Реферат
по дисциплине:
Основы этики
на тему: «Нормы
и формы профессионального этикета»
студентки 3 курса группы Б
спец.080110 Экономика
и
бухгалтерский учёт
Лейбиченко Ирины
Нормы и формы
профессиональной этики.
Каждый человек в своем
поведении, действиях руководствуется
определенными моральными, т.е. нравственными,
нормами (правилами). Древнейшее золотое
правило нравственности звучит так: не
поступай по отношению к другому так, как
ты не хотел бы, чтобы он поступил по отношению
к тебе. Об этом же говорит и русская пословица:
«Чего в другом не любишь, того сам не делай».
Мораль — это
особая форма общественного сознания
и вид отношений между людьми в данном
обществе. Мораль регулирует действия
человека в обществе.
Нормы морали распространяются на все
сферы жизни людей, в том числе и профессиональную.
Профессиональной
этикой принято называть:
- во-первых, специфические нормы поведения, характерные для данного рода профессиональной деятельности людей;
- во-вторых, способы обоснования этих норм с точки зрения общественной морали.
Общие признаки профессиональной
этики работника: трудолюбие, профессиональная
совесть, гордость, честь, обязательность,
профессиональный долг.
Нормы профессиональной этики распространяются,
как правило, на те виды профессиональной
деятельности, объектом труда в которых
является человек. Например, существует
управленческо-административная, медицинская,
педагогическая, правовая этика, профессиональная
этика инженерно-технических работников,
этика науки и искусства, предпринимательская
этика.
Управленческо-административная
этика требует от работников ответственности
и сознательности, деловитости и компетентности,
добросовестности, честности, глубокой
порядочности. Существуют, к сожалению,
примеры несоблюдения профессиональной
этики в управленческо-административной
системе. К ним относятся бюрократизм,
имитация исполнительности, искусственное
разделение работников на высших и низших,
формализм и угодничество.
Заповеди медицинской этики выражаются
формулой «не навреди». В медицине должна
быть исключена возможность злоупотребления
властью над больными. Врач, должен направлять
свою деятельность на сохранение телесного
и духовного здоровья пациента, не считаясь
при этом с трудностями, а в исключительных
случаях и с собственной безопасностью.
Медицинский работник должен принять
ответственность за разумный риск в освоении
новых методов лечения больных. Решения
по таким вопросам, как границы сохранения
врачебной тайны, эксперименты над больными,
условия трансплантации жизненно важных
органов и т.п., должны приниматься коллективно,
вместе с больными, их близкими и коллегами,
медицинской и культурной общественностью.
Медицинская этика осуждает случаи нарушения
равенства в медицинском обслуживании,
негуманное использование профессиональных
знаний и власти.
От представителей права профессиональная
этика требует верности духу и букве закона,
неподкупности и принципиальности в отстаивании
интересов государства, его организаций,
групп и отдельных лиц, обеспечение в юридической
практике равенства как каждого гражданина,
так и государства перед законом. Требования
правовой этики находят свое выражение
в кодексах различных видов права, в правилах
деятельности милиции, следствия, прокуратуры,
судейских работников, сотрудников исправительно-трудовых
учреждений. Общий принцип этики сотрудников
права — признание самоценности человека.
Закон является лишь инструментом, помогающим
эту самоценность охранять.
Профессиональная этика инженерно-технических
работников подразумевает гуманное
отношение к природе, направленность на
сохранение экологии, экономное и рациональное
использование природных ресурсов, готовность
к новому инженерно-техническому мышлению.
Профессиональная этика в сфере науки
требует высокой оценки науки в жизни
общества, сохранения и развития культуры,
готовности отстаивать истину, добиваться
использования научных достижений на
благо людей. Необходимое этическое качество
ученого — способность правильно воспринимать
критику, пересматривать ошибочные представления,
сочетать добросовестность и личную ответственность
исследователя. Неизменно в науке осуждаются
карьеризм, корыстолюбие, плагиат (присвоение
авторских прав).
От работников сферы искусства и средств
массовой информации (журналистов,
писателей, художников, работников радио
и телевидения и др.) профессиональная
этика требует правдивого изображения
действительности, преданности своему
делу, терпимости и милосердия. Она нацелена
против фальши, ханжества, приспособленчества,
ремесленничества, зависти, тщеславия
и прочих пороков.
Педагогическая этика
базируется на гуманистических, моральных
принципах, осуждает антигуманистическую
направленность процесса обучения и воспитания;
регулирует поведение воспитателя, учителя
в интересах ребенка, обеспечивает единство
усилий педагогического коллектива, общественности
и семьи.
Профессиональная этика работников сферы обслуживания связана
в первую очередь с культурой общения
и призвана смягчать конфликты, пресекать
мошенничество, нарушение правил торговли
и обслуживания. Главное правило их профессиональной
этики: «Клиент всегда прав».
Этикет — составная
часть внешней культуры общества
(культуры поведения). В него входят
те требования, которые приобретают
характер строго регламентированного
церемониала и в соблюдении которых
имеет особое значение определенная
форма поведения. В конечном счете,
этикет выражает содержание основных
принципов нравственности.
Знание и соблюдение норм и правил этикета
способствует гармоничному общению в
любой деятельности, в том числе и в профессиональной.
Культуру служебного общения принято
называть служебным этикетом.
Общественная дисциплина требует усвоения
и выполнения правил этикета, которые
распространяются и на взаимоотношения
в коллективе. Вот некоторые из них.
- Не забывайте здороваться. Вошедший в помещение после других обязан (независимо от ранга) первым приветствовать присутствующих. А присутствующие отвечают не хором, как в классе, а только те, кто ближе сидит, кому удобно. Не обязательно при встрече большой группы знакомых каждому жать руку. Но уж если остановились и подали руку знакомому, который разговаривает с одним или двумя незнакомыми вам людьми, будьте добры — приветствуйте так же всех, называя себя как при первом знакомстве. Стало традицией, что первыми приветствуют начальника подчиненные, а вот руку для пожатия первым предлагает начальник. Женщину начальник приветствует первым, независимо от ее служебного положения. В то же время молодой девушке не зазорно поздороваться первой со своим начальником. Очень приятно, когда начальник первым приветствует ветерана труда, старшего по возрасту. Но случается и так, что руководитель не отвечает на приветствия подчиненных. Такое поведение неизбежно подрывает его авторитет.Поэтому, придя на работу, приветствуйте своих коллег, дайте им понять, что вы рады начать с ними трудовой день, что они могут рассчитывать на вашу помощь.
- Улыбайтесь людям. Известно, что от настроения зависят уровень производительности труда и характер взаимоотношений на производстве. А настроение, в свою очередь, зависит от обстоятельств повседневного бытия и способности управлять своим настроением. Улыбка и утреннее приветствие оказываются мощным стимулятором хорошего настроения. Но уже утром оно может быть испорчено — в дороге, в городском транспорте могут возникнуть поводы для раздражения, а значит, и падение настроения. Помните, чему вас учили в детстве: толкнул кто-то — извинись первым. Любая зарождающаяся ссора может быть погашена улыбкой. Поэтому, научитесь управлять своим поведением в любых условиях. Будьте приветливыми и вежливыми. Улыбайтесь людям. Стремитесь поддержать хорошее настроение и у себя, и у окружающих.
- На равных правах. Собрания, заседания, совещания — коллективные формы управления. Их эффективность достигается тогда, когда поставленные вопросы рассматриваются на равных условиях, независимо от должностного положения, возраста, стажа работы. Поэтому проявляйте максимум доброжелательности к участникам совещаний. Научитесь терпеливо слушать других, не перебивать, не отвергать выдвинутые высказывания и предложения только потому, что вы с ними не согласны, дайте высказаться другим.
- Просьба и приказ. Желая убедить человека что-то сделать, постарайтесь прежде возбудить в нем желание это делать. Те, кому это удается, пользуются всеми благами мира. «Не загоняй теленка в сарай, пиная его ногами; лучше положи ему палец в рот, он будет его сосать, и сам охотно пойдет за тобой». Помните, что поручения лучше воспринимаются в форме просьбы, а не приказа.
- Понять и помочь. Обвиняя человека в чем-либо, вы только вызываете в нем внутренний протест. Вместо того чтобы обвинять людей, постарайтесь понять их и по возможности помочь. Дайте человеку возможность удовлетворить свое тщеславие. Пусть благодаря вам он почувствует себя значительным, нужным, интересным... Он будет всегда благодарен вам и сделает для вас очень много. Искренне цените и хвалите достоинства других людей. А эти достоинства есть даже у самого маленького человека.
- Критика и этика. Часто можно слышать: критику никто не любит. Да, критикой нельзя злоупотреблять, как нельзя и пренебрегать.Критика - могучее средство воздействия на людей, которым надо пользоваться умело и осторожно. Не злоупотребляйте критикой, не унижайте достоинства людей, не допускайте перерастания ее в ссору.
- Подлежит безоговорочному осуждению. В служебных отношениях, как и во всех других формах взаимоотношений, важно развивать и поддерживать чувство собственного достоинства каждого человека, творческий подход к делу. Поэтому цените самостоятельных людей, избегайте навязчивых услуг подхалимов. Этим вы будете способствовать укреплению здорового психологического климата в коллективе.