Сравнительный анализ правовых статусов и проблемы, связанные с реализацией прав и обязанностей участников судопроизводства со стороны

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 09:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование уголовно-процессуального статуса основных участников уголовного процесса со стороны обвинения, анализ механизма обеспечения реализации их прав и обязанностей при производстве по уголовному делу, и дальнейшая разра-ботка и усовершенствование механизма реализации функции обвинения в досудебном производстве и в суде первой инстанции.

Оглавление

Введение……………….……………………………………………………..5
1 Теоретические аспекты исследования участников уголовного судопроизводства……………………………………………………………….….7
1.1 Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства…………………………………………………………….…….7
1.2 Суд (судья) - орган правосудия по уголовным делам……………..8
2. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения…..12
2.1 Прокурор, его правовое положение и функции…………………...12
2.2 Следователь, его правовое положение и функции…………………17
2.3 Руководитель следственного органа, правовое положение и функции……………………………………………………………………………20
2.4 Органы дознания, начальник органа дознания, дознаватель и их правовое положение и функции………………………………………………….26
3 Сравнительный анализ правовых статусов и проблемы, связанные с реализацией прав и обязанностей участников судопроизводства со стороны обвинения…………………………………………………………………………31
3.1 Сравнительный анализ правовых статусов указанных участников судопроизводства……………………………………………………………..….31
3.2 Проблемы, связанные с реализацией прав и обязанностей руководителем следственного органа и начальника подразделения дознания…………………………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………..44
Список использованных источников…………

Файлы: 1 файл

курсовая УПП Востриков.docx

— 76.82 Кб (Скачать)

Следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений в случае несогласия с решениями или указаниями прокурора, перечисленными в указанной  норме.

2.3 Руководитель  следственного органа, правовое  положение и функции

Руководитель  следственного органа — должностное  лицо, возглавляющее соответствующее  следственное подразделение, а также  его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК, введеный Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ).

Изменения, внесенные в УПК 5 июня 2007 г., существенно  расширили уголовно-процессуальные полномочия руководителя следственного  органа. Этот участник процесса со стороны  обвинения даже именуется в законе иначе, чем прежде (начальник следственного  отдела). Видимо, законодатель стремился  подчеркнуть особый характер расследования  преступлений по сравнению с деятельностью  федеральных органов исполнительной власти и прокуратуры, при которых  функционируют следственные подразделения.

Полномочия  руководителя следственного органа, предусмотренные статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководитель Главного следственного  управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководители следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре  Российской Федерации по субъектам  Российской Федерации, следственных отделов  Следственного комитета при прокуратуре  Российской Федерации по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных

органов соответствующих федеральных органов  исполнительной власти (при соответствующих  федеральных органах исполнительной власти).

Руководитель  следственного органа наделен соответствующими процессуальными полномочиями для  контроля и руководства предварительны следствием, а также для непосредственного  участия в производстве предварительного расследования7.

Руководитель  следственного органа получил полномочия, которыми был наделен прокурор: отменять незаконные или необоснованные постановления  следователя; давать согласие следователю  на возбуждение перед судом ходатайства  об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального  действия, которое допускается на основании судебного решения; разрешать  отводы, заявленные следователю, а также  его самоотводы; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований закона; отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК; продлевать срок предварительного расследования; утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу; возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование решения прокурора по результатам рассмотрения им дела с обвинительным заключением.

Указанные изменения свидетельствуют о  централизации деятельности, связанной  с предварительным следствием, и  усилении в ней управленческих начал, о замене прокурорского (внешнего) надзора  ведомственным (внутренним). Вместе с  тем изменение правового положения  следственных аппаратов не дает права  должностным лицам вышестоящих  следственных органов давать руководящие  указания по конкретным уголовным делам  руководителям и сотрудникам  нижестоящих структур.

Если  руководитель следственного органа принимает дело к своему производству, то он вправе пользоваться полномочиями следователя, вправе лично провести расследование по делу в полном объеме как в форме предварительного следствия, так и дознания, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными УПК и несет полную ответственность за результаты расследования.

Когда руководитель следственного органа одновременно с возбуждением уголовного дела принимает  решение о производстве предварительного следствия несколькими следователями, то фамилии последних указываются им в постановлении о возбуждении уголовного дела. Согласие прокурора на возбуждение уголовного дела означает в этом случае одновременно и принятие им процессуального решения о создании следственной группы, поэтому вынесения прокурором специального решения в порядке ч. 2 ст. 163 УПК не требуется.

Руководители  следственных органов не вправе подменять  следователя и вторгаться в его  деятельность, если соответствующий  процессуальный вопрос относится исключительно  к его компетенции.

Руководитель  следственного органа вправе давать указания следователю в письменном виде. Только в таком случае они  имеют обязательный характер для  следователя.

Полномочия  уголовно-процессуального характера  руководителю следственного органа предоставлены в целях осуществления  контроля за своевременностью действий следователя по раскрытию преступления и изобличению лиц, виновных в его совершении, иными словами, для повышения эффективности уголовного преследования. Контроль осуществляется с помощью мер, для принятия которых достаточно решения самого руководителя следственного органа. Правило об обязательности исполнения указаний руководителя следственного органа ограничивает процессуальную самостоятельность следователя. Однако согласно ч. 3 ст. 39 УПК указания руководителя следственного органа об избрании меры пресечения, проведении следственных действий, требующих судебного решения, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, а также решение об изъятии уголовного дела и передаче его другому следователю могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа и до рассмотрения им вопроса не исполняются. При этом руководителю вышестоящего следственного органа

передаются  материалы уголовного дела.

Отстранение следователя или дознавателя  от дальнейшего участия в расследовании, если им нарушены нормы УПК, - это  полномочие, позволяющее:

1) разрешить  отвод, заявленный следователю  или дознавателю;

2) предотвратить  возможные в будущем нарушения  прав и свобод лиц, участвующих  в деле, и создать условия для  восстановления уже нарушенных прав и свобод8.

Передача  уголовного дела от одного следователя  к другому, предусмотренная п. 1 ч. 1 настоящей статьи, в первую очередь  должна рассматриваться как распорядительное полномочие руководителя следственного  органа, используемое им, если следователь  по объективным причинам не может  продолжить расследование (в связи  с болезнью, отпуском, необходимостью проводить значительные по объему уголовно-процессуальные мероприятия по другим уголовным  делам). Кроме того, передача дела другому следователю может быть осуществлена вследствие отстранения прежнего следователя от расследования дела.

Право отмены решений органов расследования  не распространяется на процессуальные акты, в которых содержится обращенное к суду ходатайство (ч. 2 ст. 29 УПК). Но руководитель следственного органа вправе не поддержать такое ходатайство.

Полномочие  «утверждать постановление следователя  о прекращении производства по уголовному делу» может быть понято с учетом иных предписаний УПК. Дело в том, что Кодекс устанавливает правила не о прекращении производства, а о прекращении уголовного дела и уголовного преследования (ст. ст. 24 - 28, 212 - 214 УПК). При этом руководитель следственного органа не утверждает постановления следователя, а в случаях, предусмотренных Кодексом (ст. 25, 28 УПК), дает согласие на прекращение

уголовного  дела или уголовного преследования. В иных случаях, когда решение  может быть принято следователем самостоятельно, руководитель следственного  органа вправе отменить его (ст. 214 УПК).

2.4 Органы дознания, начальник органа дознания, дознаватель  и их правовое положение и  функции

В соответствии с п. 24 ст. 5 УПК органами дознания являются государственные органы и  должностные лица, уполномоченные в  соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. К таковым прежде всего относятся органы внутренних дел, которые являются универсальными органами дознания, поскольку вправе проводить дознание фактически по всем делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК).

Функция производства дознания по определенному  в уголовно-процессуальном законе кругу  дел является также постоянной для  органов пограничной службы РФ, органов  службы судебных приставов, таможенных органов, органов Государственной  противопожарной службы (п. 2—6 ч. 3 ст. 151 УПК).

К органам  дознания относятся:

1) органы  внутренних дел Российской Федерации,  а также иные органы исполнительной  власти, наделенные в соответствии  с федеральным законом полномочиями  по осуществлению оперативно-розыскной  деятельности;

2) Главный  судебный пристав Российской  Федерации, главный судебный пристав  субъекта Российской Федерации,  их заместители, старший судебный  пристав, а также старшие судебные  приставы Конституционного Суда  Российской Федерации, Верховного  Суда Российской Федерации и  Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации;

3) командиры  воинских частей, соединений, начальники  военных учреждений или гарнизонов;

4) органы  государственного пожарного надзора  федеральной противопожарной службы.

Эти органы наделяются правом производства расследования  в форме дознания, которое заканчивается  составлением обвинительного акта, утверждаемого  начальником органа дознания.

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном  статьей 146 УПК и выполнение неотложных следственных действий возлагаются  также на:

1) капитанов  морских и речных судов, находящихся  в дальнем плавании, - по уголовным  делам о преступлениях, совершенных  на данных судах;

2)руководителей  геологоразведочных партий и  зимовок, удаленных от мест  расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей  статьи, - по уголовным делам о  преступлениях, совершенных по  месту нахождения данных партий  и зимовок;

3) глав  дипломатических представительств  и консульских учреждений Российской  Федерации - по уголовным делам  о преступлениях, совершенных  в пределах территорий данных представительств и учреждений9.

Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю  и наделенное УПК отдельными процессуальными  полномочиями (п. 17 ст. 5 УПК). Процессуальными  полномочиями начальника органа дознания при расследовании преступлений в форе дознания обладают начальники органа внутренних дел, органа ФСБ, органа службы судебных приставов, таможенного  органа, органа Государственной противопожарной  службы.

Начальник подразделения дознания по отношению  к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать  дознавателю проверку сообщения  о преступлении, принятие по нему  решения в порядке, установленном  статьей 145 УПК, выполнение неотложных  следственных действий либо производство  дознания по уголовному делу. Он может продлить срок проверки  сообщения о преступлении до 10 сут. (ч. 3 ст. 144 УПК);

2) изымать  уголовное дело у дознавателя  и передавать его другому дознавателю  с обязательным указанием оснований  такой передачи;

Информация о работе Сравнительный анализ правовых статусов и проблемы, связанные с реализацией прав и обязанностей участников судопроизводства со стороны