Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 02:00, курсовая работа
В условиях устойчивого экономического развития важное значение имеет не только получение прибыли любой ценой, но и управление современным экологически безопасным производством.
Надо отметить, что для этого нужны достаточно внушительные инвестиции в переоборудование всех видов производств, которые бы предусматривали переработку и самих отходов от основной деятельности.
Теоретическая часть курсовой работы.
«Управление природопользованием в АПК».......................................................3
Введение………………………....…………………………………………........3
1. Цели и организационные основы управления природопользованием...........4
2. Методы, используемые в процессе управления природопользованием......6
3. Особенности формирования информационной базы для управления
процессами в эколого-экономических системах….......................................9
Заключение…………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………….....14
Проектно-графическая часть курсовой работы.
Схема структуры Министерства сельского хозяйства РФ и подробное описание функций всех департаментов и управлений МСХ РФ.................15
Схема структуры Министерства сельского хозяйства РФ......................15
Описание функций департаментов............................................................16
Департамент управления делами и организационной работы.............16
Департамент государственной службы и кадров..................................19
Департамент экономики и государственной поддержки АПК............23
Департамент финансов и бюджетной политики...................................23
Департамент правового обеспечения.....................................................23
Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности...................................................................................23
Департамент научно-технологической политики и образования........26
Департамент регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности......26
Департамент растениеводства, химизации и защиты растений..........27
Департамент мелиорации......................................................................27
Департамент животноводства и племенного дела..............................27
Департамент ветеринарии.....................................................................27
Департамент сельского развития и социальной политики................28
Департамент международного сотрудничества..................................28
Конечные результаты работы предприятий должны быть тесно увязаны с эффективностью проводимых ими природоохранных мероприятий, чтобы каждый трудовой коллектив, и каждый работник были заинтересованы в соблюдении требований природоохранительного законодательства.
Все возрастающую роль в обеспечении охраны окружающей природной среды и рациональном использовании природных ресурсов играют методы оптимизации управленческих решений. Они основаны на широком использовании экономико-математических методов, сетевых моделей, автоматизированных систем управления и ЭВМ в разработке, оптимизации и принятии управленческих решений. С их помощью разрабатывают модели охраны природы в зоне действия промышленных предприятий, регионов страны и водных бассейнов. Подобные модели позволяют наблюдать будущие ситуации, анализировать влияние различных проектов и решений на состояние природной среды, вносить
коррективы и предложения по предупреждению последствий.
Предприятия вносят плату за природные ресурсы согласно установленным нормативам, которые предусматривают плату за право пользования, за воспроизводство и охрану природных ресурсов, за выбросы загрязняющих веществ и т.п. При превышении предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, платежи взимают в кратном размере, исходя из затрат на ликвидацию загрязнения.
Средства, взимаемые с предприятий и организаций за загрязнение
окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов, направляются на выполнение природоохранных мероприятий.
Органической
частью системы
Надзор и контроль
за состоянием природных
Согласно действующему законодательству ведутся кадастры природных ресурсов - земельный, водный, лесной и месторождений полезных ископаемых.
Для понимания
сущности управления эколого-
Системно-статистический подход базируется на анализе, берущем начало от метода исследования операций. Он предусматривает установление целей и сосредоточение внимания на построении целого в отличие от построения компонентов или подсистем, т.е. позволяет четко сформулировать основную цель задачи.
В результате использования системного подхода к исследованию проблемы и системно-статистического анализа антропогенного воздействия определяются глобальные пути решения задач для получения наивысшего эффекта.
Как любое современное
производство народного хозяйства,
производство промежуточного продукта,
получаемого при подготовке сырья
к использованию или при санитарной
очистке отходов производства, является
сложным объектом, системно-статистическое
исследование, которого
включает технико-экономические,
организационно-
Синтез региональных систем охраны окружающей среды и разработка
комплексных концепций требуют сосредоточения внимания на необходимости системно-статистического подхода к решению важнейших проблем. Это обеспечивает включение в процесс исследования экономико-организационных, творческих, теоретических и экспериментальных элементов.
Системно-статистический подход позволяет решать проблему повышения достоверности передачи и переработки информации, открывает перспективы оптимизации таких важных параметров сложной системы, как помехоустойчивость и надежность, распределение информационной избыточности при передаче и переработке информации.
Авторы некоторых современных работ по теории информации используют задачи без достаточного системного анализа их на достоверность информации, предполагая абсолютную надежность системы, а в работах по исследованию надежности предполагается другая идеализированная ситуация: отказы и сбои в аппаратуре безотносительно к экономическим и информационным процессам, в ней протекающим.
Однако реальная ситуация существенно сложнее: недостоверная информация передается и обрабатывается в неабсолютных надежных системах, что наносит определенный экономический ущерб народному хозяйству. Выявление причин ущерба из-за недостоверности перерабатываемой информации и ненадежности РЭЭС в настоящее время становится актуальным.
Современные темпы развития народного хозяйства, специализация отраслей промышленности и производств и их укрупнение в безотходные ТПК повлекли за собой существенный рост экономико-организационных и технико-экономических взаимосвязей, усложнение задач управления, вызванное значительным увеличением объема подлежащей обработке информации, функциональным разделением управленческого труда, изменением форм взаимного влияния между отраслевыми управляющими и санитарно-эпидемиологическими организациями в любом экономическом регионе. Возникшие неувязки приводили к расширению штата управленческого персонала, занимающегося обработкой, передачей и анализом технико-экономической и эколого-экономической информации.
Такое решение вопроса оказалось эффективным лишь на определенном этапе развития народного хозяйства, а в дальнейшем это не стало давать сколько-нибудь ощутимого экономического эффекта. Вовлекаемое в процесс управления новое лицо не только участвует в переработке информации, но и само становится ее источником, следовательно, возникает еще одно недостаточно надежное звено в цепи сбора, обработки и передачи технико-экономической информации. А значит снижается надежность всей цепи управления экономикой природопользования и появляется неадекватность затрат полученным результатам управления. К тому же при делении информации между большим числом управленческого персонала уменьшается вероятность принятия им наилучших решений.
В период дифференциации управленческих функций и усложнения
управленческого труда возник новый класс задач организационно-
управленческого и экономико-организационного характера, решением которых в целях оптимального функционирования организованных эколого-экономических систем является комплекс научных методов исследования операций и средств вычислительной техники. Новые научные методы прогнозирования, программно-целевое планирование и мощная вычислительная техника позволили принципиально по-новому решать вопросы автоматизации управленческого труда, выполнять комплексный системно-статистический анализ технико-экономической и эколого-экономической информации и выбирать оптимальные режимы работы
органов.
Внедрение систем управления (СУ) в безотходный ТПК, в которые входят очистительные технологические установки, позволяет оптимизировать процедуру принятия решений на основе научных методов эколого-экономического прогнозирования за относительно короткий промежуток времени, выполнять более полный учет технико-экономической и эколого-экономической информации, необходимой для управления экономикой природопользования при сокращении общей численности управленческого персонала и, следовательно, совокупных затрат на управление побочным производством (в частности, на водоочистку, рекультивацию нарушенных земель и газоочистку), повысить надежность РЭЭС управления и уменьшить производственные и природные потери ресурсов.
В настоящее время для улучшения экономических показателей охраны
окружающей среды появилась необходимость в создании систем управления производством получения побочных продуктов из отходов, которые явились бы управляемыми подсистемами общегосударственной автоматизированной системы управления народным хозяйством.
На первом этапе создания информационной базы необходимо составить информационную модель, отображающую самые общие взаимосвязи источников информации и ту общую часть, которая независимо от любой системы обмена комплексной технологической, экономической, экологической и другой информации могла бы составить их основу и позволила бы выполнить расчет эколого-экономических показателей в соответствии с их объемом, содержанием и значением.
Под объемом технико-экономической, эколого-экономической и другой информации понимается совокупность количественного измерения, которая получается в результате функционирования, характеризуемой технологическими, экологическими и экономическими данными.
Другими словами, под объемом технико-экономической, эколого-экономической и другой информации понимаются всякий материальный объект, энергетические показатели, интенсифицирующие деятельность СУ, а содержание этой информации — объективное отражение основных технико-экономических и других свойств, отношений и признаков, характеризующих качественные и переходные характеристики звеньев системы.
Информационная
модель создается на базе
Бизнес-план функционирования комплекса строится на базе информации о плановых нормах расхода всех видов ресурсов, устанавливаемых техническим управлением комитета по охране природы (если система выделится в самостоятельную отрасль), сведений о фактическом состоянии расхода ресурсов, взятых из учетных документов, составленных в бухгалтерии, данных о качестве отходов производств уловленных продуктов.
При комплексном системно-статистическом исследовании особенно важен учет специфики региональных систем охраны при синтезе их управления, таких, как:
1) выбор критериев оптимальности и адекватности экономико-математической модели, используемой для целей научного прогнозирования и оптимального планирования режимов работы исследуемого объекта, оценки качества решений, принимаемых в процессе автоматизированного управления;
2) формирование методологии
решения комплексных задач
3) выбор типов и построение системы взаимоувязанных экономико-
математических и других моделей, обеспечивающих возможности
оптимального решения задач;
4) разработка методов системно-статистического анализа технико- экономических, эколого-экономических и других параметров и показателей работы РЭЭС с целью определения возможностей их оптимизации.
Отличительной чертой расчета экономической эффективности СУП является взаимокоррелированность с обоснованием достоверности технико-экономической, эколого-экономической, экономико-организационной и другой информации, используемой при принятии решений.
Эколого-экономическая эффективность от внедрения СУ обусловливается ростом производительности труда на 4—6%, улучшением использования оборудования на 20—30%, высвобождением оборотных средств на 20—30%, увеличением объема производства на 3—10%, повышением загрузки оборудования на 10—30%, снижением себестоимости вторичной продукции, выпускаемой объектом управления, на 4—5%, сокращением оборотных средств на 15—20%, что позволит сократить на 10—20% складские запасы.
С помощью факторного анализа сначала определяется общее высвобождение работающих, в результате роста производительности труда, а затем высвобождение работающих и прирост производительности труда по каждой переменной экономико-математической модели.