Реферат
по дисциплине: 
Основы этики
 на тему: «Нормы 
и формы профессионального этикета»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                               
студентки 3 курса  группы Б
спец.080110 Экономика 
и 
бухгалтерский учёт
Лейбиченко Ирины
Нормы и формы 
профессиональной этики.
Каждый человек в своем 
поведении, действиях руководствуется 
определенными моральными, т.е. нравственными, 
нормами (правилами). Древнейшее золотое 
правило нравственности звучит так: не 
поступай по отношению к другому так, как 
ты не хотел бы, чтобы он поступил по отношению 
к тебе. Об этом же говорит и русская пословица: 
«Чего в другом не любишь, того сам не делай».
      Мораль — это 
особая форма общественного сознания 
и вид отношений между людьми в данном 
обществе. Мораль регулирует действия 
человека в обществе. 
Нормы морали распространяются на все 
сферы жизни людей, в том числе и профессиональную.
Профессиональной 
этикой принято называть:
  - во-первых, специфические нормы поведения, характерные для данного рода профессиональной деятельности людей;
 
  - во-вторых, способы обоснования этих норм с точки зрения общественной морали.
 
Общие признаки профессиональной 
этики работника: трудолюбие, профессиональная 
совесть, гордость, честь, обязательность, 
профессиональный долг. 
       Нормы профессиональной этики распространяются, 
как правило, на те виды профессиональной 
деятельности, объектом труда в которых 
является человек. Например, существует 
управленческо-административная, медицинская, 
педагогическая, правовая этика, профессиональная 
этика инженерно-технических работников, 
этика науки и искусства, предпринимательская 
этика. 
      Управленческо-административная 
этика требует от работников ответственности 
и сознательности, деловитости и компетентности, 
добросовестности, честности, глубокой 
порядочности. Существуют, к сожалению, 
примеры несоблюдения профессиональной 
этики в управленческо-административной 
системе. К ним относятся бюрократизм, 
имитация исполнительности, искусственное 
разделение работников на высших и низших, 
формализм и угодничество.
 
      Заповеди медицинской этики выражаются 
формулой «не навреди». В медицине должна 
быть исключена возможность злоупотребления 
властью над больными. Врач, должен направлять 
свою деятельность на сохранение телесного 
и духовного здоровья пациента, не считаясь 
при этом с трудностями, а в исключительных 
случаях и с собственной безопасностью. 
Медицинский работник должен принять 
ответственность за разумный риск в освоении 
новых методов лечения больных. Решения 
по таким вопросам, как границы сохранения 
врачебной тайны, эксперименты над больными, 
условия трансплантации жизненно важных 
органов и т.п., должны приниматься коллективно, 
вместе с больными, их близкими и коллегами, 
медицинской и культурной общественностью. 
Медицинская этика осуждает случаи нарушения 
равенства в медицинском обслуживании, 
негуманное использование профессиональных 
знаний и власти.  
От представителей права профессиональная 
этика требует верности духу и букве закона, 
неподкупности и принципиальности в отстаивании 
интересов государства, его организаций, 
групп и отдельных лиц, обеспечение в юридической 
практике равенства как каждого гражданина, 
так и государства перед законом. Требования 
правовой этики находят свое выражение 
в кодексах различных видов права, в правилах 
деятельности милиции, следствия, прокуратуры, 
судейских работников, сотрудников исправительно-трудовых 
учреждений. Общий принцип этики сотрудников 
права — признание самоценности человека. 
Закон является лишь инструментом, помогающим 
эту самоценность охранять. 
 Профессиональная этика инженерно-технических 
работников подразумевает гуманное 
отношение к природе, направленность на 
сохранение экологии, экономное и рациональное 
использование природных ресурсов, готовность 
к новому инженерно-техническому мышлению. 
      Профессиональная этика в сфере науки 
требует высокой оценки науки в жизни 
общества, сохранения и развития культуры, 
готовности отстаивать истину, добиваться 
использования научных достижений на 
благо людей. Необходимое этическое качество 
ученого — способность правильно воспринимать 
критику, пересматривать ошибочные представления, 
сочетать добросовестность и личную ответственность 
исследователя. Неизменно в науке осуждаются 
карьеризм, корыстолюбие, плагиат (присвоение 
авторских прав).
От работников сферы искусства и средств 
массовой информации (журналистов, 
писателей, художников, работников радио 
и телевидения и др.) профессиональная 
этика требует правдивого изображения 
действительности, преданности своему 
делу, терпимости и милосердия. Она нацелена 
против фальши, ханжества, приспособленчества, 
ремесленничества, зависти, тщеславия 
и прочих пороков.
 
       Педагогическая этика 
базируется на гуманистических, моральных 
принципах, осуждает антигуманистическую 
направленность процесса обучения и воспитания; 
регулирует поведение воспитателя, учителя 
в интересах ребенка, обеспечивает единство 
усилий педагогического коллектива, общественности 
и семьи.
 
      Профессиональная этика работников сферы обслуживания связана 
в первую очередь с культурой общения 
и призвана смягчать конфликты, пресекать 
мошенничество, нарушение правил торговли 
и обслуживания. Главное правило их профессиональной 
этики: «Клиент всегда прав».
Этикет — составная 
часть внешней культуры общества 
(культуры поведения). В него входят 
те требования, которые приобретают 
характер строго регламентированного 
церемониала и в соблюдении которых 
имеет особое значение определенная 
форма поведения. В конечном счете, 
этикет выражает содержание основных 
принципов нравственности. 
       Знание и соблюдение норм и правил этикета 
способствует гармоничному общению в 
любой деятельности, в том числе и в профессиональной. 
Культуру служебного общения принято 
называть служебным этикетом. 
Общественная дисциплина требует усвоения 
и выполнения правил этикета, которые 
распространяются и на взаимоотношения 
в коллективе. Вот некоторые из них.
  - Не забывайте здороваться. Вошедший в помещение после других обязан (независимо от ранга) первым приветствовать присутствующих. А присутствующие отвечают не хором, как в классе, а только те, кто ближе сидит, кому удобно. Не обязательно при встрече большой группы знакомых каждому жать руку. Но уж если остановились и подали руку знакомому, который разговаривает с одним или двумя незнакомыми вам людьми, будьте добры — приветствуйте так же всех, называя себя как при первом знакомстве. Стало традицией, что первыми приветствуют начальника подчиненные, а вот руку для пожатия первым предлагает начальник. Женщину начальник приветствует первым, независимо от ее служебного положения. В то же время молодой девушке не зазорно поздороваться первой со своим начальником. Очень приятно, когда начальник первым приветствует ветерана труда, старшего по возрасту. Но случается и так, что руководитель не отвечает на приветствия подчиненных. Такое поведение неизбежно подрывает его авторитет.Поэтому, придя на работу, приветствуйте своих коллег, дайте им понять, что вы рады начать с ними трудовой день, что они могут рассчитывать на вашу помощь.
 
  - Улыбайтесь людям. Известно, что от настроения зависят уровень производительности труда и характер взаимоотношений на производстве. А настроение, в свою очередь, зависит от обстоятельств повседневного бытия и способности управлять своим настроением. Улыбка и утреннее приветствие оказываются мощным стимулятором хорошего настроения. Но уже утром оно может быть испорчено — в дороге, в городском транспорте могут возникнуть поводы для раздражения, а значит, и падение настроения. Помните, чему вас учили в детстве: толкнул кто-то — извинись первым. Любая зарождающаяся ссора может быть погашена улыбкой. Поэтому, научитесь управлять своим поведением в любых условиях. Будьте приветливыми и вежливыми. Улыбайтесь людям. Стремитесь поддержать хорошее настроение и у себя, и у окружающих.
 
  - На равных правах. Собрания, заседания, совещания — коллективные формы управления. Их эффективность достигается тогда, когда поставленные вопросы рассматриваются на равных условиях, независимо от должностного положения, возраста, стажа работы. Поэтому проявляйте максимум доброжелательности к участникам совещаний. Научитесь терпеливо слушать других, не перебивать, не отвергать выдвинутые высказывания и предложения только потому, что вы с ними не согласны, дайте высказаться другим.
 
  - Просьба и приказ. Желая убедить человека что-то сделать, постарайтесь прежде возбудить в нем желание это делать. Те, кому это удается, пользуются всеми благами мира. «Не загоняй теленка в сарай, пиная его ногами; лучше положи ему палец в рот, он будет его сосать, и сам охотно пойдет за тобой». Помните, что поручения лучше воспринимаются в форме просьбы, а не приказа.
 
  - Понять и помочь. Обвиняя человека в чем-либо, вы только вызываете в нем внутренний протест. Вместо того чтобы обвинять людей, постарайтесь понять их и по возможности помочь. Дайте человеку возможность удовлетворить свое тщеславие. Пусть благодаря вам он почувствует себя значительным, нужным, интересным... Он будет всегда благодарен вам и сделает для вас очень много. Искренне цените и хвалите достоинства других людей. А эти достоинства есть даже у самого маленького человека.
 
  - Критика и этика. Часто можно слышать: критику никто не любит. Да, критикой нельзя злоупотреблять, как нельзя и пренебрегать.Критика - могучее средство воздействия на людей, которым надо пользоваться умело и осторожно. Не злоупотребляйте критикой, не унижайте достоинства людей, не допускайте перерастания ее в ссору.
 
  - Подлежит безоговорочному осуждению. В служебных отношениях, как и во всех других формах взаимоотношений, важно развивать и поддерживать чувство собственного достоинства каждого человека, творческий подход к делу. Поэтому цените самостоятельных людей, избегайте навязчивых услуг подхалимов. Этим вы будете способствовать укреплению здорового психологического климата в коллективе.