Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 05:26, реферат
Метод экспертных оценок, называемый также экспертным опросом, в общем виде представляет собой опрос специалистов, компетентных в какой-либо, нужной исследователю области. Опрос таких лиц называется экспертным, а установленные в его ходе суждения респондентов о свойствах изучаемого явления - экспертными оценками.
Экспертная оценка — компетентное мнение, мнение эксперта по какой-либо из проблем, находящихся в сфере его компетенции.
Метод экспертных
оценок
1. Определение метода экспортных оценок.
Метод экспертных оценок, называемый также
экспертным опросом, в общем виде представляет
собой опрос специалистов, компетентных
в какой-либо, нужной исследователю области.
Опрос таких лиц называется экспертным,
а установленные в его ходе суждения респондентов
о свойствах изучаемого явления - экспертными
оценками.
Экспертная оценка — компетентное мнение,
мнение эксперта по какой-либо из проблем,
находящихся в сфере его компетенции.
Основные отличия экспертного опроса
от массового состоят в следующем:
- количество респондентов в массовом
опросе значительно больше, чем в экспертном;
- экспертный опрос не является анонимным;
- экспертный опрос отличается более сложным
инструментарием;
- труд экспертов, в отличие от труда респондентов
всегда оплачивается.
2. Отбор экспертов.
При определении конкретного состава
экспертов надлежит руководствоваться
не только и не столько компетентностью
экспертов, сколько валидностью их заключений.
Как свидетельствует опыт, нередки случаи,
когда компетентность эксперта не дает
адекватной валидности. Это объясняется
многими обстоятельствами, в разной мере
зависимыми от исследователя, организующего
экспертный опрос и проводящего экспертизу.
Ряд этих обстоятельств имеет психологическое
свойство. Эксперт с задатками лидера
стремится к доминированию своих оценок,
настаивая на них даже тогда, когда внутренне
сомневается в их истинности. Человек
конформистского склада ведет себя прямо
противоположным образом, а конфликтогенный
- склонен к оспариванию даже тех мнений
других людей, с которыми по существу согласен.
Большинству людей присуще смещать свои
оценки в сторону нейтральной середины,
а часть экспертов может быть заинтересована
в преднамеренном искажении информации.
Все это должно учитываться исследователем.
'
Проведение отбора экспертов, как правило,
осуществляется методом самооценки и
определением коэффициента компетентности.
Кандидатам раздаются карточки с тремя
позициями оценки: К1 - высокая оценка-
1балл; К2 - средняя оценка - 0,5 балла; КЗ
- низкая оценка - 0 баллов.
С их помощью, кандидаты оценивают свой
уровень теоретических знаний, практический
опыт и уровень прогностической компетентности.
После ответов кандидатов, вычисляют коэффициент
компетентности каждого по формуле К=
(К1+К2+КЗ)/3 (образец карточки прилагается).
Слабость данного метода состоит в возможной
неадекватности оценки.
Для подкрепления метода самооценки используют
метод коллективной (взаимной) оценки.
Однако следует заметить, что данный метод
может применяться только в том случае,
если эксперты знают друг друга в качестве
специалистов. При использовании этого
метода кандидатам предлагается список
их «конкурентов» и ставится вопрос: «Кого
бы Вы выбрали в качестве эксперта из предложенного
списка?». Кроме того, в вопросе задается
параметр выбора (Укажите ровно 25 человек).
На основании полученных данных строится
таблица взаимных оценок. В случае, если
результатов первой таблицы недостаточно
для определения экспертов, необходимо
построить уточненную таблицу взаимных
оценок, (материал прилагается).
На основании метода самооценки и/или
метода взаимной оценки отбирается нужное
количество экспертов-респондентов, которым
и предлагаются анкеты.
3. Интеграция экспертных оценок.
Интеграция экспертных оценок есть по
сути дела совокупность приемов перевода
количественного анализа этих оценок
в качественный. Поэтому он, с одной стороны,
невозможен без предварительного выявления
количественных признаков мнений экспертов,
с другой - принципиально отличен от их
традиционно количественной интерпретации.
Интегрирование (согласование, комплексирование)
экспертных оценок необходимо тогда, когда
нужно:
1) выработать научно обоснованное управленческое
решение;
2) сформулировать миниконцепцию, объясняющую
новые явления и процессы, происходящие
в изучаемом микросоциуме, и дающую основание
для последующего теоретизирования.
Реализация интегрирования предполагает
выполнение ряда исследовательских операций
в следующей последовательности:
1. Установление мнений экспертов по исследуемой
проблеме в заочной форме, то есть путем
анкетирования, заполнения экспертами
специальных документов (карт, бланков),
изучение монитором (исследователем) докладных
записок и иных материалов экспертного
характера.
2. Шкалирование выявленных мнений экспертов,
т.е. сопоставление показателей их отношения
к предмету экспертизы либо по ранговой,
либо по номинальной, либо метрической
шкалам, или по некоторой совокупности
этих шкал.
3. Согласование мнений экспертов по технике
Делъфи, предусматривающей трех-шестикратное
повторение заочных опросов экспертов
и соответствующее число шкалирования
их оценок. На каждом новом этапе опроса
(интеграции) монитор информирует экспертов
о результатах предыдущего опроса, сообщает
им о мнении большинства и просит аргументировать
свое мнение, т.е. его совпадение или расхождение
с тем, которое претендует на господствующую
роль. При этом на каждом этапе эксперту
предлагается определить место своего
мнения в заранее подготовленной шкале.
Каждый этап завершается статистической
обработкой полученных от экспертов шкал,
исчислением средних арифметических показателей,
медианы и квартилей, определением показателей
разброса мнений, выявлением крайних мнений,
т.е. особо отклоняющихся от оценок большинства.
Типичных выразителей крайних мнений
и господствующей оценки приглашают для
участия в последующих процедурах интегрирования
экспертных оценок.
4. Очное выяснение отношений экспертов
к предмету экспертизы и разным вариантам
решения обсуждаемой проблемы в групповой
дискуссии. Она может проводиться как
методами фокус-группы и «проблемного
колеса», так и на основе иных способов
активизации творческого мышления в группе
- «мозговой штурм, синектика, ИПИД и т.п.
5. Ранжирование предложенных экспертами
вариантов решения исследуемой проблемы,
их упорядочивание по трем, как минимум,
основаниям:
1) степени популярности, т.е. представленности
в коллективном мнении экспертов;
2) мере реализуемости, возможности практического
выполнения;
3) последствиям их реализации для тех
социальных систем (и подсистем), в которых
сложилась исследуемая проблема.
Эта исследовательская операция делается
после и по итогам очного сопоставления
мнений экспертов. Когда в исследовании
применяются не одна, а несколько форм
групповых дискуссий, возникает необходимость
нескольких туров ранжирования, переплетения
этой исследовательской операции с предыдущей.
Данное ранжирование необходимо для выработки
оптимального решения проблемы и последующего
этапа интеграции оценок экспертов.
6. Синтезирование экспертных оценок в
форме мини-теории, т.е. непротиворечивого
научно доказательного объяснения изученного
явления, его причин и тенденций изменения,
возможностей влияния на него со стороны
различных субъектов социальной жизни.
Эта операция требует от исследователя
солидной теоретической подготовки (ибо
разработка мини-теории предполагает
знание теорий более высокого уровня),
аналитических навыков и научной достоверности.
Она призвана обобщить все оценки экспертов,
отразить не только достигнутый уровень
их согласия, но и мнения, выпадающие из
общей их картины.
Разработка такой мини-концепции необходима
в двух отношениях:
во-первых, в качестве одного из «кирпичиков»,
из которых строятся социологические
теории «среднего», а затем и «большего»
уровней;
во-вторых, для завершения процедуры интегрирования
экспертных оценок.
7. Комплексирование экспертных оценок
- последняя исследовательская операция
по интеграции мнений экспертов. Ее конечный
результат -комплексная программа решения
изученной проблемы (или несколько вариантов
такой программы). Она должна логично вытекать
из выше охарактеризованной мини-теории
и содержать перечень мер, реализация
которых обеспечит решение исследовательского
вопроса.
Предлагаемые меры дифференцируются:
- на стратегические (важные и долговременные)
и тактические (детализирующие первые);
- по времени исполнения (первоочередные,
второочередные и т.п.);
- по затратам разнообразных ресурсов;
- по ожидаемому эффекту от этих затрат;
- по адресатам (организациям, персонам),
могущим реализовать рекомендации;
- по другим основаниям, зависящим от характера
проблемы и способов ее решения.
Как правило, экспертный опрос нацелен
на уточнение гипотез, разработку прогноза
и пополнение интерпретации определенных
социальных явлений и процессов. В таких
опросах доминируют открытые формулировки,
а закрытые вопросы предназначены лишь
для оценки уровня уверенности, меры согласия
или несогласия с уже высказанными позициями
других специалистов.
Выявление экспертных оценок необходимо
при анализе наиболее существенных аспектов
исследуемой проблемы, особенно в ситуациях
дискуссионности их трактовок или фактического
отсутствия определенности в их осмыслении
наукой. В таких случаях метод экспертных
оценок выступает в роли основного метода
исследования, программа его проведения
отражается в общей программе исследования.
Если же данный метод играет вспомогательную
роль, добавляя информацию к полученной
иными методами, то исследователи обязаны
составить особую (самостоятельную) программу
его реализации. Главными ее компонентами
будут формулировки, четко фиксирующие:
а) проблемную ситуацию; б) терминологию
экспертных оценок (путем операционализации
общих понятий); в) гипотезы, выносимые
на экспертизу; г) комплекс требований,
на основе которых будет производиться
подбор экспертов (критерии их компетентности);
д) индикаторы, позволяющие измерять суждения
экспертов; е) инструментарий этих замеров
и первичной обработки данных; ж) правила
проведения и сценарий экспертизы, т.е.
процедуры согласования и интегрирования
оценок экспертов.
Литература
1. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной
социологии, М., 2002.
2. Учебный социологический словарь/Под
редакцией С.А.Кравченко. М., 1999.
3. Ядов В.А. Стратегия социологического
исследования, М.,2001.