Понятие земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:36, курс лекций

Краткое описание

В современном мире, в век научного и социального прогресса, технических достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую природу, забыв о первой. Получая все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Гениальные машины, изобретенные человеком, будут морально устаревать и заменяться новыми, но никогда не заменит землю никакой иной объект материального мира, ибо нет в мире такого объекта. Землю не состарит морально никакой промежуток времени.

Файлы: 1 файл

семинар 1.docx

— 208.97 Кб (Скачать)

 

В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных  антропогенных воздействий на прилегающих  к этим участкам земли и водного  пространства могут создаваться  охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

 

5. Земли лесного фонда представляют  собой один из элементов экологической  системы лесов, участвующих в  природном функционировании всей  экосистемы. Земля выступает здесь  в двояком значении: как пространственный  базис, на котором произрастает  лесная растительность, и как  средство производства, питающее  корневую систему лесов почвенными  компонентами (влагой, питательными  веществами и др.).

 

6. Правовой режим земель водного  фонда урегулирован водным законодательством,  он тесно переплетен с правовым  режимом земель, на которых расположены  водные объекты, в силу чего  земли водного фонда выделены  в самостоятельную категорию.  Главной составной частью этой  земельной категории являются  водопокрытые земли, то есть  такие, которые покрыты водой  относительно устойчиво (вечно  или большую часть времени  года), в том числе такие, которые  заняты естественными водоемами,  а не искусственными. К их числу  нельзя отнести земли, покрывающиеся  водой лишь в короткие промежутки  времени.

 

7. Запасы земли – это резерв  государства.

 

 Контрольные вопросы:

 

1. Понятие и общая характеристика  принципов земельного права и  форма их выражения.

 

2. Конституционные принципы земельного  права и их краткая характеристика.

 

3. Принципы, присущие Общей части  земельного права:

 

а) принцип приоритета экологического благополучия окружающей среды;

 

б) принцип целевого использования  земель;

 

в) принцип устойчивости прав на землю  и его содержание;

 

г) содержание принципа равноправного  положения всех форм собственности  на землю и всех форм хозяйствования;

 

д) содержание принципа платного использования  земель;

 

е) содержание принципа рационального  использования земель;

 

ж) принцип комплексного подхода  в использовании земель и его  содержание;

 

з) принцип плановости использования  земель и его содержание;

 

и) принцип подконтрольности государству  использования земель.

 

4. Принципы, присущие Особенной  части земельного права.

 

 

1.9. Место земельного права в  общей системе права России

 

 

 

Общественные отношения как  предмет правового регулирования  весьма динамичны и подвижны, между  ними нет застывших граней, а поэтому  в практике правового регулирования  зачастую возникают проблемы в разграничении  предметов правового регулирования, вынесении вопроса о том, к  какой отрасли права можно  отнести тот или иной случай.

 

В силу этого и встает проблема отграничения земельного права от других отраслей права и определения  места его в общей системе  права России.

 

Рассмотрим основные критерии, позволяющие  отграничить земельное право  от смежных правовых отраслей.

 

1. От государственного права  земельное отличается тем, что  предметом регулирования последнего  являются экономические земельные  отношения, а не отношения по  государственному устройству, обусловленные  политическими мотивами, что составляет  задачу правового регулирования  государственного права.

 

Земля как территория регулируется земельным правом в качестве территориального базиса размещения производительных сил: строительства объектов; выращивания  лесополос; отведения земли под  пашню и т.п. Нормы же государственного права решают вопросы при организации  и определении границ территории как обязательного признака государства; эти границы определяют пределы  государственной власти.

 

2. От административного права,  для которого характерно наличие  власти и подчинения, земельное  отличается тем, что хотя в  нем и присутствуют отношения  субординации, но они касаются  лишь регулирования узкого круга земельных общественных отношений, за пределами которых субординация, соподчиненность прекращается. Этим кругом являются те отношения, которые влияют на судьбу земли. Например, недопустимо без разрешения компетентных органов приступать к использованию земельных участков до установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования и аренды. Соответствующий государственный орган тем самым имеет решающее слово в деле предоставления земельного участка. Однако за пределами этого управленческого действия (т. е. когда границы участка установлены в натуре и выдан соответствующий документ) полномочия указанного органа кончаются, и он не вправе обязать землепользователя совершать действия, не предусмотренные законом.

 

3. Отграничение гражданского права  от земельного до принятия  нового ГК РФ почти не вызывало  особых затруднений и состояло  в том, что объектом второго  являлась земля, а не какое-то  другое имущество.

 

Закрепление в новой Конституции  РФ частной собственности на землю, восстановление в законодательстве категории недвижимости, разрешение купли-продажи земли, а следовательно, и появление земельного рынка, разрешение залога земли, ипотеки и др. дали возможность цивилистам поставить  вопрос о пересмотре важнейшего и  основополагающего принципа в отношении  земельного и гражданского законодательства.

 

До принятия нового ГК РФ существовал  приоритет земельного законодательства в регулировании земельных отношений  по сравнению с гражданским законодательством, который был закреплен во всех основополагающих актах в гражданском  праве и существовал на протяжении десятилетий.*

 

 

 

*См.: Краснов Н.И. О соотношении  земельного и гражданского права  при переходе к рыночным отношениям // Государство и право. 1994. № 7. С. 53–60.

 

 

 

Ликвидация важнейшего принципа в  земельном праве началась с Указа  Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании  земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», в  котором было закреплено, что совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством  с учетом земельного, природоохранного и иного специального законодательства.

 

Гражданский кодекс РФ не только закрепил все эти нововведения, но продемонстрировал  наиболее яркий пример отхода от принципа приоритета земельного права в регулировании  земельных отношений, в него включено большое число норм, регулирующих земельные Отношения по принципам  гражданского права (купля-продажа  земли, ее неограниченное приобретение и т.п.). Однако главное – в нем  исключена норма о том, что  гражданское право регулирует земельные  отношения лишь в той мере, в  какой они не урегулированы земельным  законодательством. Зачеркнув все  положительное, что было наработано в нашей стране, земельным правом, обратили не всегда оправданное внимание на гражданское право.

 

В РФ земля и другие природные  ресурсы составляют основу жизни  и деятельности общества, именно в  этом качестве она используется и  охраняется. Следовательно, правовое регулирование  использования и охраны земли  есть правовая сфера особого рода, роль которой выполняет земельное  право.

 

Но самое главное состоит  в том, что гражданское и земельное  право базируются на разных принципиальных положениях правового регулирования  имущественных отношений.

 

Гражданское право исходит из автономии  воли субъектов, недопустимости вмешательства  в частные дела, неограниченности имущества, свободы распоряжения имуществом вплоть до его порчи и уничтожения, свободы договоров и т.п.

 

Автономия воли означает способность  лица и имеющуюся у него (предоставленную  государством) возможность самостоятельно и свободно формировать и проявлять  свою волю. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают  и осуществляют свои гражданские  права своей волей и в своем  интересе. Из сказанного видно, что  гражданско-правовой метод предполагает широкую возможность выбора между  несколькими вариантами поведения  в пределах, установленных законом, иными словами, диспозитивность  в гражданско-правовом регулировании  преобладает. Земельное же право  исходит из наличия у субъекта собственности не только прав, но и  обязанности рационального использования  земли в соответствии с целевым  назначением; нормирование количества земли в собственности, государственного контроля за использованием и охраной  земель, регулирование рынка земли  и т.п.

 

Все это было сформулировано Программой аграрной реформы в России в 1994-1995 гг.

 

Однако если обычное имущество  представляет собой материальное благо, созданное человеческим трудом, то земля – естественно возникший  объект природы, который подобен  организму и существует по особым объективным законам природы. Эти  признаки нашли свое отражение в  земельном праве и не присущи  гражданско-правовому регулированию. Так, если улучшение имущества, сданного внаем, допустимо по правилам гражданского права лишь с согласия наймодателя, то улучшение арендованной земли (повышение  плодородия и т. п.) является обязанностью арендатора независимо от согласия арендодателя.

 

Однако если объектом гражданских  отношений является имущество, неразрывно связанное с землей (здания, сооружения), либо земля (почва, грунт), отторгнутая  и потерявшая природную взаимосвязь, то данные общественные отношения входят в предмет гражданско-правового  регулирования. Например, купля-продажа  садовых домиков, плодово-ягодных  насаждений, почвосмесей, применяемых  в парниках и теплицах, регулируется нормами гражданского права.

 

Согласно ч. 3 ст. 2 ГК РФ, если имущественные  земельные отношения основываются на административном акте (а таких  видов земельных отношений, как  известно, немало), то эти отношения  не регулируются нормами гражданского права. Они находятся в исключительной сфере земельно-правового регулирования. Поэтому неправомерны высказывания некоторых ученых-цивилистов о том, что все без исключения земельные  отношения должны регулироваться нормами  гражданского права.

 

Включение земли в отношения  собственности, а значит, и сделки купли-продажи, осложнили разграничение  земельных отношений от гражданско-правовых. Так, например, при продаже земельного участка возникают две группы отношений: земельные, касающиеся переоформления купленных земельных участков, и  гражданские, возникающие при процедуре  купли-продажи этих участков. Земельно-правовая и гражданско-правовая процедуры  тесно переплетаются и взаимообусловливают  друг друга: земельно-правовые нормы  дают основания гражданско-правовым сделкам, а в гражданско-правовых сделках практически реализуются  земельно-правовые нормы.

 

Гражданский кодекс РФ вновь восстановил  категорию недвижимости.

 

Расширение сферы действия гражданского законодательства во многом основано на ошибочном понимании понятия  вещей (просто вещей), данном в ст. 128 ГК РФ «Виды объектов гражданских  прав», и неправильном определении  в ст. 130 ГК РФ «Недвижимые и движимые вещи».

 

В данном в ст. 128 ГК РФ перечислении объектов гражданских прав указаны  просто вещи и не указывается их происхождение, а это имеет важное значение для правового регулирования. Поэтому в ст. 128 ГК РФ следует  указать, что вещами являются предметы материальной и духовной культуры, продукты человеческого труда, а  не продукты самой природы, удовлетворяющие  самые разнообразные потребности  людей и не имеющие устойчивых экологических связей с естественной окружающей средой.

 

В существенных коррективах нуждается  и ст. 130 ГК РФ «Недвижимые и движимые вещи». К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся  земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых  без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе многолетние  насаждения, здания и сооружения.

 

Представляется, что недвижимость – земля, а все, что находится  на земле – движимое имущество. Эти  две составные части – недвижимость и движимое имущество – должны иметь каждая свой самостоятельный  правовой статус, определенный в законодательном  порядке. При этом не следует также  забывать, что в вопросе о недвижимости земли, как об особом роде имущества, земля играет главенствующую роль.

 

Внесение соответствующих изменений  в указанные статьи ГК РФ позволит изъять землю (недвижимость) и другие природные ресурсы, а следовательно, и всю экологическую систему  России в целом, от дальнейшего «овеществления», исключить эти отношения из сферы  только правового регулирования  гражданского законодательства и включить их главным образом в сферу  земельного законодательства, установив  его приоритет в регулировании  очень важной части земельных  отношений перед гражданским  законодательством, которое следует  применять к земельным отношениям лишь в тех случаях, когда они  не урегулированы земельным законодательством.

Информация о работе Понятие земельного права