Понятие о профессиональной психологии, этике, этикете

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:27, реферат

Краткое описание

Что такое психология? Есть несколько определений этого понятия: “Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности”, “Наука о закономерностях, развитии и формах психической деятельности человека”. Психика — это особенности характера, душевный склад человека. Коммерческая психология — это профессиональная психология, означающая психическую деятельность человека в коммерческой среде.

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

Введение.

Понятие о профессиональной  
психологии, этике, этикете

Рассмотрим  эти дефиниции.

Что такое  психология? Есть несколько определений  этого понятия: “Наука о закономерностях  развития и функционирования психики  как особой формы жизнедеятельности”, “Наука о закономерностях, развитии и формах психической деятельности человека”. Психика — это особенности характера, душевный склад человека. Коммерческая психология — это профессиональная психология, означающая психическую деятельность человека в коммерческой среде.

Успех деятельности коммерсанта зависит  не только от его общей профессиональной подготовки, но и от знания коммерческой психологии.

Коммерческая  психология для продавца — это  умение учитывать психологию покупателя на всех этапах торгового обслуживания: учитывать мотивы, причины и цели, которыми руководствуются покупатели при приобретении товара: индивидуальные, половые, возрастные, национальные и другие особенности спроса; психологические особенности воздействия торговой рекламы; психология моды как фактора, влияющего на спрос и предложение.

Коммерческая  психология предполагает умение произвести благоприятное впечатление на партнера, поставщика, покупателя и т. д. К понятию  психологии близко примыкают понятия  этики, этикета.

Этика — система норм нравственного поведения человека или принципы его нравственного поведения.

Профессиональная  этика — система норм нравственного  поведения в какой-либо профессиональной среде (группе). Эти нормы нравственного  поведения человека могут включать честность, обязательность, благородство, верность данному слову и др.

Среди христиан получила широкое распространение  христианская этика — не убий, не укради, не лги и т. д. Эти нормы  получили отражение в христианских заповедях, которым должен следовать  каждый истинный христианин.

Психические процессы как форма деятельности

Психические процессы – общее название ощущений, восприятий, приспособлений, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Все  они участвуют в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков умений всей личности. Ориентировка в обстановке, практическое использование средств деятельности основывается на работе психических процессов, особенно мышления. Психические процессы взаимосвязаны: не будь понятия, не было бы и представления и воображения. Представление необходимо для создания новых образов. Осмысление информации способствует ее запоминанию. Внимание включается в познавательные процессы, повышает их эффективность: ощущения становятся более отчетливыми, восприятие более точным, улучшаются память, мышление. Тесно связаны между собой мышление и речь. Понятие существует благодаря слову. Речевое оформление мысли центрирует ее и уточняет. Мышление и речь влияет на протекание ощущений, восприятия, памяти и других процессов: восприятие становится осмысленным и контролируемым, память – логической и управляемой, воображение – более глубоким, творческим.

Всякое  действие человека исходит из тех  или иных мотивов направляется на определенную цель; оно разрешает  ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему. Оно вбирает в себя, таким образом, всю работу сознания и всю полноту непосредственного переживания. Каждое самое простое человеческое действие – реальное физическое действие человека – является неизбежно вместе с тем и каким-то психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям. Стоит только попытаться обособить переживание от действия и всего того, что составляет его внутреннее содержание, - мотивов, целей, ради которых человек действует, задач, которые его действия определяют, отношения человека к обстоятельствам, из которых рождаются его действия, - чтобы переживание неизбежно исчезло вовсе. Жизнью подлинных больших переживаний живет только тот, кто занят непосредственно не своими переживаниями, а реальными, жизненно значимыми делами, - и обратно – подлинные, сколько-нибудь значимые в жизни человека деяния всегда исходят из переживания. Переживание рождается из поступков, в которых завязываются и завязываются отношения между людьми, - как и сами поступки, особенно такие, которые становятся существенными обстоятельствами в жизни человека, рождаются из переживаний.

Переживание – и результат и предпосылка  действия, внешнего или внутреннего. Взаимопроникая и питая друг друга, они образуют подлинное единство, две взаимопереходящие стороны единого целого – жизни и деятельности человека. Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство. Движимый каким-нибудь влечением, человек будет действовать иначе, когда он осознает его, т. е. устанавливает объект, на который оно направлено, чем действовал, пока он его не осознал. Сам факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания, а тем самым ее течение и характер; деятельность перестает быть простой совокупностью реакций на внешние раздражители среды; она по-иному регулируется; закономерности, которым она подчиняется, выходят за пределы одной лишь физиологии.

Объяснение  деятельности требует раскрытия  и учета типологических закономерностей. С другой стороны, анализ человеческой деятельности, показывает, что самая  осознанность им неосознанности того или иного действия зависит от отношений, которые складываются в ходе самой деятельности. В ходе деятельности действие осознается, когда частичный результат, который им достигается, превращается в прямую цель субъекта, и перестает осознаваться, когда цель переносится дальше и прежнее действие превращается лишь в способ осуществления другого действия, направленного на более общую цель: по мере того как более мелкие частные задачи приобретают относительную самостоятельность, действия, на них нацеленные, осознаются; по мере того как они вбираются в более обширные задачи, действия, на них направленные, выключаются из сознания, переходя в подсознательное. Таким образом, сознание включается и выключается в зависимости от отношений – между задачами и способами их осуществления; - которые складываются в самом процессе деятельности. Сознание не является внешней силой, которая извне управляет деятельностью человека. Будучи предпосылкой деятельности, сознание вместе с тем и ее результат. Сознание и деятельность человека образуют подлинное единство.

Сознательное  действие – это не действие, которое  сопровождается сознанием, которое  помимо своего объективного обнаружения  имеет еще субъективное. Сознательное действие отличается от неосознанного  в самом своем объективном обнаружении. Акт человеческой деятельности – это сложное образование, которое не будучи только психическим процессом, выходя за пределы психологии в область физиологии, социологии и т. д. внутри себя включает психологические компоненты. Учет этих психологических компонентов является необходимым условием раскрытия закономерностей поведения. Наша психология включает в область своего изучения определенный, а именно психологический аспект или сторону деятельности или поведения. Путь нашей психологии не может заключатся в том, чтобы вернуться к изучению психики, оторванной от деятельности, существующей в замкнутом внутреннем мире. Психология не изучает поведение в целом, но она изучает психологические особенности деятельности. Наше понимание деятельности, психологические особенности которой изучает психология, при этом так же радикально отличается от механического понимания поведения, как наше понимание психики от ее субъективно-идеалистической трактовки.

Единство  сознания и поведения, внутреннего  и внешнего бытия человека раскрываются для нас в самом их содержании. Таким образом, единство сознания и деятельности или поведения основывается на единстве сознания и действительности или бытия, объективное содержание которого опосредует сознание, на единстве субъекта и объекта. Одно и тоже отношение к объекту обуславливает и сознание и поведение, одно – в идеальном, другое – в материальном плане. Этим в самой основе своей преодолевается основной картезианский дуализм (1; с. 21-24).

Психические процессы, как уже было сказано выше включают в себя: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, речь, внимание, воля.

Ощущение  – это познавательный психический  процесс, отражение отдельных признаков  и свойств предметов, явлений, непосредственно  воздействующих на органы чувств. Ощущение – предпосылка для создания образов, их познания. Ощущение – это, во-первых, начальный момент сенсомоторной реакции; во-вторых, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприятия.

Первоначально учение об ощущениях возникло и развивалось  в философии как часть теории познания. Согласно сложившейся традиции, в философии термин Ощущение трактовался  широко, охватывая все явления  чувственного отражения, включая и  восприятие. Уже в V в. до н. э. Гераклит и Протагор рассматривали Ощущение в качестве источника человеческого познания. А Вунд различал Ощущение и Восприятие, при этом восприятие понималось как комплекс ассоциативно связанных ощущений.

Ощущения  разнообразны и включают следующие виды: зрительные. Обонятельные, вкусовые, болевые, осязательные, температурные, вибрационные. Особенно важны зрительные. Через глаз мы получаем примерно 80% об окружающем нас мире. Быстрота возникновения разных ощущений после начала воздействия неодинакова: осязательного – 0,09 с, слухового – 0,12 с, зрительного – 0,15 с. Отсюда следует, что звуковой аварийный сигнал будет воспринят несколько быстрее, чем световой. Все ощущения имеют некоторые особенности. Во-первых, наличие определенных границ и возможностей. Ощущения – пороговые. Нижний – абсолютный порог. Ощущение характеризует минимальную воздействия. Существует также порог различения близких между собой воздействий и верхний (абсолютный) порог, измеряемый такой максимальной силой воздействия, при которой еще сохраняются ощущения. Пороги характеризуют уровень развития чувствительности: чем он ниже, тем выше чувствительность.

Во-вторых, адаптация – изменение чувствительности в процессе приспособления к действующему воздействию. Дынные состояния легко  пронаблюдать, например, при переходе из темного помещения в светлое, и наоборот. Сильные воздействия понижают чувствительность. Так, нормальная чувствительность слухового анализатора после резких звуков восстанавливается через несколько минут и даже часов.

В-третьих, взаимовлияние ощущений, например, слуховые влияют на зрительные, и наоборот, болевые на двигательные и т. д.

Ощущения  поддаются тренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью  физкультуры и спорта. Различение близких звуков может улучшить слуховые ощущения.

Восприятие  – это непосредственное отражение  предметов, явлений или процессов  окружающего мира. Это субъективный образ предмета, процесса или явления, непосредственно воздействующего  на анализатор или систему анализаторов. Иногда термином восприятие обозначается так же система действий, направленных на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения (3; с. 55; 6; с. 33).

Все филогенетическое развитие чувствительности свидетельствует  о том, что определяющим в процессе развития чувствительности по отношению к тому или иному раздражителю является его биологическая значимость, т. е. связь с жизнедеятельностью, с поведением, с приспособлением к среде. Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Восприятие предметов и людей, с которыми ему приходится иметь дело, условий в которых протекает его деятельность, составляет необходимую предпосылку осмысленного человеческого действия. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает; он часто активно вбирает установку, которая обеспечивает адекватное восприятие предмета; воспринимая, он, таким образом, производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом. Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и сознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество, как свойство определенного предмета. Восприятие предмета предполагает со стороны субъекта не только наличие образа, но и определенной действенной установки, возникающей лишь в результате довольно высоко развитой тонической деятельности (мозжечка и коры).

Восприятие  не только связано с действием, с деятельностью – и само оно специфическая познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств предмета. Восприятие – это форма познания действительности. Процесс восприятия включает в себя познавательную деятельность, «прощупывания», обследования, доставляемых нашими органами чувств под воздействием внешних раздражений, действующих в данный момент. Попытка оторвать восприятие от ощущения явно несостоятельна. Но восприятие вместе с тем и не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличающимся от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, и – в известном смысле – также чувства и эмоции. Поскольку восприятие не сводится к простой механической сумме или агрегату ощущений, определенное значение приобретает вопрос о структуре восприятия, т. е. расчлененности и специфической взаимосвязи его частей. В силу этой расчлененности и специфической взаимосвязи частей воспринимаемого оно имеет форму, связанную с его содержанием, но и отличную от него. Форма в восприятии обладает некоторой относительной независимостью от содержания (1; с. 225-233).

Память  – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта (2; с. 247).

Память  обеспечивает накопление впечатлений  об окружающем мире, служит основой  приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека и развития его психики. Память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности. Физиологической основой памяти является образование временных нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться под влиянием различных раздражителей (И. Павлов). Различают основные процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, восстановление (7; с. 247).

Воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Воображение – это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделяется из «царства» животных. В психологии существует традиция рассматривать воображение в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает идущее от И. Канта понимание воображения, как всеобщего свойства сознания. Воображение детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и других процессов, констатируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов. Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете. Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотношение всеобщего и идентичного на чувственном опыте уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Воображение не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов воображения состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно. Ведущим механизмом воображения служит перенос какого либо свойства объекта. В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Иногда выделяют также воссоздающее и творческое воображение. Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. Воображение включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности (2; с. 55-56).

Информация о работе Понятие о профессиональной психологии, этике, этикете