  части колхозов и совхозов (около 95%), в результате чего около 15 млн. работающих в этих хозяйствах получили земельные  доли от 2 до 15 гектаров каждый. На базе колхозов и совхозов были созданы  сельскохозяйственные кооперативы, акционерные  общества, товарищества, фермерские хозяйства  и другие формы хозяйствования на земле. За это время возникло около 290 тыс. фермерских хозяйств с общей  земельной площадью около 12 млн. га. В результате этой реорганизации  большая часть земель сельскохозяйственного  назначения из государственной собственности  была передана в частную собственность, а также общую совместную или  общую долевую собственность;

 

9) устранение несправедливости  и неправомерности действий социалистического  государства, допущенных в ходе  принудительной коллективизации  крестьянства, при которой земли  крестьян фактически были принудительно  изъяты в пользу малоэффективных  колхозов, часть из которых трансформировалась  в совхозы. Так, при коллективной  совместной собственности земель  колхозов и других сельхозпредприятий  земельные участки передаются  бесплатно в пределах площади,  исчисляемой путем умножения  средней расчетной доли, сложившейся  в данном административном районе, на число членов данного хозяйства;  при коллективно-долевой собственности  доля не может быть более  предельных участков, передаваемых  в собственность; для ведения  крестьянского (фермерского) хозяйства,  индивидуального жилищного строительства,  личного подсобного хозяйства  и т.п. земельные участки предоставляются  бесплатно в пределах средней земельной доли, сложившейся в данном административном районе, либо в пределах норм, устанавливаемых областной администрацией.

 

Передача земельных участков для  вышеуказанных целей производится за плату, если участки по своей площади  превышают установленные нормы.

 

Во избежание трудноразрешимых споров, которые могут возникнуть в ходе приватизации земли и имущества  реорганизуемых сельхозпредприятий, установлено, что возврат земельных участков бывшим собственникам земли и  их наследникам не допускается. Они  могут получить землю в собственность  на общих основаниях;

 

10) создание эколого-правового механизма  охраны и рационального использования  земель. В земельном законодательстве  впервые появляются такие новые  экологические понятия, как «экологическая  безопасность», «экологическая обстановка  на территории», «благоприятная  экологическая среда», «устойчивые  природные ландшафты», «экологический  правопорядок».*

 

 

 

*Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной  среды» // Ведомости Съезда народных  депутатов РФ и Верховного  Совета РФ. 1992. № 10. Ст.457 и др.

 

 

 

Имевшее место в отмененном земельном  законодательстве одностороннее стимулирование расширения сельхозугодий,* осуществляемое зачастую в ущерб экосистемам  местности, сменилось приоритетным обеспечением экологического благополучия земель, в частности, установлено  право консервации деградированных  земельных угодий, частичная компенсация  из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации  земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли.

 

 

 

*Ст. 43,30 ЗК РСФСР. 1970.

 

 

 

Одновременно стимулируется деятельность землепользователей по вовлечению в  сельскохозяйственный оборот земель экономико-правовыми  и иными методами;

 

11) принятие ряда правовых норм, направленных на обеспечение  экологической безопасности (чистоты)  производимой сельхозпродукции, поскольку  эта проблема обрела остроту  в связи с неправильным использованием  агрохимикатов в сельском хозяйстве.  В частности, осуществляется стимулирование  производства экологически чистой  продукции, устанавливается финансовая  и уголовная ответственность  главы крестьянского двора за  умышленную продажу экологически  грязной продукции (ст. 24 Закона  РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»); в земельный фонд  для организации крестьянских  хозяйств не включаются участки,  которые не позволяют выращивать  сельскохозяйственную продукцию,  удовлетворяющую санитарным требованиям,  и др.;

 

12) разработка и принятие ряда  нормативно-правовых актов, обеспечивающих  правовую охрану окружающей среды  при использовании земель: приостановка  хозяйственной деятельности предприятия,  нарушающего режим природопользования, до устранения допущенных нарушений;  реорганизация предприятий, деятельность  которых может вызвать экологические  последствия, затрагивающие интересы  территории; введение экологических  требований в сельском хозяйстве  (ст. 46 Закона «Об охране окружающей  природной среды») и т. п.;

 

13) дополнение земельного законодательства  новой категорией земель, не знакомой  прежнему законодательству; земель  природоохранного, историко-культурного,  рекреационного назначения и  др.;

 

14) усиление ответственности за  нарушения земельного законодательства: ужесточаются административные  санкции; субъектами административной  ответственности за нарушения  земельного законодательства становятся  и юридические лица; расширяется  круг лиц, применяющих административные  наказания к виновным нарушителям.  Так, дополнительно к административным  комиссиям право наложения штрафов  предоставлено Государственному  земельному комитету РФ и Государственному  комитету РФ по охране окружающей  среды.

 

Земельная реформа осуществляется поэтапно. На первом этапе осуществляется закрепление за местными органами самоуправления прав по распоряжению землей; уточняются административные границы; выявляются потребности в земле граждан  и организаций; формируется специальный  фонд земель для последующего распределения; устанавливаются ставки земельного налога и цена земли. На втором этапе  осуществляется непосредственное перераспределение  земель – закрепление их в собственность, пользование, аренду гражданам и  организациям в соответствии с законодательством.

Информация о работе Понятие земельного права