Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 09:27, курсовая работа
Целью данной работы является исследование уголовно-процессуального статуса основных участников уголовного процесса со стороны обвинения, анализ механизма обеспечения реализации их прав и обязанностей при производстве по уголовному делу, и дальнейшая разра-ботка и усовершенствование механизма реализации функции обвинения в досудебном производстве и в суде первой инстанции.
Введение……………….……………………………………………………..5
1 Теоретические аспекты исследования участников уголовного судопроизводства……………………………………………………………….….7
1.1 Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства…………………………………………………………….…….7
1.2 Суд (судья) - орган правосудия по уголовным делам……………..8
2. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения…..12
2.1 Прокурор, его правовое положение и функции…………………...12
2.2 Следователь, его правовое положение и функции…………………17
2.3 Руководитель следственного органа, правовое положение и функции……………………………………………………………………………20
2.4 Органы дознания, начальник органа дознания, дознаватель и их правовое положение и функции………………………………………………….26
3 Сравнительный анализ правовых статусов и проблемы, связанные с реализацией прав и обязанностей участников судопроизводства со стороны обвинения…………………………………………………………………………31
3.1 Сравнительный анализ правовых статусов указанных участников судопроизводства……………………………………………………………..….31
3.2 Проблемы, связанные с реализацией прав и обязанностей руководителем следственного органа и начальника подразделения дознания…………………………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………..44
Список использованных источников…………
Следователь вправе обжаловать решения руководителя следственного органа, в порядке, указанном в ч. 4 ст. 124 УПК, но в перечне полномочий прокурора или руководителя следственного органа не предусмотрено право этих должностных лиц рассматривать такого рода жалобы.
Достаточно трудно согласуется с сутью принятых изменений и сохранившееся в нормах ч. 4 ст. 146 УПК РФ полномочие прокурора отменить постановление (в том числе следственных органов) о возбуждении уголовного дела. Во-первых, названное полномочие прокурора противоречит п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, согласно которому правом отменять незаконные или необоснованные постановления следователя обладает исключительно руководитель следственного органа. Во-вторых, неясно в силу каких неведомых обстоятельств отменить незаконное или необоснованное постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела прокурор не вправе и должен ходатайствовать перед этим перед руководителем соответствующего следственного органа (ч. 6 ст. 148 УПК), а отменить его же постановление о возбуждении уголовного дела, безусловно, вправе. На мой взгляд, законодатель в очередной раз ошибся в системности нормативного регулирования, по сути, идентичных общественных отношений. Тем не менее, в теории уголовно-процессуальной науки уже усиленно обосновывается тезис о том, что именно в данном подходе и заключается истинная воля законодателя, правильно определившегося в этом принципиальном вопросе.
В результате реформ действительно многие контрольные функции, ранее принадлежавшие прокурору, перешли руководителю следственного органа. Однако не надо забывать, что оба эти участника процесса относятся к стороне обвинения и более того - объединены ведомственным интересом.
Так что в целом, я считаю, что созданная правовая конструкция, при которой следователь и руководитель следственного органа образуют могучую двойку, чревата угрозой нарастания дисбаланса и так неравных сил сторон обвинения и защиты12.
В правоприменительной практике органов внутренних дел возникают проблемные ситуации с толкованием и применением норм УПК РФ, регламентирующих процессуальную деятельность органов дознания. Причина тому - противоречивость ряда норм УПК и пробелы в регламентации отдельных сторон процессуальной деятельности органов дознания. После вступления в силу в 2007 г. Федеральных законов от 05.06.07 № 87-ФЗ, от 06.06.07 № 90-ФЗ, в УПК РФ были внесены существенные изменения, в том числе статья 401 «Начальник подразделения дознания», в которой перечислены его права и полномочия по осуществлению дознания и процессуальному контролю в отношении находящихся в его подчинении дознавателей.
Данный субъект наделен
обширными властными
В отличие от статуса дознавателя, положение которого стало более определённым, положение начальника подразделения дознания и некоторые его полномочия нуждаются в уточнении.
По мнению А.С. Александрова
и И.В. Круглова начальник подразделения
дознания в процессуальном плане
независим от начальника органа дознания.
Его следует отнести к
Начальник подразделения дознания, так же как начальник органа дознания и дознаватель, вправе согласно ч. 2 ст. 401 УПК возбудить уголовное дело, хотя в ч. 1 ст. 144 УПК РФ он не указан в числе должностных лиц, уполномоченных принимать данное процессуальное решение (что следует считать браком в законодательной технике).
Мнение относительно процессуальной независимости начальника подразделения дознания от начальника органа дознания представляется также спорным, так как начальник органа дознания вправе давать указание о проведении проверки по сообщению о преступлении и принятии по результатам его рассмотрения решения в порядке ст. 145 УПК начальнику подразделения дознания, а он в свою очередь, поручает указанные действия дознавателю. Кроме того, только начальник органа дознания может продлить по ходатайству дознавателя срок проверки сообщения о преступлении до 10 суток в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ, а также утвердить обвинительный акт (ч . 4 ст. 225 УПК).
Однако, как и прежде, не определен статус начальника органа дознания, хотя на его усмотрение и разрешение отдается ряд важных вопросов. Например, в той же ст. 401 УПК РФ закрепляется право обжалования дознавателем указаний начальника подразделения дознания, данных им по уголовному делу, начальнику органа дознания. А уголовно-процессуальный закон указывает лишь, что начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия предусмотренные УПК РФ (п. 17 ст. 5 УПК РФ). Но и это определение нельзя назвать безукоризненным, так как, например, такие поручения может давать и начальник подразделения дознания (п. 1 ч. 1 ст. 401 УПК РФ).
Такое положение дел неприемлемо для такой сферы общественных отношений, как правоприменительная деятельность, и в частности уголовного судопроизводства, где затрагиваются правовой статус личности, ее права и свободы. Учитывая это, законодателю необходимо установить статус начальника органа дознания в сфере уголовного судопроизводства. На мой взгляд, целесообразно дополнить УПК РФ статьей «Начальник органа дознания». Это позволит внести определенность в субъектный состав уголовного процесса, исключить споры о компетенции, обеспечить соблюдение законности в данной сфере.
Первый заместитель
«Начальник органа дознания уполномочен:
1) возлагать на лицо
органа дознания полномочия по
осуществлению
2) давать начальнику
3) отменять незаконные
или необоснованные
4) осуществлять иные полномочия,
предусмотренные настоящим
В свою очередь, целесообразно в ч. 4 ст. 41 и п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ заменить слова «начальник органа дознания» на «начальник подразделения дознания». Кроме того, п. 47 ст. 5 УПК РФ дополнить указанием на начальника органа дознания и начальника подразделения дознания.
Нередко по результатам дознания
дела прекращаются либо по уголовному
делу принимаются решения о
Бессонов А.А предлагает наделить начальника подразделения дознания полномочиями, аналогичными полномочиям руководителя следственного органа: правом создавать группу дознавателей для расследования наиболее сложных преступлений, правом соединять уголовные дела в случаях расследования дел, совершенных в соучастии, а также право разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы.
Вызывает вопросы полномочие
начальника подразделения дознания
вносить прокурору ходатайство
об отмене незаконных или необоснованных
постановлений дознавателя об отказе
в возбуждении уголовного дело (п.
4 ч. 1 ст. 401 УПК РФ). Это полномочие
выглядит достаточно странным в сравнении
с правом рассматриваемого должностного
лица дознания давать дознавателю поручение
по проверке сообщения о преступлении
и принятию по нему решения, предусмотренного
ст. 145 УПК. В число же решений, предусмотренных
ст. 145 УПК РФ, входит, в том числе,
и отказ в возбуждении
Вызывает сомнение нахождение подразделений дознания в службе милиции общественной безопасности. Прежде всего, это отрицательно отражается на производстве дознания и на процессуальной самостоятельности дознавателя. Адъюнкт Дальневосточного юридического института МВД России И.Г. Хисматуллин считает, «что для улучшения процессуальной и организационной деятельности подразделений дознания, необходимо вывести их из службы МОБ и наделить статусом специализированных подразделений дознания при ОВД. Начальник подразделения дознания - заместитель начальника органа внутренних дел, а значит, и органа дознания».
Приказом МВД России № 697 от 06.08.2007 г. «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания» установлены новые положения, расширяющие полномочия начальника подразделения дознания и дознавателя. Впервые на современном этапе развития подразделений дознания закреплены их права и обязанности, причем не только процессуальные, но и организационные.
В настоящее время по-прежнему
к дознавателям специализированных
подразделений дознания предъявляются
серьёзные требования, которые касаются
вопросов их профессиональной подготовки,
образования и др. Учитывая, что
законодатель не отказался от такой
формы предварительного расследования,
как дознание, а на ведомственном
уровне (МВД России) не увенчались успехом
неоднократные попытки
В связи с тем, что некоторые полномочия руководителя следственного органа и начальника подразделения дознания аналогичны, а также прокурор как участник уголовного судопроизводства продолжает оказывать влияние на производство дознания, возникают проблемы, связанные с определением подследственности уголовных дел.