Понятие земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:36, курс лекций

Краткое описание

В современном мире, в век научного и социального прогресса, технических достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую природу, забыв о первой. Получая все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Гениальные машины, изобретенные человеком, будут морально устаревать и заменяться новыми, но никогда не заменит землю никакой иной объект материального мира, ибо нет в мире такого объекта. Землю не состарит морально никакой промежуток времени.

Файлы: 1 файл

семинар 1.docx

— 208.97 Кб (Скачать)

В случае несогласия Государственной  Думы с решением Совета Федерации  федеральный закон считается  принятым, если при повторном голосовании  за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов  Государственной Думы (п. 5 ст. 105 Конституции  РФ).

 

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной  Думой федеральные законы по наиболее важным вопросам (см. ст. 106 Конституции  РФ).

 

Принятый федеральный закон  в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная  Дума и Совет Федерации в установленном  Конституцией порядке вновь рассматривают  данный закон.

 

5. Указы Президента Российской  Федерации.

 

Президент Российской Федерации является главой государства. Он в соответствии с Конституцией РФ может издавать указы и распоряжения.

 

Следует отметить, что нормативные  указы Президента РФ следует отнести  к федеральному уровню.

 

Анализ нормативных актов Президента РФ дает основание утверждать, что  они изданы по самым разнообразным  проблемам правового регулирования  земельных отношений в период проведения земельной реформы в  России, начиная с указов от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению  земельной реформы в РСФСР», от 25 марта 1992 г. «О продаже земельных  участков гражданам и юридическим  лицам при приватизации государственных  и муниципальных предприятий», от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных  отношений и развитии аграрной реформы», от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных  ресурсах», от 24 декабря 1993 г. «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ» и заканчивая Указом от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных  прав граждан на землю» и др.

 

Действительно, ЗК 1991 г. устарел, и  это не вызывает сомнений, многие его  положения вступили в противоречие с Конституцией, но нормы, которых  был лишен ЗК, обеспечивали тем  не менее рациональное использование земель, их охрану, ограничение (в разумных пределах) права частной собственности на землю. Одним словом, они представляли собой реальное воплощение принципа общественно-целесообразного характера регулирования земельных отношений.

 

Отмеченный Указ от 24 декабря 1993 г. послужил созданию правового вакуума  в сфере земельных отношений, результаты которого не замедлили сказаться. Как часто бывает в нашей стране, бездумно сметается весь накопленный  опыт (в том числе и положительный), однако альтернативы уничтоженному  очень часто не находится.

 

6. Постановления и распоряжения  Правительства РФ также относятся  к федеральному уровню.

 

Источниками земельного права являются также подзаконные нормативно-правовые акты исполнительных органов государственной  власти, изданные в пределах их компетенции  и во исполнение законов и указов Президента Российской Федерации.

 

Специфика этого уровня заключается  в том, что:

 

подзаконные нормативно-правовые акты издаются в пределах своей компетенции  государственными органами, выполняющими исполнительно-распорядительные функции;

 

данные акты не должны противоречить  федеральным законам, нормативным  указам Президента РФ, которые, в свою очередь, не должны противоречить конституционным  законам.

 

С учетом образовавшегося вакуума  в регулировании земельных отношений  особо возросли роль и значение подзаконных  нормативно-правовых актов, так как  то, что должно было быть урегулировано  законами, в значительной мере регулируется указами Президента РФ и подзаконными нормативно-правовыми актами.

 

В соответствии с Конституцией РФ исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ, которое издает постановления и распоряжения и  обеспечивает их выполнение.

 

Правительство РФ осуществляет полномочия, которые возложены на него Конституцией РФ, федеральными законами и нормативными указами Президента РФ.*

 

 

 

*Федеральный конституционный закон  РФ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве  Российской Федерации»// СЗ РФ. 1997.

 

 

 

Все это и обусловило то обстоятельство, что постановления Правительства  касаются самых разнообразных сторон правового регулирования земельных  отношений и потому занимают самое  важное место среди подзаконных  нормативных правовых актов. Это  постановления: от 29 декабря 1991 г. «О порядке  реорганизации колхозов и совхозов», от 5 февраля 1993 г. «О государственной  программе мониторинга земель РФ на 1993-1995 годы»*, от 5 августа 1992 г. «Об  утверждении Положения о порядке  консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами»;** распоряжение Правительства  РФ от 10 августа 1992 г. № 1453-р., постановление  от 28 января 1993 г. «Об утверждении  Положения о порядке возмещения убытков собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и  потерь сельскохозяйственного производства».***

 

 

 

*Собрание актов Президента и  Правительства РФ. 1993. № 6. Ст. 491.

 

**Там же. 1992. № 8. Ст. 503.

 

***Там же. 1993. № 6. Ст. 483, в ред.  Пост. Правительства РФ от 27.12.1994 №1428; от 02.11.1995Г. №1176; от 11 июля 1996 г.  № 778.

 

 

 

7. Акты министерств и иных  государственных органов федеральной  исполнительной власти.

 

В межотраслевом и отраслевом масштабе источниками земельного права служат нормативные акты государственных  комитетов, министерств и служб  РФ – нормативные приказы, инструкции и другие. По общему правилу, эти  акты обязательны только для учреждений и должностных лиц данного  ведомства. Однако в тех случаях, когда данное ведомство в силу закона или постановления Правительства  РФ получило право на издание обязательного  акта, а также если этот ведомственный  акт был утвержден постановлением Правительства РФ – он получает общеобязательную силу

 

Для примера можно привести «Рекомендации  по реорганизации колхозов и совхозов», утвержденные Министерством сельского  хозяйства РФ 14 января 1992 г.

 

Для упорядочения ведомственного правотворчества  Минюст РФ осуществляет государственную  регистрацию всех этих актов на предмет  их полного соответствия действующему законодательству.

 

8. Нормативно-правовые акты субъектов  РФ.

 

В республиках, входящих в состав РФ, роль источников земельного права выполняют  Конституции республик, а также  законодательные акты по вопросам использования  и охраны отдельных природных  ресурсов, нормативные указы президентов  республик, там, где они выбраны, а также нормативные постановления  и распоряжения правительств республик. Поэтому в некоторых из них  приняты земельные кодексы (Карелия, Коми и др.), а в некоторых они  готовятся. Задержка с их принятием  объясняется тем, что до сих пор  не принят Земельный кодекс Российской Федерации.

 

В других субъектах Федерации (в  областях, автономных областях и округах) источниками земельного права помимо законодательных актов выступают  уставы субъектов Федерации и  издаваемые органами исполнительной власти нормативно-правовые акты, а также  решения представительных органов  субъектов, постановления и распоряжения глав администраций. Так, в Нижегородской  области утверждена Программа приватизации земель сельскохозяйственных предприятий, которая предусматривает раздел земли и имущества среди владельцев земельной доли. Ряд решений по разным вопросам использования и  охраны земель был принят и в других субъектах Федерации.

 

Согласно ст. ст. 72 и 76 Конституции  РФ, земельное законодательство находится  в совместном ведении РФ и субъектов  РФ. По предметам ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми принимаются нормативно-правовые акты субъектов РФ. Но в Конституции  не содержится положение, которое бы разрешало нарушать эту очередность.

 

В соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции  РФ вопросы создания единого рынка  земли отнесены исключительно к  ведению Российской Федерации. Следовательно, саратовский закон «О земле» и  аналогичные акты других субъектов  РФ, в которых разрешена купля-продажа  земельных участков, это конституционное  положение игнорирует.

 

Разграничение компетенции федеральных  органов государственной власти и аналогичными органами субъектов  РФ осуществляется в соответствии с  Указом Президента РФ от 12 марта 1996 г. «Об утверждении Положения о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ».*

 

 

 

*СЗРФ. 1996.№ 12. Ст. 1158, с изменениями  от 25 ноября 1996 г.№ 1593//СЗ РФ. 1996. №  19. Ст. 5544.

 

 

 

В совместном ведении Российской Федерации  и ее субъектов находятся вопросы  разграничения государственной  собственности на землю и другие природные ресурсы, а также природноресурсовое законодательство и законодательство об охране окружающей среды и др.

 

В соответствии со ст. 73 Конституции  РФ вне пределов ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного  ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной  власти.

 

В соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2000 г. «О федеральных округах»* было создано семь федеральных округов.

 

 

 

*Российская газета, 2000 г., 21 мая.

 

 

 

В каждом федеральном округе создано  Управление Генеральной прокуратуры, в задачу которых входит приведение законодательства субъектов РФ в  соответствие с федеральным законодательством. Такая работа проводится.

 

9. Нормативно-правовые акты органов  местного самоуправления.

 

В соответствии со ст. 12 Конституции  РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое является самостоятельным  в пределах своих полномочий. Органы самоуправления не входят в систему  органов государственной власти.

 

Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного самоуправления, владения, пользования  и распоряжения муниципальной собственностью.

 

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских, иных поселениях с учетом исторических и иных местных  традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131 Конституции  РФ).

 

Например, в соответствии с Федеральным  законом от 28 августа 1995 г. «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (в редакции 1999 г.)* глава местной  администрации в пределах своей  компетенции издаёт постановления  и распоряжения, а руководители органов  и структурных подразделений  местной администрации издают приказы, которые, имея общенормативное значение, являются источниками земельного права: о порядке использования земель общего назначения в населенных пунктах; о порядке использования земель городской, сельской застройки и  т. п.

 

 

 

*СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506. См. также  Федеральный закон от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной  службы в Российской Федерации»  с изменениями от 13 апреля 1999 г.(СЗ  РФ. 1998. № 2. Ст.224).

 

 

 

Нормативно-правовые акты органов  местного самоуправления не должны противоречить  конституционным, законодательным, подзаконным  нормативно-правовым актам, указам Президента и нормативно-правовым актам субъектов  Федерации.

 

Обеспечение соблюдения существующей иерархии нормативно-правовых актов  возлагается на суды и прокуратуру. Рассмотрим порядок устранения коллизий, возникающих в системе источников земельного права.

 

Компетенция Конституционного Суда определена Законом РФ «О Конституционном Суде РФ», принятым Федеральным Собранием  РФ и подписанным Президентом  РФ 21 июля 1994 г. В этом законе определено, кто обладает правом на обращение  в Конституционный Суд (ст. ст. 3, 84, 88. 96, 101,105,107).

 

Конституционность нормативно-правового  акта проверяется Конституционным  Судом РФ с позиций:

 

а) содержания правовых норм в данном нормативно-правовом акте. Например, если права граждан и организаций  в земельно-правовом акте ущемлены по сравнению с конституционным, то такой земельно-правовой акт может  быть признан не соответствующим  Конституции РФ;

 

б) формы нормативно-правового акта. Так, если вместо постановления как  формы принятия нормативно-правового  акта, установленного законом, был издан  приказ, т.е. форма, не предусмотренная  законом, то такой акт может быть признан неконституционным;

Информация о работе Понятие земельного права