Правовой статус беженцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:53, реферат

Краткое описание

В настоящее время большое число русских и других русскоязычных граждан оказались жителями иностранных государств, в прошлом являвшихся республиками СССР. В некоторых из этих государств стали нередки случаи ущемления прав и свобод русскоязычного населения, что повлекло за собой переселение данного контингента лиц в Россию.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
Правовой статус беженцев……………………………………………....4
Порядок приобретения статусов беженца……………………………...6
Права и обязанности лица, признанного беженцем…………………..10
Утрата лицом статуса беженца и лишение лица статуса беженца…..14
Гарантии прав лица……………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Правовой статус беженцев.docx

— 31.16 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….3

Правовой статус беженцев……………………………………………....4

Порядок приобретения статусов беженца……………………………...6

Права и обязанности лица, признанного беженцем…………………..10

Утрата лицом статуса  беженца и лишение лица статуса  беженца…..14

Гарантии прав лица……………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время большое  число русских и других русскоязычных  граждан оказались жителями иностранных  государств, в прошлом являвшихся республиками СССР. В некоторых из этих государств стали нередки случаи ущемления прав и свобод русскоязычного населения, что повлекло за собой  переселение данного контингента  лиц в Россию.

Кроме того, в различных  регионах самой России стали вспыхивать острые межнациональные конфликты, что привело к вынужденному переселению  многих граждан из этих районов.

Россия столкнулась с  совершенно новой для неё проблемой - проблемой миграции. Возникла острая необходимость решения сложных  вопросов гражданства и обеспечения  прав людей. И в феврале 1993 года принимаются  Федеральные Законы «О беженцах»  и «О вынужденных переселенцах». Эти законы определяют статус беженца  и вынужденного переселенца, в них  устанавливаются экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

Правовой статус беженцев

Федеральный Закон « О беженцах»

ФЗ от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 22.08.2004) « О беженцах» определяются основания и порядок признания  беженцем на территории Российской Федерации, установление экономических, социальных и правовых гарантий защиты прав и  законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права  и международными договорами Российской Федерации.

Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Статья 1. Основные понятия

Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Беженцем  не может быть признано лицо:

  • в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деянием в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
  • которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;
  • которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
  • за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;
  • которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

Правовой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951г., к которой в 1992г. присоединилась и Россия.

Признание лица беженцем предусматривает:

  • обращение с ходатайством о признании беженцем;
  • предварительное рассмотрение ходатайства;
  • принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
  • выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
  • рассмотрение ходатайства по существу;
  • принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
  • выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

 

Порядок приобретения статусов беженца

Для получения статуса  беженца необходимо, чтобы лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, обратилось лично, или через  уполномоченного на то представителя (в случае, если лицо по состоянию  здоровья не может обратиться лично) с ходатайством в письменной форме в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России.

Таким органом может быть:

  • дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, если данное лицо еще не прибыло на территорию Российской Федерации;
  • пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, а при его отсутствии орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти;
  • орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, или территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска либо вне пункта пропуска в течение суток со дня пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации;
  • территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, если лицо пребывает на законном основании на территории Российской Федерации.

 

Лицо, заинтересованное в  приобретении статуса беженца, обязано  предоставить документы, удостоверяющие его личность, заполнить анкету и  ответить на вопросы опросного листа  во время индивидуального собеседования  с работниками миграционной службы. При отсутствии документов, удостоверяющих личность, проводится установленная  федеральным законом и иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации процедура идентификации  личности, включая дактилоскопию (метод идентификации человека по отпечаткам пальцев).

Сведения о несовершеннолетних членах семьи заносятся в ходатайства  взрослых (родителей, опекунов и т.д.)

Основания для  отказа лицу в рассмотрении ходатайства  по существу:

  • если в отношении лица возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории Российской Федерации;
  • если лицу ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при условии, что обстановка в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась;
  • если лицо получило обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженцев и (или) к Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству Российской Федерации;
  • наличие у лица гражданства третьего государства, защитой которого лицо может воспользоваться;
  • если лицо прибыло из иностранного государства, на территории которого имело возможность быть признанным беженцем;
  • если лицо покинуло государство своей гражданской принадлежности не по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности из опасения понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение;
  • если лицо было вынуждено незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем и не обратилось с ходатайством в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;
  • если лицо отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию Российской Федерации;
  • если лицо состоит в браке с гражданкой (гражданином) Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации;
  • если лицо уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

Информация о работе Правовой статус беженцев