Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:36, курс лекций
В современном мире, в век научного и социального прогресса, технических достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую природу, забыв о первой. Получая все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Гениальные машины, изобретенные человеком, будут морально устаревать и заменяться новыми, но никогда не заменит землю никакой иной объект материального мира, ибо нет в мире такого объекта. Землю не состарит морально никакой промежуток времени.
Если первый этап характеризовался обретением дисциплиной «Земельное право» своей самостоятельности, то второй этап характеризует процесс внутреннего совершенствования этой дисциплины.
Как на первый, так и на второй этап формирования и развития курса «Земельное право» влияют объективные и субъективные факторы.
К числу объективных факторов относится
развитие производственных отношений
и формирование законодательства. Так,
использование земли и
К числу субъективных факторов относятся
также состояние научной мысли,
роль конкретных лиц в науке, поддержка
или оппонирование развитию той
или иной правовой школы и т.п.
Например, в земельно-правовой науке
длительное время господствовала мысль
о том, что исключительная монополия
государства на земельную собственность
является чуть ли не панацеей от всех бед:
уничтожает возможность эксплуатации
человека человеком, дает беспрепятственный
простор размещению производительных
сил на территории страны и т.д. Однако
игнорировался тот важнейший
факт, что монополия такой
В 70-е годы прошел процесс бурной кодификации природоресурсного законодательства, начиная от земельного и кончая горным, а в начале 80-х годов в соответствии с Основами были приняты Земельный, Водный, Лесной кодексы и Кодекс о недрах РСФСР, появились и два важнейших природоохранительных закона – Закон РСФСР об охране и использовании животного мира и Закон об охране атмосферного воздуха. В результате относительно стройной системой законодательства было охвачено правовое регулирование практически всей окружающей природной среды. Эта целостность правового регулирования повлекла за собой и изменения во взгляде на земельное право как учебную дисциплину.
В частности, было принято решение перейти к преподаванию не земельного права в широком смысле, а нового предмета – курса Природоресурсового права и правовой охраны окружающей среды, в связи с чем не замедлили появиться на свет специальные учебные пособия и учебники.*
*Петров В.В. Правовая охрана
природы в СССР. М. 1984; Природоресурсовое
право и правовая охрана
Однако учебный курс не является
консервативным, он непрерывно развивается,
стимулируя углубление научных исследований.
Выяснилось, что природоресурсовый
подход к правовому регулированию
не гарантирует безопасности природе,
поскольку вне правового
*Ерофеев Б.В. Советское
**Ерофеев Б.В. Экологическое право. М. 1992.
Казалось бы, оптимальный вариант найден, земля урегулирована как экологический объект со всеми его связями, и в учебной дисциплине, по крайней мере, проблемы устранены.
Однако вскоре выяснилось: оказывается,
сложно вести преподавание правового
регулирования земли как
Данное обстоятельство понудило вернуться к дисциплине земельного права, однако пользоваться старыми учебниками уже нельзя: перестройка в законодательстве пустила в сферу земельных отношений рыночную специфику, российское законодательство меняется, а союзное устраняется.
В соответствии с этим изменяются и прежние институты, да и структура земельного права в целом. Так, государственное управление землепользованием меняется на государственное регулирование, а это – качественно иная форма правового воздействия; приказал долго жить институт права исключительной государственной собственности на землю и родился новый институт – право частной и коллективной собственности на этот объект; в связи с правом свободного хозяйствования на земле, провозглашенным новым законодательством, появились новые правовые институты, а также новые категории земельного фонда (земли рекреационного, историко-культурного назначения и т. п.), а значит, и новые институты в Особенной части курса «Земельное право».
Возрождение курса «Земельное право» способствует и возрождению науки «Земельное право», а последняя совершенствует курс, наполняя его результатами исследований.*
*Ерофеев Б.В. Земельное право России. Т. 1–2. М. 1994; Он же. Земельное право. М. 1998; 1999 г. Земельное право. М. 1998 г. (коллектив авторов) и др.
Совершенствование и развитие курса «Земельное право» осуществляется по двум противоположным направлениям одновременно:
1) совершенствуется и
2) происходит процесс интеграции,
взаимодействия и
Кроме того, отраслевые правовые науки
взаимодействуют и
На состояние, содержание и развитие правовых наук влияет состояние законодательства, развитие которого, в свою очередь, зависит от развития правовых наук.
Контрольные вопросы:
1. В чем особенности курса «Земельное право» как учебной дисциплины?
2. Каковы основные этапы
3. Какие факторы влияют на формирование курса «Земельное право»?
4. Перечислите направления