Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 21:46, реферат
Современное российское общество нуждается в твердой духовной опоре для проведения преобразований в политической, экономической и правовой сферах. В этих условиях возрастает значение морально-этических принципов и норм, остающихся неизменными в течение многих веков. Среди нравственных качеств человека наиболее значимыми всегда считались доброта и порядочность, честность и добросовестность, надежность, чувство долга, честь и достоинство.
Для сотрудников органов внутренних дел эти понятия не просто высокие слова, а суть профессионального Кодекса чести, закрепленная в нормативных документах, служебных традициях МВД России, международных нормах поведения полицейского.
Введение
1. Понятие и история этикета
2. Нормы и принципы профессионального этикета
3. Общие правила поведения сотрудников полиции
Заключение
Список использованной литературы
Действия сотрудников ОВД при всей строгости и решительности всегда должны быть справедливыми и понятными широким массам населения; только в этом случае можно рассчитывать на взаимопонимание людей, их поддержку и помощь. В свою очередь, в действиях сотрудника ОВД должно ярко просматриваться, прежде всего, уважительное отношение к человеческому достоинству; не случайно одним из четырех принципов деятельности российской полиции является уважение прав и свобод человека и гражданина.
Строгое соблюдение правил этикета - важное условие высокой культуры поведения сотрудника. Но даже самое детальное соблюдение этих правил не гарантирует соответствующего ситуации поведения, поскольку реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие нормы и правила не способны охватить их полностью. Чтобы избежать всех ошибок, необходимо выработать в себе чувство искренности и связанного с ней эмоционального сопереживания по отношению к собеседнику. Речь идет о такте. Развитое чувство такта позволяет сотруднику определить должную меру в выражениях и поступках, в проявлении интереса к другому человеку. Именно тактичность позволяет найти выход из проблемной коллизии в общении, не умаляя при этом достоинства других людей и не уменьшая собственного.
Профессиональный такт - это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Такт предполагает бережное, внимательное отношение к личности собеседника, исключающее возможность задеть какие-то его «больные струны. Это - умение тактично, корректно обойти, по возможности, вопросы, могущие вызвать неловкость у окружающих. Это - умение что-то сказать или сделать кстати, без ненужных «перегибов», назойливости и бесцеремонности».
Такт тесно связан с такими этикетными нормами, как вежливость, корректность, скромность.
Вежливость - это моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой и привычным способом обращения (обхождения) с окружающими. Это элементарное требование культуры поведения; она включает внимательность, доброжелательность, готовность оказать помощь нуждающемуся.
Корректность - особый оттенок вежливости, который заключается в умении держать себя в рамках общепринятых норм приличия в любых ситуациях. Проявить корректность - значит сохранить свое достоинство.
Скромность - одна из важнейших норм этикета. Скромный человек никогда не считает себя выдающейся личностью и не хвастает своими достижениями, даже если они очевидны. Скромный человек, не отказываясь от самооценки, всегда сопоставляет ее с мнением о себе окружающих. Но скромность отнюдь не означает самоунижения, отказа от гордости, независимости, самостоятельности в поведении и самовыражении. Она выражает подлинное уважение к людям, ограничение своих собственных потребностей существующими в обществе материальными условиями, а также критическое отношение к самому себе.
Воспитанный сотрудник полиции должен уметь себя вести, знать, как поступать в той или иной ситуации, проявляя сдержанность, сохраняя свое человеческое достоинство и не умаляя достоинства других людей.
Создавая модели поведения в различных ситуациях и объясняя, как себя вести, этикет прививает человеку должные манеры и лучшие нравственные качества: милосердие, человечность, отзывчивость, доброту.
Сотрудник правопорядка, прочно освоивший правила хорошего тона, становится свободнее, у него появляются уверенность в себе, адекватность самооценки, терпимость к слабостям и недостаткам других людей.
3. Общие правила поведения сотрудников полиции
Высокие требования, предъявляемые сегодня к нравственности и культурному уровню сотрудника, обусловлены тем, что он вынужден повседневно вторгаться в сложные области человеческих взаимоотношений, выступая в роли арбитра при острых конфликтных ситуациях, затрагивающих судьбы многих людей. Нравственная воспитанность, подлинная культура позволяют сотруднику преодолеть субъективизм, ограниченность личного опыта, понять мотивы, интересы и устремления других людей. В силу специфики служебной деятельности он не имеет права быть необъективным, грубым, черствым.
Любой промах или оплошность в полицейской работе, случай недостойного поведения, бескультурья, невежливости тотчас могут получить широкий резонанс и, обрастая слухами и домыслами, вызвать у людей искаженное представление о деятельности органов правопорядка, подорвать авторитет конкретной службы и подразделения.
На основе опыта работы органов и подразделений внутренних дел существуют общие рекомендации о правилах поведения сотрудника полиции в различных ситуациях, как в служебной, так и во внеслужебной обстановке.
Сотрудник органов внутренних дел должен иметь чувство собственного достоинства - чувство уважения к себе и окружающим. Уважать окружающих - значит соблюдать определенные правила приличия, которые являются залогом гармоничных отношений между людьми.
Следует дорожить своим словом. Не стоит обещать того, чего сделать не сможешь. Если же обещание дано, то необходимо выполнить его, иначе пострадает авторитет. Как воспитанному человеку следует проявлять уважение к другим людям во всем.
От правильного поведения и поступков в определенной степени зависит авторитет сотрудника органов внутренних дел.
Сотрудник обязан помнить, что его внешний вид должен быть безупречен.
Не следует забывать, что внешний вид - есть отражение и характеристика внутренней культуры и что опрятность и подтянутость подчеркивают уважение к окружающим и тем самым дают право на уважение и к себе.
Сотрудник полиции должен всегда иметь опрятный вид, строевую подтянутость, держаться с достоинством, не сутулиться, ходить твердым и энергичным шагом. Хорошо подогнанная форма подчеркивает стройность фигуры, физическую силу. Находясь в форменной одежде, сотрудник полиции должен воздерживаться от ношения хозяйственных сумок, громоздких предметов, посещения рынков, и решения иных бытовых вопросов, Категорически запрещается пользоваться услугами торговых, культурно-бытовых и иных учреждений на льготных условиях, так как это ведет к дискредитации органов внутренних дел в глазах населения.
В обращении с гражданами также необходимо соблюдать определенные правила. Обращаясь к гражданину, необходимо вначале поздороваться с ним, приложив руку к головному убору, представиться - назвать должность, звание и фамилию, кратко сообщить причину или цель обращения. При этом следует не подзывать гражданина к себе, а подойти самому. Свои требования и замечания он должен излагать в учтивой и убедительной форме, объяснения надо выслушивать внимательно, не перебивая говорящего.
Когда гражданин обращается к полицейскому, его необходимо внимательно выслушать, ответить на поставленный вопрос или разъяснить, куда нужно обращаться для его решения. Если необходимо, то спокойно, без раздражения повторить ответ и разъяснить его смысл. Ни в коем случае не следует указывать гражданину на несущественность его просьбы.
Сотрудник должен действовать четко, профессионально грамотно, неизменно проявляя при этом сочувствие, доброжелательность и уважение к собеседнику. Ведь в полицию обращаются, как правило, в сложных ситуациях, и долг сотрудника - помочь людям в их беде.
Никогда не следует отвечать резкостью на резкость, грубостью на грубость. Спокойная, твердая и доброжелательная манера обращения - лучшее средство устранения негативной реакции и создания нормальной атмосферы для беседы.
Особенно важно соблюдение норм служебной этики и культуры поведения при наложении штрафа или применении иной формы наказания в отношении нарушителя общественного порядка, правил дорожного движения, так в данном случае наказание - не самоцель, а средство воспитания. Кроме того, сотрудник полиции обязан спокойно, вежливо и внятно объяснить нарушителю характер и тяжесть вины и показать возможные последствия нарушения. Следует помнить, что сама беседа сотрудника с нарушителем является эффективным средством воспитания, поэтому, если нарушение незначительное, вполне правомерно ограничиться замечанием.
Важно твердо помнить, что хотя сотрудник полиции должен быть принципиальным в вопросах охраны общественного порядка и безопасности граждан, но это не означает, что к любому нарушению он должен подходить с максимальной строгостью.
Существенной стороной работы полиции является помощь гражданам, попавшим в сложные обстоятельства. В таком положении могут оказаться дети, престарелые и инвалиды, женщины с малолетними детьми.
С подростками сотрудник должен обходиться так же вежливо, как и с взрослыми. Наставления и замечания детям (подросткам) делаются с учетом их психологии и уровня развития. К детям младшего и среднего школьного возраста применяется обращение на «ты», а старшего - на «вы».
Сотрудник не должен оставлять без внимания шалости и другие необдуманные действия детей. Необходимо остановить их и сделать необходимое замечание, объяснить, как следует вести себя на улице. Однако преступные действия несовершеннолетних по отношению к сотрудникам полиции должны решительно пресекаться.
Сотрудники не вмешиваются в споры и ссоры частного характера, за исключением случаев, когда имеется непосредственная опасность для жизни и здоровья граждан, допускается нарушение общественного порядка, совершаются противоправные действия.
Сотрудник зачастую имеет дело с бродягами, лицами в нетрезвом состоянии, наркоманами. В таких случаях он должен при необходимости быть готов к оказанию первой медицинской помощи, отправке людей в больницу, обнаружению пропавших лиц, оказанию помощи пострадавшим. В этой работе следует оказывать предпочтение гуманным, а не карательным методам.
Сотрудник полиции обязан уметь определять правонарушения, осуществляемые сознательно, из хулиганских, корыстных или провокационных побуждений. В этих случаях он должен немедленно и со всей решительностью пресечь неправомерные действия. Деятельность сотрудника в данной ситуации регламентируется соответствующими служебными инструкциями, однако и в этих случаях он должен придерживаться определенных норм служебной этики.
При обнаружении противоправных действий сотрудник полиции обязан потребовать их прекращения, обоснованно объяснить нарушителю положения соответствующих нормативно-правовых документов. Излагать эти доводы следует в вежливой, тактичной и убедительной форме. Необходимо принять все меры для того, чтобы противоправный характер действий нарушителя стал очевидным для окружающих, вызвал бы у них отрицательную реакцию, готовность оказать поддержку полиции.
При задержании правонарушителя, особенно в присутствии граждан, сотрудник полиции обязан проявлять максимум выдержки и спокойствия, действовать в соответствии с ситуацией. Применение в необходимых случаях физической силы и специальных средств, использование других форм принуждения не должно быть демонстративно грубым. Не следует вступать в споры с окружающими, прибегать к резким выражениям или жестам или совершать какие-либо действия, провоцирующие осложнение обстановки.
Если сотрудник полиции был вынужден при задержании применять физическую силу или оружие (на поражение) и травмировал или ранил правонарушителя, он обязан оказать неотложную медицинскую помощь этому лицу, а при смертельном исходе - обеспечить охрану тела убитого.
Особую выдержку и такт сотрудник должен проявлять в конфликтных ситуациях, принимая все возможные меры для их прекращения.
При конфликтных ситуациях сотрудник руководствуется обычными нормами служебной этики, однако соблюдает их с особой тщательностью. Следует твердо помнить, что малейшая бестактность, резкость, грубость, раздражительность (так же, как и проявление нерешительности и слабости) могут привести к развитию конфликта и поддержке окружающими правонарушителя. И наоборот, корректные, правомерные, уверенные и решительные действия, самообладание и спокойствие способны вызвать симпатию граждан и обеспечить их содействие.
Если на замечания нарушитель реагирует возбужденно, надо, не вступая с ним в пререкания и споры, дать ему успокоиться, а затем объяснить, что в своих действиях сотрудник полиции руководствуется не неприязненными чувствами или отрицательными эмоциями, а интересами общества, необходимостью охраны общественного порядка и спокойствия граждан. Разъясняя правонарушителю неправомерность его действий, необходимо сослаться на соответствующие законы, постановления и другие нормативно-правовые акты.
Нормы служебной этики и культуры поведения неукоснительно соблюдаются и во время допроса, где они практически целиком совпадают со специфическими требованиями к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Спокойный, терпеливый, сочувствующий и дружелюбный тон при допросе потерпевшего или свидетеля помогает гражданину преодолеть волнение, вспомнить и подробно передать обстоятельства случившегося. Спокойно, терпеливо и вежливо, но вместе с тем твердо и строго, без заигрывания и угроз следует допрашивать обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления.
Обыск требует чуткости, выдержки и спокойствия, поскольку он затрагивает интересы членов семьи обвиняемого и оказывает на них сильное эмоциональное воздействие. В этом случае категорически запрещаются нравоучения, насмешливые или осуждающие замечания, а также высказывания по поводу уклада жизни или вещей обыскиваемых.
Профессиональная этика предъявляет ряд требований ко всем сотрудникам ОВД. Эти нормы определяют особую, моральную ответственность руководящих кадров системы правоохранительных органов.
Начальник должен постоянно показывать пример организованности, дисциплины, добросовестного отношения к делу, прививать подчиненным чувство внимательного отношения к гражданам, особенно при разрешении просьб, заявлений и жалоб, требовать от каждого сотрудника образцового внешнего вида и подтянутости. Тактичность, предупредительность, вежливость, приветливость - неотъемлемые качества руководителя.
Информация о работе Этикет в профессиональной деятельности сотрудников МВД