Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:46, лекция
Земельные отношения как предмет земельного права(ЗП). Методы ЗП. Концепции ЗП. Соотношение ЗП с конституционным, экологическим, гражданским и иными смежными отраслями. Система и принципы ЗП. Понятие и система источников ЗП.
Харьков В.Н. определил рациональное землепользование как эффективное целевое использование земель, осуществляемое с учетом публичных интересов, экологических связей в окружающей природной среде в сочетании с охраной земли как основы жизни и деятельности народа.
Т.о., объектом государственного управления являются все земли в границах РФ, вне зависимости от формы собственности и категории. Юридической основой государственного управления является право территориального верховенства государства.
Субъектами государственного управления являются государственные органы как общей, так и специальной компетенции. Которые действуют от имени и по поручению государства, имеют властные полномочия, необходимые для выполнения стоящих перед ними задач. Т.о., государственное управление земельными ресурсами – это осуществляемая на основе закона целенаправленная деятельной управомоченных государственных органов по организации рационального использования и охраны земли.
В зависимости от субъектов управления традиционно выделяют виды управления:
1. общее управление – осуществляется органами общей компетенции. Этот вид управления строится на территориальном принципе и на конституционном принципе разделения властей. См. статьи 9,10,11 ЗК РФ, которые закрепляют полномочия органов РФ, субъектов РФ, органов МСУ в области земельных правоотношений.
2. Специальное управление, которое осуществляется органами специальной компетенции. Выделяют три уровня управления: Министерства, Федеральные агентства, Федеральные службы. Так, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство природных ресурсов и экологии осуществляют госуправление в области земельных правоотношений. С 1.03.2009 года действует ФС государственной регистрации, земельного кадастра и картографии, ФС по надзору в сфере природопользования непосредственно осуществляет контроль за использованием охраны земель. ФА по недропользованию, ФА лесного управления.
ФС государственной регистрации теперь осуществляет:
1. Земельный контроль (ранее Роснедвижимость этим занималась).
2. Осуществляет управление в области ведения кадастра объектов недвижимости (бывшие функции ФА кадастра объектов недвижимости).
3. Осуществляет функции в области землеустройства и ведения кадастра объектов капитального строительства.
Земельный контроль также осуществляет ФС по надзору в сфере природопользования, в части земель особо охраняемых природных территорий и земель лесного фонда, также земельный контроль осуществляет ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) – контроль осуществляется в части обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Смотри Постановление Правительства «Порядок осуществления контроля…».
Функции государственного управления:
Территориального планирования.
Зонирования.
Мониторинга.
Кадастрового учета.
Резервирования.
Другие функции.
Государственный кадастровый учет. Правовую основу государственного кадастрового учета составляет статья 70 ЗК РФ.
ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Данный ФЗ вступил в силу с 1 марта 2008 года.
Кадастр как основная форма учета земельных участков – это систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с требованиями ФЗ № 221-ФЗ недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах МО, границах населенных пунктах, о территориальных зонах, о зонах с условиями особого использования территорий и др.
Кадастр подтверждает наличие земельного участка как индивидуально определенной вещи. В соответствии со ст. 7 ФЗ № 221-Фз все сведения из кадастра делятся на 2 группы:
1) ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА (УНИКАЛЬНЫЕ) – если отсутствует хотя бы одна уникальная характеристика, земельного участка как индивидуально определенной вещи не существует. В качестве основных указывается: * вид объекта (например, земельный участок); * кадастровый номер и дата внесения указанного номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ земельного участка; * площадь участка.
2) ДОПОЛНИТЕЛНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ – могут отсутствовать в кадастре. В качестве дополнительной характеристики земельного участка может указываться ранее присвоенный кадастровый номер, адрес земельного участка, а если адрес указать невозможно, то указывается местоположение этого участка (с точностью до населенного пункта); сведения о правах на земельные участки и ограничения и обременения прав; сведения о кадастровой стоимости объекта; категория земель, разрешенное использование земельного участка. С 1.03.2008 года дополнительно может указываться почтовый адрес и адрес электронной почты, с которым осуществляется связь с правообладателем; также указываются сведения о кадастровом инженере, выполнившем инженерные работы (подрядные организации, которые имели право на выполнение землеустроительных работ (ранее именуемых межеванием). Сведения об объекте, прекратившем свое существование.
Принципы ведения государственного кадастра недвижимости:
1. Единства технологии ведения кадастра на всей территории РФ.
2. Принцип обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации сведений – все сведения, содержащиеся в государственном кадастре, могут предоставляться по надлежащему запросу любого лица на основании оплаты государственной пошлины (размер которой до сих пор не установлен НК РФ).
3. Принцип непрерывного ведения кадастра – посредством самостоятельного предоставления документов заявителями и иными лицами, либо посредством информационного взаимодействия.
4. Сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других информационных ресурсах.
Структура кадастра
К основному разделу кадастра относится реестр объектов недвижимости – документ, в котором содержатся сведения об объекте недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных сведений.
Второй раздел – кадастровые дела – в настоящее время ведутся только на бумажном носителе – это совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых в кадастр внесены соответствующие сведения.
Кадастровые карты – информация в текстовой и графической форме (нет нормативного урегулирования вопроса о форме, структуре и содержании карт).
Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд (ФЗ от 10.05.2007 года). До принятия данного ФЗ о внесении изменений в ЗК понятие «резервирование» употреблялось лишь дважды. В новой редакции см. ст. 70.1 ЗК РФ и Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 года № 561.
Земельное законодательство закрепляет основания резервирования земель:
1. Земельные участки предоставлены конкретных ФЛ и ЮЛ, решение о резервировании земель может приниматься только в случаях, указанных в ст.49 ЗК РФ (основания для изъятия земель для государственных и муниципальных нужд).
2. Земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, но не предоставлены конкретным ФЛ и ЮЛ, а при этом возникла необходимость разместить объект транспорта, инфраструктуры или иное значение для государственных и муниципальных интересов.
3. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд. По общему правилу, срок резервирования не должен превышать 7 лет, но для транспортного сообщения (для строительства линейных объектов) резервирование осуществляется на срок до 25 лет.
Решение о резервировании в интересах РФ или ее субъектов принимается территориальный орган Росимущества, а в интересах МО – муниципальный орган. Резервирование осуществляется посредством принятия и опубликования НПА.
Контроль в области использования и охраны земель. Выделяют общественный, муниципальный, государственный, производственный контроли.
Государственный земельный контроль (ст. 71 ЗК РФ, Положение о государственном земельном контроле, утвержденном Постановлением Правительства от 15.11.2006 года № 689). Государственный земельный контроль осуществляется уполномоченными государственными органами. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (осуществляет контроль за соблюдением законодательства по рекультивации земель), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному контролю.
Государственный инспектор вправе давать обязательные для исполнения предписания.
Контроль осуществляет посредством проведения проверки, которые бывают плановыми и внеплановыми.
Тема: Правовой режим отдельных категорий земель.
Правовой режим земель с/х назначения.
1. Понятие и состав. Особенности правового режима
2. Субъекты прав на земли с\х назначения:
a. Ю.л.
b. Крестьянские (фермерские) хозяйства
c. Граждане для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества
Гл. 14 ЗК, ФЗ от 24.07.02 «Об обороте земель с\х назначения», ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель с\х назначения и агроландшафтов как национального достояния РФ на 2006-2010 гг. и период до 2012 г.» (Пост. Пр. от 20.02.06 №99)
1.
Земли с\х назначения (ст. 77 ЗК) – земли, расположенные за границей населенного пункта и предоставленные или предназначенные для нужд с\х.
Виды земель с\х назначения:
1. Сельхозугодья – особо ценные, подлежат приоритетной охране:
a. Пашни
b. Сенокосы
c. Пастбища
d. Залежи
e. Земли, занятые многолетними насаждениями
2. Иные земли, в т.ч. занятые дорогами, коммуникациями, зданиями, строениями, сооружениями, водоемами. Эти земли предназначены для обслуживания с\х
3. Земли фонда перераспределения.
Ст. 80: в фонд перераспределения включаются земли:
При добровольном отказе
Выморочное имущество
Изъятые в принудительном порядке (н-р при нарушении правил землепользования, нецелевом использовании)
Земли используются для наделения граждан/ю.л. земельными участками.
Земли делятся по качеству:
1. Земли, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень по муниципальному району (городскому округу)
2. Земли, кадастровая стоимость которых на 50% и более превышает средний уровень
3. Особо ценные продуктивные сельхозугодья. П. 4 ст. 79: перечень таких участков утверждается органами гос. власти субъекта
Особенности правового режима земель с\х назначения заключается в их функции – функция основного средства производства в с\х.
Цель правового режима: повышение плодородия этих земель, их охрана, недопущение их необоснованного выбытия из с\х оборота.
Ст. 7 ФЗ №172 «О переводе земель…»: случаи перевода земельных участков с\х назначения в др. категорию:
1. Консервация земель
2. Создание особо охраняемых природных территорий
3. В связи с установлением или изменением границ населенных пунктов
4. В связи с размещением промышленных объектов на землях, чья кадастровая стоимость не превышает среднерайонного уровня и при отсутствии иных вариантов размещения
5. В связи с включением непригодных для с\х производства земель в состав земель лесного, водного фонда или запаса
6. В связи со строительством линейных объектов: газопроводов, нефтепроводов, ЛЭП при наличии утвержденных проектов рекультивации
7. В связи с выполнением м\н обязательств РФ при отсутствии иных вариантов
8. Добыча полезных ископаемых
9. Размещение объектов социального, коммунально-бытового назначения и объектов здравоохранения при отсутствии иных вариантов размещения
П. 2 ст. 7 ФЗ: не допускается перевод особо ценных продуктивных сельхоз угодий и земель, чья кадастровая оценка выше среднерайонной на 50% и более кроме случаев, установленных п. 3, 6, 7, 8
Законодатель устанавливает дополнительные обязанности субъектов по обеспечению качества с\х земель:
По сохранению и повышению плодородия
По защите от водной, ветровой эрозии, иных негативных процессов
По защите от заражения вредителями, болезнями растений, зарастания сорняками