Понятие земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:36, курс лекций

Краткое описание

В современном мире, в век научного и социального прогресса, технических достижений, человек выстроил около себя техносферу – вторую природу, забыв о первой. Получая все необходимые блага посредством машин, человечество забыло, что важнейшим объектом материального мира является земля. Не будь земли – не было бы и человечества со всеми его проблемами. Гениальные машины, изобретенные человеком, будут морально устаревать и заменяться новыми, но никогда не заменит землю никакой иной объект материального мира, ибо нет в мире такого объекта. Землю не состарит морально никакой промежуток времени.

Файлы: 1 файл

семинар 1.docx

— 208.97 Кб (Скачать)

 

Каждый источник земельного права  является элементом в системе  земельного законодательства, которое, в свою очередь, является звеном в  общей системе права государства. В любой системе не исключены  сбои, нарушения, коллизии, а значит, и необходим антиколлизионный правовой механизм. В земельном праве отмечаются следующие его элементы:

 

1) механизм устранения иерархических  противоречий, коллизий. Так, если  действующий земельно-правовой акт  противоречит Конституции РФ, то  решением Конституционного Суда  РФ он может быть отменен.

 

В соответствии с ныне действующим  законодательством судебный контроль над нормотворчеством в России осуществляется как Конституционным судом РФ, так и судами общей юрисдикции в пределах компетенции, установленной  Конституцией РФ (ст. 120) и другими  законодательными актами. Иерархические  противоречия неконституционного характера  могут быть устранены системой прокурорского  надзора путем принесения прокурором протеста на нормативный акт, принятый с нарушением установленной компетенции  или процедуры принятия;

 

2) механизм устранения логических  противоречий. Например, если в сфере  правового регулирования возникает  особая группа общественных отношений,  требующих особой правовой регламентации,  то в нормативно-правовых актах  делается «отдушина», позволяющая  не поставить закон вопреки  требованиям здравой логики наперекор  объективным потребностям местных  условий. Так, при наличии общего  запрета на использование земли  природоохранного назначения для  хозяйственной деятельности в  местах проживания малочисленных  народов и этнических групп  допускается использование этих  земель для выпаса оленей;

 

3) механизм устранения противоречий  в нормативно-правовых актах,  принятых в различные отрезки  времени. Например, по ЗК РСФСР  1970 г. аренда земли считалась  деянием, нарушающим национализацию  земельных ресурсов. Наряду с  этим положением были приняты  нормативно-правовые акты, разрешавшие  аренду земли в качестве допустимой  формы эксплуатации земельных  ресурсов. Возникло противоречие  норм действующего законодательства  друг другу.

 

Устранение такого противоречия осуществляется по правилу: «если позднее изданный закон регулирует случай иначе, чем  ранее принятый, то применяется более  поздний закон»;

 

4) механизм устранения пробелов  в действующем земельном законодательстве. Пробелы в законе – естественное  явление, возникающее, во-первых, из-за отставания правотворческой  деятельности от динамично развивающихся  общественных отношений; во-вторых, из-за недостатков в самой правотворческой  деятельности: Поэтому закон дает  право судам в случае таковых  пробелов применять при решении  конкретных гражданских дел аналогию  закона или аналогию права  (ст. 6 ГК РФ).

 

Совокупность нормативно-правовых актов образует собой систему  законодательства, которая строится по определенной «иерархической лестнице»: акты расположены по степени юридической  силы, по степени конкретности правового  регулирования и по другим признакам.

 

 

Подводя итог сказанному, можно определить источник земельного права как документ установленной формы, изданный уполномоченным на то Государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий  на определенной территории, определенное время и среди определенного  круга лиц, являющийся элементом  системы земельного законодательства.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Чем отличается источник права  от ненормативных источников?

 

2. В какой форме закрепляется  источник права?

 

3. Пределы действия источника  права.

 

4. Каким способом устраняются  противоречия между источниками  права?

 

5. Каким способом устраняются  пробелы права в источниках  права?

 

 

2.2. Система источников земельного  права

 

 

Система права предполагает, прежде всего, иерархию составляющих ее элементов, а применительно к нормативно-правовой системе эта иерархия выражается в соподчиненности нормативно-правовых актов.

 

Иерархия земельно-правовых нормативных  актов представляет собой следующие  уровни:

 

1. Международно-правовые договоры, подписанные и ратифицированные  РФ, содержащие земельно-правовые  нормы.

 

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 

Каждый вправе в соответствии с  международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны  все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции  РФ).

 

Международный договор будет являться элементом правовой системы РФ в  случае, если он заключен в установленном  порядке и ратифицирован или  утвержден компетентным органом  государственной власти. В качестве примера – договор СССР с Финляндской  Республикой о передаче ей в аренду на 50 лет советской части Сайменского  канала на Корейском перешейке и  острова Малый Высоцкий.*

 

 

 

*Ведомости Верховного Совета  СССР. 1963. №36. Ст. 389.

 

 

 

Использование норм международного договора для правового урегулирования имеет  важное значение потому, что в качестве субъекта земельных правоотношений могут выступать иностранные  юридические и физические лица.

 

В соответствии с ч. З ст. 46 Конституции  РФ каждый гражданин имеет право  на обращение в межведомственные (международные) органы по защите прав и свобод человека при соблюдении определенных условий: наличие соответствующего международного договора РФ и исчерпание всех имеющихся внутригосударственных  средств правовой защиты нарушенных прав. Так, Арбитражный процессуальный кодекс РФ закрепляет приоритет правил, установленных международным договором  РФ перед «внутренним» процессуальным законом (ст. 3 АПК).

 

Российская Федерация гарантирует  права коренных малочисленных народов  в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69 Конституции  РФ).

 

2. Конституция Российской Федерации  – основной источник для всех  отраслей российского права. Она  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется  на всей территории России.

 

Все принимаемые подзаконные правовые акты не должны противоречить Конституции  России, конституциям республик, законодательству других субъектов РФ.

 

Если законодательные и иные нормативно-правовые акты, принимаемые  в России, вошли в противоречие с Конституцией РФ, то они подлежат отмене или изменению.

 

К законодательным актам конституционного уровня относятся Конституция РФ и федеральные конституционные  законы, изданные в связи с принятием  в Российскую Федерацию нового субъекта (ч. 2 ст. 65 Конституции РФ), а также  в соответствии с ч. 1 ст. 76 по предмету ведения и другим вопросам, предусмотренным  Конституцией Российской Федерации.

 

Закон РФ от 21 июля 1994 г. «О Конституционном  Суде Российской Федерации»* и другие нормативно-правовые акты обеспечивают механизм действия законодательства конституционного уровня.

 

 

 

*СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1447.

 

 

 

Многие из содержащихся в Конституции  РФ общих норм имеют земельно-правовую направленность. Так, конституционные  нормы устанавливают, что земля  и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни  и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории (п. 1 ст. 9 Конституции РФ). Примечательно, что ни об одном другом природном  объекте, ни в одном законодательном  акте не говорится ничего подобного.

 

Таким образом, Конституция РФ ставит землю в особое положение по сравнению  с другими объектами правового  регулирования, отмечая ее уникальность и неповторимость.

 

Земли могут находиться в частной, государственной, муниципальной и  иных формах собственности (п. 1 и п. 2 ст. 9 Конституции РФ), указанные  формы собственности признаются и защищаются равным образом. В п. 1 и п. 2 ст. 35 сказано, что право  частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество  в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими  лицами. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не приносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36).

 

Немаловажное значение для земельного права имеют конституционные  нормы, регулирующие экологические  отношения. Так, каждый имеет право  на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии  и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим  правонарушением (ст. 42), а также обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным  богатствам (ст. 58). В п. «д» ст. 71 Конституции  РФ установлено, что в ведении  Российской Федерации находятся  федеральная государственная собственность  и управление ею (в том числе  и федеральная земельная собственность). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся: разграничение государственной  собственности (п. «г» ст. 72); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности; особо  охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры (п. «д» ст. 72), а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. «к» ст. 72).

 

Следующим после конституционного уровня являются федеральные конституционные  законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст.ст. 56, 65, 68, 70, 84, 114, 118, 126 и 136).

 

3. Федеральные конституционные  законы.

 

Конституционный закон считается  принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов  от общего числа членов Совета Федерации  и не менее двух третей голосов  от общего числа депутатов Государственной  Думы. Принятый федеральный конституционный  закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом  РФ и обнародованию (ст. 108 Конституции  РФ). Например, Федеральный конституционный  закон «Об арбитражных судах  в Российской Федерации» принят Государственной  Думой 5 апреля 1995 г., одобрен Советом  Федерации 12 апреля 1995 г.;* Федеральный  конституционный закон РФ «О Конституционном  Суде РФ», принят 21 июля 1994 г. Одобрен  Советом Федерации 12 июля 1994 г.*

 

 

 

*СЗ РФ. 1995. №18.Ст.1589.

 

**СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

 

 

 

Важное значение для земельного права имеют конституционные  нормы, гарантирующие государственную  защиту прав и свобод гражданина, путем  признания, соблюдения и защиты. В  частности, ст.45 Конституции РФ гласит, что каждый гражданин вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Одним из таких способов является право обращения в суд  или арбитражный суд.

 

Статья 120 Конституции РФ является важной гарантией правильного рассмотрения любого земельного спора, устанавливающая  независимость судей и подчинение их только закону, а в случае установления не соответствия акта государственного или иного органа закону принимает  решение в соответствии с законом.

 

Статья 123 Конституции РФ сформулировала основные принципы судопроизводства (гласность, состязательность, равноправие).

 

4. Федеральные законы.

 

Они принимаются Федеральным Собранием  РФ, которое состоит из двух палат  Совета Федерации и Государственной  Думы.

 

В соответствии со ст. 104 Конституции  РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам  Государственной Думы, Правительству  РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему  Арбитражному Суду РФ.

 

Законодательная форма как источник земельного права в настоящее  время значительно расширена. В  соответствии с Конституцией РФ (ст. 5, 76) законодательные акты теперь принимаются  не только на федеральном и республиканском  уровне, но и на уровне субъектов  Федерации. Они осуществляют собственное  правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.

 

Государственная Дума принимает федеральные  законы по вопросам, предусмотренным  Конституцией РФ, которые затем передаются на рассмотрение Совета Федерации.

 

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало  более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение  четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации  палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникающих  разногласий, после чего федеральный  закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

 

Информация о работе Понятие земельного права