Производство по уголовным делам в отношении несовершенолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 23:33, курсовая работа

Краткое описание

Порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних определяется общими правилами УПК и положениями главы 50 (ст.ст. 420-432) УПК РФ. К их числу относятся также следующие статьи: ч.3 ст.27; п.12 ст.5; ч.2 ст.49; п.2 ч.1 ст.51; ч.2 ст.52; п.5 ст.196; ст.212; ч.4 ст.354 и некоторые другие.
Далее автор рассмотрел в своей работе сам процесс производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, как на предварительном следствии, так и в судебной стадии, а также особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

Оглавление

Введение……………...………………………………………………………...2
Глава 1. Общая характеристика производства по уголовным делам
в отношении несовершеннолетних.
1. Понятие производства по делам в отношении несовершеннолетних….4
2. Значение производства по делам в отношении несовершеннолетних…8
Глава 2. Производство по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних.
1. Особенности предварительного следствия.…………………………….17
2. Особенности судебного разбирательства………………………….…….28
Заключение………………………………………………………………...…39
Список использованной литературы……………………………………….40

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

При отсутствии официальных  документов либо невозможности по различным причинам получить их копии (дубликаты), а также в случае сомнений относительно подлинности документов, удостоверяющих возраст несовершеннолетнего, назначается судебно-медицинская экспертиза.

На разрешение судебно-медицинских  экспертов должны быть поставлены следующие  вопросы:

  • каков в настоящее время возраст представленного для обследования подозреваемого (обвиняемого);
  • достиг ли обследуемый подозреваемый (обвиняемый) к моменту совершения преступления (должно быть указано число, месяц, год и время суток) 14-летнего, 16-летнего, 18-летнего возраста.

На разрешение экспертизы нельзя ставить вопрос о соответствии уровня развития подростка его паспортному  возрасту или возрасту уголовной ответственности, так как компетенция судебных медиков не позволяет им диагностировать реальный уровень психического развития несовершеннолетнего (психологический возраст подростка)7.

В случае установления возраста экспертизой за дату рождения принимаются последние сутки года рождения, установленного экспертизой. Если экспертиза определяет возраст максимальным и минимальным количеством лет, то за дату рождения принимаются последние сутки года рождения, соответствующего минимальному возрасту8.

Данные о возрасте несовершеннолетнего способствуют:

  • установлению личности обвиняемого и решению вопроса о возможности привлечения его к уголовной ответственности (ст.20 УК РФ);
  • определению возможности совершения конкретного деяния с учетом физических данных несовершеннолетнего (например, оказать реальное сопротивление взрослому, совершить насильственный половой акт и т.д.);
  • скорейшему практическому осуществлению вопроса об особом порядке судопроизводства по уголовному делу;
  • учету возрастных и социально-психологических качеств личности в ходе выполнения следственных действий;
  • обеспечению применения уголовно-правовых норм о сроках, видах и пределах наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах, о применении принудительных мер воспитательного воздействия и др.

Выяснение условий жизни  и воспитания несовершеннолетнего  требуется для всестороннего  изучения физического и психологического состояния подростка, уровня интеллектуального  и нравственного развития, особенностей его характера.

Данные об обстановке, в которой происходило формирование личности несовершеннолетнего, необходимы:

  • для установления мотивов преступления;
  • для изучения обстоятельств, связанных с отношением несовершеннолетнего к содеянному;
  • для принятия мер по предупреждению совершения других преступлений;
  • для изучения ответственности родителей или воспитателей.    

При изучении условий  жизни несовершеннолетнего в семье следователю и суду необходимо обращать внимание на следующее:

  • кто фактически занимается воспитанием  несовершеннолетнего;
  • где и в качестве кого работают родители;
  • имеет ли обвиняемый имущество или самостоятельный заработок и в каком размере; 
  • каковы взаимоотношения между родителями и членами семьи.

Установление этих обстоятельств  необходимо, так как именно в семье  формируется мировоззрение ребенка, его характер, жизненные принципы, отношение к труду9.

При выяснении условий  учебы или работы следователь  и суд устанавливают:

  • в какой школе (обычной или вспомогательной) учится несовершеннолетний;
  • в каком классе и какова успеваемость, поведение;
  • принимал ли участие в общественной жизни школы;
  • с кем дружит;
  • применялись ли к обвиняемому меры воспитательного характера и за какие проступки. 

Если подросток в  момент совершения преступления не учился и не работал, выясняется, когда и по каким причинам он оставил учебу или работу, было ли это известно семье, а  также было ли его увольнение согласовано с комиссией по делам несовершеннолетних.

В целях установления интересов обвиняемого необходимо выяснить его связи, времяпрепровождение, круг знакомых, отрицательно влияющих на подростка. Для полного представления о личности несовершеннолетнего важно знать, употребляет ли он спиртные напитки и психотропные вещества, с какого времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, а также где он добывал деньги и совершал ли он в таком состоянии правонарушения.

Также исследованию подлежит поведение подростка в прошлом. Существенное значение имеют следующие обстоятельства:

  • совершал ли он ранее преступления, когда и какие;
  • за какие преступления, в каком возрасте, сколько раз и на какой срок был осужден;
  • где отбывал наказание и как долго, как вел себя в местах лишения свободы;
  • находился ли в специальных воспитательных учреждениях, за что и сколько времени;
  • состоит ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;
  • привлекался ли к административной ответственности.  

Для выяснения причин и условий, способствовавших совершению преступления, собираются данные относительно:

  • источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек (отрицательный пример, неправильное воспитание в семье, злостное нарушение родительских обязанностей, влияние антиобщественных элементов и т.д.);
  • обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла и непосредственно толкнули на преступление;
  • обстоятельств, создавших благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления, а также способствовавшие к формированию преступных групп и их антиобщественной деятельности;
  • источников приобретения спиртных напитков, наркотиков, других одурманивающих веществ, обстоятельства, связанные с их употреблением;
  • источников приобретения и изготовления оружия и орудий преступления;
  • мотивов преступления, в том числе специфические возрастные мотивы (кража, угон машины для того, чтобы «показать себя» и т.д.) или мотивы, связанные с тяжкими жизненными обстоятельствами.

Должны быть специально исследованы причины и условия, способствовавшие рецидиву, в частности недостатки в деятельности правоохранительных органов и общественности. Так, если несовершеннолетний совершил повторное преступление, вернувшись на прежнее место жительства после отбытия наказания или пребывания в воспитательном учреждении, выясняется, каковы были условия его жизни и воспитания после возвращения, были ли приняты меры по его устройству и контролю за поведением, и почему они не дали результатов; если он был осужден условно и т.п. - был ли установлен своевременный контроль за поведением и выполнением возложенных на него обязанностей, принимались ли другие меры исправления, причины ненадлежащего осуществления контроля10.

Выясняется, нет ли других несовершеннолетних, попавших под отрицательное  влияние обвиняемого или находящихся  под воздействием тех же причин и  условий, которые способствовали совершению им преступления.

При назначении судебного  заседания и рассмотрении в суде первой инстанции проверяются:

  • выполнение следователем требований п. 3 ч.1 ст. 421 УПК РФ;
  • что сделано для устранения причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Данные о взрослых подстрекателях и иных соучастниках преступления составляют самостоятельную группу обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних. Учитывая общественную опасность подобных деяний взрослых, необходимо тщательно исследовать их роль в вовлечении несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность.

При проверке версии о  вовлечении или соучастии со стороны  взрослых необходимо выяснить, имели ли место с их стороны любые виды физического или психического воздействия, направленного на возбуждение у несовершеннолетнего желания, стремления участвовать в совершении преступления.

Лица, создавшие своим  поведением или отношением к несовершеннолетнему условия, способствовавшие возникновению у него антиобщественных привычек и совершению преступления, в том числе лица, не выполнившие своих должностных обязанностей, должны привлекаться к дисциплинарной, административной ответственности, если их действия или бездействие не влекут уголовной ответственности.

В ходе производства по делам  несовершеннолетних органы предварительного следствия и суды в соответствии с требованием ч.2 ст. 421 УПК РФ обязаны обращать внимание на выявление умственной отсталости у несовершеннолетнего.

 Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с психическим заболеванием, - это значительное отставание от нормального для данного возраста уровня развития мыслительной, познавательной деятельности, запаса знаний и представлений, развития эмоционально-волевой сферы и т.д.11. Для получения сведений о возможной умственной отсталости необходимо допросить родителей, опекунов, педагогов и других лиц; истребовать выписки из истории болезни, карту развития ребенка и другие документы, в  которых могут содержаться данные об уровне интеллектуального и волевого развития обвиняемого. Если имеются данные об этом, необходимо выяснить уровень (степень) умственной отсталости несовершеннолетнего, мог ли он полностью осознавать значение своих действий и руководить ими.

При выяснении способности  несовершеннолетнего полностью  осознавать значение своих действий, следует назначать в зависимости  обстоятельств дела психологическую, психолого-психиатрическую или медико-психологическую  экспертизу. На разрешение эксперта ставятся вопросы:

  1. Соответствует ли уровень интеллектуального развития несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) его возрасту?
  2. Уровню развития какого возраста соответствует фактически статус (психический и физический) несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого)?
  3. Имеются ли у несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) признаки отставания в психическом развитии и в чем конкретно они выражаются?
  4. Если у обвиняемого (подозреваемого) имеются признаки умственной отсталости, то мог ли он полностью сознавать значение своих общественно опасных действий и в какой мере мог руководить ими?
  5. Какие конкретно психические аномалии (недостатки), не исключающие вменяемости обвиняемого, имеются у несовершеннолетнего и в чем они характеризуются?
  6. Нуждается ли обвиняемый при наличии психических аномалий в медицинском наблюдении?
  7. Соответствуют ли данные о психических аномалиях обвиняемого, зафиксированные в документах, фактическому состоянию здоровья несовершеннолетнего?

Следует отметить, что комплексная психолого-психиатрическая экспертиза  назначается в случаях, когда умственная отсталость может быть связана с олигофренией в степени дебильности, психофизическим инфантилизмом, астеническим синдромом. Во всех этих случаях экспертиза устанавливает, прежде всего, страдает ли несовершеннолетний психическим заболеванием. Если да, то решается вопрос о вменяемости, если нет, то, давая заключение о наличии и степени отсталости в развитии, эксперты должны установить причину этого.

Также должны выясняться основные черты характера несовершеннолетнего, его интересы, привычки, состояние здоровья, степень проявления возрастных особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, к фантазированию, импульсивность и т.д.). Эти обстоятельства имеют существенное значение для индивидуализации его ответственности и наказания12.

В зависимости от уровня отсталости решается вопрос об освобождении от уголовной ответственности либо о смягчении наказания или  применении принудительных мер воспитательного  характера. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего предусмотрено ч.3 ст.20 УК РФ, так как несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, но в силу отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими.

Информация о работе Производство по уголовным делам в отношении несовершенолетних