Понятие земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:36, курс лекций

Краткое описание

В современном мире, в век научного и социального прогресса, технических достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую природу, забыв о первой. Получая все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Гениальные машины, изобретенные человеком, будут морально устаревать и заменяться новыми, но никогда не заменит землю никакой иной объект материального мира, ибо нет в мире такого объекта. Землю не состарит морально никакой промежуток времени.

Файлы: 1 файл

семинар 1.docx

— 208.97 Кб (Скачать)

 

 

 

*См.: Кофод А. Русское землеустройство.  СПб. 1913. С. 112;Он же. Хуторское расселение. СПб 1907 и др.

 

 

 

Кроме того, колебания происходили  и на уровне центрального аппарата России, из-за чего на места поступали  противоречивые указания. Так, через  несколько дней после появления  Высочайшего Указа Сената о переводе крестьян в положение полноправных сельских обывателей он был отменен  Циркулярным письмом Министерства внутренних дел России.

 

Нервозная обстановка в стране, вызванная  революционными выступлениями народных масс, усиливала эти колебания, доводя до столкновений между отдельными государственными органами. Например, «Особое совещание», возглавляемое графом Витте, было за постепенное изменение общинного  землевладения крестьянства и устранение сословной крестьянской замкнутости. Законодательная же комиссии МВД России отстаивала прямо противоположное – она требовала всеми мерами сохранять сословную обособленность крестьян и поощрять существование земельной общины с ее порядком и традициями.

 

В результате столыпинского законодательства в России вместо единой системы землепользования образовалось множество форм землепользования: помещичье, общинное, подворное, хуторское, отрубное. Кроме того, существовали многочисленные формы собственности, введенные еще в прошлых веках.

 

Нормы земельного права, регулировавшие в России землевладение и землепользование, были весьма пестры и разнообразны, разбросаны в разных частях Свода  законов Российской империи, что  объяснялось различием прав на землю  в зависимости от характера вещного  объекта, их субъектов, способов владения, направлений государственной политики в изменяющихся условиях.

 

В период столыпинской аграрной реформы  окончательно сложился и устоялся до октябрьского переворота 1917 г. следующий  режим земельного строя:

 

1.Государственные земли. Это  земли, определенные законом,  как все имущества, не принадлежащие  никому в особенности, т.е. ни  частным лицам, ни сословиям  лиц, ни дворцовому ведомству,  ни установлениям. Таковы казенные  земли, пустопорожние и дикие  поля, леса, морские берега, озера,  судоходные реки и их берега. Если земли состояли в ведомстве  казны, то они именовались также  казенными.*

 

 

 

*См.: Свод законов Российской  империи. СПб. 1914. Т. Х. Ч. 1. Ст. 406.

 

 

 

Порядок управления государственным  имуществом, а значит и землями, и  все права, связанные с их обладанием, содержались в Сводах учреждений и Уставах о казенном управлении.*

 

 

 

*См.: Там же. Ст. 421.

 

 

 

Земли, имевшие чисто стратегическое и военное значение (занимаемые крепостями и другими сооружениями), не могли  быть предметом товарного оборота. Казенные же земли могли предоставляться  в пользование частным лицам.

 

Временным правительством в марте 1917 г. удельные и кабинетские земли  были включены в состав государственных  земель. В ст. 411 тома Х (ч. 1) Свода  законов Российской империи имеется  лишь единственная статья, прямо относящаяся  к удельным землям: «Удельными имуществами  называются все те, кои или первоначально  поступали в состав уделов, или  впоследствии покупкой или променом приобретены и к оным причислены». Скудность законодательства об удельных землях обусловлена тем, что об этой категории земель не было принято  много распространяться.

 

Удельные имения были созданы по Указу императора Павла I «Об учреждении императорской фамилии», по которому огромные земельные массивы были переданы в собственность царской  фамилии. Впоследствии число удельных имений стало увеличиваться за счет новых перечислений из государственных  имуществ.

 

В ст. 412 указанного тома Свода законов  Российской империи называется дворцовое  имущество: «Имущества, приписанные  к содержанию различных дворцов  императорского дома...». Судьбе земель, на которых были расположены эти  дворцы, следовала и судьба этих недвижимостей, а поэтому данная категория земельных угодий отличается от удельных земель.

 

Отличие заключалось в том, что  дворцовое имущество было двоякого рода:

 

а) государственное – имения Царскосельское, Петергофское, Таицкое и др., принадлежащие  царствующему императору, не могли  быть завещаемы, разделяемы или подлежащими  другим видам отчуждения;

 

б) личная собственность особ императорского дома – дворцовое имущество: Павловское, Гатчинское, Бородинское и др. –  могло быть завещаемо и делимо по частям.

 

2. Монастырские земли. Православному  духовенству отводились лучшие  земли в увеличенном размере.* Одновременно архиерейским домам  и монастырям не запрещалось  приобретать в собственность  всякого рода ненаселенные недвижимые  имения, как покупкой, так и через  дар или завещания от частных  лиц.**

 

 

 

*Свод законов Российской империи.  СПб. 1910. Т. VIII. Ч. 1. Ст. 1-3.

 

**Там же. Т. IX. Ст. 435

 

 

 

Ограничения в праве собственности  монастырей и архиерейских домов  были двух видов:

 

а) запрет на владение или приобретение недвижимых имений;*

 

 

 

*Свод законов Российской империи.  СПб. 1910. Т. IХ. Ст. 439.

 

 

 

б) запрет на отчуждение в посторонние  руки земельных угодий, отведенных им казной;*

 

 

 

*Там же. Ст.433.

 

 

 

Правовой режим церковных и  монастырских земель и источники  их образования почти не отличались друг от друга.

 

3. Майоратные земли. Их правовой  институт утвердился в России  в XIX веке. Правовой режим майоратных  земель был специфичен следующим:

 

а) этот вид землевладения возникал по инициативе царя, который своей  властью жаловал имения отдельным  преданным ему сановникам на праве  майората (потомственного владения);*

 

 

 

*Там же. Т. Х. Ч. 2. Ст.494, 1214.

 

 

 

б) майоратное владение не могло быть дробимо, отчуждаемо, закладываемо или  иным путем уменьшаемо;*

 

 

 

*Там же. Ст.509.

 

 

 

в) имение в целом переходило только к старшему наследнику. Остальные  наследники не только не получали никакой  части из имения, но даже не могли  требовать какого-либо вознаграждения. С прекращением наследников мужского пола майоратное имение отбиралось в  казну.

 

Законом от 21 октября 1906 г. было разрешено  владельцам майоратных имений отчуждать  крестьянам за деньги участки из состава  этих имений. Данное изменение было внесено для расширения крестьянского  землевладения.

 

4. Частновладельческие земли. До  столыпинской реформы данное  право принадлежало исключительно  дворянам-помещикам. Лишь Указом  от 9 ноября 1906 г. субъектом права  собственности на надельную землю  был признан и крестьянин.

 

5. Посессионные земли. Особенности  их правового режима выражались  в наличии ограничений частной  собственности. Например, по одному  земельному спору Сенат указал, что «посессионное право есть  право частной собственности,  но неполное, ограниченное условиями,  вытекающими из назначения горнозаводской  деятельности».*

 

 

 

*См.: Решение гражданского кассационного  департамента. СПб. 1899. № 56.

 

 

 

Субъектами права собственности  посессионных земель были владельцы  посессионных заводов (имеющих пособие  от казны или в людях, или в  землях, или в лесах, или в рудниках).

 

6. Общественные земли. Правовой  режим их в законодательстве  России не был разработан. В  ст. 414 т. Х Свода законов Российской  империи было дано лишь общее  перечисление субъектов права  собственности на общественные  земли: это города и городские  общества; дворянские общества; общества  сельских обывателей; земства и  земские учреждения.

 

Отсутствовало четкое определение  того, что нужно понимать под общественными  землями.

 

Общественные земли оказались  в числе земель, на национализации которых Настаивали крестьяне в 1917 г., однако они, вероятно, имели в  виду не всех субъектов права собственности  на общинные земли, а помещичьи товарищества, которых к тому времени было свыше  тысячи и они владели около 4 млн. десятин земли.

 

Возникновение в России земель различных  форм собственности и с разнообразным  режимом использования привело  к выделению в составе российского  права особой отрасли – земельного права, которое в работах разных авторов имело различное наименование и содержание.*

 

 

 

*См.: Удинцев. Русское горно-земельное  право. Киев. 1909; Кассо Л.А. Русское  поземельное право. М. 1906; Хауке  О.А. Крестьянское земельное право.  М. 1914; Герман И.Е. Крестьянское  землеустройство. М. 1913, и др.

 

 

 

Вносила свои коррективы в развитие земельного права и первая мировая  война. Так, в период со 2 февраля 1915 г. по 8 февраля 1917 г. был издан ряд  законов, ограничивавших по политическим мотивам землевладение лиц немецкой, еврейской, польской, австрийской, венгерской и других национальностей.

 

Анализируя период столыпинской аграрной реформы и период развития земельных  отношений до 1917 г., можно сделать  вывод о том, что в земельные  отношения России проникли, наконец, рыночные отношения, следствием которых  явилось повышение эффективности  сельскохозяйственного производства:

 

Новые рыночные отношения в этот период сосуществовали со старыми полукрепостническими, что и обусловило сложности в  правовом регулировании земельных  отношений, дробность и запутанность земельного законодательства, неразработанность  земельного права на теоретическом  уровне.

 

3.4. Земельный строй в России  в годы советской власти

 

 

 

С первых дней февральской революции 1917 г. начались работы по подготовке аграрной реформы, руководство которыми постановлением Временного правительства от 21 апреля 1917 г. было возложено на Главный земельный  комитет при Министерстве земледелия. Однако дело двигалось медленно, отставая от потребностей обстановки. Стремление учесть все мнения и все обдумать с крайней основательностью не только замедляло работы по подготовке реформы, но и ослабляло ее размах и энергию  реформаторского творчества.

 

Соображения государственного характера  о постепенности и законности земельной реформы, необходимости  принятия ее Учредительным собранием  оказались чуждыми крестьянской массе России, задыхавшейся от земельной  тесноты и тягот войны. Охваченное мыслью о всеобъемлющем переделе земли, крестьянство стихийно стремилось, невзирая ни на что, овладеть землей, что  вынудило Временное правительство  издать ряд карательных постановлений. Так, постановлением от 11 апреля 1917 г. «Об  охране посевов» на продовольственные  и земельные комитеты были возложены  обязанности принимать меры против самовольного нарушения чьих-либо земельных  и имущественных прав, возмещать  убытки, происходившие в результате народных волнений.* Главком Юго-Западного  фронта генерал Корнилов издал приказ от 8 июля 1917 г., согласно которому лица, препятствовавшие помещикам убирать урожай в зоне фронта, могли подвергнуться заключению сроком до трех лет.

 

 

 

*Собрание узаконений. 1917. Ст. 498.

 

 

 

Несмотря на принимаемые меры, земельные  и имущественные правонарушения в стране приобретали все больший  размах. Например, в приказе министра продовольствия говорилось, что во многих местах население предпринимает  незаконные насильственные действия, препятствующие землевладельцам в  уборке полей и посевов, снимает  с работ военнопленных, принуждает землевладельцев платить повышенную плату за сельхозработы; захватывает  хлеба, покосы, инвентарь и т. п.*

 

 

 

*Там же. Ст. 1235.

 

 

 

«Подливали масла в огонь» политические партии, рвущиеся к власти, подстрекая население к самовольным захватам земли. Так, В.И. Ленин в открытом письме к делегатам Всероссийского съезда крестьянских депутатов призывал крестьян не дожидаться созыва Учредительного собрания, а тотчас же брать земли  в свои руки,* т.е. к самовольному захвату земель.

 

 

 

*Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 24.С. 253.

 

 

 

Кризис в использовании земель России усугублялся последствиями  первой мировой войны, продолжавшей свой разрушительный ход: почти на 1/5 сократились посевные площади,* поля зарастали бурьяном и чертополохом; несмотря на благоприятные климатические  условия 1917 г., валовой урожай хлебов, по сравнению с 1913 г. сократился почти  на 1/3. Основная часть урожая приходилась  на помещичьи и кулацкие хозяйства, которые и в военное время  не утратили своей экономической  силы.

 

 

 

Информация о работе Понятие земельного права