Оценка конкурентоспособности товаров экспертным методом

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией. Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Файлы: 1 файл

Курсовой по управлению качеством.docx

— 98.79 Кб (Скачать)

• Контроль и анализ реализации оргпроекта системы управления качеством и его совершенствования:

1) контроль реализации  оргпроекта (акты, контрольные карты);

2) корректировка хода  реализации оргпроекта по результатам контроля (приказы, распоряжения, дополнения, изменения и т.п.);

3) анализ реализации оргпроекта системы управления качеством (справки, рекомендации и т.п.);

4) проведение приемопередаточных  работ (акт);

5) организация и проведение  сертификации системы управления  качеством (заявка, комплект документации, сертификат);

6) оценка фактической  эффективности системы управления  качеством (итоговый расчет);

7) проведение работ по  развитию и совершенствованию  системы управления качеством (усовершенствованный оргпроект).

Независимо от условий, в которых создаются системы управления качеством, этот процесс включает, как правило, разработку системы общего управления качеством, «продуктовых систем» управления качеством и систем для внедоговорных условий. Применительно к конкретным ситуациям структура системы управления качеством, подлежащая разработке, принимается после серьезного обоснования с учетом требований потребителей, например может быть разработана СО УК и «продуктовая система» управления качеством для одного «самого профильного» на предприятии вида продукции, поставляемого как на внутренний, так и внешний рынки.

Разработка и реализация системы управления качеством требует определенных затрат, однако мировая практика показывает, что все ресурсные вложения в систему управления качеством следует рассматривать не как затраты, а как инвестиции. Это связано с тем, что деятельность по повышению и обеспечению качества продукции и рамках системы управления качеством носит предпринимательский и инновационный характер, поэтому необходимо более глубоко обосновывать (например, бизнес-планированием) целесообразность подобного рода инвестиций и их эффективность.

Общее руководство всеми работами, связанными с созданием системы управления качеством, целесообразно осуществлять менеджерам высшего звена, особенно первому руководителю (генеральному директору) предприятия, от которого зависит, насколько и в каком соответствии будут заложены в систему и выполняться процедуры, разработанные в соответствии с принципами системного управления качеством, МС ИСО, других НТД и НМД. К разработке системы управления качеством следует привлекать практически все подразделения и службы предприятия. Особая роль при этом отводится специализированным подразделениям (например, отделу организации управления качеством), непосредственно осуществляющим организацию и обеспечение качества и конкурентоспособности продукции. При этом важно определить их задачи, функции, права и обязанности. Наряду со штатными подразделениями к созданию этих систем следует привлекать консультационные, научно-исследовательские и другие специализированные внешние организации, а также отдельных профессиональных работников по системному оргпроектированию.

При проведении работ по созданию, функционированию и совершенствованию системы управления качеством необходим самый широкий спектр методов, способных достичь поставленных целей. Среди наиболее используемых методов управления качеством можно отметить, в зависимости от целей их применения, следующие:

• обследование — анкетирование, изучение НТД, НМД и другой документации, интервьюирование и беседы, фотографии рабочего дня, наблюдения, самообследование;

• анализ — системный анализ, параметрический, нормативный, декомпозиции, сравнений, структуризации целей, моделирования, балансовый, корреляционный и регрессионный, матричный, аналитический, расчетный, последовательных подстановок, экспертный, ФСА;

• оргпроектирование — системный подход, аналогий, параметрический, нормативный, моделирования, аналитико-расчетный, логический, структуризации целей, творческих совещаний, опытный, блочный, экспертный, ФСА;

• реализация — материальное и моральное стимулирование, сетевой метод, обучение, переподготовка, повышение квалификации, экспертный метод.

Наряду с использованием отдельных методов следует применять их сочетание.

Методические положения предпроектной подготовки организационного проектирования систем менеджмента качества.

Предпроектная подготовка оргпроектирования системы управления качеством среди всех других стадий создания подобных систем имеет наибольшую значимость. От нее зависит результативность функционирования всей системы. Как показывает опыт, основными на данной стадии являются этапы, связанные с проведением предпроектного анализа действующей на предприятии системы управления качеством и разработкой ТЗ на создание проекта систем. Перед подготовкой и изданием приказа о разработке оргпроекта системы управления качеством целесообразно провести предварительные работы, обосновывающие необходимость создания такой системы. Это нужно осуществлять в тех случаях, когда со стороны постоянных потребителей нет жестких требований к наличию на предприятии системы или при принятии решения о совершенствовании действующей системы управления качеством.

Малотрудоемкое и простое обоснование можно провести на основе экспресс-опроса. К опросу желательно привлечь всех менеджеров высшего звена и ряд менеджеров среднего и низового звеньев, в том числе производственных. Вопросы экспресс-обоснования целесообразно представить в табличном виде, где можно было бы дать однозначный ответ «да» или «нет». Участникам опроса необходимо понимать, что потребитель - это не только тот, кто потребляет конечную продукцию за пределами предприятия, но и работники всей технологической цепочки (другого цеха, отдела и т.п.). Методически опрос можно проводить в письменной или в устной форме. Пользуясь результатами, полученными после опроса, и рекомендациями, можно выяснить, следует ли на данном предприятии создавать (совершенствовать) систему управления качеством. Объективность таких рекомендаций может быть достигнута только при максимально искренних и правильных отношениях (с учетом реальных данных о состоянии дел в области качества).

Содержание последующих работ:

1. Подготовка и подписание  приказа директором, служащего правовой  основой создания проекта системы  управления качеством на предприятии.

2. Координация работ через  специально создаваемую комплексную  рабочую группу, состоящую из  заместителей директора, главных  и ведущих специалистов предприятия, а также специально созданного  штатного рабочего исполнительного  органа. Такое подразделение должно  подчиняться руководителю, осуществляющему  общее руководство всеми работами  в этой области.

3. Повышение квалификации, обучение и подготовка кадров. В учебных планах и программах  обязательно следует предусмотреть  изучение стандартов и других  НМД и НТД, их применение на  предприятиях передовых отраслей  при производстве конкурентоспособной  продукции. Знания, умения и навыки  в этой области должны приобретаться  всеми работниками предприятия. Следует убедить сотрудников  в том, что качество является  приоритетным перед другими результатами  деятельности предприятия.

4. Проведение отбора конкретных  видов продукции, для которых  будут создаваться системы управления  качеством. Этот этап предпроектной стадии требует проведения маркетинговых исследований, изучения требований потребителей и возможностей предприятия. По результатам проведения предпроектного анализа избранную номенклатуру продукции следует уточнить. Окончательный перечень продукции целесообразно согласовать с основными потребителями-заказчиками, с которыми будут заключаться контракты. Далее, в зависимости от требований основных потребителей-заказчиков, специфики производства, следует осуществить для каждого вида продукции выбор необходимой модели СМК, отвечающей положениям современных воззрений и в наибольшей мере удовлетворяющей потребителя-заказчика. Результаты выбора моделей следует оформить с потребителями-заказчиками контрактами или соглашениями, в которых нужно также уточнить требования к системам. Каждая сторона должна четко и однозначно представлять взаимоприемлемые требования к системе определенного вида продукции.

5. Определить содержание  программы предпроектного анализа действующей на предприятии системы с использованием системного подхода. Программа должна включать вопросы анализа политики в области качества каждого вида избранной продукции, а также соответствия ей фактических результатов деятельности предприятия в этой области.

Необходимо отметить, что в период начального перехода предприятия к использованию стандартов на системы управления качеством ключевым направлением всей программы должны стать вопросы сравнительного анализа действующих положений системы управления качеством с требованиями стандартов и других НМД. При этом в программе должны быть предусмотрены вопросы анализа сравнительного соответствия элементов функционирующей на предприятии системы управления качеством требованиям потребителей и регламентирующих документов. Целью анализа должны стать не только определение негативных расхождений, но и поиск конкретных путей по их ликвидации и улучшение действующей системы. Помимо этого в программу анализа следует включать вопросы сравнения качественных сторон элементов: производственной подсистемы качества (продукции, экономических результатов в области качества, производственных функций, производственной структуры и др.); сравнения элементов управляющей подсистемы управления качеством (элементов входа, специальных функций, оргструктуры, методов управления и др.).

Наряду с указанным в программе, необходимо также отразить вопросы анализа сложившегося передового опыта по созданию аналогичных систем управления качеством, адаптируя его для использования на стадии проектирования и внедрения. Вся программа анализа составляется специалистами по управлению качеством, рассматривается комплексной рабочей группой и утверждается руководителем работ по созданию системы.

6. Сформировать и затем  подобрать полный комплект НТД, НМД и другой специальной документации  и авторитетной отечественной  и зарубежной литературы по  вопросам анализа и разработки  ТЗ на создание системы управления  качеством. Эту работу следует  осуществлять работникам, исполняющим  предпроектные этапы создания систем, привлекать специальные подразделения и службы информации.

7. Подготовить план-график  работ по созданию систем управления  качеством. Его разработку следует  начинать с определения перечня  работ, а затем осуществлять их  привязку к срокам и исполнителям. План-график утверждается директором  предприятия.

8. Проанализировать действующую  на предприятии систему управления  качеством. Цели анализа достигаются  выполнением той программы, которая  намечена. Для сокращения затрат  на сбор данных, необходимых при  анализе, и получения достоверных  выводов и предложений можно  использовать измененный (относительно  традиционного) порядок. Сущность такого  изменения заключается в предварительном  определении на основе прогноза  гипотезы результатов анализа, т.е. до его проведения. В этом случае  последовательность работ этого  этапа будет носить циклический  характер и включать: определение гипотезы результатов анализа, определение необходимых показателей и данных для анализа, сбор данных, анализ данных, формулирование результатов анализа данных и сравнение их с гипотезой, принятие решения и корректировку гипотезы о начале повторного цикла анализа или определение предложений по изменению анализируемой системы.

При проведении анализа целесообразно установить наиболее значимые недостатки, которые заслуживают первоочередного внимания. Их значимость может определяться различными показателями (количеством возникновения ошибок, дефектов, проблем, потерями и т.п.). Наиболее применяемым для определения важности причин недостатков показателем можно признать интегрированный показатель значимости (в процентах). С использованием этого показателя цели анализа достаточно эффективно достигаются с помощью известной типовой диаграммы Парето.

Очень важно для выработки предложений в процессе анализа устанавливать причины и следствия недостатков в действующей системе управления качеством, используя матрицы, формы, номограммы и т.п. Например, при выполнении сравнительного анализа положений действующей системы управления качеством с требованиями НТД (стандартов ИСО и другими требованиями прогрессивных методических документов), являющегося центральным в начальный период создания системы, можно эффективно применять матрицы соответствия. Они позволяют отразить одновременно информацию о наличии или отсутствии в действующей системе управления качеством как элементов, предусмотренных НТД, так и оценку соответствия имеющихся элементов требованиям стандартов и дополнений к ним со стороны потребителей-заказчиков. Сравнительный анализ необходимо осуществлять для каждого рассматриваемого вида продукции в отдельности и отражать все функции системы общего управления качеством и специальные функции управления.

По результатам анализа составляются отчет или аналитическая справка, в которых указываются результаты сопоставления различных элементов, оценка эффективности действующей системы по достижению ее целей, возможности использования для создания системы управления качеством в соответствии с современными требованиями, предложения по совершенствованию действующей системы и превращению ее в требуемую потребителями и органами по сертификации систему управления качеством.

9. Разработка ТЗ на  проектирование системы управления  качеством. Техническое задание  устанавливает требования к разрабатываемым  системам и порядку их создания. В нем желательно предусмотреть  следующие разделы:

• основание и цели для разработки проекта системы;

• результаты предпроектного анализа действующей на предприятии системы управления качеством. Отчет или аналитическая справка об анализе выносится в приложение к ТЗ;

• общие требования к построению системы управления качеством (принципы, правила построения и требования к системе управления качеством с учетом дополнений со стороны потребителя и принятых регламентирующих документов);

•сроки разработки проекта систем;

• требования (задания) к объектам проектирования систем. Требования-задания целесообразно группировать обобщенно, сначала для построения проекта системы общего руководства качеством и совершенствования элементов производственной системы, а затем — для построения проектов систем управления качеством для однородных видов продукции. Некоторые требования, в случае их общности для нескольких видов продукции, могут излагаться совмещенно. К каждому заданию целесообразно давать предложения и рекомендации по их выполнению;

• источники финансирования;

• состав, содержание и организация работ по внедрению проекта (этапы и состав работ, мероприятия, сроки их выполнения, исполнители, формы их завершения);

• технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта (определяется экономический эффект по условиям использования каждого вида продукции за установленный расчетный промежуток времени на основе стоимостных оценок позитивных результатов и затрат на разработку и внедрение проекта). В ряде случаев следует разрабатывать бизнес-план обоснования создания системы;

• порядок приемки системы управления качеством (включает информацию о порядке приемопередаточных работ, предъявления потребителям, сертификационным органам и т.п.);

• нормативно-технические и методические источники проектирования (НТД и НМД и другая документация, справочные и литературные источники, проекты — аналоги подобных систем, типовые проекты и т.п.);

Информация о работе Оценка конкурентоспособности товаров экспертным методом