Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:36, курс лекций
В современном мире, в век научного и социального прогресса, технических достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую природу, забыв о первой. Получая все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Гениальные машины, изобретенные человеком, будут морально устаревать и заменяться новыми, но никогда не заменит землю никакой иной объект материального мира, ибо нет в мире такого объекта. Землю не состарит морально никакой промежуток времени.
в) порядка принятия нормативного акта и введения его в действие. Например, нельзя считать конституционным такой нормативно-правовой акт, который не был опубликован и доведен до исполнителей;
г) установленной Конституцией РФ
компетенции и разграничения
компетенции между федеральными
органами государственной власти. Например,
если Государственная Дума Федерального
Собрания РФ примет земельно-правовой
акт без одобрения Совета Федераций,
то в данном случае будет явное
нарушение разграничения
д) разграничения предметов
Конституционный Суд РФ по итогам
рассмотрения дела о проверке конституционности
нормативно-правового акта принимает
постановление о признании
С момента вступления в силу постановления
о признании нормативного акта или
отдельной его части
В Прокуратуру РФ вправе обращаться
любой гражданин или
Прокуратура не вправе приносить протесты
на неконституционность
Конституционного Суда РФ.
Устранение противоречий и коллизий в нормативно-правовых актах осуществляет и арбитражный суд в процессе рассмотрения конкретных дел. Так, согласно Федеральному конституционному закону от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации»,* последний, установив в процессе разрешения дела несоответствие нормативного акта другим законам РФ, принимает решение на основании законодательных актов.
*СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
10. В результате
Данные виды нормативных актов специфичны тем, что имеют обязательную силу для судов указанных систем при разрешении ими конкретных дел. В правовом же регулировании они не могут быть использованы в качестве непосредственных регуляторов общественных отношений.
Однако любой субъект
Руководящие постановления пленумов Верховного Суда РФ и решения Высшего Арбитражного Суда:
а) устраняют пробел правовых норм в сфере земельного законодательства, применяя при разрешении конкретных дел аналогию закона или аналогию права; затем, на основании обобщения данных дел, выносятся обобщающие, «выстраданные» судебной практикой новые нормативные правила;
б) в дальнейшем становятся базой
для совершенствования
11. Вспомогательные нормативно-
Определенную вспомогательную
роль по совершенствованию
«Охрана природы.
Эти стандарты обеспечивают «расшифровку»
содержания закона, предостерегая от
возможных ошибок в правоприменительной
практике. Так, раскрытие пунктом 17
ГОСТа 26640-85 «Земли. Термины и определения»
понятия рационального
Таким образом, система источников
земельного права РФ различает несколько
уровней: международно-правовые договоры;
Конституция РФ и федеральные
конституционные законы; федеральные
законы; указы Президента РФ; акты Правительства
РФ; акты министерств и иных государственных
органов федеральной
Данная система наделена механизмом
устранения противоречий, возникающих
в ней, через Конституционный
Суд РФ, органы прокуратуры РФ, Верховный
Суд РФ и Высший Арбитражный Суд
РФ, которые своими решениями признают
незаконными и
Система нормативно-правовых актов, являющихся
источниками права, является по существу
системой законодательства и находится
в постоянном совершенствовании
в связи с реализацией
Контрольные вопросы:
1. Какие нормативные акты
2. Каков порядок устранения
3. Каков порядок установления
нарушений в иерархии
4. Какие уровни нормативных
2.3. Перспективы развития
Развитие системы
а) условия существования общества непрерывно изменяются, вызывая изменения в системе общественных отношений. Например, в настоящий период резко ухудшилась экологическая обстановка на планете, что потребовало радикально изменить правовое регулирование земельных отношений в сторону усиления охраны земли;
б) развитие общества порождает неизвестные
доселе отношения, создавая пробелы
в системе правового
Применительно к земельному праву России отмечаются следующие перспективы развития земельного законодательства:
1. Усиление систематизации
а) инкорпорации, т.е. создания законодательства путем внешней обработки без изменения содержания правового регулирования. Так, в конце 70-х годов в рсфср был создан Свод законов республики, в котором собраны важнейшие акты Верховного Совета РСФСР и Совета Министров РСФСР, имеющие общенормативное значение. В частности, в томах 4 и 6 содержатся основные нормативно-правовые акты, регулирующие земельные отношения и отношения, касающиеся порядка эксплуатации пахотных земель;
б) кодификации всего земельного законодательства, завершающим этапом которой было бы принятие нового Земельного кодекса РФ, работа над которым продолжается более пяти лет.
2. Введение программирования
а) через реформирование земельных
отношений, посредством которого будет
целенаправленно и
б) через реформирование производственных
отношений в сельском хозяйстве,
главным средством производства
которого является земля, что будет
способствовать совершенствованию
правоприменительной
3. Совершенствование
4. Совершенствование правовой
а) устранения излишней зарегулированности,
мешающей развитию производительных сил
и эффективному использованию земель.
Так, упрощен отвод земель путем
передачи от центральных органов
России всех вопросов по отводу земли
в местные органы самоуправления,
что облегчает оперативное
б) устранения нерегулированности той части общественных земельных отношений, которая в наибольшей степени нуждается в правовой регламентации. Например, в прежнем ЗК 1970 г. не было правовой нормы о мониторинге земель, которая введена в ЗК 1991 г., а без этой нормы в современных условиях невозможно экологически правильно эксплуатировать земли;
в) совершенствования формулировок
правового регулирования
5. Совершенствование
а) введения в земельное законодательство процессуальных правовых норм, обеспечивает надлежащее применения закона на практике. Например, введение в ЗК РФ процессуального порядка согласования места размещения объекта позволяет, с одной стороны, защитить от волокиты дело о предоставлении земельного участка, а с другой – не ущемить интересы других лиц при отводе земельного участка;
б) введения стимулов для надлежащего использования субъектами земельных правоотношений своих обязанностей. Эти стимулы могут быть двоякого рода:
положительные стимулы, влекущие для землепользователей дополнительные блага за надлежащее исполнение ими своих обязанностей. Например, ЗК предусматривает экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель.
6. Включение в сферу земельно-
7. Проникновение земельно-
8. Проникновение