Профессиональная деятельность психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:11, контрольная работа

Краткое описание

Профессиональная деятельность психолога - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей. Профессиональная деятельность психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным людям, семьям, коллективам, авторитету самой психологии.

Оглавление

1.Введение……………………………………………….……………………………………………………………3
2.Происхождение проф. этики…………..................................................................4
3. Этический кодекс психолога………………..……….………………………………………………….5
4. Этические проблемы работы психолога…………………………………………………………12
5. Заключение……………………………………………………………………………………………………..17
6. Список литературы……………………………………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

контрольная по профессиональной этике.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

                                                         Содержание

     

1.Введение……………………………………………….……………………………………………………………3                                                                  

2.Происхождение проф. этики…………..................................................................4

3. Этический  кодекс психолога………………..……….………………………………………………….5

4.  Этические  проблемы работы психолога…………………………………………………………12

5.  Заключение……………………………………………………………………………………………………..17

6. Список литературы……………………………………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

                                                      

                                                                 Введение.

Профессиональная  деятельность психолога - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей. Профессиональная деятельность психолога связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным людям, семьям, коллективам, авторитету самой психологии. В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации должностным лицам, предоставлять им необходимые данные о работниках в интересах принятия управленческих решений, обеспечения учебной и воспитательной работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение. В этой связи к психологам предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп. В данном контрольной работе освещаются вопросы специфики профессиональной деятельности, а также рассматриваются этические требования к специалисту-психологу.

 

 

 

                           Происхождение профессиональной этики.

Выяснить происхождение  профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К.Маркс и Ф. Энгельс. Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

 

                                            Этический кодекс психолога.

Как уже было сказано выше, этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на базе которых строится деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы, выражающие собой категории добра, т. е. такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры и цивилизации, следование которым составляет благо для людей, приносит им пользу, делает их счастливыми. Противоположными являются категории, связанные со злом, ориентация на которые делает людей, напротив, несчастными, наносит вред. Этический кодекс основывается на нормах морали, а не на правах. Это означает, что нарушающий этот кодекс человек не подлежит суду в соответствии с законом, не может получить наказание, допускающее применение к нему мер принуждения. В работу психологической службы и в управление деятельностью практических психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми в жизни сталкивается практический психолог, например, в системе образования, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридических норм, регламентирующих действия психолога в той или иной социальной ситуации. Ему часто приходится действовать и принимать решения на основе интуиции и чувств, что не допускается в юридической практике. Зачастую именно чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее правильное решение или предохраняют от принятия скороспелого, преждевременного и потенциально ошибочного решения. Существует несколько источников, на основе которых вырабатываются нормы этического кодекса практического психолога. Это – философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеология и политика, выступающие как сферы или атрибуты человеческой деятельности, задающие базисные принципы морали для создания и функционирования этического кодекса. В философии, например, существует и давно разрабатывается специальный раздел, который так и называется – «этика». В нем дается научное определение морали, рассматриваются ее истоки, основные нравственные категории, их преобразование в процессе развития человеческой культуры и цивилизации. Религиозные воззрения испокон веков содержали в себе определенные нравственные принципы, которые для верующих являются императивными, т. е. имеют для них силу морального закона. Культура включает в себя нормы человеческих отношений, которые реализуются в обществе, в семье, в системе образования, в личных и деловых отношениях людей. Составляющими социально – психологической человеческой культуры также являются обычаи и традиции, обеспечивающие социально – или национально - специфический колорит этических норм. Идеология и политика также представляют собой специфические источники нравственного сознания, опирающиеся на интересы государств, народов, наций, классов, правящих партий, социальных групп населения. Конкретное содержание этического кодекса, лежащего в основе профессиональной деятельности людей, зависит от всех перечисленных факторов, а также от специфики профессиональной деятельности, о которой идет речь. В настоящее время в различных странах, где развернута и давно функционирует психологическая служба, выработаны свои этические кодексы практических психологов. Вариант такого кодекса, который кратко излагается далее, основан на анализе и обобщении некоторых подобных документов, в частности тех, которые выработаны в США, Германии, Испании. Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс профессионального практического психолога, можно разделить по сферам деятельности, в которых они реализуются. Это – позиция, из которой исходит практический психолог при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы детей; действия психолога в тех случаях жизни, когда интересы развития ребенка кем – либо нарушаются; действия психолога в том случае, когда он сам не в состоянии удовлетворительно помочь ребенку или вынужден применять на практике не вполне проверенные и апробированные методики; отношения, складывающиеся между психологом, родителями, учителями в ситуациях, касающихся разглашения данных психодиагностических обследований; действия психолога в тех случаях, когда решается судьба ребенка. Ниже приводится примерный этический кодекс, регламентирующий с моральной стороны действия практического психолога в системе образования в различных ситуациях:

1. Профессиональная деятельность  психолога в системе образования  характеризуется особой ответственностью  перед детьми.

2. В случае, когда личные  интересы ребенка вступают в  противоречие с интересами учебно-воспитательного  учреждения, других людей, взрослых  и детей, психолог обязан выполнять  свои функции с максимальной  беспристрастностью.

3. Работа психолога строится на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решение по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учебно-воспитательного учреждения, вышестоящими управленческими организациями.

4. Отменить решение психолога  вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных  психологов и наделенная соответствующими  властными полномочиями.

5. В работе с детьми  психолог руководствуется принципами  честности и искренности.

6.Для того чтобы быть  в силах помочь детям, психолог  сам нуждается в доверии и  соответствующих правах. Он в  свою очередь несет персональную  ответственность за правильное  использование данных ему прав.

7.Работа практического  психолога в системе образования направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

8.Психолог строит свою  работу на основе безусловного  уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, уважает и активно защищает его основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека.

9.Психолог выступает одним  из основных защитников интересов  ребенка перед обществом, всеми  людьми.

10.Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях.

11.Психолог не должен  принимать участие в том, что  как-то ограничивает развитие  ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психолога представляет его личное содействие или непосредственное участие в делах, наносящих ребенку вред. Лица, однажды замеченные в подобных нарушениях, раз и навсегда лишаются права работы с детьми, пользования дипломом или иным документом, подтверждающим квалификацию профессионального психолога, а в определяемых законом случаях подлежат суду.

12.Психолог обязан информировать  тех, кому он подчинен, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав ребенка другими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми.

13.Психолог должен противодействовать  любым политическим, идеологическим, социальным, экономическим и другим  влияниям, способным привести к нарушению прав ребенка.

14.Психолог обязан оказывать  лишь такие услуги, для которых  он имеет необходимое образование  и квалификацию.

15.В случае вынужденного  применения психодиагностических  или психотерапевтических (психокоррекционных) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях.

16.Психолог не имеет  права передавать психодиагностические, психотерапевтические или психокоррекционные методики для пользования некомпетентным лицам.

17.Психолог обязан препятствовать  использованию методов психодиагностики  и психологического воздействия  профессионально не подготовленными  людьми, предупреждать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.

18.Дети подросткового  и старшего школьного возраста  имеют право на индивидуальную  консультацию психолога в отсутствие  третьих лиц, включая учителей, родителей или заменяющих их людей

19.Психолог не должен  препятствовать тому, чтобы обследование  или консультирование взрослого  ребенка по его желанию проводилось  в присутствии других лиц, за  исключением особых случаев, связанных  с проведением медико-психологической  или судебно – психологической экспертизы, определенных законом.

20.Данные индивидуального  психологического обследования  детей подросткового и юношеского  возраста психолог имеет право  сообщать или передавать третьим  лицам лишь с согласия на  это самих детей. При этом  ребенок имеет право знать, что и кому о нем говорится или передается.

21.Учителям, родителям,  заменяющим их лицам, администрации  учебно-воспитательных учреждений  допускается сообщение только  таких данных о детях, которые  этими лицами не могут быть  использованы во вред ребенку.

22.Пользуясь  средствами массовой информации  и другими доступными средствами  ее получения или распространения,  психологи обязаны предупреждать  людей о возможных отрицательных  последствиях их обращения за  помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.

23.Психолог не  должен позволять вовлекать себя  в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются  двусмысленными, способными нанести ущерб детям.

24.Психолог не  должен давать таких обещаний  клиентам, которые не в состоянии  выполнить.

25.Если обследование  ребенка или психологическое  вмешательство осуществляется по  требованию другого лица: представителя  органа образования, врача, судьи и т. п., - то психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.

26.Психолог несет  персональную ответственность за  хранение в тайне информации  о детях, которых он обследует.

27.При приеме  на работу в учебно-воспитательное учреждение психолог должен оговорить, что в пределах своей профессиональной компетенции он будет действовать независимо, а также ознакомить администрацию того учреждения, в котором ему предстоит трудиться, других заинтересованных лиц с содержанием настоящего этического кодекса. Он должен обратить внимание всех лиц, которые будут связаны с ним в профессиональной работе, на необходимость хранить тайну и соблюдать профессиональную этику. Психолог при этом должен предупредить, что профессиональное вмешательство в его работу может осуществляться только вышестоящим органом психологической службы, наделенным соответствующими полномочиями. Он также должен оговорить невозможность для себя выполнения неэтичных требований со стороны других лиц.

28.Нарушение положений этического кодекса профессиональным практическим психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией, включенной в структуру психологической службы системы образования.

 

                                Этические проблемы работы психолога.

 Последствия  общения с консультантом имеют  большую личностную значимость  для клиента. Каким будет вмешательство  консультанта - развивающим или разрушающим  личность клиента - зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности.

В своей работе практический психолог сталкивается с  так называемыми этическими проблемами и «соблазнами». Наиболее типичные из них представлены ниже:

    1. Соблазн  власти. Известно, что у психолога имеется много возможностей сделать людей зависимыми от себя. Плохо, когда власть над поступками и действиями других людей становится для кого-то самоцелью.

    2. Проблема  ответственности психолога. В  отличие от ответственности обычных людей (неспециалистов), психолог не должен всю ответственность брать на себя. Его задача более сложная - постепенно сформировать чувство и готовность к ответственности у консультируемых клиентов. Сам же консультант отвечает за саму организацию такой помощи, но не за принимаемые решения - это право (и ответственность) принадлежит клиенту как субъекту самоопределения.

Информация о работе Профессиональная деятельность психолога