Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 00:17, дипломная работа
Этика – (учение о морали, нравственности) – система норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанность по отношении друг к другу. Появление проф. этики по времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Проф. этика развивалась на основе обобщенной практики поведения каждой профессиональной группы. Проф. этика конкретизирует общие моральные и требования применительно к своеобразию соответствующей профессии.
1. Понятие, сущность и принципы профессиональной этики
2. Понятие, сущность, принципы делового этикета
3. Этикетная атрибутика
4. Этикетные формы поведения на официальных встречах и приемах
5. Корпоративная культура: философия, этика, этикет и имидж фирмы.
6. Этические качества, необходимые работнику сферы обслуживания
7. Этические нормы руководства коллективом. Этикет руководителя
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ
1. Понятие, сущность и принципы профессиональной этики
2. Понятие, сущность, принципы делового этикета
3. Этикетная атрибутика
4. Этикетные формы поведения на официальных встречах и приемах
5. Корпоративная культура: философия, этика, этикет и имидж фирмы.
6. Этические качества, необходимые работнику сферы обслуживания
7. Этические нормы руководства коллективом. Этикет руководителя
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ
1. Понятие, сущность и принципы профессиональной этики
Этика – (учение о морали, нравственности) – система норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанность по отношении друг к другу. Появление проф. этики по времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Проф. этика развивалась на основе обобщенной практики поведения каждой профессиональной группы. Проф. этика конкретизирует общие моральные и требования применительно к своеобразию соответствующей профессии.
Проф. этика базируется на понятиях проф.долга, фиксирующего служебные обязанности человека и проф.чести, отражающего место и роль данной профессии в жизни общества. Предполагается поэтому, если человек честно выполняет свой проф. долг, то его деятельность будет социально ориентирована и может рассматриваться как полезная для общества в целом. С точки зрения современной этики в основе проф. этики лежит принцип гуманизма, т.е. любая деятельность имеет смысл тогда, когда она имеет в виду благо человека. Это то общее, что заключено в проф. морали. В тоже время в различных сферах деятельности существуют специфические требования тике поведения участников.
Так этика в сфере обслуживания содержит следующее:
культура общения, честность;
недопустимость круговой поруки, протекционизма.
Основными принципами является ответственность перед клиентами, перед коллегами и обществом.
В заключении отметим, что в современной России ряд профессионально-этических требований зафиксирован в специальных кодексах, что отражает возрастающую роль морально-нравственного регулирования в российском обществе.
Общество во все времена различало понятия добра и зла, т.е. именно определенную мораль. Историей развития этих понятий занимается этика. В центре этики стоит мораль, т.е. система нравственных отношений между людьми в обществе.
Различают этику общечеловеческую (универсальную) и профессиональную.
Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Т.е. профессиональная этика – это кодекс поведения, которые представляется наилучшими с точки зрения выполнения работником своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере. Этика деловых отношений является профессиональная этика, регулирующей систему отношений является проф. эт., регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса.
Основными базовыми моральными ценностями является: честность, уважение, самоконтроль, искренность. И наоборот, жестокость относится к недостаткам.
Основным принципом, составляющим основу этики деловых отношений является так называемый «золотой стандарт»: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству и к клиентам таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе». Это правило особо актуально для туристской индустрии, поскольку туристский бизнес – непрерывный процесс общения, контакта с людьми.
Вообще, принципы – это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.
Принципы деловой этики:
«Золотое правило»;
Справедливость при наделении сотрудников необходимыми для работы ресурсами (денежные, материальные);
Требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того кто и когда оно было допущено;
Принцип максимума прогресса (действие сотрудника этично, если способствует развитию организации с моральной точки зрения);
Принцип минимум прогресса (наоборот);
Толерантность (терпимость к традициям, моральным устоям других организаций);
Равнопризнание как коллективных, так и индивидуальных мнений в принятии решения;
Не следут бояться иметь свое мнение при решении любых служебных вопросов;
«Никакого насилия» (принуждения);
Этические стандарты должны внедряться в жизнь только с помощью непрекращающихся усилий со стороны руководства и сотрудников;
Необходимость стремиться к бесконфликтности и т.д.
Эти принципы служат основанием для выработки каждым сотрудником собственной личной этической системы.
2. Понятие, сущность, принципы делового этикета
Этикет (от французского) – означает манеру поведения.
Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего появления отношения к людям.
Современный деловой этикет заключается в умении приспособиться к конкретной жизненной ситуации, не утрачивая своего социального статуса.
Деловой этикет регламентирует поведение людей на службе, в общественных местах и на улице, на различного рода официальных мероприятиях – приемах, переговорах.
В деловом этикете существует много правил, которые надо обязательно выполнять. Например: правила застольного этикета.
Зачем надо соблюдать деловой этикет?
Для того, чтобы не нести ощутимые материальные потери в бизнесе, не утратить свое лицо в деловом мире, чтобы составить и поддерживать о себе благоприятное впечатление, вырваться вперед и сохранить лидерство.
Существует ряд принципов делового этикета
правила делового этикета одинаковы для мужчин и для женщин ( в отличии от светского этикета);
с каждым человеком, с которым имеешь дело в бизнесе, надо всегда обращаться уважительно;
если в общении у кого-то из партнеров возникают какие-то неловкости или трудности, то другой партнер обязательно должен помочь ему выйти из положения.
Таким образом, обходительность и такт, внимательность, получение и оказание помощи – основные черты делового этикета для всех – и для мужчин и для женщин.
Есть и другие принципы:
все в бизнесе всегда делается в свое время (не опаздывать, предупреждать);
умейте хранить технологические, кадровые и другие секреты юр. или физ. лица, на которое работаете, и умейте хранить подробности своей лично жизни;
думайте не только о себе;
деловой человек должен говорить и писать грамотным языком;
одежда и обувь должны подбираться со вкусом и соответствовать деловой моде;
относитесь к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к вам;
не забывать о вежливых словах.
Сделаем вывод, что деловой этикет – важнейшая сторона профессионального поведения делового человека. Знание этикета – необходимое деловое качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.
На работе и в быту человек постоянно сталкивается с повторяющимися стандартными ситуациями (приветсвие, телефонный звонок, прощание).
Для них вырабатываются формы и правила поведения сотрудников туристского предприятия по отношению к клиентам и основы взаимоотношений всего персонала между собой.
Принципы делового этикета:
Здравый смысл (экономия рабочего времени, обеспечение порядка на предприятии, поддержание организованности персонала);
Свобода (свободное выражение мнения);
Этичность;
Удобство;
Целесообразность (каждое требование соответствует цели);
Экономичность;
Непринужденность;
Эффективность и т.д.
Использование принципов деловой этики является экономически выгодным и оказывает значительное влияние на повышение эффективности деятельности туристского предприятия. Сотруднику тур. фирмы незнание этикета может обойтись и потерей уважения со стороны коллег, лишением заработной платы и даже увольнением в зависимости от того, кому и как он нагрубил. А при учете, что контингент клиентов солидных тур. фирм – это чаще всего люди богатые и влиятельные, возможно VIP, то в этих условиях становится самой острой и насущной необходимостью не только знать и применять правила делового этикета, но и быть в нем мастером.
3. Этикетная атрибутика
В структуре активного общения входит не только словесное общения и формулы, не только жесты, мимика и т.д., но и некоторые вещи из предметного окружения человека, что дает основание говорить об этикетной атрибутике. Выделяют 2 группы вещей, приобретающие этикетный смысл; не предназначенные специально для этого (элементы одежды) и собственно этикетные вещи (цветы, подарки, визитки). Умение пользоваться этикетной атрибутикой все многообразных проявлениях, умение прочитывать этикетный язык вещей не просто придает человеку, но и позволяет ему чувствовать себя более свободным в различных ситуациях. Одежда… Цветы …
В современной деловой жизни визитка – обязательный атрибут. Функции визиток:
представление деловых партнеров;
подтверждение заинтересованности в последующих деловых контактах;
информирование о фирме (деятельности);
осуществление деловых контактов между партнерами (при сопровождении подарка, цветов …).
Стандартная визитка – размер 5´9, плат. бум. В России с одной стороны русский текст, с другой – английский. Указывается фамилия, имя, должность, служебный телефон, факс, телефон секретаря.
Когда отправляют кому-то визитку, то в левом нижнем углу пишется буквами обозначение повода, по которому она послана:
PP – чтобы представить
PF – чтобы поздравить (PFNA – с Новым годом)
PR – чтобы поблагодарить
PPC – «проститься»
Перегиб угла визитки, говорит о том, что лично присутствовал, но приема не состоялось.
Этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете). К этикетной атрибутике относятся прежде всего одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.
Визитная карточка
До недавнего времени визитные карточки в нашей стране считались прерогативой дипломатов и высоких должностных лиц. Но в последнее время этот полезный обычай получает все более широкое распространение.
История использования визитных карточек достаточно глубока, но к настоящему времени сложились определенные общепринятые нормы их применения. В основе их лежит простое понимание, что ваша визитная карточка это то, что остается у вашего знакомого, собеседника, делового партнера после очной или заочной встречи с вами. Карточка должна не только содержать те сведения, которые вы хотели бы о себе оставить, но и содействовать сохранению у вашего партнера того имиджа, к созданию которого вы стремитесь.
В современной практике используются деловые, личные и семейные визитные карточки. Встречаются случаи и комбинированных визитных карточек, содержащих как служебные, так и личные данные о ее владельце.
Как правило, визитная карточка это прямоугольный кусок белого полуплотного картона хорошего качества, на котором типографским способом четко и красиво отпечатаны ваши фамилия, имя и (как правило) отчество наряду с другими сведениями, которые вы хотите о себе сообщить. Четких правил в отношении размеров визитных карточек нет, но обычно у мужчин они могут быть несколько больше, чем у женщин скажем, 90х50 мм и 80х40 мм (в Великобритании визитные карточки женщин больше, чем у мужчин). Визитная карточка молодой девушки может быть еще меньше как правило 70х35 мм. Визитные карточки больших размеров постепенно выходят из практики с распространением специальных альбомов для их хранения. Следует подумать о том, чтобы карточка имела стандартный размер, и ее не пришлось подгибать или подрезать.
Общие требования к шрифту визитных карточек заключаются в том, что он должен быть легко читаем. Имя, как правило, выделяется легко читаемым полужирным шрифтом слегка большего размера. Не рекомендуется использовать сложные готические или декоративные шрифты. Нужно быть осторожным с использованием курсивного начертания шрифтов, особенно, если у вас редкая или труднопроизносимая фамилия или же речь идет о карточке на иностранном языке.
Как правило, визитная карточка должна иметь черный текст на белом фоне, напечатанный поперек карточки без каких-либо рамок или завитушек. В последнее время типографии предлагают широкую гамму цветных карточек, карточек на пластмассе или даже на коже, но нормы строгого этикета не рекомендуют далеко отходить от черно-белой гаммы. Предпочтительней сосредоточиться на выборе отменного качества бумаги, которая может быть слегка тонирована, иметь сатинированную поверхность. Необходимо избегать и глянцевой поверхности карточек. Цветные и необычные карточки пока остаются уделом художников, типографов, а также коммивояжеров, работников служб сервиса и рекламных агентов. Черная рамка на визитной карточке допускается в знак траура.
Деловые визитные карточки это неотъемлемый атрибут современного делового общения. Первое представление, как правило, начинается с обмена визитными карточками.
Деловая визитка может содержать указания на звание или титул, сферу ответственности в рамках организации, номера телефона (телефонов), факса, телекса, электронной почты. Если сменился телефон, то можно аккуратно вписать новый номер, зачеркнув старый. Зачеркивать и вписывать новое наименование должности считается дурным тоном следует позаботиться о том, чтобы как можно скорее заказать новые визитные карточки.
Деловая визитная карточка без адреса также не соответствует нормам этикета (исключение составляют дипломаты и высшие государственные должностные лица). Если меняется адрес, и еще неизвестны новые телефоны, то лучше указать официальный адрес организации, телефон секретариата или канцелярии.
В случае, если организация имеет несколько филиалов, то на деловых визитных карточках ее представителей могут быть указаны несколько адресов.
Разновидностью деловой и личной визитки является комбинированная визитная карточка, где наряду со служебным адресом (в левом нижнем углу) указывается и домашний адрес (в правом нижнем углу). Такие карточки уместны для научных и творческих работников, которые часто работают дома. Женщины, как правило, не указывают на таких карточках свой домашний адрес, ограничиваясь номером телефона.
Визитные карточки широко используются для выражения добрых чувств, поздравлений, соболезнований и т.д.