Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:36, курс лекций
В современном мире, в век научного и социального прогресса, технических достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую природу, забыв о первой. Получая все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Гениальные машины, изобретенные человеком, будут морально устаревать и заменяться новыми, но никогда не заменит землю никакой иной объект материального мира, ибо нет в мире такого объекта. Землю не состарит морально никакой промежуток времени.
В начале XVI в. была предпринята попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, занимавшего до 1/3 всех феодальных владений в стране. В некоторых местностях (например, Владимирской, Тверской) духовенству принадлежало более половины всех земель.
Поскольку эта попытка вначале не увенчалась успехом, в 1580 г. было принято церковным Собором решение, запрещавшее митрополиту, архиереям и монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать земли в заклад и на помин души, увеличивать каким-либо другим способом свои земельные владения.
Во второй половине XVI в. была проведена повсеместная опись вотчинных земель, информация о которых была занесена в писцовые книги, что способствовало упорядочению финансовой и налоговой систем, а также служилых обязанностей феодалов. В дальнейшем правительство провело повсеместное описание земель с подразделением их на окладные единицы («сохи») в зависимости от качества угодий.
Одновременно полученная и документально
закрепленная информация явилась обстоятельством,
способствовавшим созданию системы
крепостного права в сельском
хозяйстве России, благо государство
нашло способ избавления и от Юрьева
дня. Так, с 1581 г. стали вводиться
«заповедные лета», т.е. годы, когда
Юрьев день не действовал, а в 1649
г. произошло окончательное
В XVII–XVIII вв. фактически сложился земельно-правовой строй России, который не был полностью разрушен в ходе февральской революции 1917 г., а через пару десятилетий отдельные элементы этого строя в трансформированном виде были закреплены в нормах земельного законодательства советского периода.
Сложившийся земельно-правовой строй России в дореформенный (до 1861 г.) период приспосабливался государством применительно к новым историческим потребностям.
1. Формировался земельный фонд
России через Генеральное
Начало Генеральному межеванию
было положено в 1754 г. в рамках правовой
политики «просвещенного абсолютизма».
В 1765 г. правительством Екатерины II был
опубликован манифест о началах
предстоящего отмежевания
Генеральное межевание представляло собой более развитую систему земельного учета по сравнению с писцовыми книгами, которые, при всей их доскональности, охватывали лишь малую часть всего земельного фонда страны. Кроме того, осуществление мероприятий по Генеральному межеванию привело к обновлению принципов российского земельного права: всеобщности учета земель; документальности фактического владения землей, рационального размещения угодий и т. п.
С осуществлением мероприятий по Генеральному межеванию снизился уровень проблем, порождавших земельные споры из-за описательного характера границ владений по писцовым книгам. Составлением правильных топографических планов всех земельных владений разрешились многочисленные земельные споры, возникавшие до Генерального межевания.
Вместе с тем возложенная
на субъектов землепользования обязанность
документального доказывания
2. На земельные отношения
создаваемые промышленные предприятия ощущали нужду в рабочей силе, поэтому появился статус деревень, прикрепленных к заводам, крестьяне которых обязаны были на них трудиться. Например, Указ «О покупке к заводам деревень» отменял запреты для купцов и промышленников покупать населенные деревни, запретив продажу таких деревень отдельно от заводов и без разрешения Берг- и Мануфактур-коллегии, а также использование этих деревень в качестве залога;
под напором развивавшихся
была предоставлена
вводились ограничения в землепользовании в интересах государства. Так, по Указу от 10 декабря 1719г. добыча металлов и минералов на землях частных собственников составляла привилегию государства. Собственник земель либо пользовался преимущественным правом на устройство заводов по добыче и переработке полезных ископаемых, либо получал 1/32 часть прибыли от разработки этих ископаемых на его землях.
3. Одновременно усиливались
укреплялся правовой статус общины
как ведущей формы
укреплялся правовой статус помещика как главного феодала-землевладельца, одновременно являвшегося полицейским оплотом государства. Император Павел I, например, говаривал: «У меня столько полицмейстеров, сколько помещиков в государстве»;
через земельные отношения
*См.: Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. № 834.
Одновременное развитие всех охарактеризованных выше противоположных тенденций вело к обострению противоречий между различными социальными группами, в силу чего «крепостное право стало пороховой бочкой под государством».*
*См.: Правительственный аппарат самодержавной России в ХIХ в. М. 1978. С. 109, 123-124.
3.2. Земельная реформа 1861 года и ее правовое содержание
Земельная реформа 1861 г. не затронула в целом земельно-правовые отношения России. Она была осуществлена на принципах, сформулированных при императоре Александре II:
1) собственность на землю
2) крестьяне получают усадебную
оседлость и наделы на
3) крестьяне выступают как
4) всемерно должен быть
*См.: Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России. М. 1991. С. 39.
Таким образом, все виды поземельной собственности и поземельных прав, зафиксированные Сводом законов, сохранились без существенных изменений. Освобождаемые крестьяне, приобретая статус «свободных сельских обывателей», имели земельные права с такими же ограничениями, какие существовали для частновладельческих земель сословно непривилегированных лиц.
Причины земельной реформы в России кратко были выражены в преамбуле Манифеста Александра II: «...Государственное законодательство, деятельно благоустроя высшие и средние сословия,...не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они, частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственные выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния...».*
*Манифест царя Александра II от 19 февраля 1861 г.// Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 7. М. 1989. С. 27.
По Манифесту получалось, что причиной проблем в земельных отношениях России явилось ухудшение отношений между людьми. Однако действительным источником противоречий были экономические причины: народное хозяйство России все шире и шире вовлекалось в рыночные отношения, из года в год увеличивался экспорт из России, в первую очередь хлеба, что настойчиво требовало в условиях рыночной конкуренции повышения производительности труда. Труд же крепостного крестьянина отличался низкой производительностью.*
*См.: Земельное право. Учебник для юрид. вузов. М.: Госюриздат. 1940. С.22.
Россия пребывала в тисках феодально-крепостнической замкнутости и патриархальной обособленности, слишком поздно вступила на путь капиталистического развития. Если в Западной Европе прикрепление крестьян к земле произошло в период раннего средневековья, то в России – лишь в XVII в., т.е. когда на Западе от крепостного права оставались лишь остатки в виде феодальных повинностей.
Кроме того, феодальная система России отличалась от стран Европы исключительной тягостностью для крестьянства.
Наконец, отставание России от стран Западной Европы в реформировании производственных отношений в сельском хозяйстве было обусловлено и природными факторами: страны Западной Европы расположены вблизи морей и судоходных рек; в них получили раннее развитие торговля и ремесла; территории этих стран в несколько раз меньше России с ее бездорожьем и отсутствием должной сельскохозяйственной инфраструктуры.
Указанные объективные факторы
и факторы субъективные (консервативные
традиции) сделали безуспешными попытки
АлександраI, издавшего в 1803 г. Указ
«О свободных хлебопашцах», и Николая
I, издавшего в 1842 г. Указ «Об обязанных
крестьянах», реформировать крепостнические
отношения в отношения
Более удачными попытки реформации
оказались в западных провинциях
России. Так, в Польше крепостное право
было отменено в 1807 г., в Эстляндской,
Лифляндской и Курляндской
*См.: Земельное право / Под ред. Н.Д. Казанцева. М. 1958. С. 23.
Основным законодательным
* Полное собрание законов
Анализ содержания данных нормативно-правовых
актов приводит к выводу, что принципы
земельной реформы, избранные Секретным
комитетом (образован в январе 1857
г. для подготовки проекта освобождения
крестьян) – «осторожность и
1) помещики, сохраняя право собственности
на все принадлежащие им земли,