Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:37, реферат
К характеристикам субъекта труда, или работника, относятся профессионально-значимые свойства — те психологические особенности, без которых невозможно достижение профессиональной успешности в том или ином виде деятельности; профессиональный опыт — знания, умения и навыки, необходимые для реализации профессиональной деятельности; профессиональная мотивация — психологические причины, определяющие целенаправленные действия человека. Основой психологического изучения профессиональной деятельности является составление профессиограммы — описания по определенным правилам социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. В содержание профессиограммы входит следующая информация:
Реферат
РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ В ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Человек как субъект профессиональной
деятельности, труда, составляет одну
из важнейших характеристик
К характеристикам субъекта труда,
или работника, относятся профессионально-
1. Производственная характеристика профессии и её специализаций.
2. Указание на экономическое значение профессии.
3. Социологические и социально-
4. Перечень объема знаний и
умений, необходимых для успешного
профессионального труда, с
5. Гигиеническая характеристика
условий труда с особым
6. Перечень физиологических
7. Составление психограммы, или характеристики требований, предъявляемых профессией к психике человека. Психограмма — это ядро и основная часть профессиограммы, она включается в любое психологическое мероприятие, связанное с исследованием в области трудовой деятельности.
Содержание профессиограммы
Понятие о профориентации
В профориентации традиционно выделяют следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация.
Соотношение понятий "профессиональное самоопределение", "профориентация" и "профконсультация" выглядит следующим образом. Профориентация является более широким понятием, предполагающим широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. И профориентацию, и профконсультацию можно определить как "ориентирование" школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с "самоориентированием" учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения.
Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.
Есть два принципиальных отличия между профессиональным и личностным самоопределением:
1). Профессиональное самоопределение более конкретно, оно направлено на ориентацию личности в мире профессии.
2). Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних воздействий, а личностное - в основном обусловлено внутренними факторами. [3]
Профориентация при наборе сотрудников является прерогативой маркетинга кадровой службы, в чьи задачи входит предоставление потенциальным сотрудникам полной и достоверной информации о характере и содержании предстоящего труда по той или иной профессии. Профотбор – это стадия процедуры набора сотрудников, которая существенно сокращает число кандидатов на предлагаемую вакансию. На профориентацию может откликнуться большое число кандидатов, но фирме нужны лишь те из них, которые не только считают, что они подходят на конкретную должность, но и соответствуют ей по мнению кадровой службы, основанному на результатах собеседования с кандидатом, опросов или его тестирования. [4]
Профессиональные тесты – специализированные тесты, предназначенные для проведения на определенной группе профессионалов или кандидатов в профессионалы, в ходе которых измеряется уровень сформированности знаний, навыков, умений и способностей, необходимых для определенной профессии. [1]
Профессиональное
Прогнозы относительно учебной и профессиональной успешности возможны только на основе совокупной информации о человеке, когда результаты профориентационных тестов и тестов способностей рассматриваются не изолировано, а вместе с показателями личностных методик, тестов достижений, биографических анкет и др. [1]
Формирование готовности к самоопределению как основная цель профориентационной работы
Сущность, цели и задачи профконсультационной
работы психолога в школе во многом
определяется возрастными особенностями
школьников, а также специфическими
условиями тесного
Основные теории профориентации в психологии
Первое бюро по профконсультации возникло в России в 1927 году, при Ленинградской бирже труда. В стране явный расцвет профориентации, которой занимаются не только профконсультанты, но и педологи в школах (см. Рубинштейн С.Я., 1987). Период НЭПа в России в целом можно назвать достаточно демократичным, свидетельством чему бурное развитие не только производства, но и образования, здравоохранения, науки, в том числе, гуманитарных ее направлений. Иными словами, реальная свобода выбора для многих людей действительно способствовала развитию профориентации.
Многообразие различных
концептуальных подходов к рассмотрению
проблемы профессионального
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Роль психологии в оптимизации профессиональной деятельности