Этикет в профессиональной деятельности сотрудников МВД

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 21:46, реферат

Краткое описание

Современное российское общество нуждается в твердой духовной опоре для проведения преобразований в политической, экономической и правовой сферах. В этих условиях возрастает значение морально-этических принципов и норм, остающихся неизменными в течение многих веков. Среди нравственных качеств человека наиболее значимыми всегда считались доброта и порядочность, честность и добросовестность, надежность, чувство долга, честь и достоинство.
Для сотрудников органов внутренних дел эти понятия не просто высокие слова, а суть профессионального Кодекса чести, закрепленная в нормативных документах, служебных традициях МВД России, международных нормах поведения полицейского.

Оглавление

Введение
1. Понятие и история этикета
2. Нормы и принципы профессионального этикета
3. Общие правила поведения сотрудников полиции
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Рефират по психологии.docx

— 38.12 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Понятие и история  этикета

2. Нормы и принципы  профессионального этикета

3. Общие правила поведения  сотрудников полиции

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Любая профессия предъявляет к людям, избравшим ее, определенные моральные требования. Общество всегда предъявляло наиболее высокие требования к сотрудникам органов внутренних дел.

Современное российское общество нуждается в твердой духовной опоре для проведения преобразований в политической, экономической и правовой сферах. В этих условиях возрастает значение морально-этических принципов и норм, остающихся неизменными в течение многих веков. Среди нравственных качеств человека наиболее значимыми всегда считались доброта и порядочность, честность и добросовестность, надежность, чувство долга, честь и достоинство.

Для сотрудников органов внутренних дел эти понятия не просто высокие слова, а суть профессионального Кодекса чести, закрепленная в нормативных документах, служебных традициях МВД России, международных нормах поведения полицейского. В повседневной деятельности сотрудника полиции важное место принадлежит культуре поведения на службе и в быту, умению вести себя в соответствии с нормами этикета, правилами хорошего тона, то есть - адекватно обстановке. Каждого человека, особенно сотрудника полиции, оценивают не только по профессиональным качествам, но и по внешнему виду, манере держаться, говорить, слушать собеседника.

Не следует забывать, что авторитет закона в значительной степени зависит от авторитета сотрудников органов правопорядка, людей, олицетворяющих закон, от их профессионального мастерства и нравственных качеств, знания профессионального этикета и умения проявлять такт и корректность, уважительное отношение к гражданам. Надев форму сотрудника органов внутренних дел, человек становится своеобразным символом Закона и Государства, поэтому его сугубо личные представления о добре и зле, благородстве и подлости, верности и предательстве превращаются почти в дело государственной важности.

В современном обществе образ сотрудника органов внутренних дел противоречив. Он имеет свои исторические корни и социально-психологические предпосылки.

В настоящее время существует необходимость изменить сложившийся шаблон восприятия сотрудника органов внутренних дел России, создать согласие и взаимопонимание между обществом и сотрудником ОВД. Способствовать осуществлению данной задачи во многом будет знание и соблюдение сотрудником органов внутренних дел профессионального этикета.

  1. Понятие и история этикета

Каждое общество имело свою теорию морали и на ее основе разрабатывало подобающие своему времени и нравам правила приличия и обхождения с людьми. Для практической реализации таких правил и предназначен этикет. Если мораль, фигурально выражаясь, это общая нравственная стратегия, то этикет предоставляет тактические рекомендации должного поведения в тех или иных условиях.

Этикет (от франц. - ярлык, этикетка) - это установленный порядок поведения где-либо, или, иными словами, свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения человека к другим людям. Имеется в виду обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда (стиль и соответствие).

Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона - это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты. Вторая сторона - эстетическая - свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.

Слова «этика» и «этикет» в русском языке так близки по написанию и произношению, что невольно напрашивается мысль об их общности по смыслу. Некоторая смысловая общность между ними действительно есть.

Этикет по своей этимологии (но не по содержанию!) не имеет с этикой ничего общего - их созвучие случайно. Термин «этика» имеет в своей основе древнегреческое слово ethos, обозначающий обычай, характер, образ мыслей. Что касается термина «этикет», то он произошел от старофранцузского глагола estiquer, в своем первоначальном значении включал свод правил, определявших форму и порядок поведения при дворе монарха для его приближенных.

Многие правила этикета нельзя выполнить без осознания цели, постановки перед собой конкретных задач, выбора средств достижения, иногда довольно продолжительных действий и анализа результатов нравственного поступка.

Правила поведения, формировавшиеся в процессе истории человечества, всегда были практически обоснованными. Их целесообразность зависела и зависит от вопроса - в чью пользу, кому выгодно? За время долгого развития человечества многие правила изменились, дополнились, многие вообще исчезли, часть же сохраняется традиционно, неизменно уже столетия, а может быть, и тысячелетия.

Еще древние греки учили человека самостоятельно мыслить, различать добро и зло, красивое и безобразное. Они считали, что единство доброго и прекрасного отражает гармонию человека; его поступки должны быть красивыми и добродетельными.

Большое внимание этикету уделялось уже во времена европейского Возрождения. Высшая знать и дворянство, своеобразно соревнуясь, скрупулезно выполняли правила своего этикета, особо почитая красоту внешнего поведения и некоторую небрежность, изящество и снисходительность к слабым, умение вести светскую беседу.

Первыми руководствами по поведению были «Манеры за столом» и составленная в 1204 г. испанцем Петрусом Альфонсом «Дисциплина клерикалис». За ними следовали книги о правилах поведения. Так, в Гамбурге в 1716 г. была издана книга с обстоятельным названием «Обычаи для вежливой и приличной беседы и жизни, для обхождения с высокими благородными лицами, себе подобными и женщинами, а также обучающие женщин умелому обхождению».

 В истории русской  общественной мысли проблемам  этики и этикета всегда уделялось  большое внимание. Начиная с одного  из первых русских философов - Иллариона в XII в., через все последующие века - период Древней Руси, затем Нового и Новейшего времени - они входили важной составной частью в философские произведения, летописи, былины, народные сказания и другие памятники духовной культуры. Особенностью этической мысли на Руси являлось обоснование духовности в качестве определяющей характеристики личности, почитание таких внутренних нравственных свойств, как храбрость, честность, патриотизм, здравый смысл, скромность и непритязательность в быту и др. Формирование этих внутренних качеств личности достигалось путем соответствующего воспитания и сопрягалось с практическими делами, непосредственным поведением и результатами деятельности. На Руси было немало князей, царей, крупных политических деятелей, мыслителей и проповедников, ученых и т.д., которые вошли в историю как духовные наставники, просветители, поборники морали: Владимир Святославович, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, декабристы, революционные демократы, которые очень многое сделали для укрепления и формирования духовно-нравственных устоев в обществе.

Общепринятые нормы поведения всегда занимали важное место в формировании духовной культуры на Руси. Так, уже в XII в. в «Поучении» Владимира Мономаха отражены многие внешние правила и нормы поведения молодых княжичей. «Молчи при старших, слушай премудрых, имей любовь со сверстными твоими и меньшими; научись языка воздержанью, ума смиренью; вставай до солнца, как мужи добрые делают, не ленись, ибо леность всем порокам мать; ленивый, что умел, то забудет, а что не умел, вовсе не научится».

 Конечно, и общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил поведения, обогащению культур. Мир становился теснее. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте.

Нужно отметить, что в наше время многие из этих правил носят буквально традиционный характер, и их практическая ценность весьма сомнительна. Например, поднимаясь по лестнице, мужчина идет впереди женщины - требование, которое диктовалось длинным, достигающим пола женским платьем и свечным освещением, так как мужчина нес подсвечник, и на платье можно было легко наступить. Таким образом, и теперь, отчасти по традиции, мужчина поднимается по лестнице впереди женщины и спускается позади.

У европейских народов принято при приветствии пожимать друг другу руку.Сегодня эта традиция истолковывается как свидетельство уважения. А поводом для этого обычая служила другая причина: миролюбивость, подтверждение мирных намерений. «Вытянутая и открытая правая рука должна была подтвердить, что в ней нет оружия: камня, ножа и пр. Если другая сторона была также мирно настроена, следовало непроизвольное рукопожатие - приветствие».

Ту же мысль на Востоке арабы выражали скрещиванием рук на груди, туркмены засовывали руки в длинные рукава, у китайцев при поклоне руки свисали свободно по сторонам.

Национально-психологические особенности каждого народа наложили свой отпечаток на требования этикета. То, что принято в одной стране, может вызвать недоумение в другой; то, что считается приличным у одних народов, оказывается недопустимым у других. Правда, в последние годы наблюдается значительное сближение правил этикета, принятых в разных странах, в направлении европейских правил хорошего тона, что особенно заметно в деловой практике, тем не менее национальный колорит в поведении людей постоянно присутствует.

У разных народов разные обычаи. Различия обусловливаются историческими и местными условиями, характером народа и другими факторами. Поэтому неприемлемо навязывать обычаи одного народа другому. Уважая народ, мы должны уважать и его традиции.

Нет ничего бессмысленнее, чем возвести правила вежливости в догму, которой нужно было бы приносить в жертву личные благородные чувства, хороший вкус, естественное удобство и разумное, никому не мешающее благополучие. Нашему обществу должна быть присуща вежливость, вытекающая из сердечности и доброжелательности.

Однако такой вежливости и правил поведения, которые остаются этикетом и ограничиваются лишь хорошими манерами, нам недостаточно. Правила поведения нужно соблюдать осмысленно, в зависимости от ситуации, места и времени. Серьезную помощь в построении правильной линии поведения человека может оказать осознанное следование «золотому правилу» нравственности. Формулировка «золотого правила» нравственности следующая: (Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали к тебе.

  1. Нормы и принципы профессионального этикета

Полицейская служба сложна и многогранна. Она всегда проходит на глазах у людей, в общении с ними и нередко связана с вторжением в сферу человеческих отношений, чувств, эмоций. Поэтому каждый сотрудник обязан отлично знать свое дело и обладать чертами, которые помогли бы ему при всей строгости и решительности действий сохранять в чистоте свое высокое назначение. Первостепенное значение имеют такие качества, как вежливость, скромность, выдержка, такт, взаимное уважение, дисциплинированность, готовность в любой момент прийти на помощь, умение выслушать критические замечания в свой адрес и без обиды исправить допущенную ошибку.

Культура и этика полицейского труда проявляются в разных формах: в умении рационально организовать свой рабочий день и настойчиво осуществлять все намеченные мероприятия (последовательность), грамотно составлять служебные документы (компетентность), правильно излагать свои мысли (эрудированность).

Приветливо здороваться, благодарить, внимательно выслушивать гражданина, предупредительно относиться к женщинам и старшим по возрасту, уметь искренне извиниться при какой-либо неловкости - все это не требует особенных усилий и напряжения, но является обязательным во взаимоотношениях с людьми. Такие качества изначально воспитываются в семье, в последующем - развиваются и совершенствуются в коллективе.

Сотрудникам полиции необходимо стремиться к тому, чтобы высокая культура и строгое соблюдение законности стали их отличительной чертой. Для населения образ сотрудника органов внутренних дел должен быть неотделим от представлений о лучших человеческих качествах.

Хорошо известно, что сотруднику приходится иметь дело чаще всего с особым контингентом людей, преступивших закон или нарушивших общественный порядок. И здесь недопустимы две крайности. Первая - благодушие, непонимание того, что в отношении социально опасных элементов применяются разнообразные меры принуждения, вплоть до оружия и специальных средств. Вторая крайность - это излишняя подозрительность, придирчивость, недоверие к любому провинившемуся или оступившемуся человеку. При таком подходе к делу легко вообразить, что подавляющее большинство населения - это потенциальные правонарушители. Поэтому сотрудник полиции всегда должен умело сочетать меры убеждения, общественного воздействия и принуждения - это одно из определяющих требований к правоохранительной деятельности. Наряду с применением мер наказания, предусмотренных законами, необходима настоящая и серьезная забота о профилактике преступлений.

Информация о работе Этикет в профессиональной деятельности сотрудников МВД