Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:46, курсовая работа
Современный этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой её исторического развития, национальными традициями и обычаями. Так, например, из Древнего Рима к нам пришёл обычай гостеприимства и хлебосольства.
Задание 1…………………………………………………………………..3
Каковы современные тенденции развития этикета. Приведите конкретные примеры таких тенденций.
Задание 2…………………………………………………………………...6
Как исторически развивалась система норм и требований к форме и содержанию визитной карточки?
Задание 3……………………………………………………………………8
В каких служебных ситуациях взаимоотношения руководителя и подчиненного регулируются правилами этикета.
Задание 4…………………………………………………………………..11
По каким признакам можно определить насколько сотрудник владеет и следует правилам этикета ведения делового телефонного разговора.
Задание 1…………………………………………………………………..3
Каковы современные тенденции развития этикета. Приведите конкретные примеры таких тенденций.
Задание 2…………………………………………………………………...6
Как исторически развивалась система норм и требований к форме и содержанию визитной карточки?
Задание 3……………………………………………………………………8
В каких служебных ситуациях взаимоотношения руководителя и подчиненного регулируются правилами этикета.
Задание 4…………………………………………………………………..11
По каким признакам можно определить насколько сотрудник владеет и следует правилам этикета ведения делового телефонного разговора.
5
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Кафедра финансов и банковского дела
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ
Санкт-Петербург
2008
Перечень контрольных заданий:
Задание 1…………………………………………………………………..3
Каковы современные тенденции развития этикета. Приведите конкретные примеры таких тенденций.
Задание 2…………………………………………………………………...6
Как исторически развивалась система норм и требований к форме и содержанию визитной карточки?
Задание 3……………………………………………………………………8
В каких служебных ситуациях взаимоотношения руководителя и подчиненного регулируются правилами этикета.
Задание 4…………………………………………………………………..11
По каким признакам можно определить насколько сотрудник владеет и следует правилам этикета ведения делового телефонного разговора.
Задание 5…………………………………………………………………..14
Разработать и представить подробную программу пребывания зарубежной делегации фирмы-партнера. Период пребывания не менее трех дней.
В преамбуле указать краткую характеристику фирм (как прибывающей, так и принимающей стороны). Корректно сформулировать цель визита. В соответствии с ней предложить планируемые мероприятия.
В подробной программе должны быть приведены даты визита, планируемые мероприятия, время их проведения, ответственные за их подготовку и проведение, численный и персональный состав делегаций, с указанием занимаемых должностей.
Задание 1
Каковы современные тенденции развития этикета. Приведите конкретные примеры таких тенденций
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми как в общественной, так и в семейной жизни. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные и прочие отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь друг с другом. И здесь очень важная роль придаётся этикету.
Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Современный этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой её исторического развития, национальными традициями и обычаями. Так, например, из Древнего Рима к нам пришёл обычай гостеприимства и хлебосольства. Скандинавы ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом наиболее уважаемым гостям. Народы Кавказа издревле уважительно относятся к старшим по возрасту и к женщине: при появлении пожилого человека все встают, а женщина останавливает схватку мужчин – для этого ей достаточно бросить между дерущимися платок. Всё это является первой предпосылкой развития современного этикета.
По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Так, например, в гостях и тем более на официальных приёмах не принято брать мясо руками, а на пикнике это вполне допустимо.
Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.
К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании. Нередко мы видим людей, которые громко разговаривают или смеются во время спектакля в театре, кинозалах, мешая окружающим; не снимают головной убор при входе в помещение; проявляют излишнее любопытство и назойливость при общении со знакомыми или малознакомыми людьми; допускают грубость и бестактность по отношению к окружающим; не уступают место в общественном транспорте пожилым людям, женщинам. Детям, инвалидам. Так именно такое поведение считается недопустимым в современном этикете, считается позорным для современного человека.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.
Итак этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Задание 2
Как исторически развивалась система норм и требований к форме и содержанию визитной карточки?
«Официальное общение начинается
с обмена визитными карточками»
Жан Сере
Именно с визитных карточек начинается знакомство, и именно они несут в себе некий заряд Вашего "лица". Потому они должны быть легко запоминаемыми, узнаваемыми и индивидуальными. Визитные карточки являются частью имиджа человека, корпоративного стиля; они подчеркивают индвидуальность как отдельно взятого человека, так и всей корпорации (компании, фирмы, торговой точки).
Первоначально визитные карточки назывались визитным билетом.
В XVI-XVII веках визитки уже имели горожане Венеции и Флоренции. Сохранилась гравюра на меди с картины Р.Саганолетто начала XIX века. На ней изображен человек, держащий в руках пачку новеньких визитных карточек, на которых четко видно: "Синьор Симон Пагануцци. Флоренция". Визитки в его руке похожи на крупные игральные карты с закругленными уголками.
Не менее популярны были визитные карточки и во Франции во времена Людовика XIV, где стали репрезентативным аксессуаром, представляя своего хозяина во всем блеске его положения.
Первая печатная визитная карточка Германии относится к 1786 году.
Первые визитки в России появились при Екатерине II. В то время они были изрядно вычурные, с большим количеством растительных орнаментов, гербами владельцев.
Но довольно быстро наступает эпоха минимализма. И отныне визитки становятся лаконичными и простыми: "Пушкинъ" - ни украшений, ни иной информации.
После революции визитные карточки искоренили, объявив буржуазным пережитком. Вновь визитка появилась в СССР, но она уже развивается по правилам "местных буржуазных пережитков". По новым правилам писать фамилию владельца карточки стали впереди имени, в то время как зарубежье оставляли за собой "другие правила". Естественно, это вводило в замешательство многих. Еще одним не мало важным правилом „руской визитки“ стало: одинаковый размер, полный отказ от какой-либо изысканности и пышности.
В то время за границей существовало два вида визитных карточек: вертикальный и горизонтальный. Вертикальная визитка появилась ещё в конце 19 века, а горизонтальная появилась несколько раньше. В СССР же по большинству преобладал горизонтальный формат визитных карточек. Да, в общем-то он и по сей день является основным форматом.
"Второе дыхание" визитных карточек в России началось с бурным развитием экономики в 60-х годах XIX века. Визитки начинают заказывать в типографиях, пишут от руки, рождаются фирменные стили. Первоначально визитные карточки имела "верхушка" власти. Но с приходом демократии "эта роскошь" становится доступной для всех.
А в конце XIX века начинается новый виток украшательства: разные шрифты, цветные бумаги, орнаменты, эмблемы, золочение обрезов, вырубка. Даже специальные конвертики для визиток.
Визитка стала неким кичем в полиграфической индустрии. Вежливое напоминание о владельце карточки сменилось на престижность самой визитки. Начинается новый бум в работе дизайнеров: сделать визитную карточку как можно более индивидуальней, используя новые технологии и креативное мышление.
Вслед за европейскими странами Россия всё более и более осваивает мир визитных карточек и расширяет не только область их применения, но и исполнения, индивидуальности. Например, "двойные" карточки-раскладушки пока ещё редкость, но они начинают встречаться всё чаще и чаще.
Задание 3
В каких служебных ситуациях взаимоотношения руководителя и подчиненного регулируются правилами этикета
Знание правил служебного этикета и умение ими пользоваться важно современному руководителю и потому, что значительная часть его рабочего времени проходит в общении с людьми, причем чаще всего в ситуациях неравного статуса сторон, когда один занимает место руководителя, другой - подчиненного.
Руководитель и подчиненный в межличностных отношениях на службе руководствуются общепринятыми нормами и правилами этикета, которые предполагают взаимную вежливость, понимание и доброжелательность, внимательность и чуткость в отношении к окружающим, стремление к сотрудничеству.
Специфика службы, несимметричность служебных отношений и наличие субординации потребовали выработки специальных правил служебного этикета, которые бы оформляли поведение и взаимоотношения сотрудников в различных конкретных служебных ситуациях, с которыми ежедневно сталкиваются и руководитель, и подчиненный.
Рассмотрим несколько таких служебных ситуаций:
1. Когда руководитель отдаёт распоряжение подчинённому.
Служебный этикет рекомендует избегать формы приказа во всех случаях, когда распоряжение достаточно облечь в форму просьбы. Подчиненные лучше воспринимают поручения в форме просьбы, расценивая ее как проявление стремления к сотрудничеству, основанному на взаимном доверии, веры в способность работника проявить необходимую инициативу и активность при исполнении поручения.
2. Когда руководитель хочет наказать подчинённого.
критика или наказание подчиненного никогда не должны
основываться на непроверенных данных или подозрениях;
при неудовлетворительном качестве выполненной работы, руководитель должен выяснить: кто ее поручил сотруднику; кто и как его при этом инструктировал; каков был контроль. Только после этого может быть установлена степень виновности подчиненного в том, что работа выполнена некачественно;
самое грубое нарушение служебного этикета - публичная критика;
важный аспект этикета - единство требований ко всем сотрудникам;
правила служебного этикета не позволяют руководителю жаловаться на своих подчиненных.
3. Когда руководитель хочет поощрить подчинённого.
чтобы вознаграждение достигло своей цели, оно должно быть конкретным;
поощрение должно следовать непосредственно за успешно завершенной работой, которая заслуживает быть отмеченной;
хороший руководитель заметит и отметит любые успехи подчиненных, независимо от степени их значимости;
большое значение имеет форма выражения признания успеха подчиненного, правильно и вовремя найденное слово;
публичное поощрение в присутствии коллег, уважение которых для человека особенно важно, часто оказывается более ценным, чем материальное вознаграждение.
4. Когда руководитель хочет уволить подчинённого.
никогда не следует начинать разговор о предстоящем увольнении перед выходными днями или праздниками.
нельзя проводить подобный разговор прямо на рабочем месте увольняемого, в присутствии сослуживцев
сообщение о предстоящем увольнении не должно передаваться через третьих лиц.
Также к служебным ситуациям, которые должны регулироваться правилами этикета, относится совещание.
Демократизация всех сфер управленческой деятельности актуализирует такую форму делового общения, как совещание, общий настрой, деловитость и конструктивный характер которого определяется не только организационными талантами руководителя, но и его культурой, тактом, знанием правил поведения.