Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:36, курс лекций
В современном мире, в век научного и социального прогресса, технических достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую природу, забыв о первой. Получая все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Гениальные машины, изобретенные человеком, будут морально устаревать и заменяться новыми, но никогда не заменит землю никакой иной объект материального мира, ибо нет в мире такого объекта. Землю не состарит морально никакой промежуток времени.
Поэтому от системы отрасли права следует отличать систему науки земельного права (также состоящую из двух частей).
Термин «предмет земельного права»
имеет двоякий смысл. Когда речь
идет о земельном праве как
отрасли права, тогда имеют в
виду предмет правового
Некоторые особенности имеет земельное право как учебная дисциплина, система которой соответствует учебным программам и строится исходя из учебного плана, в основу которого положены главным образом методические соображения.
Система земельного права как отрасли права состоит из следующих институтов.
Общая часть
1. Право собственности, вещные и другие права на землю.
2. Правовое регулирование сделок с землей.
3. Государственное регулирование земельных отношений.
4. Правовое обеспечение рационального использования и охраны земель по российскому законодательству.
5. Защита земельных прав
граждан и юридических лиц
и порядок рассмотрения
6. Земельно-процессуальное право.
7. Ответственность за земельные правонарушения.
8. Понятие и общая
характеристика правового
Особенная часть
9. Правовой режим земель
сельскохозяйственного
10. Правовой режим земель поселений.
11. Правовой режим земель
промышленности, транспорта, связи,
радиовещания, телевидения, информатики
и космического обеспечения,
12. Правовой режим земель, принадлежащих гражданам.
13. Правовой режим земель
природоохранного, природно-заповедного,
оздоровительного и историко-
14. Правовой режим земель лесного фонда.
15. Правовой режим земель водного фонда.
16. Правовой режим земель запаса.
Земельное право как наука. Земельно-правовые нормы, как и нормы других отраслей российского права, невозможно ни увидеть, ни пощупать. Видимыми являются только знаковые символы закона. Поэтому при изучении земельного законодательства требуется познавательная деятельность, построенная по научной системе. Например, правовые нормы содержатся и в «молчании закона», т.е. в отсутствии видимых знаков его: отсутствие права на занятие земельного участка означает запрет такого занятия; отсутствие запрета на проход по земельному участку означает разрешение такого прохода и т. д.*
*СЗ РФ. 1998. № 24. Ст. 3390.
Научно-познавательная деятельность в изучении земельного права представляет собой особый вид умственной деятельности и специализацию в ней. Например, ученый в сфере земледелия не может давать правовую оценку использования земель, она всегда будет носить характер естественнонаучный, а не выделяющий правовое и неправовое в земельных отношениях.
Если предметом земельного права как отрасли права является только тот круг общественных отношений, на который направлено действие земельно-правовых норм, то предметом земельно-правовой науки является все то, что способствует развитию земельного законодательства и совершенствованию практики его применения.
Поэтому предмет науки земельного права значительно шире предмета отрасли земельного права, это выражается в том, что:
а) земельно-правовая наука занимается изучением предмета земельного права, исследуя его специфику и вырабатывая рекомендации по совершенствованию правовых норм. Например, установление влияния эксплуатации земли на соседствующие с ней природные объекты и на ландшафт в целом способствовало введению в земельное законодательство требований по обеспечению экологического благополучия на используемом земельном участке;
б) земельно-правовая наука занимается
и изучением самих земельно-
в) наконец, земельно-правовая наука
занимается и исследованием практики
применения норм земельного права, вырабатывая
правовые рекомендации по ее совершенствованию.
Например, изучение практики осуществления
государственного контроля за охраной
использования земель позволило
выработать две самостоятельные
инструкции: о порядке применения
административных наказаний инспекторами
госконтроля и порядке
Иными, чем у отрасли земельного
права, являются и методы земельно-правовой
науки. Если метод земельно-правового
регулирования всегда обеспечен
принудительной силой закона, то метод
земельно-правовой науки является,
с одной стороны, выражением общенаучного
метода познания (объективность, системность,
создание новых знаний и т. д.), а
с другой – выражением специфического
метода, присущего только земельному
праву, который предполагает изучение
земли как объекта
Земельное право как учебная
дисциплина представляет собой определенную
часть науки земельного права, отобранную
и систематизированную для
Если целью земельно-правовой науки является совершенствование земельного законодательства и практики его применения, то целью учебной дисциплины земельного права является получение обучаемыми определенного программой обязательного минимума знаний. В силу этого учебная дисциплина имеет государственные критерии, при недостижении которых обучаемые не могут считаться успешно обучившимися данной учебной дисциплине.
Главным элементом критериев оценок студентов на экзаменах и зачетах является системность знаний, а поэтому студент прежде всего должен глубоко усвоить систему земельного права.
Контрольные вопросы:
1. Что такое система земельного
права как отрасли права,
учебной, дисциплины?
2. Какова структура системы
3. Какова структура Общей части земельного права?
4. Какова структура Особенной части земельного права?
5. Что представляет собой
6. Каковы системообразующие
ГЛАВА 2
ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
2.1. Понятие источников земельного права
Понятие – это научная форма
мышления, отражающая особенности того
или иного изучаемого объекта
в его существенных признаках. Поэтому
для раскрытия понятия «
Под источниками права понимаются различные способы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Уполномоченные органы государства, через наиболее распространенную форму источника права – нормативные правовые акты, устанавливают (санкционируют) правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании земельных отношений.
Каждый источник права обладает такими признаками, как:
1) документальная форма
2) особая форма документа,
3) соответствие органа или
4) наличие в нормативном акте
правовых норм. Так, если решением
органа местного
Различают действие нормативно-правовых актов по территории, времени и кругу лиц:
а) действие нормативно-правовых актов
по территории, как правило, определяется
территориальной
б) по времени действия земельно-правовые акты, как правило, не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на те отношения, которые возникли до вступления данного акта в законную силу, если иное не предусмотрено законом. Так, в п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1991 г. «О введении в действие Земельного кодекса РСФСР» сказано: «К земельным правоотношениям, возникшим до момента принятия Кодекса, Земельный кодекс РСФСР применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его введения в действие».*
*Ведомости Съезда народных
По некоторым отношениям принимаемые нормативно-правовые акты могут определенное время бездействовать, т.е. время их принятия и время вступления в силу не всегда совпадают. Например, в указанном пункте постановления оговорено, что ЗК не применяется к правоотношениям по оплате за использование земель до принятия специального закона о плате за землю. Лишь в дальнейшем такой закон был принят.
Вместе с тем может возникнуть
ситуация, когда действующий нормативно-
в) по кругу субъектов действие нормативно-правовых актов осуществляется в отношении:
общих субъектов, т.е. лиц, по своей юридической природе не отличающихся какими-либо особыми признаками. Например, все граждане РФ имеют право на получение земельного участка в порядке, определенном законодательством;
специальных субъектов, т.е. лиц, обладающих признаками, обеспечивающими им определенные дополнительные права или льготы либо лишающими этих льгот. Так, для получения земельного участка для ведения фермерского хозяйства необходимо наличие специального субъекта, обладающего опытом работы в сельском хозяйстве либо специальной подготовкой. Общему субъекту (например, горожанину, никогда не проживавшему в сельской местности и не имеющему специальной квалификации) может быть отказано в таком праве. Кроме того, лица, проживающие в данной местности, имеют преимущество перед приезжими селянами при прочих равных условиях.
Помимо дифференциации правового регулирования по кругу субъектов действие нормативно-правовых актов может быть дифференцировано и по кругу объектов правового регулирования. Так, земельный фонд РФ подразделен на семь категорий земель, для каждой из которых установлен специфический правовой режим использования.