Проблемы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 12:03, контрольная работа

Краткое описание

Распад СССР не только изменил политическую карту мира, но также обострил межэтнические конфликты, породил острые политические, экономические и социальные проблемы. Прекращение существования СССР привело к тому, что большое число русских и других русскоязычных его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа для сайта.docx

— 39.61 Кб (Скачать)

  Контрольная работа

  по  дисциплине «Конституционное право России» 

  Проблемы  правового статуса беженцев и  вынужденных переселенцев в Российской Федерации.

 

    

  Введение

  На  последнюю четверть XX века и начало нынешнего приходится многократное увеличение масштабов и расширение географии вынужденной миграции в мире, что является результатом  сохраняющихся и вновь возникающих  очагов политической напряженности, войн, этнополитических конфликтов, экологических  катастроф.

  Распад  СССР не только изменил политическую карту мира, но также обострил межэтнические  конфликты, породил острые политические, экономические и социальные проблемы. Прекращение существования СССР привело к тому, что большое  число русских и других русскоязычных  его граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных  государств, являвшихся в прошлом  союзными республиками. Последние далеко не всегда обеспечивали таким жителям, прежде всего по языковым, национальным признакам, условия для осуществления  в полной мере всего комплекса  прав и свобод человека. Поэтому  в достаточно массовых масштабах  началось переселение русскоязычного населения в Россию. Острые межнациональные  конфликты в различных регионах самой России также привели к  вынужденному переселению большого числа граждан внутри нее. Массовый характер указанных выше процессов  вызвал необходимость правового  регулирования статуса этих лиц. После распада СССР вновь образованные независимые государства столкнулись  с большими потоками беженцев. Подобная ситуация потребовала от властей  принятия адекватных мер, необходимых  для решения данной проблемы.

  Когда началась массовая вынужденная миграция населения в Российскую Федерацию (всего за 1996 - 2004 гг. в России было официально зарегистрировано более 1,6 млн. вынужденных переселенцев и беженцев)1, законодательство по вопросам убежища в стране отсутствовало. Назрела необходимость разработки государственной миграционной политики, и, прежде всего, ее законодательного обеспечения, включая вопросы правового регулирования предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца в Российской Федерации, с учетом мирового опыта и существующих реалий постсоветского пространства.

  В феврале 1993 года принимаются Федеральные  Законы «О беженцах» и «О вынужденных  переселенцах». Эти законы определяют статус беженца и вынужденного переселенца, в них устанавливаются экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в  соответствии с Конституцией России, принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

  В развитие этих законов было издано значительное количество федеральных  подзаконных актов, среди которых  Постановление Правительства РФ «О размерах единовременного денежного  пособия и порядке его выплаты  лицу, получившему свидетельство  о регистрации ходатайства о  признании его вынужденным переселенцем»  от 16.06.97 г. № 724; Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения о центре временного размещения вынужденных переселенцев» от 22.01.97 г. № 53; Постановление Правительства Российской Федерации «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании» от 9 апреля 2001 г. N 275 и другие.

  Несмотря  на то, что Россия в течение ряда лет последовательно разрабатывала  законодательные инструменты, регулирующие правовое положение беженцев и вынужденных  переселенцев, в настоящее время  в нашей стране существуют определенные проблемы, связанные с правовым статусом данных категорий лиц.

    
 

  Проблемы  правового статуса  беженцев и вынужденных  переселенцев в Российской Федерации

  Для раскрытия проблем правового  статуса беженцев и вынужденных  переселенцев необходимо, прежде всего, выяснить, что следует понимать под  указанными лицами.

  В соответствии со ст. 1 Закона «О беженцах»  беженцем признается «лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».2

  Согласно  ст. 1 Закона «О вынужденных переселенцах»  вынужденным переселенцем признается «гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка».3

  При наличии обстоятельств, предусмотренных  этим определением, вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, вынужденный  покинуть: 1) место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ; 2) место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ.

  Закон относит к вынужденным переселенцам также иностранного гражданина и  лицо без гражданства, постоянно  проживающих на законных основаниях на территории РФ, изменивших место  жительства в пределах этой территории по указанным обстоятельствам.

  Кроме того, вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в РФ и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства РФ, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории РФ.

  В законах «О беженцах» и «О вынужденных  поселенцах» определены условия, при  которых лицо не может быть признано беженцем или вынужденным переселенцем. Общими положениями этих двух законов  являются следующие: беженцем и вынужденным  переселенцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира и человечности или другие тяжкие преступления, а также лицо, покинувшее место жительства по экономическим  причинам, либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

  Ст. 2 Закона «О беженцах» кроме положений, перечисленных выше, указывает, что  действия Закона не распространяются на лицо, которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам  Организации Объединенных Наций, на лицо, за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого  государства, а также на лицо, которое  пользуется защитой и (или) помощью  других органов или учреждений Организации  Объединенных Нация, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

  Необходимо  также отметить, что согласно п. 2 ст. 2 Закона «О вынужденных переселенцах»  лицо, не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании  его вынужденным переселенцем в  течение 12 месяцев со дня выбытия  с места жительства либо в течение  одного месяца со дня утраты статуса  беженца в связи с приобретением  гражданства Российской Федерации, не может быть признано вынужденным  переселенцем.

  Следует различать правовой статус беженца  и правовой статус вынужденного переселенца. Они совпадают с точки зрения оснований миграции, предоставления и создания благоприятных условий  жизнедеятельности указанных лиц. Однако в отличие от вынужденного переселенца, признаваемого гражданином  данного государства, беженец не является гражданином государства, в котором или перед которым  ходатайствует о признании себя таковым.

  На  содержание правового статуса беженца  и вынужденного переселенца определенное влияние оказывают такие элементы как гражданство, общая правосубъектность, права, обязанности и другие. Можно  сказать, что правовой статус беженца  и вынужденного переселенца представляет собой специальный статус физических лиц и соотносится с основами правового статуса человека и  гражданина как особенное с общим, а со статусами иных физических лиц  как части одного целого.

  В общем виде правовой статус беженца  и вынужденного переселенца представляет собой конструкцию, состоящую из прав и обязанностей беженцев и вынужденных  переселенцев, гарантий и ответственности.

  При этом правовой статус беженца - это  совокупность прав и обязанностей иностранного гражданина и лица без гражданства, который был вынужден покинуть место  своего постоянного проживания и  прибыть на территорию РФ из-за причин, перечисленных в ст. 1 п.1 закона «О беженцах». Правовой статус вынужденного переселенца представляет собой  совокупность прав и обязанностей российского  гражданина и дополнительные гарантии, предоставляемые законодателем РФ лицу, признанному вынужденным переселенцем. Гарантии являются определяющей частью статуса вынужденного переселенца и беженца и напрямую зависят от наличия или отсутствия российского гражданства.

  Порядок оформления статуса беженца и  вынужденного переселенца, их права  и обязанности в основном аналогичны.

  Рассмотрим  проблемы, связанные с определением и реализацией правового статуса  беженцев и вынужденных переселенцев в России.

  Несмотря  на то, что Российская Федерация  в течение ряда лет последовательно  разрабатывала законодательные  инструменты, регулирующие правовое положение  беженцев и вынужденных переселенцев, многие ученые указывают на наличие  весомых пробелов в законодательстве, касающихся данных категорий лиц.

  Рассмотрим  более подробно федеральный закон  «О беженцах».

  Содержание  данного закона в целом соответствует  международным принципам и нормам, закрепленным в Конвенции ООН 1951 г. «О статусе беженцев» и Протоколе  к ней, касающемся статуса беженцев, 1967 г., а также в ряде других международных  правовых актах и норм. Вместе с  тем ряд положений закона требует  дальнейшей проработки и совершенствования.

  Например, недостаточно проработана процедура  обращения лица с ходатайством о  предоставлении ему статуса беженца  и предварительного рассмотрения такого ходатайства.4 Данная процедура закреплена в ст. 4 Закона о беженцах, в которой определяются основные этапы направления ходатайства и его предварительного рассмотрения. В отдельных случаях, как показывает судебная практика последних лет, положения названной статьи становятся необоснованным препятствием для получения в последующем статуса беженца лицами, ищущими убежище в Российской Федерации.

  Так, в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 4 рассматриваемого закона лицо, заявившее о желании  быть признанным беженцем и достигшее  возраста 18 лет, обязано лично или  через представителя обратиться с ходатайством в письменной форме  в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности, или в территориальный орган  федерального органа исполнительной власти по внутренним делам, или в территориальный  орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при  вынужденном незаконном пересечении  Государственной границы РФ в  пункте пропуска либо вне пункта пропуска в течение суток со дня пересечения  данным лицом Государственной границы  РФ. При наличии обстоятельств, не зависящих от данного лица и препятствующих его своевременному обращению с  ходатайством, срок обращения может  превышать одни сутки, но не более  чем на период действия возникших  обстоятельств.

  Причины пропуска установленных сроков для  обращения лица с ходатайством в  компетентные органы государственной  власти признаются уважительными по усмотрению должностных лиц указанных  органов, которые нередко отказывают лицам, ищущим убежище, в доступе  к указанной процедуре, исходя из своей интерпретации ст. 4 о своевременности  обращения лица с ходатайством. Вследствие этого многие лица, ищущие убежище, вынуждены в связи с этим обращаться в суд для признания причин пропуска срока обращения уважительными  и получения доступа к процедуре. Как свидетельствует представительство  УВКБ ООН в Москве, суды практически  всегда выносят положительные решения, в которых обязывают миграционные службы принимать к рассмотрению ходатайства и проводить их предварительное  рассмотрение. Только по Москве за последние  несколько лет было вынесено 305 судебных решений, отменяющих отказы в доступе  к процедуре миграционной службы по г. Москве. Отсутствие хотя бы приблизительного законодательно закрепленного перечня причин для признания обращения лица с ходатайством своевременным делает возможным подобную практику.

Информация о работе Проблемы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации