Понятие психодиагностики. Место и роль психодиагностики в профессиональной деятельности практического психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 04:45, контрольная работа

Краткое описание

Психодиагностика – это не только направление в практической психологии, но и теоретическая дисциплина. В практическом смысле ее можно определить как установление психологического «диагноза» – описание состояния как отдельной личности, так и группы.

Оглавление

Введение
1. Понятие психодиагностики 4
1.1.Психодиагностика как наука
1.2.Предмет и принципы психодиагностики
2. Психодиагностика в деятельности практического психолога 15
2.1. Место и роль психодиагностики 15
2.2. Краткие характеристики психодиагностический методик
Заключение 30
Литература 32

Файлы: 1 файл

контр.работа психодиагностика.doc

— 81.50 Кб (Скачать)


Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тихоокеанский Государственный Университет»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: Психодиагностика

«Понятие психодиагностики. Место и роль психодиагностики

в профессиональной деятельности практического психолога»

 

 

                                                                    Выполнила: студентка гр. СКС-01(з)

                                          заочного факультета

                                                                  Степанец Кристина Александровна

 

                                                   Проверил: преподаватель

                                                                                    ____________________________________

 

 

 

 

 

г. Хабаровск

2012

Оглавление

 

Введение

1. Понятие психодиагностики              4

1.1.Психодиагностика как наука

1.2.Предмет и принципы психодиагностики

2. Психодиагностика в деятельности практического психолога              15

2.1. Место и роль психодиагностики              15

2.2. Краткие характеристики психодиагностический методик

Заключение              30

Литература              32

Приложение              33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психодиагностика – это не только направление в практической психологии, но и теоретическая дисциплина. В практическом смысле ее можно определить как установление психологического «диагноза» – описание состояния как отдельной личности, так и группы.

Современная психодиагностика все шире используется в таких областях социальной практики, как:

1) расстановка кадров, профотбор и профориентация;

2) прогнозирование социального поведения, например: стабильности брака, законопослушности;

3) оптимизация обучения и воспитания;

4) консультативная и психотерапевтическая помощь;

5) судебная психолого-психиатрическая экспертиза;

6) прогнозирование психологических последствий изменения среды.

 

Помимо этого психодиагностические методики это – один из инструментов научных исследований в психологии личности и межличностных отношений. Таким образом, психодиагностика служит интересам общества в целом и интересам конкретных его членов (учащимся, пациентам, клиентам психологических консультаций).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие психодиагностики

 

 

1.1.Психодиагностика как наука

 

определяет психодиагностику как область психологической науки, разрабатывающей теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности (с.104). по мере развития психодиагностики сложились основные сферы применения психологических методик. Которые могут быть обозначены как отрасли общей психодиагностики (образовательная, медицинская, профессиональная психодиагностика и т.д.). Психодиагностику как психологическую практику определяют как постановку психологического диагноза. Диагноз - это распознавание. Следовательно, психодиагностика - отрасль практической психологии, целью которой является, распознавание психологического (социально-психологического) состояния конкретного психологического (социально-психологического) объекта (индивида, группы, организации) или отклонения его от некоторого нормативного состояния.

Существует двойственное отношение к психодиагностике, с одной стороны, как вспомогательной, а с другой - ей отводят место фундамента практической психологии. На основе результатов психодиагностики выстраиваются такие направления работы, как психокоррекция, психологическое консультирование, психотерапия и т.д. Психодиагностика приобретает свое значение только как часть собственно психологической практики, для организации которой она и нужна как один из факторов.

 

Стадиями психодиагностики как направления психологической практики являются:

анализ психологического запроса и формулирование психологической проблемы; изучение ситуации клиента; выбор средств психодиагностической работы; собственно психодиагностическое обследование, написание психодиагностического заключения.

 

Психодиагностика занимает одно из центральных мест в работе практического психолога. Одна из основных задач психодиагностики, состоит в сборе информации об индивидуально-психических особенностях испытуемых, которая полезна им самим и тем, кто с ними работает. Профессиональное применение психодиагностики подразумевает твердые знания психометрии, в основе которой – математическая статистика.

Научная и практическая психодиагностика решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие:

1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.

2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.

3. Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

Все четыре перечисленные задачи в практической психодиагностике решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от целей проводимого обследования. Таким образом, психодиагностика есть достаточно сложная область профессиональной деятельности психолога, требующая специальной подготовки.

Наиболее важным в психодиагностической работе психолога является понятие нормы. Психическая норма является отправной точкой для оказания психологической помощи человеку. Норма также понимается как функциональный оптимум, подразумевающий протекание всех процессов в системе с наиболее возможной слаженностью, эффективностью и экономичностью. Отследить эффективность коррекционной работы психолога в групповой форме можно с использованием статистических методов. Сравнивая результаты «до» и «после» воздействия (внедрения развивающей или коррекционной программы) психолог видит тенденции повторного измерения, большинство показателей может увеличиваться или уменьшаться. Делать какие-либо выводы их экспериментального материала возможно только на основе статистических процедур специально сконструированных, так что на их основе можно определить уровень достоверности различий. Поэтому для того, чтобы доказать эффективность какого-либо воздействия необходимо выявить статистически значимую тенденцию в смещении показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Предмет и принципы психодиагностики

             

Психодиагностика - это не только направление в практической психологии, но и теоретическая дисциплина. Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психологического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика — это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Термин диагностика в настоящее время активно используется не только в психологии и педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной практики. Согласно современному общенаучному представлению, под термином диагностика подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров, и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. Соответственно, о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания — о наделенных психикой конкретных людях или группах людей.

Психодиагностику следует считать важнейшим средством обеспечения так называемой обратной связи — средством информационного обеспечения любого педагогического воздействия. Любое педагогическое воздействие должно начинаться со сбора психодиагностической информации для того, чтобы осуществить обоснованный выбор наиболее адекватного воздействия и завершаться повторным психодиагностическим обследованием, для сравнения реального и желательного результата воздействия. Конечно, в педагогической практике цикл воздействие — измерение результата не может производиться ежедневно и занимает, как правило, месяцы и даже годы.

Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов, может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

               Психодиагностика понимается двояко:

1.      В широком смысле  - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;

2.      В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально – психодиагностических свойств личности.

            В психодиагностическом обследовании можно выделить

            3  основных этапа:

      Сбор данных.

      Переработка и интерпретация данных.

      Вынесение решения – психологический диагноз и прогноз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Место и роль психодиагностики

Деятельность педагога-психолога носит не только прикладной характер. Педагог-психолог постоянно использует в своей профессиональной деятельности научные сведения из других научных областей: педагогики, физиологии и т.д.

Научная работа педагога-психолога с использованием количественных методов заключается в создании собственных диагностических и коррекционно-развивающих методик и методов, обобщении результатов своей работы. Методическая работа с использованием количественных методов заключается в разработке методик, ведущих к совершенствованию навыков в различных областях деятельности, в фиксировании результатов развивающей и коррекционной деятельности, в статистической обработке полученных результатов.

Научный подход в профессиональной деятельности педагога-психолога, т.е. подход с применением качественных и количественных методов, является основой научно-методической работы специалиста. Таким образом, количественный анализ результатов исследования занимает важное место в профессиональной деятельности практического психолога, имеет свои границы и осуществляется с помощью определенной группы математико-статистических методов. Эти особенности обязательно должны учитываться в процессе профессиональной подготовки будущих психологов-практиков.

 

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, школьный педагог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при психодиагностике школьников:

1.   понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.

2.   выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.

3.   распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

4.   отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

По итогам диагностического обследования могут создаваться спец.группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.

Информация о работе Понятие психодиагностики. Место и роль психодиагностики в профессиональной деятельности практического психолога