Правовые основы статусов беженца и вынужденного переселенца

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:06, контрольная работа

Краткое описание

В XX в. мировое сообщество пришло к пониманию необходимости обратить самое серьезное внимание на все возрастающую миграцию населения, вынужденно покидающего места своего постоянного проживания из-за войн, межнациональных конфликтов и подобных причин. С особой остротой необходимость этого была осознана в связи со Второй мировой войной, во время и после которой потоки вынужденных мигрантов — беженцев распространились по большей части планеты и стали одним из решающих факторов, который оказывал и продолжает оказывать влияние на значительные группы жителей планеты и на стабильность многих государств.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………… 2
2. Правовые основы статусов беженца и вынужденного переселенца….......... 3
3. Порядок получения статусов беженца и вынужденного переселенца……… 5
4. Правовые различия в статусах беженцев и вынужденных переселенцев……9
5. Порядок утраты статусов беженца и вынужденного переселенца…………...10
6. Заключение……………………………………………………………………….12
7. Список используемой литературы...…………

Файлы: 1 файл

Реферат по Конституционному праву.doc

— 232.00 Кб (Скачать)


Содержание.

 

1.  Введение………………………………………………………………………… 2

2.  Правовые основы статусов беженца и вынужденного  переселенца….......... 3

3.  Порядок получения статусов беженца и вынужденного переселенца……… 5

4.  Правовые различия в статусах беженцев и вынужденных переселенцев……9

5.  Порядок утраты статусов беженца и вынужденного переселенца…………...10

6.  Заключение……………………………………………………………………….12

7.  Список используемой литературы...……………………………………………13

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В XX в. мировое сообщество пришло к пониманию необходимости обратить самое серьезное внимание на все возрастающую миграцию населения, вынужденно покидающего места своего постоянного проживания из-за войн, межнациональных конфликтов и подобных причин. С особой остротой необходимость этого была осознана в связи со Второй мировой войной, во время и после которой потоки вынужденных мигрантов — беженцев распространились  по большей части планеты и стали одним из решающих факторов, который оказывал и продолжает оказывать влияние на значительные группы жителей планеты и на стабильность многих государств.

В бывшем СССР проблема вынужденной миграции приняла особо острые формы с конца 80-х гг. за несколько лет до распада СССР в связи с обострением межнациональных отношений в ряде союзных республик и республик в составе РСФСР. На территорию Российской Федерации начали прибывать вынужденные мигранты из других союзных республик. Более того, вынужденная миграция началась и в пределах самой Российской Федерации.

В последующем, в связи с распадом СССР, вынужденная миграция на территорию Российской Федерации увеличилась из-за обострения внутриполитической обстановки во вновь образовавшихся государствах, а также дискриминационной политики руководства ряда этих государств по отношению к русскому и русскоязычному населению.

Кроме того за несколько последних лет на территории Российской Федерации оказалось значительное, все увеличивающееся число вынужденных мигрантов из стран дальнего зарубежья — из-за границ бывшего СССР.

Проанализируем законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» с тем, чтобы определить общие основы правовых статусов беженцев и вынужденных переселенцев, разберем основные процедуры приобретения вышеуказанных статусов, а также выясним основания для утраты физическим лицом рассматриваемых статусов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовые основы статусов беженца и вынужденного  переселенца.

Статья 1 Федерального Закона «О беженцах» дает следующее определение понятия «беженец»:

Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В данном определении, как основание для обращения за получением статуса беженца выступают обоснованные опасения стать жертвой преследований по признакам, перечисленным выше.

Лицами, ходатайствующими о признании беженцами, могут быть:

- иностранные граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации;

- лица без гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации;

- иностранные граждане или лица без гражданства, пребывающие на территорию Российской Федерации на законных основаниях.

Из статьи 1 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» очевидно, что в отличие от беженца, не являющегося гражданином Российской Федерации, вынужденный переселенец - это гражданин Российской Федерации, который покинул место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка.

Вынужденными переселенцами признаются также граждане Российской Федерации, покинувшие место жительства вследствие преследования по признаку принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям.

Кроме граждан России вынужденными переселенцами признаются и иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительство в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным выше, а также граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории республики, входившей в состав СССР, получившие статус беженца и утратившие его.

В законах «О беженцах» и «О вынужденных поселенцах» определены и условия, при которых лицо не может быть признано беженцем или вынужденным переселенцем. Общими положениями этих двух законов являются следующие:

Беженцем и вынужденным переселенцем не может быть признано:

      лицо, совершившее преступление против мира и человечности или другие тяжкие преступления;

      лицо, покинувшее место жительства по экономическим причинам, либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 2 Закона «О беженцах», кроме положений, указанных выше, указывает, что действия Закона не распространяются:

      на лицо, которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций,

      на лицо, за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства,

      а также на лицо, которое пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Нация, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

Следует также отметить, что согласно пункту 2, статьи 2 ФЗ «О вынужденных переселенцах» лицо, не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, не может быть признано вынужденным переселенцем.

Порядок получения статусов беженца и вынужденного переселенца.

Для получения статуса беженца необходимо, чтобы лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, обратилось лично, или через уполномоченного на то представителя (в случае, если лицо по состоянию здоровья не может обратиться лично) с ходатайством в письменной форме в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России.

Таким органом может быть:

      дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, если данное лицо еще не прибыло н территорию Российской Федерации;

      пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, а при его отсутствии орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти;

      орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, или территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска либо вне пункта пропуска в течение суток со дня пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации.

      территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, если лицо пребывает на законном основании на территории Российской Федерации.

После того, как ходатайство о признании лица беженцем было подано в один из перечисленных выше органов, производятся следующие процедуры:

      ходатайство предварительно рассматривается;

      принимается решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу. Такое свидетельство выдается на руки лицу, обратившемуся с ходатайством.

      ходатайство рассматривается по существу;

      принимается решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

      выдается удостоверение беженца либо в случае отказа уведомление об отказе в признании беженцем.

Таковы основные этапы процедуры приобретения статуса беженца.

Удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации.

Статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

 

Лицу, претендующему на статус беженца, может быть отказано в регистрации ходатайства по указанным законом обстоятельствам, а именно:

      в отношении лица возбуждено уголовное дело;

      отсутствие обстоятельств в стране местожительства для признания его беженцем;

      получение лицом ранее обоснованного отказа в любом из государств, участников Конвенции 1951 г. и Протокола 1967 года, если законодательство о признании беженцем в нем не противоречит российскому;

      в случае прибытия с территории государства, где лицо могло быть признано беженцем;

      в случае если лицо покинуло государство местожительства не по указанным законом обстоятельствам, а и опасается понести наказание за незаконный выезд или совершенное правонарушение на территории указанного государства;

      если лицо при вынужденном незаконном пересечении границы РФ пропустило срок обращения с ходатайством, установленным законом;

      в случае отказа сообщений сведений о себе и обстоятельствах прибытия в РФ;

      в случае нахождения в браке с гражданином РФ и имеющейся возможности получения разрешения на постоянное проживание в РФ;

      если упомянутое разрешение на постоянное проживание в РФ уже имеется у указанного лица.

В случае отказа лицу, подавшему ходатайство о признании его беженцем и находящемуся вне территории РФ, в рассмотрении ходатайства по существу, ФМС в течение 5 дней направляет в дипломатическое представительство или консульское учреждение решение об отказе, после чего в течение трёх дней данному лицу вручается уведомление об отказе с указанием причин отказа, порядка обжалования решения, и разъяснением правового положения лица и членов его семьи на территории РФ,

В случае отказа лицу, подавшему ходатайство в пункте пересечения границы РФ, данное лицо обязано покинуть территорию РФ в течение трёх дней со дня получения уведомления.

В случае отказа лицу, подавшему ходатайство после вынужденного незаконного пересечения границы РФ, данное лицо обязано покинуть территорию РФ в течение месяца со дня получения уведомления.

Если отказано лицу, подавшему ходатайство и пребывающему на территории РФ на законных основаниях, лицо также обязано покинуть территорию РФ в течение месяца со дня получения уведомления, если более не имеет законных оснований для пребывания на территории РФ.

Факт получения лицами, претендующими на статус беженцев или вынужденных переселенцев, свидетельства о регистрации ходатайств, является основанием для предоставления гарантированного законодательством минимума прав и льгот и возложения на них определенных обязанностей.

 

В общих чертах права лиц, получивших свидетельство о регистрации ходатайства о признании их беженцами или вынужденными переселенцами, таковы:

-право на пользование услугами квалифицированного переводчика;

- право на проживание в центре временного размещения;

-право на обеспечение проезда до указанного центра временного размещения и провоза багажа;

- право на единовременное денежное пособие;

- право на получение питания, медицинской помощи, на содействие в прохождении профессиональной переподготовки в центре временного размещения или в трудоустройстве;

- право на получение информации относительно своих прав и обязанностей и законодательства, касающегося статусов беженцев и вынужденных переселенцев.

Обязанности указанных лиц, налагаемые фактом получения свидетельства, также примерно совпадают:

      это соблюдение Конституции РФ, Федеральных Законов, действующего законодательства РФ;

      соблюдение правил проживания в центре временного размещения и установленных санитарно- гигиенических норм;

Информация о работе Правовые основы статусов беженца и вынужденного переселенца