Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 15:43, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Основной тенденцией уголовной политики на современном этапе развития России является кардинальная смена ее ориентиров, направленная на установление и применение международных стандартов защиты прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, обеспечение приоритета свобод человека и гражданина. При этом функционирование уголовно-процессуального правозащитного механизма начинается уже на этапе рассмотрения сообщения о преступлении.
Полагаю, что в этом вопросе следует поддержать позицию Л. В. Головко о том, что российское предварительное расследование в перспективе должно развиваться в духе континентальной традиции, в рамках которой должна пройти его модернизация63. Это позволит сохранить историческую преемственность Судебных реформ 1864 года, избежать процессуального хаоса и укрепить положение субъекта процессуального влияния в геополитических диалогах.
Глава 2. Процессуальный порядок рассмотрения сообщений о преступлениях и проблемы его совершенствования
Одним из элементов системы прав, составляющих конституционно- правовой статус человека и гражданина, является его право на обращение в государственные органы64. Работа с обращениями граждан является неотъемлемой частью правозащитной деятельности правоохранительных органов, которые, разрешая уголовно - правовые конфликты, создают реальные условия, обеспечивают гарантии и механизмы защиты и восстановления нарушенных конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, в том числе и на доступ к правосудию. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении – одно из средств его реализации. Ему корреспондирует обязанность органов принять, зарегистрировать, проверить обращение и принять обоснованное, законное решение, уведомить об этом заявителя.
Правовой основой деятельности по рассмотрению сообщений о преступлениях является ее закрепление в действующих нормативных правовых актах, которые определяют границы правового поля, устанавливают пределы прав и обязанностей участников процесса и процессуальный порядок. Основным нормативным документом, регламентирующим порядок рассмотрения сообщений о преступлениях, является УПК РФ.
Для того чтобы выявить проблемные вопросы, возникающие при осуществлении процессуального порядка его рассмотрения, необходимо определить понятие собственно «сообщения о преступлении». В соответствии с п. 43 ст. 5 УПК РФ таковым является: заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления.
Заявление о преступлении представляет собой обращение физического лица, в котором в устной или письменном форме содержится информация о совершенном или готовящемся преступлении, направленное в орган, уполномоченный его рассматривать.
Заявление о явке с повинной – добровольное личное обращение физического лица, сделанное в устном или письменном виде, содержащее сведения о совершенном им преступлении, направленное в орган, уполномоченный его рас сматривать.
Рапорт об обнаружении признаков преступления, согласно ст. 143 УПК РФ, это документально оформленное официальное обращение должностного лица органа, уполномоченного рассматривать сообщения о преступлении, о его принятии и содержащее информацию о совершенном или готовящемся преступлении, полученную им непосредственно или от источника таковой.
Таким образом, законодатель объединяет под одним понятием «сообщение о преступлении» три различных по форме обращения. Полагаю, что это не случайно, поскольку они имеют следующие общие признаки.
Заявление о преступлении, явка с повинной и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников, служат не только поводами для возбуждения уголовного дела, но и для начала уголовно- процессуальной деятельности по рассмотрению сообщения о преступлении.
Этимологически «повод» понимается
как «обстоятельство, способное быть основанием
для чего-нибудь65 «Как философская категория
«повод» означает «событие,
обстоятельство, дающее побудительный
толчок для наступления
других последствий»66. Иными словами, повод представляет
собой фактическое
обстоятельство, которое дает начало последующим
действиям, последствиям.
Сообщение о преступлении является поводом
для начала уголовно- процессуальной
деятельности в досудебном производстве,
которое согласно
п. 9 ст. 5 УПК РФ начинается с момента его
получения. Кроме того, сообщение о
преступлении выступает законодательно
определенным условием, побуждающим
уполномоченные органы выполнить обязанность
осуществить уголовно - процессуальные
действия (ч. 1 ст. 144 УПК РФ) и фактическим обстоятельством,
порождающим уголовно-процессуальные
отношения. Общая теория права
подобные обстоятельства относит к юридическим
фактам, с которыми связывают
возникновение, изменение или прекращение
правоотношений. Таковыми и являются заявление о преступлении, заявление о явке с повинной и сообщение
о совершенном или готовящемся преступлении,
полученное из иных источников.
Подобную позицию отстаивают Н. В. Жогин
и Ф. Н. Фаткуллин,
рассматривая повод как юридический факт,
порождающий указанные в законе права
и обязанности, складывающиеся из них отношения67.
Кроме того, сообщение о преступлении является для уполномоченных органов источником информации о совершенном или готовящемся преступлении. Если слово «сообщение» определяется как передача известий, уведомление кого-нибудь, о чем-нибудь, доведение до кого-нибудь сведений68, то буквальное толкование словосочетания «сообщение о преступлении» означает доведение сведений (информации) о виновно совершенном общественно опасном деянии, запрещенном уголовным законом под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ). В этом случае уместно сослаться на научное определение повода, данного авторами комментария к УПК РФ под редакцией В. Т. Томина, как информационного источника, из которого компетентные органы получают сведения о наличии данных о признаках преступления, а также сигнала об обязательности проведения проверки наличия таких признаков69. Аналогичную точку зрения имеет и П. А. Лупинская70 подобную позицию разделяют Р. Д. Рахунов71и другие ученые.
Сообщение о преступлении направляется в адрес органа, в чью компетенцию входит осуществление уголовно - процессуальной деятельности в досудебном производстве и рассматривается уполномоченным на то должностными лицами. Оно должно быть оформлено в письменном виде, иметь предусмотренные законом реквизиты, процессуальную форму и рассматриваться в процессуальном порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ.
Исходя из вышеизложенного полагаю, что сообщение о преступлении - заявление о преступлении, заявление о явке с повинной и рапорт об обнаружении признаков преступления, оформленные в соответствии с требованиями ст. 141 - 143 УПК РФ, адресованные органу, уполномоченному осуществлять уголовно - процессуальную деятельность в досудебном производстве, содержащие сведения о совершенном или готовящемся преступлении и подлежащие рассмотрению в порядке ст. 144 УПК РФ.
Вышеперечисленные признаки, характеризующие сообщение о преступлении, позволяют отграничить его от понятия «сообщение о происшествии», которое также поступает в уполномоченные органы. В межведомственных и ведомственных нормативных правовых актах, устанавливающих единый порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, данное понятие не определено. Исключением является Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденная Приказом МВД России № 736 от 29. 08. 2014 года (далее Инструкция МВД России), в которой под сообщением о происшествии понимается письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения (п. 2. 1. 3. Инструкции МВД России).
Данная Инструкция предусматривает
единый для всех сообщений порядок их
приема и регистрации, однако проверка
сообщения о происшествии
имеет существенные отличия. Так, срок
рассмотрения определяется руководителем
(начальником) территориального органа
МВД России с учетом требований
ч. 3 ст. 8 и статьи 12 Федерального закона от 02. 05. 2006 № 59-ФЗ «О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации». Проверка сообщения
о происшествии имеет целью обнаружение
возможных признаков преступления,
проводится не уголовно-процессуальными,
а административными
средствами. Различны и решения, принимаемые
по результатам рассмотрения
сообщения о происшествии и срок их принятия.
В случае установления при проверке сообщения о происшествии обстоятельств, указывающих на признаки преступления, исполнитель обязан незамедлительно подготовить рапорт об этом для доклада руководителю территориального органа и регистрации в Книге учета сообщений о преступлении (п. 47 Инструкции МВД России).
Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении предусмотрен ч. 1 ст. 144 УПК, в соответствии с которой, дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, обязаны принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении.
Однако практика показывает, что правовой императив не всегда соблюдается должностными лицами. Это оказывает негативное влияние на осуществление уголовного судопроизводства в разумный срок и обеспечение конституционных прав граждан. При этом нарушения законов допускаются повсеместно, по всем регионам страны.
Прокурорами при осуществлении надзора за исполнением законов при приеме и регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях в 2014 году в Ставропольском крае выявлено более 91 000 нарушений, отменено свыше 63 000 незаконных и необоснованных процессуальных решений о возбуждении и об отказе в возбуждении уголовного дела, восстановлено на учет 4742 укрытых преступления72, в Магаданской области поставлено на учет 196 преступлений, ранее известных органам дознания и следствия, но не зарегистрированных73, в Тюменской области выявлено 11662 нарушения, отменено 7421 постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, к дисциплинарной ответ ственности привлечено 685 должностных лиц, 73 из которых являются руководителями различных рангов74.
Распространенность этих явлений свидетельствует о том, что возмож- ность уклониться от возложенной обязанности принять сообщение объективно существует. На мой взгляд, этому способствует отсутствие в действующей норме достаточных гарантий ее безусловного исполнения, что и оказывает негативное влияние на правоприменительную практику.
Для того чтобы обязательность приема сообщения о преступлении выполнялась без каких-либо вариаций, по нашему мнению, необходимо дополнить ч. 1 ст. 144 УПК РФ следующей нормой: «При приеме сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны разъяснить заявителю порядок и сроки его рассмотрения, о чем в сообщении делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя».
На мой взгляд, в нормативном урегулировании процедуры приема сообщения о преступлении имеется и еще один законодательный пробел. В статье 144 УПК РФ отсутствует норма, которая бы обязывала должностных лиц при приеме сообщения разъяснять заявителю порядок обжалования незаконных действий должностных лиц органов, принявших сообщение о преступлении.
Полагаю, что это противоречит
ч. 1 ст. 11 УПК РФ, которая обязывает суд,
прокурора, следователя и орган дознания
разъяснять участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность. Согласно
п. 58 ст. 5 УПК РФ
к участникам уголовного судопроизводства
относятся лица, принимающие
участие в уголовном процессе. Более того,
законодатель в
ч. 1. 1. ст. 144 УК РФ
обязал разъяснять права и обязанности,
предусмотренные УПК РФ, лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения
о преступлении, но не включил в диспозицию
данной статьи лиц,
участвующих в приеме и регистрации сообщений
о преступлении. Полагаю, что
несколько парадоксальной выглядит ситуация,
когда заявитель при приеме сообщения
предупреждается об уголовной ответственности
за заведомо ложный
донос в соответствии со ст. 306 УК РФ (ч.
6 ст. 141 УПК РФ), а его права ему
не разъясняются.
В соответствии с ч. 4 ст. 144 УПК РФ, заявителю выдается документ о принятии сообщения с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты конкретизируют положение УПК РФ и вводят понятие такого документа, называя его «уведомлением» (п. 12 Типового положения) или «талоном- уведомлением» (п. 34 Инструкции МВД России). Полагаю, что информационное содержание талона-уведомления необходимо расширить за счет внесения в него в обязательном порядке записи о разъяснении заявителю порядка обжалования незаконных действий должностных лиц органов, принявших сообщение о преступлении.
На мой взгляд, это качественным образом позволит изменить статус и значимость талона - уведомления. В настоящее время информация, содержащаяся в нем, является лишь неким подтверждением факта принятия сообщения о преступлении. Заявитель, получив талон - уведомление, попрежнему остается в неведении относительно процессуального порядка его рассмотрения и обжалования действий должностных лиц. Для изменения такого положения необходимо в стандартный бланк талона - корешка и талона - уведомления, которые утверждены Приложением № 1 Типового Положения, внести следующие дополнения:
– на обратной стороне талона - корешка заявитель собственноручно осуществляет надпись «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении и обжалования действий должностных лиц мне разъяснен», удостоверяет датой и подписью;
– на обратной стороне талона - уведомления изложить в виде памятки для заявителя информацию о порядке рассмотрения сообщений о преступлениях, в которой указать нормативные акты, регламентирующие деятельность, процес- суальный порядок, сроки и результаты рассмотрения сообщения и обжалования действий должностных лиц.