Понятие земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:36, курс лекций

Краткое описание

В современном мире, в век научного и социального прогресса, технических достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую природу, забыв о первой. Получая все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Гениальные машины, изобретенные человеком, будут морально устаревать и заменяться новыми, но никогда не заменит землю никакой иной объект материального мира, ибо нет в мире такого объекта. Землю не состарит морально никакой промежуток времени.

Файлы: 1 файл

семинар 1.docx

— 208.97 Кб (Скачать)

 

При приватизации предприятий и  других объектов, расположенных в  черте городских поселений, земельные  участки собственнику недвижимости предоставляются в долгосрочную аренду.

 

Для решения вопроса о приватизации земельного участка гражданин или  юридическое лицо обязаны предъявить: договор, решение суда, постановление  органа исполнительной власти и иные документы, бесспорно подтверждающие право собственности на здание, строение или сооружение, находящиеся на земельном  участке, если земельный участок  застроен; постановление органа исполнительной власти о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое  владение или аренду; план земельного участка; заявление всех собственников  здания, строения или сооружения, находящихся  на земельном участке.

 

Подготовка документов о передаче или продаже права собственности  на земельный участок возлагается  на соответствующие земельные комитеты совместно с органами градостроительства и жилищно-коммунальными.

 

В 1993 г. с принятием Конституции  РФ реорганизационные меры получили конституционное обоснование, что  позволило придать реформированию земельных отношений системный  характер.

 

Стал использоваться прогрессивный  опыт реорганизации сельского хозяйства  и распространяться на не реформированные  пока предприятия. В частности, этому  способствовало принятие постановления  Правительства РФ от 15 апреля 1994 г. «О практике аграрных преобразований в  Нижегородской области». Делу реформирования стал придаваться долгосрочный, масштабный характер. Так, в 1996 г. была принята Федеральная  программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств.

 

Введение в России частной собственности  на землю и другие вещные права (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. ст. 209-217 ГК РФ) способствует формированию рынка  земли, то есть земля все активнее включается в гражданский оборот. Это прежде всего относится к  землям, предоставленным гражданам  на праве частной собственности: под индивидуальное жилищное и дачное строительство, под гаражное строительство, садоводство, а в сельской местности приусадебные земельные участки.

 

Земельный рынок существует там, где  имеется значительно широкий  слой земельных собственников.

 

Итак, с начала 90-х гг. до 1993 г. в  РФ начался процесс реформирования земельных отношений и переход  от закрепления в исключительную государственную собственность  к значительному перераспределению  земли, передачи ее в негосударственные  формы собственности. Была проведена  реорганизация 23,5 тыс. колхозов и совхозов, в результате чего 11,8 млн. бывших работников колхозов и совхозов и других граждан  получили 135 млн. гектаров сельскохозяйственных земель в собственность, или 63% всех сельскохозяйственных земель в стране.

 

43 млн. граждан имеют земельные  участки для подсобного сельского  хозяйства и в их собственности  находится 8,3 млн. га.

 

Документы, удостоверяющие права граждан  на землю, выданы 35 млн. граждан и 672 тыс. юридических лиц и крестьянских хозяйств.

 

Формируются основы земельного рынка  и его инфраструктуры. Количество сделок с землей достигает 600-700 тыс. в год. Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю.

 

Земельная реформа в основном коснулась  земель сельскохозяйственного назначения. Крайне медленно идет приватизация земель в городах, что не позволяет привлечь достаточные объемы инвестиций и  тормозит перераспределение земель в городах на основе требований рынка  и развития городов.

 

Исключительно важное значение для  дальнейшего развития земельной  реформы, создания условий для повышения  эффективности использования земли, увеличения социального и производственного  потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма  регулирования земельных отношений  и государственного регулирования  земельных ресурсов имеет утвержденная 26 июня 1999 г. Правительством РФ Федеральная  целевая программа «Развитие  земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2000 гг.».*

 

 

 

*СЗ РФ. 1999. № 27. Ст. 3379.

 

 

 

В России продолжается процесс закрепления  земли в частную собственность  граждан и юридических лиц (мы называли его также перераспределением земли). В настоящий момент делаются попытки упорядочить правовое регулирование  этого процесса и привести положения  различных нормативных актов  в соответствие друг с другом. Так, 21 июля 1997 г. был издан Федеральный  закон № 122-ФЗ «О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним», который закрепил обязанность регистрировать права  на недвижимое имущество (к которому в соответствии со ст. 130 ГК РФ относятся  и земельные участки) и сделки с ним в едином государственном  реестре прав на недвижимое имущество  и сделок с ним.

 

Принятие в 2001 г. нового Земельного кодекса РФ будет способствовать более успешному проведению и  в конечном счете завершению земельной  реформы в России.

 

Успешное завершение перераспределения  земельной собственности станет залогом успешного проведения всей земельной реформы. Ведь собственники земли, по замыслу инициаторов реформы, будут должным образом заботиться о своей собственности, повышать плодородие земли и рационально  использовать ее, что благоприятно скажется на состоянии экономики. Многочисленные собственники земли инициируют возникновение  земельного рынка, в котором нуждается  экономика. Но при этом не следует  забывать о том, что земля является особым объектом собственности, нуждающемся  в охране и особом режиме использования, которые обеспечиваются нормами  земельного права, поэтому необходимо найти разумный баланс соотношения  норм земельного и гражданского права  в сфере регулирования земельных  отношений.

 

Стоит заметить, что в России всегда на первом месте стояла проблема исполнения законов (в широком смысле слова), а не проблема качества этих законов. Именно на это стоит обратить внимание соответствующим государственным  органам. Хорошее исполнение законов  – залог успеха реформ.

 

Подводя итог сказанному в данной главе, сделаем общие выводы:

 

1. Возникновение, развитие и  становление земельного строя  в России отличалось от земельного  строя других стран: здесь практически  не было рабовладельческих земельных  отношений, но крепостнические  отношения затянулись надолго,  затормозив развитие по сравнению  с западноевропейскими и другими  странами.

 

2. Переход от крепостного строя  к рыночным отношениям в земледелии  осуществился в основном через  две реформы – 1861 г. (царя Александра II) и 1906 г. (П.А. Столыпина). Хотя  цели полностью не были достигнуты, введение рыночных элементов  в земельные отношения позволило  России достичь значительных  успехов.

 

3. К 1917 г. Россия подошла с  «пестрой» системой правового  режима земель, в земельный фонд  России входили государственные,  удельные, кабинетские, частновладельческие  и другие виды земель со  своим специфическим режимом.

 

4. Опыт земельных реформ Временного  правительства России в 1917 г.  показал, что при проведении  реформ нужна быстрота и решительность  при тщательном учете обстановки, местных условий и иных обстоятельств.  Медлительность с реформами стоила  Временному правительству его  существования, как и в 1991 г.  организованный путч чуть не  стоил существования демократическому  правительству Российской Федерации.

 

5. Более чем семидесятилетний  опыт показал, что уничтожение  рыночных отношений, а главное,  исключение земли из гражданского  оборота не может привести  к эффективности производства  и подъему экономики до мирового  уровня.

 

6. Рыночные регулируемые земельные  отношения – одна из главных  ценностей, выработанных цивилизованным  человечеством, помогут вернуть  Россию в лоно прогресса и  подлинной демократии.

 

7. Уже на первом этапе земельной  реформы страна получила законодательную  базу, направленную на обеспечение  этой реформы, и трудности по  ее проведению в жизнь в  основном имели субъективный  характер (стереотип мышления людей,  консерватизм отдельных групп  населения и т. п.).

 

8. Правовое вмешательство в регулирование  рыночных земельных отношений  должно строиться с учетом  механизма действия объективных  законов природы и общества, игнорирование  которых приводит к недостижению  целей правового регулирования.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Назовите основные тенденции  развития земельных правоотношений  в России до XVIII века.

 

2. Каковы особенности формирования  земельных отношений в России  с XVIII века до реформы 1861 г.?

 

3. Перечислите принципы земельной  реформы 1861г. и охарактеризуйте  условия, в которых они формировались.

 

4. Расскажите о ходе реформы  1861 г. и изменениях в земельном  строе России.

 

5. Каковы содержание столыпинской  земельной реформы и трудности  ее реализации?

 

6. Что представляет собой земельный  строй, сложившийся к 1917г. в  результате земельной реформы  П.А. Столыпина?

 

7. Какие земельные реформы были  проведены Временным правительством  в 1917г. и в чем причины  их провала?

 

8. Расскажите о становлении и  развитии земельного строя в  России в 1917-1990 гг.

 

9. Охарактеризуйте содержание земельной  реформы в России 1990 г.

 

10. Как проходит реализация земельной  реформы в России в настоящее  время?

 

 

3.6. История формирования курса  «Земельное право»

 

 

 

Учебная дисциплина, как уже отмечалось, отличается от отрасли изучаемого права  тем, что:

 

1. В учебной дисциплине изучаются  и те правовые вопросы, которые  не входят в предмет правового  регулирования, однако их наличие  необходимо для надлежащего усвоения  материала. Например, в курсе «Земельное  право» приходится касаться и  трудовых отношений, поскольку  использование земельных ресурсов осуществляется с помощью трудовых функций людей, а последние входят в предмет регулирования трудового права.

 

2. Система учебного курса не  всегда совпадает с системой  отрасли права в силу логики  изложения курса, исключающей  дублирование учебного материала.  Так, в учебной дисциплине источники  земельного права выносятся в  самостоятельную тему Общей части,  не повторяясь потом в Особенной  части.

 

В силу этой особенности учебная  дисциплина «Земельное право» складывалась по своей логике, отличной от логики формирования отрасли «Земельное право».

 

Анализ истории формирования указанного учебного курса позволяет выделить следующие этапы:

 

Первый этап – период до 1938 г., когда  дисциплина «Земельное право» не имела  самостоятельного статуса, а преподавалась  в качестве земельно-колхозного права.* Однако и в этот период имелись  предпосылки для раздельного  преподавания, поскольку был подготовлен, выпущен в свет и использовался  в учебном процессе ряд неплохих для того времени учебников.**

 

 

 

*Павлов А.П. Конспект курса  земельно-колхозного права. М. 1938.

 

**ГойхбархА.Г. Советское земельное  право. М. 1921; Евтихеев И.И. Земельное  право. М. 1923; Розенблюм Д.С. Земельное  право РСФСР. М. Вып. 1925, 1928,1929.

 

 

 

Структура учебников данного периода  была различной, однако во всех давалось понятие земельного права и особое внимание заострялось на раскрытии  понятия трудового землепользования, являвшегося центральным институтом не вполне сформировавшейся еще отрасли  земельного права.

 

Вместе с тем в учебниках  начинает появляться исследование правового  режима природных объектов, связанных  с землей. Д.С. Розенблюм, дополнительно  к этому, раскрывает режим государственных  земельных имуществ.*

 

 

 

*Там же. М. 1929. С. 422-434.

 

 

 

Второй этап – период после 1938 г. до середины 80-х годов XX века, когда  в вузах страны преподавалась  Дисциплина «Земельное право» в широком  смысле, поскольку:

 

а) земельное право официально отпочковалось  в самостоятельную учебную дисциплину и изучается отдельно;

 

б) внутри дисциплины все глубже раскрываются ее институты, касающиеся природных  объектов, находящихся в неразрывной  связи с землей, – недр, воды, леса, поскольку раскрытие правового  режима земель, занимаемых этими объектами, не может быть полным без раскрытия  правового режима самих объектов.

 

За этот период преподавание обогатилось  целым рядом учебников по земельному праву, написанных в разные годы и  разными авторами.*

 

 

 

*Земельное право / Под ред.  А.А. Рускола. М. 1940. С. 256; Земельное  право / Под ред. Н.Д. Казанцева  и А.А. Рускола. М. 1949. С. 415; Ерофеев  Б.В. .Советское земельное право.  М. 1965. С. 394; Земельное право / Под  ред. Г.А. Аксененка. М. 1969. С. 471; Ерофеев Б.В., Краснов Н.И., Сыроедова  Н.А. Советское земельное право.  М. 1981. С. 463; Советское земельное право  / Под ред. Н.И. Краснова и  В.П. Балезина. М. 1977. С. 447, и др.

Информация о работе Понятие земельного права