Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:11, контрольная работа
Профессиональная деятельность психолога - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей. Профессиональная деятельность психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным людям, семьям, коллективам, авторитету самой психологии.
1.Введение……………………………………………….……………………………………………………………3
2.Происхождение проф. этики…………..................................................................4
3. Этический кодекс психолога………………..……….………………………………………………….5
4. Этические проблемы работы психолога…………………………………………………………12
5. Заключение……………………………………………………………………………………………………..17
6. Список литературы……………………………………………………………………………………………19
1.Введение……………………………………………….…
2.Происхождение проф.
этики………….....................
3. Этический
кодекс психолога………………..……….……
4. Этические
проблемы работы психолога……………
5. Заключение……………………………………………………
6. Список литературы……………………………………………………
Профессиональная деятельность психолога - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей. Профессиональная деятельность психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным людям, семьям, коллективам, авторитету самой психологии. В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации должностным лицам, предоставлять им необходимые данные о работниках в интересах принятия управленческих решений, обеспечения учебной и воспитательной работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение. В этой связи к психологам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп. В данном контрольной работе освещаются вопросы специфики профессиональной деятельности, а также рассматриваются этические требования к специалисту-психологу.
Происхождение профессиональной этики.
Выяснить происхождение
профессиональной этики - это проследить
взаимосвязь моральных
Как уже было сказано выше, этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на базе которых строится деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы, выражающие собой категории добра, т. е. такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры и цивилизации, следование которым составляет благо для людей, приносит им пользу, делает их счастливыми. Противоположными являются категории, связанные со злом, ориентация на которые делает людей, напротив, несчастными, наносит вред. Этический кодекс основывается на нормах морали, а не на правах. Это означает, что нарушающий этот кодекс человек не подлежит суду в соответствии с законом, не может получить наказание, допускающее применение к нему мер принуждения. В работу психологической службы и в управление деятельностью практических психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми в жизни сталкивается практический психолог, например, в системе образования, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридических норм, регламентирующих действия психолога в той или иной социальной ситуации. Ему часто приходится действовать и принимать решения на основе интуиции и чувств, что не допускается в юридической практике. Зачастую именно чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее правильное решение или предохраняют от принятия скороспелого, преждевременного и потенциально ошибочного решения. Существует несколько источников, на основе которых вырабатываются нормы этического кодекса практического психолога. Это – философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеология и политика, выступающие как сферы или атрибуты человеческой деятельности, задающие базисные принципы морали для создания и функционирования этического кодекса. В философии, например, существует и давно разрабатывается специальный раздел, который так и называется – «этика». В нем дается научное определение морали, рассматриваются ее истоки, основные нравственные категории, их преобразование в процессе развития человеческой культуры и цивилизации. Религиозные воззрения испокон веков содержали в себе определенные нравственные принципы, которые для верующих являются императивными, т. е. имеют для них силу морального закона. Культура включает в себя нормы человеческих отношений, которые реализуются в обществе, в семье, в системе образования, в личных и деловых отношениях людей. Составляющими социально – психологической человеческой культуры также являются обычаи и традиции, обеспечивающие социально – или национально - специфический колорит этических норм. Идеология и политика также представляют собой специфические источники нравственного сознания, опирающиеся на интересы государств, народов, наций, классов, правящих партий, социальных групп населения. Конкретное содержание этического кодекса, лежащего в основе профессиональной деятельности людей, зависит от всех перечисленных факторов, а также от специфики профессиональной деятельности, о которой идет речь. В настоящее время в различных странах, где развернута и давно функционирует психологическая служба, выработаны свои этические кодексы практических психологов. Вариант такого кодекса, который кратко излагается далее, основан на анализе и обобщении некоторых подобных документов, в частности тех, которые выработаны в США, Германии, Испании. Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс профессионального практического психолога, можно разделить по сферам деятельности, в которых они реализуются. Это – позиция, из которой исходит практический психолог при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы детей; действия психолога в тех случаях жизни, когда интересы развития ребенка кем – либо нарушаются; действия психолога в том случае, когда он сам не в состоянии удовлетворительно помочь ребенку или вынужден применять на практике не вполне проверенные и апробированные методики; отношения, складывающиеся между психологом, родителями, учителями в ситуациях, касающихся разглашения данных психодиагностических обследований; действия психолога в тех случаях, когда решается судьба ребенка. Ниже приводится примерный этический кодекс, регламентирующий с моральной стороны действия практического психолога в системе образования в различных ситуациях:
1. Профессиональная деятельность
психолога в системе
2. В случае, когда личные
интересы ребенка вступают в
противоречие с интересами
3. Работа психолога строится на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решение по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учебно-воспитательного учреждения, вышестоящими управленческими организациями.
4. Отменить решение психолога
вправе только специальная
5. В работе с детьми
психолог руководствуется
6.Для того чтобы быть
в силах помочь детям,
7.Работа практического психолога в системе образования направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.
8.Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, уважает и активно защищает его основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека.
9.Психолог выступает одним
из основных защитников
10.Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях.
11.Психолог не должен
принимать участие в том, что
как-то ограничивает развитие
ребенка, его человеческую
12.Психолог обязан
13.Психолог должен
14.Психолог обязан оказывать
лишь такие услуги, для которых
он имеет необходимое
15.В случае вынужденного
применения
16.Психолог не имеет
права передавать
17.Психолог обязан
18.Дети подросткового
и старшего школьного возраста
имеют право на индивидуальную
консультацию психолога в
19.Психолог не должен
препятствовать тому, чтобы обследование
или консультирование
20.Данные индивидуального
психологического обследования
детей подросткового и
21.Учителям, родителям,
заменяющим их лицам,
22.Пользуясь
средствами массовой
23.Психолог не
должен позволять вовлекать
24.Психолог не должен давать таких обещаний клиентам, которые не в состоянии выполнить.
25.Если обследование
ребенка или психологическое
вмешательство осуществляется
26.Психолог несет
персональную ответственность
27.При приеме
на работу в учебно-воспитатель
28.Нарушение положений этического кодекса профессиональным практическим психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией, включенной в структуру психологической службы системы образования.
Последствия
общения с консультантом имеют
большую личностную значимость
для клиента. Каким будет
В своей работе практический психолог сталкивается с так называемыми этическими проблемами и «соблазнами». Наиболее типичные из них представлены ниже:
1. Соблазн власти. Известно, что у психолога имеется много возможностей сделать людей зависимыми от себя. Плохо, когда власть над поступками и действиями других людей становится для кого-то самоцелью.
2. Проблема
ответственности психолога. В
отличие от ответственности