Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 23:33, курсовая работа
Порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних определяется общими правилами УПК и положениями главы 50 (ст.ст. 420-432) УПК РФ. К их числу относятся также следующие статьи: ч.3 ст.27; п.12 ст.5; ч.2 ст.49; п.2 ч.1 ст.51; ч.2 ст.52; п.5 ст.196; ст.212; ч.4 ст.354 и некоторые другие.
Далее автор рассмотрел в своей работе сам процесс производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, как на предварительном следствии, так и в судебной стадии, а также особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Введение……………...………………………………………………………...2
Глава 1. Общая характеристика производства по уголовным делам
в отношении несовершеннолетних.
1. Понятие производства по делам в отношении несовершеннолетних….4
2. Значение производства по делам в отношении несовершеннолетних…8
Глава 2. Производство по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних.
1. Особенности предварительного следствия.…………………………….17
2. Особенности судебного разбирательства………………………….…….28
Заключение………………………………………………………………...…39
Список использованной литературы……………………………………….40
При отсутствии официальных документов либо невозможности по различным причинам получить их копии (дубликаты), а также в случае сомнений относительно подлинности документов, удостоверяющих возраст несовершеннолетнего, назначается судебно-медицинская экспертиза.
На разрешение судебно-медицинских экспертов должны быть поставлены следующие вопросы:
На разрешение экспертизы нельзя ставить вопрос о соответствии уровня развития подростка его паспортному возрасту или возрасту уголовной ответственности, так как компетенция судебных медиков не позволяет им диагностировать реальный уровень психического развития несовершеннолетнего (психологический возраст подростка)7.
В случае установления возраста экспертизой за дату рождения принимаются последние сутки года рождения, установленного экспертизой. Если экспертиза определяет возраст максимальным и минимальным количеством лет, то за дату рождения принимаются последние сутки года рождения, соответствующего минимальному возрасту8.
Данные о возрасте несовершеннолетнего способствуют:
Выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего требуется для всестороннего изучения физического и психологического состояния подростка, уровня интеллектуального и нравственного развития, особенностей его характера.
Данные об обстановке, в которой происходило формирование личности несовершеннолетнего, необходимы:
При изучении условий жизни несовершеннолетнего в семье следователю и суду необходимо обращать внимание на следующее:
Установление этих обстоятельств необходимо, так как именно в семье формируется мировоззрение ребенка, его характер, жизненные принципы, отношение к труду9.
При выяснении условий учебы или работы следователь и суд устанавливают:
Если подросток в момент совершения преступления не учился и не работал, выясняется, когда и по каким причинам он оставил учебу или работу, было ли это известно семье, а также было ли его увольнение согласовано с комиссией по делам несовершеннолетних.
В целях установления
интересов обвиняемого
Также исследованию подлежит поведение подростка в прошлом. Существенное значение имеют следующие обстоятельства:
Для выяснения причин и условий, способствовавших совершению преступления, собираются данные относительно:
Должны быть специально исследованы причины и условия, способствовавшие рецидиву, в частности недостатки в деятельности правоохранительных органов и общественности. Так, если несовершеннолетний совершил повторное преступление, вернувшись на прежнее место жительства после отбытия наказания или пребывания в воспитательном учреждении, выясняется, каковы были условия его жизни и воспитания после возвращения, были ли приняты меры по его устройству и контролю за поведением, и почему они не дали результатов; если он был осужден условно и т.п. - был ли установлен своевременный контроль за поведением и выполнением возложенных на него обязанностей, принимались ли другие меры исправления, причины ненадлежащего осуществления контроля10.
Выясняется, нет ли других
несовершеннолетних, попавших под отрицательное
влияние обвиняемого или
При назначении судебного заседания и рассмотрении в суде первой инстанции проверяются:
Данные о взрослых подстрекателях и иных соучастниках преступления составляют самостоятельную группу обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних. Учитывая общественную опасность подобных деяний взрослых, необходимо тщательно исследовать их роль в вовлечении несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность.
При проверке версии о вовлечении или соучастии со стороны взрослых необходимо выяснить, имели ли место с их стороны любые виды физического или психического воздействия, направленного на возбуждение у несовершеннолетнего желания, стремления участвовать в совершении преступления.
Лица, создавшие своим поведением или отношением к несовершеннолетнему условия, способствовавшие возникновению у него антиобщественных привычек и совершению преступления, в том числе лица, не выполнившие своих должностных обязанностей, должны привлекаться к дисциплинарной, административной ответственности, если их действия или бездействие не влекут уголовной ответственности.
В ходе производства по делам несовершеннолетних органы предварительного следствия и суды в соответствии с требованием ч.2 ст. 421 УПК РФ обязаны обращать внимание на выявление умственной отсталости у несовершеннолетнего.
Умственная отсталость несовершеннолетнего, не связанная с психическим заболеванием, - это значительное отставание от нормального для данного возраста уровня развития мыслительной, познавательной деятельности, запаса знаний и представлений, развития эмоционально-волевой сферы и т.д.11. Для получения сведений о возможной умственной отсталости необходимо допросить родителей, опекунов, педагогов и других лиц; истребовать выписки из истории болезни, карту развития ребенка и другие документы, в которых могут содержаться данные об уровне интеллектуального и волевого развития обвиняемого. Если имеются данные об этом, необходимо выяснить уровень (степень) умственной отсталости несовершеннолетнего, мог ли он полностью осознавать значение своих действий и руководить ими.
При выяснении способности
несовершеннолетнего полностью
осознавать значение своих действий,
следует назначать в
Следует отметить, что комплексная психолого-психиатрическая экспертиза назначается в случаях, когда умственная отсталость может быть связана с олигофренией в степени дебильности, психофизическим инфантилизмом, астеническим синдромом. Во всех этих случаях экспертиза устанавливает, прежде всего, страдает ли несовершеннолетний психическим заболеванием. Если да, то решается вопрос о вменяемости, если нет, то, давая заключение о наличии и степени отсталости в развитии, эксперты должны установить причину этого.
Также должны выясняться основные черты характера несовершеннолетнего, его интересы, привычки, состояние здоровья, степень проявления возрастных особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, к фантазированию, импульсивность и т.д.). Эти обстоятельства имеют существенное значение для индивидуализации его ответственности и наказания12.
В зависимости от уровня отсталости решается вопрос об освобождении от уголовной ответственности либо о смягчении наказания или применении принудительных мер воспитательного характера. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего предусмотрено ч.3 ст.20 УК РФ, так как несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, но в силу отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими.
Информация о работе Производство по уголовным делам в отношении несовершенолетних