Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:46, лекция
Земельные отношения как предмет земельного права(ЗП). Методы ЗП. Концепции ЗП. Соотношение ЗП с конституционным, экологическим, гражданским и иными смежными отраслями. Система и принципы ЗП. Понятие и система источников ЗП.
П. 1 ст. 225 ГК – бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами от права собственности, на которое собственник отказался. И де-юре, и де-факто такая редакция означает, что земельный участок теперь не может иметь статус бесхозяйной вещи.
П. 3 ст. 18 ЗК - в городах Москва и Санкт-Петербург земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты прекращения права собственностью Москвы и Санкт-Петербурга.
Аналогичное правило предусмотрено ст. 19 ЗК (п.1.1) – право собственности городских округов, сельских поселений и т.д. Право собственности приобретают эти округа и т.д.
Ст. 30.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» - регистрирующий орган обязан в течение 5 дней с даты государственной регистрации прекращения права собственности вследствие отказа направить уведомление об этом в органы соответствующего публично-правового образования, а также лицу, подавшему заявление об отказе на право собственности.
Добровольный отказ от права пожизненного владения и права постоянного (бессрочного) пользования осуществляется путем подачи заявления в орган государственной власти или орган МСУ. К заявлению прилагается:
- кадастровый паспорт;
- подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае отсутствия этих документов, решение о предоставлении земельного участка;
- копии документов, удостоверяющих личность гражданина или удостоверяющих регистрацию юридического лица.
В заявлении об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования дополнительно прилагается документ, подтверждающий согласие органа, создавшего данное юридическое лицо (казенные предприятия, ГУПы, МУПы).
Если право не было зарегистрировано, то происходит прекращение этого права.
Если право было зарегистрировано, то государственные органы или органы МСУ должны обратиться в регистрирующие органы, которые и вносят эту запись о прекращении этого права (в недельный срок).
Внесены изменения и в ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - ст. 30.2 предусматривает обязанность регистрирующего органа в течение 5 дней с даты государственной регистрации прекращения права собственности вследствие отказа направить уведомление об этом в органы соответствующего публично-правового образования, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности.
Часть 2 статьи 53 ЗК РФ определяет, что отказ от права пожизненного наследуемого владения и бессрочного пользования осуществляется путем подачи заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. К заявлению прилагаются: кадастровый паспорт, подлинники документов, удостоверяющих права на землю, а в случае этих документов, решение о предоставлении земельного участка, копии документов, удостоверяющих личность гражданина или документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица. К заявлению об отказе от права бессрочного пользования также прилагается документ, подтверждающий согласие органа, создавшего данное юридическое лицо.
Если право постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения не было зарегистрировано, данные права прекращаются. Если право было зарегистрировано, то государственные органы или органы местного самоуправления обращаются в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, которые и вносят запись о прекращении этого права.
Принудительное изъятие земельных участков в связи с совершением земельных правонарушений.
Ст. 284-285 ГК РФ предусматривают основания для принудительного прекращения права собственности:
1. Неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства или строительства в течение 3 лет, если законом не предусмотрен более длительный срок.
2. Использование участка с нарушением правил рационального использования - имеется в виду грубое нарушение правил рационального использования.
3. Использование участка, которое приводит к ухудшению плодородия сельскохозяйственных земель.
Согласно ст. 286 ГК РФ органы, осуществляющие изъятие и порядок предупреждения собственника о возможном изъятии определяются земельным законодательством. Однако процедура до настоящего времени в ЗК РФ не определена. Иконитская предлагает использовать аналогию закона, а именно, статью 54 ЗК РФ. Но большинство авторов полагают, что применение аналогии в данном случае невозможно. Это поддерживает и судебная практика. Следовательно, такое изъятие земельных участков невозможно.
Прекращение права бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения
Основания для изъятия земельных участков у землевладельцев предусмотрены в ЗК. Изъятие возможно в случае неустранения факта ненадлежащего использования земельного участка. Процедура прекращения права, порядок заблаговременного предупреждения предусмотрены ст. 54 ЗК РФ. Одновременно с наложением штрафа органы государственного земельного контроля выносят предупреждение. Форма предупреждения утверждена Постановлением Правительства от 15.11.2006 года (Положение о государственном земельном контроле).
В предупреждении указываются: само правонарушение, срок, в течение которого правонарушение должно быть устранено, указание на возможное прекращение права в принудительном порядке, если правонарушение не будет устранено, разъяснение прав в случае возбуждения процедуры о принудительном прекращении прав на земельный участок и иные условия.
Согласно п. 4 ст. 54 ЗК РФ в случае неустранения правонарушений в установленный срок органы государственного земельного контроля направляют материалы о прекращении прав на земельный участок в уполномоченные органы государственной власти или местного самоуправления. Данные органы обращаются в суд, направляют туда заявления о прекращении прав на земельный участок.
Тема: Институт государственного управления.
1. Состав земель РФ. Перевод земель из одной категории в другую.
2. Понятие и виды правового положения земель.
3. Понятие и виды государственного управления земельными ресурсами.
4. Функции государственного управления.
ФЗ от 10.05.2006 года № 69-ФЗ.
Указ Президента от 25 декабря 2008 года № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии».
Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 года № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд».
Вопрос № 1. Состав земель РФ. Перевод земель из одной категории в другую.
Объектом государственного управления являются все земли в границах РФ, вне зависимости от того, в чьей собственности находится конкретный земельный участок. Традиционно, все земли в России делятся по целевому назначению.
Ст. 7 ЗК РФ устанавливает 7 категорий земель в зависимости от целевого назначения:
1. Земли сельскохозяйственного назначения (земли, которые являются основным средством производства в сельском хозяйстве).
2. Земли населенных пунктов – земли, которые предназначены для застройки.
3. Земли промышленности и иного специального назначения. Обязательно территориальное планирование в соответствии с градостроительным законодательством.
4. Земли особо охраняемых территорий и объектов.
5. Земли лесного фонда – на них произрастают леса, или они предназначены для выращивания лесной растительности.
6. Земли водного фонда.
7. Земли запаса – законодатель не определяет использование.
Категория земель как юридически важное сведение непременно указывается в актах органов государственной власти и ОМСУ о предоставлении земельных участков, в договорах, в кадастровой документации и в документах государственной регистрации прав.
Общий порядок отнесения и перевода земель в ту или иную категории определен в ст. 8 ЗК РФ: Правительство РФ осуществляет перевод земель или земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на основании решения.
Органы государственной власти субъекта принимают такое решение о переводе в отношении земель, находящихся в собственности субъекта. А также в отношении земель, находящихся в частной и муниципальной собственности; ОМСУ в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности и частной собственности за исключением сельскохозяйственных земель.
Непосредственно правила и процедуры перевода определяются ФЗ № 172-ФЗ от 21.12.2004 года «О переводе земельных участков…».
Заинтересованное лицо обращается с ходатайством о переводе в уполномоченный орг. В кадастре обязательно указывается кадастровый номер участка, категория, из которой переводится земельный участок, и категория, в которую его хотелось бы перевести.
К заявлению прилагаются кадастровая выписка, копии документов, удостоверяющих личность заявителя, выписка из ЕГРИПП.
Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:
1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;
2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.
Также требуется согласие правообладателей на перевод.
Согласие не требуется в случае перевода в земли особо охраняемых природных территорий. В случае изменения установленных категорий должностных лиц.
По результатам рассмотрения органы должны принять акт о переводе из одной категории в другую.
Основания для отказа в переводе:
1. ФЗ установлен запрет или ограничение.
2. Отрицательное заключение государственной экологической экспертизы, если ее проведение требуется по закону.
3. Установление несоответствия испрашиваемого перевода документам территориального планирования, документации по планировке и землеустроительной документации.
Перевод считается завершенным с момента внесения изменений в ЕГРП.
Вопрос № 2. Понятие правового режима.
Профессор Евтихеев в 1929 году дал определение правовому режиму как статусу прав и обязанностей органов земельного управления в отношении данного разряда земель, т.е. выполнение этими органами основных функций административной, юрисдикционной, нормативной.
В 1966 году профессор Краснов дал классическое определение: правовой режим – это установленный нормами советского права порядок должного поведения по отношению к земле как к объекту исключительной государственной собственности государства, право землепользования, правовой охраны, направленной на обеспечение ее рационального использования как всеобщего условия труда и основного средства производства.
В 1977 году профессор Аксененок писал: «Чтобы дать понятие правового режима, необходимо определить объект земельного правоотношения, во-вторых, определить круг землепользователей, в-третьих, установить их права и обязанности, в-четвертых, установить меры ответственности за нарушение правил землепользования».
Красов О.И., Иконитская И.А., Меняева посвятили свои работы проблеме определения правового режима.
Правовой режим, по мнению Иконитской И.А., - это установленные нормами права возможное и должное поведение к земле как к объекту права собственности, иных прав на земельные участки, объекту государственного управления, правовой охраны земли как природного ресурса, выполняющей определенные Конституцией важнейшие социально-экономические функции – основы жизнедеятельности народа, проживающего на соответствующей территории.
Элементы правового режима: 1) порядок должного поведения в отношении земельного участка как объекта имущественных прав; 2) управление землями; 3) правовая охрана земель; 4) ответственность за нарушение правового режима земель.
Выделяют объекты правового режима:
1. Общий объект правового режима земли как природного ресурса. На общий объект распространяется общий правовой режим, который действует для всех земель на территории РФ вне зависимости от форм и субъектов права данных участков. Эти требования установлены в ст. 36 Конституции.
2. Родовой объект – категории земель (в соответствии со ст. 7 ЗК РФ).
3. Видовой объект – в качестве видового выступает вид определенной категории земель (например, земли транспорта – это вид, земли специального назначения – это категория).
4. Конкретный объект – в этом качестве выступает конкретный земельный участок. Так, в населенном пункте все участки делятся по зонам (жилая, зона промышленности и т.д.) и в каждой зоне свои требования для конкретных объектов.
Выделяют субъекты правового режима земель:
1. Органы государственной власти и органы МСУ – обеспечивают соблюдение правового режима.
2. Конкретные собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков (глава 6 ЗК РФ).
Вопрос № 3. Государственное управление земельными участками.
Государственное управление земельного управления – это составная часть экологического управления. Конечная цель земельного управления была закреплена в Декларации Рио-де-Жанейро, принятая на Конференции ООН 1992 года, - обеспечение экологических интересов настоящего и будущих поколений. Конкретная цель государственного земельного управления – обеспечение рационального землепользования.