Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:46, лекция
Земельные отношения как предмет земельного права(ЗП). Методы ЗП. Концепции ЗП. Соотношение ЗП с конституционным, экологическим, гражданским и иными смежными отраслями. Система и принципы ЗП. Понятие и система источников ЗП.
ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО.
Лектор: Опилат Наталья Ивановна, к.ю.н., доцент.
Скударнов Николай Валентинович
Учебно-методическое пособие в электронном варианте на кафедре трудового, экологического права и гражданского процесса.
Учебники:
Иконитская Ирина Александровна, Красов Олег Игоревич.
Земельное право под редакцией Чубукова 2008 года.
Не рекомендуется использование учебника Ерофеева.
Комментарий к Земельному кодексу под редакцией Красова.
Комментарий под редакцией Голиченкова, Козыря, Волкова – одни из авторов проекта действующего Земельного кодекса, преподаватели кафедры земельного права в МГУ.
Тема № 1. Понятие земельного права.
1. Земельные отношения как предмет ЗП. Методы ЗП.
2. Концепции ЗП. Соотношение ЗП с конституционным, экологическим, гражданским и иными смежными отраслями.[1]
3. Система и принципы ЗП.
4. Понятие и система источников ЗП.
ЗК РФ принят 25 октября 2001 года № 136-ФЗ.
ФЗ о введении в действие ЗК РФ № 137-ФЗ от 25.10.2001 года.
Вопрос № 1. Земельные Отношения как предмет ЗП. Методы земельного права.
В России происходило 4 земельные реформы:
1. 1861 года (связана с отменой крепостного права, в результате данной судебной реформы появился новый субъект земельных отношений – крестьянская община),
2. 1905 года («Столыпинская реформа» - задачей реформы была капитализация земельных отношений в деревне – крестьян необходимо было наделить землей на праве частной собственности и, таким образом, развивать земельные отношения).
3. 1917 года (Большивистская реформа – основная идея – национализация земли и иных природных ресурсов, уничтожение частной собственности на землю в соответствии с Декретом о земле 1917 года, в результате до 1990 года устанавливается Советский земельно-правовой строй, в основе которого лежала исключительная собственность на землю, происходит «раскрестьянивание»).
4. 1990-ые годы (правовая основа – Закон РСФСР «О земельной реформе в РСФСР», первоначальная цель – денационализация, установление различных форм собственности на землю, их равная правовая защита и признание различных организационно-правовых форм юридических лиц, работающих на земле).
В настоящее время задачи в земельной реформе изменились – и основной задачей является создание новых земельных отношений.
Специфика земельных отношений связана со спецификой объекта (земля). Данный объект (земля) в отношениях выступает в нескольких качествах:
Во-первых, она является природным объектом, составной частью окружающей природной среды, она отличается естественны происхождением, находится во взаимосвязи с другими природными объектами, компонентами природной среды и выполняет экологическую функцию). Определение «природного объекта « дается в статье 1 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Во-вторых, земля выступает в качестве природного ресурса и содержит полезные свойства, которые используются или могут быть использованы человеком в процессе хозяйственной и иной деятельности. Земля в этом качестве является основным средством производства в сельском, лесном хозяйствах. Также земля выполняет функцию пространственного базиса для всех отраслей экономики, это также и место жительства.
Зависит от цели деятельности человека считать ли объект природным объектом или имущественным. Если цель создание товара – регулируется ражданским законодательством, а не экологическим.
В-третьих, земельные участки, в соответствии со статьей 130 ГК РФ, являются недвижимым имуществом и в этом качестве они вовлекаются в гражданский оборот, могут быть предметом гражданско-правовых сделок.
Именно в связи с особенностями земли, она одновременно является объектом многих отраслей права. Земля является уникальным объектом, по поводу которого возникает совокупность общественных отношений, регулируемых нормами различной отраслевой принадлежности (гражданского права, земельного права, природоресурсного права, экологического права и т.д.). Центральное место регулятора земельных отношений является Земельное право.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ЗК РФ Земельные отношения – отношения по использованию и охране земли как основы жизни и деятельности народов, проживающего на соответствующей территории.
Методы правового регулирования – способы и средства правового регулирования отношений участников. В целом, существует два метода: императивный, характерный для публичных отраслей права, и диспозитивный, характерный для отраслей частного права. Земельное право содержит и публично-правовые, и частноправовые начала. Следовательно, императивный метод применяется в сфере государственного регулирования (ведения кадастра, государственного контроля, землеустройства и т.д.), а диспозитивный метод, допускающий вариантность поведения, проявляется в отношениях по владению, пользованию, распоряжению земельными участками, гражданско-правового регулирования гражданского оборота земельных участков.
Вопрос № 2. Концепции земельного права.
Принято считать, что ЗП как самостоятельная отрасль права возникла в 1917 году на основе Декрета о земле, принятом 26.10.1917 года на 2 Всесоюзном съезде.
До 1917 года основная масса земельных отношений рассматривалась как объект гражданского права.
Исторически первая концепция земельного права – «Земельное право в широком смысле»: первоначально в предмет ЗП включались наряду с земельными отношениями горные, водные, лесные отношения, ЗП было универсальным регулятором природоресурсных отношений. Более того, в 1930-х годах существовала надуманная концепция земельно-колхозного права.
Вторая концепция – «Земельное право в узком смысле». В 1960-х годах с развитием природоресурсного законодательства произошло расщепление предмета ЗП. «Основы земельного законодательства» 1968 года закрепили, что они регулируют только земельные отношения, а горные, водные, лесные отношения регулируются специальным законодательством.
Третья концепция ЗП связана с формированием и существованием экологического права. Сторонники широкого толкования экологического права считаю, что в его предмет включаются не только отношения по охране окружающей природной среды, но и все природоресурсные отношения. В частности, приверженец этой теории – Голиченков.
Четвертая концепция появилась в связи с принятием ГК 1994 года, ее выдвинул ученый Дозорцев, который пришел к выводу о том, что ЗП утратило свое самостоятельное значение в связи с введением частной собственности на землю, предмет ЗП, по его мнению, распался на имущественные отношения по поводу земли, которые, соответственно, регулируются гражданским правом, и административные отношения, которые регулируются государственным и административным правом.[2] Суханов против такой концепции.
Концепция Красова Олега Игоревича – современные тенденции позволяют сделать вывод о формировании общих подходов в определении правового режима всех элементов понятия «недвижимость»: главную роль в этом процессе играет земля как основа недвижимого имущества, эти обстоятельства – объективная предпосылка расширения сферы действия ЗП как «права недвижимости». Красов делает вывод о том, что фактически ЗП уже сейчас охватывает очень многие отношения, объектом которых является земля, поэтому отрасль ЗП сформирована уже как самостоятельная отрасль права.
Согласно статье 3 ЗК РФ, законодатель признает концепцию узкого толкования земельного права. Согласно п. 2 ст. 3 ЗК к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы (специальным законодательством).
Вопрос № 3. Система и принципы ЗП.
Система – внутреннее строение, совокупность правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от значимости роли содержания обусловленных характером регулируемых ими отношений (определение Иконитской).
Система:
1. Общая часть: право собственности и иные права на землю, управление в сфере использования и охраны земель, правовое регулирование платы и оценка земель, ответственность за нарушение законодательства.
2. Особенная часть включает институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель (всего семь категорий): правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности, транспорта и иного специального назначения, правовой режим особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, земель водного фонда, земель запаса.
В учебную дисциплину также включается и специальная часть – Международно-правовой режим охраны и использования, а также охраны и использования земель в зарубежных странах.
Принципы права (Марченко)– основные идеи, исходные положения, ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования, они характеризуют сущность и содержание права, внутренне строение, статику, процесс его применения и динамику.
Общетеоретическая классификация принципов права:
1. Общие принципы, которые распространяются на всю систему права и являются юридической базой для всего российского права, закреплены в Конституции, они составляют конституционные основы ЗП: равенство всех право собственности и их равная правовая защита.
2. Межотраслевые принципы охватываю две или более отрасли права, как правило, тесно связанные между собой (экологическое, земельное, природоресурсное, гражданское право) – например, рациональное использование природных ресурсов, платность пользования природными ресурсами.
3. Отраслевые принципы закреплены в статье 1 ЗК РФ[3]. Голиченков, Волков предлагают их классифицировать на:
a. Принципы, устанавливающие экологические основы регулирования земельных отношений (1, 2, 6 принципы);
b. Принципы, устанавливающие социальные основы регулирования земельных отношений (3,4,11 принципы);
c. Принципы, устанавливающие экономические основы (5,7 принципы);
d. Правовые основы (8,9,10 принципы, также принцип разграничения норм гражданского и земельного законодательства и государственное регулирование приватизации земель).
Принципы в соответствии с пунктом 1 статьи 1 ЗК РФ:
1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. С одной стороны, по общему правилу подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков; это правило развито и в других статьях Кодекса. С другой - при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон (ст. 273 ГК РФ).