Понятие земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:36, курс лекций

Краткое описание

В современном мире, в век научного и социального прогресса, технических достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую природу, забыв о первой. Получая все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Гениальные машины, изобретенные человеком, будут морально устаревать и заменяться новыми, но никогда не заменит землю никакой иной объект материального мира, ибо нет в мире такого объекта. Землю не состарит морально никакой промежуток времени.

Файлы: 1 файл

семинар 1.docx

— 208.97 Кб (Скачать)

 

2) крестьяне были обязаны нести  в пользу помещика повинности  работой или деньгами за отведенный  земельный надел в рамках правил, содержащихся как в Общем, так  и в местных положениях (ст. 4 Общего  положения);

 

3) наделение крестьян землею  и другими угодьями, а равно  следующие за это повинности, должны были отвечать таким  условиям:

 

размер надела не должен быть ниже установленного минимума;

 

повинности не должны быть противны общему законодательству и положениям о крестьянах, вышедших из зависимости;

 

работы в качестве повинности за переданный надел должны были определяться в договорах, заключенных на срок не свыше трех лет; перезаключаемый  договор также не должен был превышать  трехлетнего срока (ст. 6 Общего положения).

 

При разработке Общего и местных  положений, а также Правил о порядке  применения этих положений, был разработан правовой механизм оптимального разрешения противоречий и гармонизации интересов  собственников с неимущими. Например, если не достигалось добровольного  соглашения между помещиком и  крестьянином относительно получения  надела и отработки повинности, надел  крестьян землей и порядок отправления  повинностей за него определялся  Общим и местным положениями (ст. 6 Общего положения).

 

Реформа собственности на землю  осуществлялась двумя путями: в порядке  рыночных отношений (купля-продажа  земли) и в порядке выкупа крестьянами  у помещиков в собственность  своей усадебной оседлости (земли, предоставленной помещиком в  постоянное пользование).

 

В последнем случае был предусмотрен механизм правительственной помощи, крестьянам: правительство ссужало  под приобретаемую землю определенную сумму с рассрочкой уплаты ее крестьянами  на определенный срок* В результате помещик при сделке получал стоимость  земельного участка сразу, имея возможность  вложить средства в ведение новых  форм хозяйствования на земле, а крестьянин не разорялся при покупке этого  участка.

 

 

 

*Высочайше утвержденное Положение  о выкупе крестьянами, вышедшими  из крепостной зависимости, их  усадебной оседлости и о содействии  правительства к приобретению  сими крестьянами в собственность  полевых угодий // Полное собрание  законов Российской империи. Т.  ХХХVI. № 36659.

 

 

 

На период реформации земельных  отношений вводился взамен крепостничества  новый правовой институт – «постоянные  поземельные отношения между  помещиком и водворенным на его  земле крестьянином»,* оформляемый  специальным документом – уставной грамотой.* Этот институт прекращался  по двум основаниям: в случае добровольного  отказа крестьянина от пользования  предоставленным ему наделом  или перехода крестьянина в установленном  законом порядке в другое сословие.

 

 

 

*Пункт 7 Общего положения о  крестьянах, вышедших из крепостной  зависимости. 

 

**Правила о порядке приведения  в действие Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости  // Полное собрание законов Российской  империи. Т. ХХХVI.№ 36657.

 

 

 

Одновременно был введен новый  институт – сельских обществ и  волостей. Согласно ст. 40 Общего положения, сельское общество составлялось из крестьян, водворенных на земле одного помещика. Волости образовывались из состоящих  в одном уезде и, по возможности, смежных сельских обществ (ст. 42).

 

Объединение крестьян в общины было обязательным, а выход из них осуществлялся  лишь в порядке, определенном законом. Taк, для увольнения крестьян из сельских обществ требовалось, чтобы они, если пользовались наделом помещичьей земли, не имели недоимок в повинностях, причитающихся за такое пользование, чтобы они отказались навсегда от мирского надела в установленном  порядке и сдали состоявшие в  их пользовании участки земли (ст. 130 Общего положения).

 

Наконец, надельная земля предоставлялась  не каждому лицу в отдельности, а  крестьянскому двору, крестьянской семье в лице ее представителя  – домохозяина, который нес ответственность  перед общиной за исправное отбывание  повинностей, а все члены этой семьи находились в полной зависимости  от домохозяина (без него нельзя было уйти на заработки, менять место жительства и т. п.).*

 

 

 

*См.: Земельное право. М. 1958. С. 22.

 

 

 

В результате реформы, таким образом, была создана взамен крепостного  права сложная система общинной и семейной круговой поруки; сельская община («мир») отвечала перед государством за каждого домохозяина, а домохозяин отвечал перед общиной за членов своей семьи. В результате крепостное право, будучи отмененным, фактически трансформировалось в другую форму

 

Вновь образованная система земельных  отношений явилась переходной к  созданию капиталистической (рыночной) системы сельского хозяйства. Разрабатывая ее, государство исходило из особенностей России, ее огромных территорий, укоренившихся  крепостнических традиций, которые  опасно было сразу ломать. Предосторожности, соблюденные государственными чиновниками  того времени, имели в России своим  последствием почти 42 года без значительных потрясений государственного строя, не считая, конечно, убийства царя-освободителя Александра II в 1881 г., т.е. через 20 лет  после издания Манифеста об освобождении крестьян.

 

Реформа 1861 г. сохранила исторически  сложившиеся две основные формы  землевладения: общинное на большей  территории России и подворное –  преимущественно в западной ее части.

 

Приоритетным положением пользовалось общинное землевладение (объединение  землепользователей, связанное обязательной общностью уравнительного землепользования), поскольку оно являлось гарантией  против окончательного обезземеливания  и пролетаризации крестьян, а значит, и против социально-государственных  потрясений в России.

 

Изменения, происходившие в земельном  строе России в этот пореформенный  период, и появление новых форм крестьянского землевладения получили отражение в юридической науке  того времени.

 

Разрешение спора между сторонниками общинного и подворного землевладения  началось после неудач в Русско-японской войне 1904 г. и революции 1905 г.

 

Развитие рыночных отношений в  земельном строе России работало на укрепление позиций подворного землевладения. Важную роль в вовлечении земли в  орбиту товарно-денежных отношений  сыграли созданные под общим  ведомством Министерства финансов России Крестьянский поземельный банк (с 1882 г.) и Дворянский поземельный банк (с 1885 г.). Эти банки давали денежные ссуды в обеспечение покупки  земель в собственность либо под  залог недвижимости.

 

Подводя итог изучению данного периода  и сопоставляя его с предыдущим историческим периодом, можно сделать  следующие выводы:

 

1) феодально-крепостнические тенденции  в регулировании земельных отношений  России пришли в противоречие  с рыночными отношениями, в  которые вступила Россия;

 

2) земельная реформа по Манифесту  от 19 февраля 1861 г. начала разрушать  тормозящий развитие страны феодально-крепостнический  строй;

 

3) с учетом закоренелых традиций  феодализма в России, ее особого  природно-экономического положения,  резкая ломка феодальных отношений  в земледелии была чревата  социальными потрясениями, а поэтому  Секретный комитет при разработке  нормативных актов руководствовался  принципами постепенности и осторожности;

 

4) такой подход привел к замене  феодально-крепостнических земельных  отношений в России общинной  формой землевладения, которая  же тормозила проникновение рыночных  отношений в земледелие;

 

5) общинная форма землевладения  вскоре также стала тормозом  развития сельского хозяйства  России, и со всей остротой  встал вопрос о ее реформации.

 

3.3. Столыпинская аграрная реформа  1906–1907 годов

 

 

 

Революционная ситуация в России в 1905–1907 гг., встряхнувшая страну, породила новую аграрную реформу, вошедшую в  историю под названием столыпинской. Ее центральной идеей явились  насильственное разрушение крестьянской земельной общины и создание на ее развалинах новой системы земледелия, порождающей господство крепких  хозяев (кулаков, фермеров – каждая политическая доктрина называет их по-своему).

 

Задачи новой реформы решались не за счет помещичьих земель, а путем  облегчения покупки земельных угодий и создания условий переселения  в Сибирь, где были огромные массивы  неосвоенных земель.

 

Был принят ряд указов, вносящих коренные изменения в сложившуюся систему  земельных правоотношений того времени: Указом от 3 ноября 1905 г. расширена деятельность Крестьянского банка по скупке частноземлевладельческих земель и распродаже их крестьянам трудового типа на льготных условиях; Указом от 8 ноября 1905 г. отменены выкупные платежи за надельные земли, отведенные крестьянам после реформы 1861 г.; Указом от 12 августа 1906 г. произошла передача Крестьянскому банку удельных земель, которые были в сельскохозяйственном пользовании и не входили в  состав лесных дач; Указом от 19 сентября 1906 г. передана свободная часть кабинетских  земель Алтайского округа казне для  отвода их поселенцам; Указом от 15 ноября 1906 г. крестьянам предоставлено право  закладывать Крестьянскому банку  не только принадлежащие им, но и  приобретенные ими от поселенцев надельные земли.

 

Переселенческое дело в России было начато и до столыпинской реформы. Так, Законом 1890 г. было разрешено и стимулировано  переселение крестьян в некоторые  губернии Сибири, а законы 1892 и 1893 гг. расширили переселенческую сферу.

 

Однако это переселенческое  дело было связано с постройкой Сибирской  железной дороги.* Столыпинская же реформа  имела иную цель – устранение малоземелья  крестьян за счет освоения новых земель

 

 

 

*См.:Гаевский П. Методы железнодорожной  колонизации в Америке и их  возможное применение в современных  условиях России // О земле: Сб. статей. Вып. 3-й. 1992.

 

 

 

Малоземелье толкало крестьян на конфликты  с помещиками, обладающими огромными  земельными массивами, а поэтому  столыпинская реформа представляла собой попытку вынести вспыхивающие очаги социальной напряженности  на просторы Сибири, где они сами собой бы потухли (земли там достаточно), да и государству была большая  выгода от освоения сибирских земель.

 

В столыпинский период пресекалась  всякая попытка решить проблемы малоземелья  крестьянства за счет помещиков. Например, когда главноуправляющий землеустройства  и земледелия Н.Н. Кутлер разработал к концу 1905 г. проект аграрной реформы, в центре которой был поставлен  вопрос о принудительном наделении  крестьян землей за счет отчуждения части  помещичьих, то в его проекте усмотрели  революционный дух, давление определенных партий. Проект был отклонен, а Кутлер Указом от 4 февраля 1906 г. уволен и заменен  Кривошеиным, проводившим столыпинскую аграрную политику. Не были приняты  во внимание и доводы Кутлера о  том, что «слишком упорное отстаивание  принципа неприкосновенности частной  собственности... может привести при  современных условиях к тому, что  владельцы лишатся всего, и притом на самых разорительных условиях...».*

 

 

 

*Цит. по: Зак А.Н. Крестьянский  поземельный банк. М. 1911. С. 439-447.

 

 

 

Другой стороной столыпинской политики было совершенствование правоотношений по землеустройству: внося изменения  в размеры землевладения и  агрикультурную сторону крестьянского  хозяйства, правительство стремилось найти исцеление его недугов  в отыскании такой новой правовой оболочки, которая могла бы сама по себе устранить тормоза и преграды для развития крестьянского хозяйства  и дать толчок его производительности и интенсификации. В основе указов от 4 марта и от 15 ноября 1906 г., Закона от 14 июня 1910 г., Положения о землеустройстве от 29 мая 1911 г. лежала индивидуализация крестьянского землевладения, замена общинного землевладения его личной формой.

 

Указанными нормативными актами определялся  статус двух групп обществ и селений: обществ и селений, не производивших  общих переделов земель; обществ  и селений, производивших общие  переделы.

 

Землеустроительная политика преследовала две основные цели: формирование хуторских  хозяйств как наиболее удачной для  хозяйствования формы размещения угодий и сосредоточение истощенных земель, являющихся собственностью многих крестьян, в руках немногих экономически сильных  крестьян-фермеров. Техническая и  процессуальная сторона перехода к  отрубному и хуторскому землевладению  была закреплена в Положении о  землеустройстве от 29 мая 1911г.

 

Проведение данной землеустроительной политики осложнялось двумя обстоятельствами: рядом несовершенств содержания правового регулирования и перегибами, допускаемыми исполнителями на местах. Например, не были в должной мере предусмотрены семейные разделы  земель (при создании новых семей, что неизбежно), а из-за этого хуторская  политика, устраняющая на первых порах  чересполосицу, привела бы к еще  большей чересполосности и распылению крестьянских земель; при проведении землеустроительной политики исполнителей охватывала «хуторомания», землеустроители  порой насильно заставляли крестьян переселяться на хутора; скупка земель в некоторых местностях начинала принимать угрожающие размеры и  т. п.*

Информация о работе Понятие земельного права