Понятие земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:36, курс лекций

Краткое описание

В современном мире, в век научного и социального прогресса, технических достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую природу, забыв о первой. Получая все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Гениальные машины, изобретенные человеком, будут морально устаревать и заменяться новыми, но никогда не заменит землю никакой иной объект материального мира, ибо нет в мире такого объекта. Землю не состарит морально никакой промежуток времени.

Файлы: 1 файл

семинар 1.docx

— 208.97 Кб (Скачать)

 

Поэтому от системы отрасли права  следует отличать систему науки  земельного права (также состоящую  из двух частей).

 

Термин «предмет земельного права» имеет двоякий смысл. Когда речь идет о земельном праве как  отрасли права, тогда имеют в  виду предмет правового регулирования. Когда же говорят о земельном  праве как науке, тогда подразумевают  предмет изучения.

 

Некоторые особенности имеет земельное  право как учебная дисциплина, система которой соответствует  учебным программам и строится исходя из учебного плана, в основу которого положены главным образом методические соображения.

 

Система земельного права как отрасли  права состоит из следующих институтов.

 

Общая часть

 

1. Право собственности,  вещные и другие права на  землю.

 

2. Правовое регулирование  сделок с землей.

 

3. Государственное регулирование  земельных отношений.

 

4. Правовое обеспечение  рационального использования и  охраны земель по российскому  законодательству.

 

5. Защита земельных прав  граждан и юридических лиц  и порядок рассмотрения земельных  споров.

 

6. Земельно-процессуальное  право.

 

7. Ответственность за  земельные правонарушения.

 

8. Понятие и общая  характеристика правового режима  земель.

 

Особенная часть

 

9. Правовой режим земель  сельскохозяйственного назначения.

 

10. Правовой режим земель  поселений.

 

11. Правовой режим земель  промышленности, транспорта, связи,  радиовещания, телевидения, информатики  и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения.

 

12. Правовой режим земель, принадлежащих гражданам.

 

13. Правовой режим земель  природоохранного, природно-заповедного,  оздоровительного и историко-культурного  назначения.

 

14. Правовой режим земель  лесного фонда.

 

15. Правовой режим земель  водного фонда.

 

16. Правовой режим земель  запаса.

 

Земельное право как наука. Земельно-правовые нормы, как и нормы других отраслей российского права, невозможно ни увидеть, ни пощупать. Видимыми являются только знаковые символы закона. Поэтому  при изучении земельного законодательства требуется познавательная деятельность, построенная по научной системе. Например, правовые нормы содержатся и в «молчании закона», т.е. в  отсутствии видимых знаков его: отсутствие права на занятие земельного участка  означает запрет такого занятия; отсутствие запрета на проход по земельному участку  означает разрешение такого прохода  и т. д.*

 

 

 

*СЗ РФ. 1998. № 24. Ст. 3390.

 

 

 

Научно-познавательная деятельность в изучении земельного права представляет собой особый вид умственной деятельности и специализацию в ней. Например, ученый в сфере земледелия не может  давать правовую оценку использования  земель, она всегда будет носить характер естественнонаучный, а не выделяющий правовое и неправовое в  земельных отношениях.

 

Если предметом земельного права  как отрасли права является только тот круг общественных отношений, на который направлено действие земельно-правовых норм, то предметом земельно-правовой науки является все то, что способствует развитию земельного законодательства и совершенствованию практики его  применения.

 

Поэтому предмет науки земельного права значительно шире предмета отрасли земельного права, это выражается в том, что:

 

а) земельно-правовая наука занимается изучением предмета земельного права, исследуя его специфику и вырабатывая  рекомендации по совершенствованию  правовых норм. Например, установление влияния эксплуатации земли на соседствующие  с ней природные объекты и  на ландшафт в целом способствовало введению в земельное законодательство требований по обеспечению экологического благополучия на используемом земельном  участке;

 

б) земельно-правовая наука занимается и изучением самих земельно-правовых норм, выявляя их несовершенства и  вырабатывая рекомендации по устранению этих несовершенств. Так, исследование состояния правового регулирования  мелиорации земель выявило значительную недостаточность правового вмешательства, в связи с чем в 1995 г. был  принят Федеральный закон о мелиорации земель;

 

в) наконец, земельно-правовая наука  занимается и исследованием практики применения норм земельного права, вырабатывая  правовые рекомендации по ее совершенствованию. Например, изучение практики осуществления  государственного контроля за охраной  использования земель позволило  выработать две самостоятельные  инструкции: о порядке применения административных наказаний инспекторами госконтроля и порядке осуществления  государственного контроля за использованием земель под строительство.

 

Иными, чем у отрасли земельного права, являются и методы земельно-правовой науки. Если метод земельно-правового  регулирования всегда обеспечен  принудительной силой закона, то метод  земельно-правовой науки является, с одной стороны, выражением общенаучного метода познания (объективность, системность, создание новых знаний и т. д.), а  с другой – выражением специфического метода, присущего только земельному праву, который предполагает изучение земли как объекта правоотношений и всех вытекающих из этого вопросов.

 

Земельное право как учебная  дисциплина представляет собой определенную часть науки земельного права, отобранную и систематизированную для использования  в учебном процессе с двух позиций: потребности в будущей работе выпускника вуза и эффективности  обучения (запоминания материала, правильного  усвоения его и т.д.). В силу этого  при формировании учебной дисциплины земельного права применяются и  элементы соответствующих педагогических наук, используются и рекомендации психологов.

 

Если целью земельно-правовой науки  является совершенствование земельного законодательства и практики его  применения, то целью учебной дисциплины земельного права является получение  обучаемыми определенного программой обязательного минимума знаний. В  силу этого учебная дисциплина имеет  государственные критерии, при недостижении которых обучаемые не могут считаться  успешно обучившимися данной учебной  дисциплине.

 

Главным элементом критериев оценок студентов на экзаменах и зачетах  является системность знаний, а поэтому  студент прежде всего должен глубоко  усвоить систему земельного права.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Что такое система земельного  права как отрасли права, науки  и

 

учебной, дисциплины?

 

2. Какова структура системы земельного  права?

 

3. Какова структура Общей части  земельного права?

 

4. Какова структура Особенной  части земельного права?

 

5. Что представляет собой земельно-правовая  норм?

 

6. Каковы системообразующие связи  земельного права, обеспечивающие  внутреннее единство и связь  с другими отраслями права?

 

 

ГЛАВА 2

ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

 

 

2.1. Понятие источников  земельного права

 

 

 

Понятие – это научная форма  мышления, отражающая особенности того или иного изучаемого объекта  в его существенных признаках. Поэтому  для раскрытия понятия «источник  земельного права» необходимо выявить  его признаки.

 

Под источниками права понимаются различные способы выражения  правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Уполномоченные органы государства, через  наиболее распространенную форму источника  права – нормативные правовые акты, устанавливают (санкционируют) правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании земельных  отношений.

 

Каждый источник права обладает такими признаками, как:

 

1) документальная форма закрепления.  Нормы земельного права содержатся  в соответствующих нормативно-правовых  актах. Например, Правила применения  нормативной цены земли установлены  ст. 25 Закона РСФСР от 11 октября  1991 г. «О плате за землю», т.е.  вытекают из точного смысла  данного нормативно-правового акта;

 

2) особая форма документа, предусмотренная  законом или не противоречащая  ему. Так, Федеральное Собрание  РФ принимает законы; Правительство  РФ принимает постановления и  распоряжения; органы местного самоуправления  принимают решения, а местная  администрация – постановления  и распоряжения; руководители органов  и структурных подразделений  местной администрации издают  приказы;

 

3) соответствие органа или должностного  лица в принятии правового  акта действующему законодательству. Например, если областное законодательное  собрание вынесет решение об  установлении принципов платы  за землю, то оно превысит  свои полномочия, поскольку этот  вопрос находится в ведении  Российской Федерации;

 

4) наличие в нормативном акте  правовых норм. Так, если решением  органа местного самоуправления  тому или иному предприятию  будет предписано устранить нарушения  земельного законодательства, то  данное решение не будет нормативным  в силу индивидуальности и  разовости данного предписания;  в то же время, если данный  орган примет решение по вопросам  организации ведения земельно-кадастрового  учета в своем регионе, то  содержание этого решения, рассчитанное  на многократное применение, будет  иметь нормативный характер.

 

Различают действие нормативно-правовых актов по территории, времени и  кругу лиц:

 

а) действие нормативно-правовых актов  по территории, как правило, определяется территориальной подведомственностью  органа – автора того или иного  нормативно-правового акта. Например, законы Федерального Собрания РФ и  постановления Правительства РФ распространяются на территорию всей Российской Федерации, решения областных  законодательных собраний, имеющих  общенормативное значение, распространяются лишь на своей территории и не действуют  на территории соседних областей;

 

б) по времени действия земельно-правовые акты, как правило, не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на те отношения, которые возникли до вступления данного  акта в законную силу, если иное не предусмотрено  законом. Так, в п. 2 Постановления  Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1991 г. «О введении в действие Земельного кодекса РСФСР» сказано: «К земельным  правоотношениям, возникшим до момента  принятия Кодекса, Земельный кодекс РСФСР применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут  после его введения в действие».*

 

 

 

*Ведомости Съезда народных депутатов  РСФСР и Верховного Совета  РСФСР. 1991. № 22.СТ.76.

 

 

 

По некоторым отношениям принимаемые  нормативно-правовые акты могут определенное время бездействовать, т.е. время  их принятия и время вступления в  силу не всегда совпадают. Например, в  указанном пункте постановления  оговорено, что ЗК не применяется  к правоотношениям по оплате за использование земель до принятия специального закона о плате за землю. Лишь в дальнейшем такой закон был принят.

 

Вместе с тем может возникнуть ситуация, когда действующий нормативно-правовой акт не подлежит применению, хотя гипотеза (фактический состав) для этого  имеется. Так, с истечением сроков исковой  давности субъекты земельных правоотношений лишаются права на взыскание убытков, причиненных нарушением земельного законодательства; с истечением сроков давности привлечения к ответственности  нормативный акт, предусматривающий  наказание для виновных лиц, не применяется (ст. 136 КЗоТ; ст. 282 Кодекса об административных правонарушениях КоАП; ст. 78 УК). Подобно  тому как на негаторные иски (иски об устранении препятствий к реализации права собственности) не распространяются сроки исковой давности, в правовом регулировании «чисто» земельных  отношений (т. е. непосредственно связанных  с эксплуатацией земли и т. п.) отсутствуют нормы о таких  сроках;

 

в) по кругу субъектов действие нормативно-правовых актов осуществляется в отношении:

 

общих субъектов, т.е. лиц, по своей  юридической природе не отличающихся какими-либо особыми признаками. Например, все граждане РФ имеют право на получение земельного участка в  порядке, определенном законодательством;

 

специальных субъектов, т.е. лиц, обладающих признаками, обеспечивающими им определенные дополнительные права или льготы либо лишающими этих льгот. Так, для  получения земельного участка для  ведения фермерского хозяйства  необходимо наличие специального субъекта, обладающего опытом работы в сельском хозяйстве либо специальной подготовкой. Общему субъекту (например, горожанину, никогда не проживавшему в сельской местности и не имеющему специальной  квалификации) может быть отказано в таком праве. Кроме того, лица, проживающие в данной местности, имеют преимущество перед приезжими  селянами при прочих равных условиях.

 

Помимо дифференциации правового  регулирования по кругу субъектов  действие нормативно-правовых актов  может быть дифференцировано и по кругу объектов правового регулирования. Так, земельный фонд РФ подразделен  на семь категорий земель, для каждой из которых установлен специфический  правовой режим использования.

Информация о работе Понятие земельного права