Понятие земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:36, курс лекций

Краткое описание

В современном мире, в век научного и социального прогресса, технических достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую природу, забыв о первой. Получая все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Гениальные машины, изобретенные человеком, будут морально устаревать и заменяться новыми, но никогда не заменит землю никакой иной объект материального мира, ибо нет в мире такого объекта. Землю не состарит морально никакой промежуток времени.

Файлы: 1 файл

семинар 1.docx

— 208.97 Кб (Скачать)

 

4. Отличие финансового права  от земельного заключается в  том, что если предметом первого  являются отношения по обороту  финансовых средств, то в предмет  второго финансовые отношения  входят частично и лишь в  той части, которая касается  обеспечения условий надлежащего  использования земельных участков. Например, финансирование проектно-изыскательских  работ по размещению объектов  на земельных участках допускается  только после вынесения органом  местного самоуправления решения  о предварительном согласовании  места размещения данных объектов. Иначе говоря, нормы земельного  права взаимодействуют с финансово-правовыми  лишь в области, обеспечивающей  устранение причин и условий,  способствующих нерациональному  размещению этих объектов и  непроизводительных затрат на  проектно-изыскательские работы.

 

5. От экологического права земельное  отличается тем, что если эколого-правовые  нормы регулируют отношения, возникающие  в связи с охраной экосвязей  природных объектов, то земельное  право регулирует преимущественно  экономические земельные отношения,  возникающие в связи с предоставлением,  изъятием земель, порядком их  использования. При этом в предмет  земельного права входят и  отношения, связанные с экологизацией  землепользования, однако эта экологизация  имеет вспомогательный характер. Так, требование улучшения экологической  обстановки на территории в  результате хозяйственной деятельности  является обязательным элементом  землеустроительных действий и  деятельности по реализации прав  собственника на землю, землевладельца, землепользователя и арендатора  земли.

 

Если в предмет эколого-правового  регулирования входят отношения, связанные  с охраной вод, лесов, недр, дикой  фауны и атмосферного воздуха, то в предмет земельного права входят лишь отношения, связанные с использованием земли. Согласно ЗК, горные, лесные, водные отношения, а также отношения  по использованию и охране растительного  и животного мира, культурных ландшафтов и атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством.

 

Земельно-правовые и эколого-правовые отношения тесно переплетаются  и взаимообусловливают друг друга. Например, земли природоохранного назначения используются с соблюдением установленного природоохранного режима, а этот режим  диктуется спецификой объектов, расположенных  на данных землях: заказников, лесов, выполняющих  природоохранные функции, памятников природы и т. п.

 

6. От аграрного права земельное  отлично тем, что предметом  первого являются производственные  отношения, складывающиеся в сфере  производства сельскохозяйственной  продукции, а земельно-правовое  предписание направлено на создание  надлежащих предпосылок для сельскохозяйственной  эксплуатации угодий (предоставление  земель в пользование, установление  критериев рационального их использования,  порядка выделения земельных  участков для создания крестьянских  хозяйств и т. д.).

 

Если объектом земельно-правовых отношений  является только земля, то объектами  аграрного права могут быть средства производства, сельскохозяйственные технологии и иные объекты, необходимые для  нормального функционирования сельскохозяйственного  предприятия.

 

 

Вместе с тем объекты аграрного  права отличны и от объектов гражданского права, поскольку первые связаны  с использованием угодий, находясь в сфере сельскохозяйственного  производства. Взаимосвязь с землей накладывает на имущественные объекты  отпечаток, влияющий на их юридический  статус. Например, мелиоративная стационарная система используется в режиме, продиктованном объективными законами природы (весенне-летний цикл работы, обеспечение режима почвенной  влаги, подчиненность ритма работы фазам роста выращиваемой сельскохозяйственной продукции и т. п.).

 

Объекты аграрного права (техника, сельскохозяйственные сооружения, мелиоративные  устройства и т. п.) являются элементами сельскохозяйственной технологии, правовое регулирование отношений которой, в силу их специфики, нуждается в  наличии определенных норм аграрного  права.

 

7. От трудового права земельное  отличается тем, что предметом  первого является внутренний  трудовой распорядок предприятий-землепользователей, а предметом второго – земельный  распорядок.

 

Поскольку земельный распорядок на предприятии реализуется через  трудовой распорядок, то нормы земельного и трудового права, безусловно, тесно  взаимосвязаны. Например, сельхозпредприятие обязано эффективно использовать свои угодья, повышая их плодородие и  применяя природоохранные технологии, однако эта цель может быть достигнута через надлежаще поставленную в  данном хозяйстве дисциплину, применение стимулов и других мер воздействия, предусмотренных трудовым законодательством.

 

Трудовым правом предусмотрены  меры ответственности за нарушение  земельного законодательства. Так, за непринятие мер к охране земель, за их порчу, нерациональное использование, являющееся нарушением трудовых, в  том числе должностных, обязанностей, виновные могут подвергаться дисциплинарной, материальной ответственности, лишению  льгот и преимуществ, применяемых  администрацией предприятия.

 

Однако такие меры не могут применять  иные лица, кроме администрации предприятия, и процедура применения указанных  мер воздействия является исключительно  предметом трудового права.

 

Как уже отмечалось, земля имеет  особый правовой статус, отличный от правового  статуса обычного имущества, что  сказывается на процессуальном характере  земельных отношений. Так, если обычные  имущественные отношения имеют  относительно свободный режим (имущество  может использоваться для любого назначения, здание может переоборудоваться  для любого вида использования), то земельные участки эксплуатируются  строго по целевому назначению. Значит, и процедура разрешения земельных  споров ограничена особенностями правового  статуса того или иного земельного участка. Например, орган по рассмотрению земельных споров не вправе удовлетворить  заявление организации о расширении хозяйственной деятельности на землях оздоровительного назначения, если это  несовместимо с интересами использования  данных земель.

 

Подводя итог сказанному, можно сделать  следующие выводы:

 

1. Земельное право занимает самостоятельное  место в общей системе права  России, его нормы регулируют  специфическую группу земельных  отношений, составляющую предмет  земельно-правового регулирования.

 

2. В силу динамичности общественных  отношений возникают определенные  трудности в отграничении предмета  земельно-правового регулирования  от предметов правового регулирования  иных отраслей российского права.

 

3. Критерием отграничения предметов  правового регулирования является  специфика общественных отношений,  объектом которых является земля.

 

Правильное отграничение предмета земельно-правового регулирования  от предметов смежных отраслей права  является обязательной задачей формирования знаний будущих специалистов. Поэтому  усвоение данного вопроса должно сопровождаться решением практических задач по наиболее типичным ситуациям, в которых затруднено определение  предмета земельно-правового регулирования.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Практическая потребность в  отграничении земельного права  от других отраслей права.

 

2. Критерии отграничения норм  земельного права от норм иных  отраслей права.

 

3. Отграничение земельного права  от государственного права.

 

4. Отграничение норм земельного  права от норм административного  права.

 

5. Отграничение норм земельного  права от норм финансового  права.

 

6. Отграничение норм земельного  права от норм гражданского, права.

 

7. Отграничение норм земельного  права от норм аграрного права.

 

8. Отграничение норм земельного  права от норм экологического  права.

 

9. Отграничение норм земельного  права от норм трудового права.

 

 

1.10. Система земельного права

 

 

 

Отграничение земельного права  от смежных отраслей права позволяет  нам выделить земельное право, явление  самостоятельное и целостное, однако это не дает возможности проникнуть в суть данного явления.

 

Сущность земельного права может  раскрыться нам через изучение его  системы, а последняя представляет собой упорядоченную целостную  множественность, в которой каждый элемент занимает определенное место, взаимодействуя и будучи взаимосвязанным  с другими элементами.

 

Место каждого элемента в системе  земельного права определяется не произвольно, а диктуется его значением  и конкретной ролью в этой системе. Например,0бщая часть земельного права  должна предшествовать его Особенной  части, а не наоборот, поскольку в  первой закреплены основополагающие институты, конкретизирующиеся в положениях второй части: право собственности на землю, государственное регулирование  земельных отношений, вещные права  на землю и другие. Эти институты  получают свою специфику в регулировании  и использовании различных категорий  земель: земель сельскохозяйственного  назначения, земель специального назначения, земель населенных пунктов и т. п.

 

Система земельного права является, таким образом, с одной стороны, упорядочивающим свою внутреннюю структуру  целостным явлением, а с другой – подсистемой российского права, входя в него в качестве составного элемента. Так, реализуя положения права  о государственном суверенитете народов, нормы земельного права  позволяют устанавливать особый режим в месте проживания малочисленных  народов и этнических групп; реализуя нормы административного права, нормы земельного права устанавливают  компетенцию органов местного самоуправления в вопросах организации и ведения  земельного кадастра, планирования использования  земель, установления предельных размеров земельных участков, передаваемых гражданам  в собственность, пользование и  т. п.

 

Принято различать систему отрасли  права и систему науки, учебной  дисциплины и отрасли законодательства.

 

Под системой земельного права как  отрасли следует понимать научно обоснованную последовательность расположения институтов и образующих их норм в  зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленного характером регулируемых общественных отношений.

 

Система отрасли права складывается не случайно, а исторически (в известной  степени, объективно) и обусловливается  специфическим характером регулируемых земельных общественных отношений  и их охраны, а также особым методом  правового регулирования.

 

Раскрыть систему земельного права  как отрасли – значит выявить  элементы, составляющие ее, и системообразующие  связи между этими элементами. Элементы системы права, в свою очередь, образуют внутри себя структуры системы  элементов более узкого содержания. Так, система земельного права состоит  из двух крупных элементов – Общей  и Особенной частей; каждая из них, в свою очередь, состоит из институтов; институты земельного права состоят  из групп земельно-правовых норм; земельно-правовые нормы имеют свои составные элементы: гипотезы, диспозиции и санкции.

 

 Определение системы земельного  права включает прежде всего  вопрос о внутренней группировке  и расстановке многочисленных  юридических норм, входящих в  эту отрасль.

 

Земельные отношения регулируются нормами материального и процессуального  права. Поэтому по своему составу  они не являются однородными. Каждая из названных групп отношений, в  свою очередь, отличается друг от друга  в зависимости от субъекта, объекта  этих отношений, их содержания. Например, правовые нормы, закрепляющие землю  в частную, государственную, муниципальную  и другие формы собственности, образуют в совокупности институт права частной, государственной, муниципальной и  иных форм собственности на землю, а  нормы права, направленные на регулирование  исполнительной и распорядительной деятельности органов в области  регулирования земельных отношений, образуют институт государственного регулирования  земельных отношений.

 

Одним из видов правоотношений являются правоотношения собственности на землю, землевладения, землепользования и  аренды, которые, в свою очередь, делятся  на более конкретные виды в зависимости  от категорий земель и от того, кто  выступает пользователем тех  или иных участков. В связи с  этим, например, имеется несколько  различных видов права собственности  на землю, землевладения, землепользования и аренды на землях сельскохозяйственного  назначения (землепользование государственных  сельскохозяйственных предприятий, акционерных  обществ, ассоциаций и т. п.) и на землях населенных пунктов (землепользование жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов и т. д.).

Информация о работе Понятие земельного права