Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:32, курсовая работа
Целью представленной работы является подробная характеристика получения взятки и взяточничества в целом. Исходя из поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи
1. обобщение, анализ и развитие ряда положений науки уголовного права применительно ко взяточничеству;
2. определение уголовно-правового понятия взяточничества;
3. раскрытие элементов и признаков составов преступлений получения и дачи взятки.
Введение
Глава 1. Общая характеристика преступности, связанной с взяточничеством
1.1 Причины возникновения и условия распространения взяточничества
1.2 Проблемы противодействия взяточничеству
Глава 2. Понятие и признаки взяточничества в законодательстве Российской Федерации
2.1 Анализ объективных признаков получения и дачи взятки
2.2 Анализ субъективных признаков получения и дачи взятки
2.3 Квалифицированные виды данных преступлений
Глава 3. Взяточничество в системе коррупционных преступлений
3.1 Отграничение взяточничества от коммерческого подкупа
3.2 Другие проблемы квалификации
Заключение
Список литературы
Пункт «в» ч. 4 ст. 290 УК устанавливает
ответственность за получение взятки,
совершенное с вымогательством.
В соответствии с п. 15 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ №6 от 10.02.00
г., вымогательство означает требование
должностным лицом взятки под
угрозой совершения действий, которые
могут причинить ущерб законным
интересам взяткодателя, либо умышленное
поставление последнего в условия,
при которых он вынужден дать взятку
с целью предотвращения вредных
последствий для его
Исходя из дефиниции вымогательства,
данного в Постановлении
Анализ правоприменительной
Верховным судом республики Бурятия, действия (бездействие) инспекторов дорожно-патрульной службы А. и Н. были квалифицированы по п. «а, в» ч. 4 ст. 290 УК. Как установлено судом, преступление было совершено при следующих обстоятельствах. А. и К, находясь при исполнении служебных обязанностейостановили грузовую автомашину, с целью проверки документов на перевозимый груз. Установив, что водитель В. перевозит лом цветного металла без соответствующих документов, с целью получения взятки, потребовали от него деньги в сумме 2000 рублей, за недоставление его в районный отдел внутренних дел для выяснения обстоятельств законности приобретения и перевозки указанного груза. В обеспечение получения взятки, А.и Н. незаконно потребовали и изъяли без составления надлежащих документов, водительские права С.
При таких обстоятельствах, действия (бездействие) виновных, неверно квалифицированы судом, как получение взятки путем вымогательства. Материалами уголовного дела установлено, что А. и Н. потребовали передать им водительское удостоверение, для обеспечения получения ими взятки, поскольку у С. денег с собой не было, и он должен был передать оговоренную сумму, после того как реализует перевозимый металл. Таким образом, А. и Н. не требовали передать им взятку под угрозой совершения незаконных действий в отношении С. В материалах уголовного дела отсутствует указание на данное обстоятельство, а соответственно отсутствует и основание, для вменения рассматриваемого признака.
Как представляется, признаки вымогательства усматриваются в действиях (бездействие) К. и С Бюллетень Верховного суда республики Бурятия за 2000 г. Уголовное дело №14-00-1039//ЭБД Кодекс.
Следует отметить, что подобного рода ошибки, довольно часто встречаются в следственной и судебной практике, в связи с чем, уяснение признаков, характеристик, которые определяют содержание вымогательства, при получении взятки, является объективной предпосылкой его надлежащего понимания.
Фактически вымогательство предмета взятки может осуществляться в двух формах:
В форме активного и настойчивого требования передачи предмета взятки;
В форме пассивного ожидания предмета взятки от лица, умышленно и неправомерно поставленного в условия, при которых оно вынуждено передать вознаграждение.
Требование может
Угрозу злоупотребления
Угрозу бездействием, т.е. недобросовестным отношением должностного лица к своим обязанностям, в той ситуации, когда он обязан действовать в интересах лица, подвергшегося вымогательству, однако умышленно не делает этого.
Исходя из всего вышесказанного, вымогательство предмета взятки следует определять, как требование лица, выполняющего служебные функции в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, передачи ему предмета взятки, под угрозой совершения незаконных действий, создающих угрозу причинения вреда правам и законным интересам лица, в отношении которого совершается вымогательство, равно под угрозой несовершения действий по восстановлению его нарушенных прав либо их предотвращению, при условии, если такие действий (бездействия) входят в служебные полномочия взяткополучателя либо оно может им способствовать в силу занимаемого служебного положения. С учетом приведенной трактовки, целесообразно было бы дать легальное определение вымогательства в примечании к ст.290 УК РФ.
Вымогательство, как квалифицирующий признак получения взятки, на наш взгляд, имеет определенную специфику, позволяющую выделить его в качестве самостоятельного состава преступления.
Рассмотрение указанной
Часть 1 ст. 290 УК, представляет собой
основной состав преступления. В нем,
как об этом уже было сказано ранее,
закреплены общие условия, которые
определяют границы, рамки в пределах
которых, взятка только и может иметь
место. В этом и состоит его
основное назначение, позволяющее отграничивать
данный состав от других преступных деяний.
Так, например, в случае получения
денег или ценных бумаг должностным
лицом, при обстоятельствах, которые
не вписываются в смысл и
В этой связи, анализируя диспозицию ч. 1 ст. 290 УК, в частности, можно сделать вывод о том, что взятка, может быть получена как «добровольно», т.е. без применения мер понуждения в отношении лица ее передающего, так и с их применением, т.е. путем вымогательства. Именно такой смысл вытекает из ее содержания. Цитируя фрагмент диспозиции ч. 1 исследуемой стати, в части: «Получение взятки должностным лицом...» и далее по тексту, обоснованно можно заключить, что вышеуказанные способы, варианты получения взятки, безусловно, могут и имеют место быть. Поскольку обстоятельства, которые указывали бы на не достоверность такого вывода, в диспозиции статьи отсутствуют и не вытекают из ее сущности. Более того, если бы сказанное выше, не соответствовало смыслу взятки, условиям ее характеризующим, то следовало бы такой квалифицирующий признак, как вымогательство, исключить из содержания статьи.
В этой связи, необходимо отметить, что
квалифицирующим признакам
В п. «в» ч. 4 ст. 290 УК предусматривается
ответственность за вымогательство
взятки. Наличие указанного квалифицирующего
признака, в структуре рассматриваемой
статьи, с учетом вышесказанного, органично
вписывается в ее содержание. Между
тем, законодателем конкретно
Таким образом, исходя из буквального толкования ч. 4 статьи 290 УК РФ, можно сделать вывод о том, что вымогательство взятки коррелирует только с ч.ч. 1,2,3. При этом взаимосвязь данного квалифицирующего признака с иными отягчающими обстоятельствами, размещенными в ч. 4 анализируемой статьи, с точки зрения возможности совершения вымогательства взятки, например, группой лиц по предварительному сговору, не представляется возможной. На практике, указанный выше пример совершения преступления, квалифицировался бы, соответственно по п. «а» и по п. «б» ч. 4 ст.290 УК. То есть, в данном случае лицам, совершившим преступление, вменялись бы такие составы преступления, как получение взятки группой лиц по предварительному сговору, и получение взятки путем вымогательства. Последнее обстоятельство не вызывает сомнений. Исходя из изложенного выше, можно сделать следующие выводы:
· -на практике в абсолютном большинстве случаев, что составляет 97% от изученных нами уголовных дел, взятка получается именно за незаконное поведение должностного лица. При этом, в структуре последних 80% составляют уголовно наказуемые деяния, что наглядно демонстрирует повышенную общественную опасность деяний сопряженных с получением взятки и вместе с тем подчеркивает особую социальную значимость борьбы с данным негативным явлением.
· определение высшей судебной инстанцией незаконных действий является некорректным. Характеристика посягательств, совершенных при отягчающих обстоятельствах, должна происходить в направлении, заданном основным составом преступления, в рамках которого собственно и дается определение того, что необходимо понимать под взяткой. В связи с чем предложено внести изменения в постановление пленума «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», в части трактовки незаконных действий, как находящихся в рамках служебных полномочий, но реализуемых с нарушением установленного законом порядка.
· степень общественной опасности основного состава преступления и квалифицированного, предусмотренного ч. 2 ст. 290 УК, являются идентичными. Указание в законе на действия (бездействия) совершаемые должностным лицом за взятку характеризует лишь только обстановку совершения преступления, определяет условия при которых взятка возможна. В этой связи, целесообразно исключить получение взятки за незаконные действия из числа отягчающих обстоятельств, предусмотрев данное положение в диспозиции ч. 1 ст. 290 УК.
· анализ содержания постановления
пленума «О судебной практике по делам
о взяточничестве и коммерческом
подкупе» позволяет констатировать,
что взятка может быть получена как
за преступное деяние, так и за иное
правонарушение, при этом названные
противоправные деяния реализуются
в форме злоупотребления
· Взятку следует считать полученной по предварительному сговору группой лиц, если в совершении преступления участвовали два или более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления, с использованием своего служебного положения;
· В организованную группу могут входить лица и не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. Указание на возможность участия в организованной группе лиц, не являющихся должностными, не придает способность последним быть соисполнителями преступления, а лишь подчеркивает высокую степень сплоченности ее участников;
· В случае получения взятки, в
такой ситуации, при которой, исполнителем
преступления, является одно должностное
лицо, а остальные сообщники
· К признакам, отличающим организованную группу от группы лиц по предварительному сговору, при получении взятки, необходимо отнести, прежде всего, следующие: в состав организованной группы могут входить лица, не являющиеся должностными; для совершения преступления ее участники заранее объединяются, а не договариваются, что предполагает значительную степень их сплоченности; создается для совершения одного или нескольких преступлений; устойчивость, более высокая степень организованности, распределение ролей среди участников, наличие организатора и руководителя;
Целесообразность наличия
Информация о работе Взяточничество в системе коррупционных преступлений