Понятие земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:36, курс лекций

Краткое описание

В современном мире, в век научного и социального прогресса, технических достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую природу, забыв о первой. Получая все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Гениальные машины, изобретенные человеком, будут морально устаревать и заменяться новыми, но никогда не заменит землю никакой иной объект материального мира, ибо нет в мире такого объекта. Землю не состарит морально никакой промежуток времени.

Файлы: 1 файл

семинар 1.docx

— 208.97 Кб (Скачать)

 

В начале XVI в. была предпринята попытка  ограничить рост церковно-монастырского  землевладения, занимавшего до 1/3 всех феодальных владений в стране. В  некоторых местностях (например, Владимирской, Тверской) духовенству принадлежало более половины всех земель.

 

Поскольку эта попытка вначале  не увенчалась успехом, в 1580 г. было принято  церковным Собором решение, запрещавшее  митрополиту, архиереям и монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать земли в заклад и  на помин души, увеличивать каким-либо другим способом свои земельные владения.

 

Во второй половине XVI в. была проведена  повсеместная опись вотчинных земель, информация о которых была занесена в писцовые книги, что способствовало упорядочению финансовой и налоговой  систем, а также служилых обязанностей феодалов. В дальнейшем правительство  провело повсеместное описание земель с подразделением их на окладные единицы («сохи») в зависимости от качества угодий.

 

Одновременно полученная и документально  закрепленная информация явилась обстоятельством, способствовавшим созданию системы  крепостного права в сельском хозяйстве России, благо государство  нашло способ избавления и от Юрьева дня. Так, с 1581 г. стали вводиться  «заповедные лета», т.е. годы, когда  Юрьев день не действовал, а в 1649 г. произошло окончательное закрепление  крестьян за феодалами – введено  крепостное право.

 

В XVII–XVIII вв. фактически сложился земельно-правовой строй России, который не был полностью  разрушен в ходе февральской революции 1917 г., а через пару десятилетий  отдельные элементы этого строя  в трансформированном виде были закреплены в нормах земельного законодательства советского периода.

 

Сложившийся земельно-правовой строй  России в дореформенный (до 1861 г.) период приспосабливался государством применительно  к новым историческим потребностям.

 

1. Формировался земельный фонд  России через Генеральное межевание,  развернувшееся с середины XVIII в.  и продолжавшееся десятилетия.

 

Начало Генеральному межеванию  было положено в 1754 г. в рамках правовой политики «просвещенного абсолютизма». В 1765 г. правительством Екатерины II был  опубликован манифест о началах  предстоящего отмежевания частновладельческих  земель в России, а в 1766 г. – «Генеральные правила» и «Наставления землемерам»  по проведению межевания. Эти правовые акты более чем сто лет играли основополагающую роль в организации  и регулировании земельного кадастра в России.

 

Генеральное межевание представляло собой более развитую систему  земельного учета по сравнению с  писцовыми книгами, которые, при  всей их доскональности, охватывали лишь малую часть всего земельного фонда страны. Кроме того, осуществление  мероприятий по Генеральному межеванию  привело к обновлению принципов  российского земельного права: всеобщности  учета земель; документальности фактического владения землей, рационального размещения угодий и т. п.

 

С осуществлением мероприятий по Генеральному межеванию снизился уровень проблем, порождавших земельные споры  из-за описательного характера границ владений по писцовым книгам. Составлением правильных топографических планов всех земельных владений разрешились  многочисленные земельные споры, возникавшие  до Генерального межевания.

 

Вместе с тем возложенная  на субъектов землепользования обязанность  документального доказывания земельных  прав повсеместно привела к расхищению земель при межевании социально  слабых субъектов землевладельцами-феодалами.

 

2. На земельные отношения накладывался  буржуазный отпечаток отношений,  вносящий свои коррективы в  земельно-правовое регулирование:

 

создаваемые промышленные предприятия  ощущали нужду в рабочей силе, поэтому появился статус деревень, прикрепленных к заводам, крестьяне  которых обязаны были на них трудиться. Например, Указ «О покупке к заводам  деревень» отменял запреты для  купцов и промышленников покупать населенные деревни, запретив продажу таких  деревень отдельно от заводов и без  разрешения Берг- и Мануфактур-коллегии, а также использование этих деревень в качестве залога;

 

под напором развивавшихся капиталистических  отношений государство отменило монопольное право на землю. Указ от 12 декабря 1801 г. предоставил купцам, мещанам и всем крестьянам, кроме  помещичьих, право покупать земли, а  Указ от 3 марта 1848 г. предоставил такое  же право и помещичьим крестьянам;

 

была предоставлена возможность  прекращения крепостнических отношений  на возмездной основе. Так, Указ от 20 февраля 1803 г. (о свободных хлебопашцах) предоставил  помещикам право (но не обязанность) отпускать своих крестьян на волю за установленный ими самими выкупа Указ 1842 г. – возможность предоставления помещиками земли крестьянам по договору в пользование, за что последние  должны были нести в пользу помещиков  определенные повинности; сохранялись  права помещиков вершить суд  и расправу над крестьянами за проступки и маловажные преступления; в целях недопущения дробления  земельных владений Указ от 23 марта 1714 г. «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» предоставил  дворянам право передавать по наследству землю и недвижимое имущество  только старшему сыну, с последующим  запретом продажи этих объектов и  передачи их другим лицам под залог;

 

вводились ограничения в землепользовании в интересах государства. Так, по Указу от 10 декабря 1719г. добыча металлов и минералов на землях частных  собственников составляла привилегию государства. Собственник земель либо пользовался преимущественным правом на устройство заводов по добыче и  переработке полезных ископаемых, либо получал 1/32 часть прибыли от разработки этих ископаемых на его землях.

 

3. Одновременно усиливались феодально-крепостнические  тенденции в регулировании земельных  отношений дореформенной России:

 

укреплялся правовой статус общины как ведущей формы крестьянского  быта в сельской местности, поскольку  община была удобной формой поддержания  порядка в государстве;

 

укреплялся правовой статус помещика как главного феодала-землевладельца, одновременно являвшегося полицейским  оплотом государства. Император  Павел I, например, говаривал: «У меня столько  полицмейстеров, сколько помещиков  в государстве»;

 

через земельные отношения регулировался  и национальный вопрос многонациональной  России. Так, были установлены черты  Оседлости лиц еврейского происхождения.*

 

 

 

*См.: Полное собрание законов  Российской империи. Собр. 3-е.  № 834.

 

 

 

Одновременное развитие всех охарактеризованных выше противоположных тенденций  вело к обострению противоречий между  различными социальными группами, в  силу чего «крепостное право стало  пороховой бочкой под государством».*

 

 

 

*См.: Правительственный аппарат  самодержавной России в ХIХ  в. М. 1978. С. 109, 123-124.

 

 

3.2. Земельная реформа 1861 года  и ее правовое содержание

 

 

 

Земельная реформа 1861 г. не затронула  в целом земельно-правовые отношения  России. Она была осуществлена на принципах, сформулированных при императоре Александре II:

 

1) собственность на землю сохраняется  за прежними владельцами-помещиками;

 

2) крестьяне получают усадебную  оседлость и наделы на условиях  последующего выкупа или отработки;

 

3) крестьяне выступают как социальный  субъект земельно-правовых отношений  только в составе общины;

 

4) всемерно должен быть обеспечен  фискальный и казенный интерес  при реорганизации земельных  отношений.*

 

 

 

*См.: Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России. М. 1991. С. 39.

 

 

 

Таким образом, все виды поземельной  собственности и поземельных  прав, зафиксированные Сводом законов, сохранились без существенных изменений. Освобождаемые крестьяне, приобретая статус «свободных сельских обывателей», имели земельные права с такими же ограничениями, какие существовали для частновладельческих земель сословно непривилегированных лиц.

 

Причины земельной реформы в  России кратко были выражены в преамбуле  Манифеста Александра II: «...Государственное  законодательство, деятельно благоустроя  высшие и средние сословия,...не достигло равномерной деятельности в отношении  к людям крепостным, так названным  потому, что они, частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены  под властию помещиков, на которых  с тем вместе лежит обязанность  устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственные выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния...».*

 

 

 

*Манифест царя Александра II от 19 февраля 1861 г.// Российское законодательство  Х-ХХ вв. Т. 7. М. 1989. С. 27.

 

По Манифесту получалось, что  причиной проблем в земельных  отношениях России явилось ухудшение  отношений между людьми. Однако действительным источником противоречий были экономические  причины: народное хозяйство России все шире и шире вовлекалось в  рыночные отношения, из года в год  увеличивался экспорт из России, в  первую очередь хлеба, что настойчиво требовало в условиях рыночной конкуренции  повышения производительности труда. Труд же крепостного крестьянина  отличался низкой производительностью.*

 

 

 

*См.: Земельное право. Учебник  для юрид. вузов. М.: Госюриздат. 1940. С.22.

 

 

 

Россия пребывала в тисках феодально-крепостнической  замкнутости и патриархальной обособленности, слишком поздно вступила на путь капиталистического развития. Если в Западной Европе прикрепление крестьян к земле произошло в  период раннего средневековья, то в  России – лишь в XVII в., т.е. когда на Западе от крепостного права оставались лишь остатки в виде феодальных повинностей.

 

Кроме того, феодальная система России отличалась от стран Европы исключительной тягостностью для крестьянства.

 

Наконец, отставание России от стран  Западной Европы в реформировании производственных отношений в сельском хозяйстве  было обусловлено и природными факторами: страны Западной Европы расположены  вблизи морей и судоходных рек; в  них получили раннее развитие торговля и ремесла; территории этих стран  в несколько раз меньше России с ее бездорожьем и отсутствием  должной сельскохозяйственной инфраструктуры.

 

Указанные объективные факторы  и факторы субъективные (консервативные традиции) сделали безуспешными попытки  АлександраI, издавшего в 1803 г. Указ «О свободных хлебопашцах», и Николая I, издавшего в 1842 г. Указ «Об обязанных  крестьянах», реформировать крепостнические  отношения в отношения свободного найма.

 

Более удачными попытки реформации оказались в западных провинциях России. Так, в Польше крепостное право  было отменено в 1807 г., в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях (ныне – страны Балтии) – в 1816–1819 гг.* Традиционно считавшийся в  истории освободительным от крепостного  права 1861 г. на самом деле является лишь годом начала массового освобождения крестьян от крепостной зависимости. Положение  от 19 февраля 1861 г. касалось лишь частновладельческих  крестьян – наиболее многочисленной, зависимой от помещиков категорий  крестьянства; положения этой реформы  были распространены на другие категории  крестьянства в разное время: на удельных крестьян (находившихся в зависимости  от царской фамилии) – Законом  от 26 июля 1863 г.; на государственных  крестьян (плативших оброк непосредственно  казне) – Законом от 18 января 1866 г.

 

 

 

*См.: Земельное право / Под ред.  Н.Д. Казанцева. М. 1958. С. 23.

 

 

 

Основным законодательным актом, определяющим способы и пути освобождения крестьянства от крепостной зависимости, явилось «Высочайше утвержденное Общее  положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», содержащее 207 статей.*

 

 

 

* Полное собрание законов Российской  империи. Т. XXXVI. № 36657.

 

 

 

Анализ содержания данных нормативно-правовых актов приводит к выводу, что принципы земельной реформы, избранные Секретным  комитетом (образован в январе 1857 г. для подготовки проекта освобождения крестьян) – «осторожность и постепенность» – нашли в них свою реализацию. Была создана система земельного строя, позволявшая постепенно, по «прусскому типу» аграрной эволюции перерасти  крепостническому помещичьему хозяйству  в хозяйство рыночного буржуазного  типа. Этому способствовали следующие  основные законоположения:

 

1) помещики, сохраняя право собственности  на все принадлежащие им земли,  обязаны были предоставить крестьянам, объявленным поголовно свободными  сельскими обывателями, указанное  в местных положениях количество  земли (ст. 3 Общего положения о  крестьянах, вышедших из зависимости);

Информация о работе Понятие земельного права