Взяточничество в системе коррупционных преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является подробная характеристика получения взятки и взяточничества в целом. Исходя из поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи
1. обобщение, анализ и развитие ряда положений науки уголовного права применительно ко взяточничеству;
2. определение уголовно-правового понятия взяточничества;
3. раскрытие элементов и признаков составов преступлений получения и дачи взятки.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общая характеристика преступности, связанной с взяточничеством
1.1 Причины возникновения и условия распространения взяточничества
1.2 Проблемы противодействия взяточничеству
Глава 2. Понятие и признаки взяточничества в законодательстве Российской Федерации
2.1 Анализ объективных признаков получения и дачи взятки
2.2 Анализ субъективных признаков получения и дачи взятки
2.3 Квалифицированные виды данных преступлений
Глава 3. Взяточничество в системе коррупционных преступлений
3.1 Отграничение взяточничества от коммерческого подкупа
3.2 Другие проблемы квалификации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Взяточничество.docx

— 150.42 Кб (Скачать)

5. Предложение, получение согласия  на передачу взятки, а также  ее испрашивание признаются заслуживающими  уголовного наказания по Конвенции,  уголовно наказуемы эти действия  и по действующему российскому  уголовному закону. Правда, по международному  акту достаточно осуществить  указанные действия и преступление  считается оконченным, а по УК  РФ такие действия, если они  переросли то, что называется  в теории обнаружением умысла  Аснис А.Я. К вопросу о ратификации  Конвенции Совета Европы "Об  уголовной ответственности за  коррупцию" и ее реализация  в УК РФ // Российский адвокат. 2010. N 4//www.elbrary.ru.

Не может быть квалифицировано  как покушение на дачу или получение  взятки либо на коммерческий подкуп высказанное  намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно  пользоваться услугами материального  характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения  никаких конкретных действий не предпринимало: п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6.Отметив  сходные начала в понимании взяточничества и активного (пассивного) подкупа, укажем на отличия:

1. Предмет преступления по Конвенции  включает выгоды не только  имущественного, но и неимущественного  характера.

"Незаконные преимущества", предоставляемые  должностному лицу, могут согласно  Конвенции выражаться "в виде  разнообразных выгод и услуг  неимущественного характераАснис  А.Я. К вопросу о ратификации  Конвенции Совета Европы "Об  уголовной ответственности за  коррупцию" и ее реализация  в УК РФ // Российский адвокат. 2010. N 4//www.elbrary.ru., что не предусматривается  нормами о взяточничестве УК. Не является, к примеру, взяткой  предоставление должностному лицу  в нарушение очередности профсоюзной  путевки на курорт за выполнение  им действий в интересах организатора  отдыха или иных лиц, когда  услуга оплачивается им в полном  объеме. Заметим также, что ограничение  предмета дачи и получения  взятки по российскому законодательству  имущественным предоставлением  соответствует понятию "коррупция", содержащемуся в п. 1 ст. 1 ФЗ от 25 декабря 2008 г. "О противодействии  коррупции".

2. Получателями выгоды согласно  Конвенции могут быть любые  физические и юридические лица, а по УК - только должностное  лицо и лица, чье материальное  положение ему не безразлично  (близкие лица).

Согласно международному законодательству действия должностного лица будут преступны, если незаконные преимущества получит  не только он сам или лица, чье  материальное положение ему небезразлично, но и вообще любое иное, в том  числе и юридическое, лицо. Например, желая помочь бездомным, лицо использует свои функции в интересах лица, предоставляющего им помощь. Таким  образом, Конвенцией предусматривается  такой вариант деяния, когда получение  должностным лицом незаконного  преимущества непосредственно и  возможность получить его через "своих лиц" не требуется. Можно  сказать, что ответственность согласно Конвенции должна быть предусмотрена  странами-участниками и за бескорыстное коррупционное поведение Аснис  А.Я. К вопросу о ратификации  Конвенции Совета Европы "Об уголовной  ответственности за коррупцию" и  ее реализация в УК РФ // Российский адвокат. 2010. N 4 // www.elbrary.ru.

Согласно позиции международного законодателя наличие возможности  принять должностным лицом одно из решений о судьбе незаконного  преимущества: личного (в том числе  для "своих лиц") или не личного (в пользу третьих лиц) характера - должно быть признано преступлением  странами-участниками Яни П.С. В борьбе с коррупцией эффективны только репрессии // Российская юстиция. 2001. №7. С. 15//www.elibrary.ru. Вместе с тем взгляд российского законодательства на содержание корыстного мотива при получении взятки разделяется и в науке. Б. Волженкин, как и некоторые другие юристы, исследующие признак корыстного мотива в основном применительно к квалификации хищений, понимал его как желание виновного получить в результате изъятия имущества материальную выгоду для себя, либо для соучастников, либо для близких ему лиц. Применительно же ко взяточничеству ученый писал, что при обогащении указанных третьих лиц удовлетворяется корыстный интерес самого взяточника, а потому "принятие с ведома должностного лица незаконного вознаграждения за соответствующее его поведение членами семьи данного должностного лица или иным близким ему лицом, о материальном благополучии которых он считает себя обязанным проявить заботу, образует оконченное взяточничество Волженкин Б.В. Служебные преступления [Электронной ресурс] / Б.В. Волженкин.- М.: Юристъ, 2009-С.102-104 / www.lib-sfu.ru. Российский Уголовный кодекс в трактовке соответствующих его норм правоприменителем и теорией уголовного права требует для квалификации содеянного по соответствующей статье умысел должностного лица на обогащение или получение имущественных выгод лично, а также предоставление такой возможности лицам, чье материальное положение ему не безразлично Талапина Э.В. Комментарий к законодательству Российской Федерации о противодействии коррупции. М., 2010: //СПС "Консультант Плюс. Представляется, что несоответствия между положениями сравниваемых нормативных актов подлежат устранению в пользу международного законодательства, тем более что замечаний и оговорок при ратификации Конвенции Российская Федерация не заявляла и не вносила Федеральный закон от 25 июля 2006 г. "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию// ЭБД Кодекс..

Проводимые в настоящее время  процессы модернизации в правоохранительной и образовательных системах вселяют  надежду на повышение эффективности  и улучшение качества столь важных для каждого члена общества сфер. Цель проводимых реформ, как сказал Президент РФ Д.А. Медведев на Всероссийском  координационном совещании руководителей  правоохранительных органов 21февраля 2011 г., - сделать так, чтобы правоохранительная система «…стала современной, более  надёжной и, естественно, в большей  степени ориентированной на защиту наших граждан от беззакония и  коррупции» Медведев Д. Выступление  на Всероссийском координационном  совещании руководителей правоохранительных органов [Электронный ресурс]. -URL: http://special.kremlin.ru/news/10397(по состоянию на 6.04.2011 г.). Коррупционная преступность является наиболее тревожной социально-правовой проблемой, требующей более активной, решительной и непрерывной борьбы со всеми ее проявлениями. Преступления, связанные со взяточничеством, традиционно относятся к числу коррупционных.

Глава 2. Понятие и признаки взяточничества в законодательстве Российской Федерации

2.1 Анализ объективных  признаков получения и дачи  взятки

Точное определение границ объективной  стороны определенного вида преступления (иными словами - рамок объективной  стороны состава преступления) имеет  существенное значение для правильной уголовно-правовой квалификации деяния. В первую очередь это касается применения положений таких уголовно-правовых институтов как оконченное и неоконченное преступление, соучастие в преступлении Хабаров С.И.Рамки объективной  стороны состава преступления получение  взятки/ С.И. Хабаров//Вестник Тюменского университета,2011,№2//www.elibrary.ru

Прослеживая взаимосвязь объекта  и объективной стороны, В.Н. Кудрявцев  подчеркивал, что последняя характеризует  «...главным образом внешние формы  процесса посягательства на охраняемый законом объект» Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступлений./ В.Н. Кудрявцев.- М.: Норма-Пресс, 2008.- С. 18.(Антология уголовного права) и определяется через содержание общественных отношений, поставленных под охрану. Раскрытие содержания объекта получения взятки следует начинать с определения его места в системе общественных отношений, поставленных под охрану гл. 30 УК РФ, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере реализации государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Вопрос о соотношении видового объекта должностных преступлений с объектами конкретных составов данной главы в литературе всегда решался неоднозначно. Например, Б.В. Волженкин Волженкин Б.В. Служебные преступления [Электронной ресурс] / Б.В. Волженкин.- М.: Юристъ, 2009-С.103 / www.lib-sfu.ru утверждает, что взяточничество, как и другие должностные преступления, посягает на нормальную деятельность государственного аппарата. Однако указанное широкое толкование не дает основы для разграничения состава получения взятки с другими, входящими в гл. 30, и даже может привести к ненадлежащей квалификации и неправильному назначению наказания.

Объект преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, характеризует, прежде всего, нормальное состояние взаимоотношений  между должностным лицом, выступающим  в роли посредника между государством, с одной стороны, а также физическими  и юридическими лицами - с другой. При этом данное свойство следует  рассматривать как процесс, обеспечиваемый надлежащим поведением перечисленных  выше субъектов. Непосредственным объектом получения взятки являются общественные отношения, составляющие основу организации  и деятельности государственного аппарата, а также основанная на законе деятельность государственного аппарата и авторитет  органов власти и управления. Дискредитируя  государственную службу и службу в органах местного самоуправления, получение взятки побуждает чиновника  к совершению иных преступлений и  правонарушений, связанных с его  служебной деятельностью Волженкин  Б.В. Служебные преступления [Электронной  ресурс] / Б.В. Волженкин.- М.: Юристъ, 2009-С.106 / www.lib-sfu.ru Учеными установлено: общественная опасность взяточничества заключается в том, что оно открывает «дополнительные каналы для достижения других, самых разнообразных преступных замыслов» Гаухман Л.Д. Законодательное обеспечение борьбы с коррупцией // Журнал российского права. 2000. №12. -С. 4//www.elibrary.ru

Л.Д. Гаухман отмечает: «Втянутые  в коррупцию люди не способны добросовестно  исполнять свои прямые обязанности, честно руководствоваться законными, нормативными актами, интересами дела. Их больше волнует корысть, баснословные гонорары»82. Извлечение должностным лицом незаконной материальной выгоды из своего служебного положения порождает его ангажированность, смещает ориентиры и ценности в деятельности чиновника, который уже не может служить надежным инструментом и опорой установленной законом системы власти. Гаухман Л.Д. Законодательное обеспечение борьбы с коррупцией // Журнал российского права. 2000. №12. -С. 4//www.elibrary.ru

Предмет преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, - взятка Квициния А.К. Должностные преступления. / А.К. Квициния - М.: Росс, право, 2002.- С. 182//www.elibrary.ru. Закон определяет взятку как «деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера», получаемые должностным лицом лично или через посредника за «действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе». Именно установление факта получаемой взятки позволяет говорить и о наличии преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ.

Из определения, содержащегося  в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» можно выделить следующие признаки взятки Постановление  Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. №6 «О судебной практике по делам  о взяточничестве и коммерческом подкупе»//ЭБД Кодекс:

1.имущественный характер выгоды;

2.незаконность ее предоставления;

3.предоставление такой выгоды  за совершение действий (бездействия), связанных с использованием служебного  положения должностного лица;

4.получение ее должностным лицом.

Важнейшее значение для квалификации имеет материальный характер взятки, который, собственно, и обеспечивает ее универсальную«востребованность», а также способность оказывать  влияние ни служебное поведение  должностного лица. У получающего  взятку чиновника возникают обязанности  перед взяткодателем вследствие оплаты последним выгодного для  себя направления служебной деятельности мздоимца. «Оказание должностному лицу услуг нематериального характера за совершение или не совершение им по службе тех или иных действий (например, дача, устно или печатно, благоприятного отзыва о его работе, вступление в половую связь и т.д.) не может рассматриваться как взяточничество. Волженкин Б.В. Служебные преступления [Электронной ресурс] / Б.В. Волженкин.- М.: Юристъ, 2009-С.102-104 / www.lib-sfu.ru

Если в качестве предмета взятки используются материальные ценности и  вещи, оборот которых в Российской Федерации запрещен или ограничен, это ставит в обязанность правоприменителю дополнительно квалифицировать  взяточничество по совокупности с преступлениями, предусмотренными статьями УК РФ, которыми установлена ответственность за их незаконный оборот. Подобной точки  зрения придерживаются ученые, исследующие  вопросы ответственности за должностные  преступления Ляпунов Ю.И. Ответственность за взятку./ Ю.И. Ляпунов- М.: Норма -Пресс,2009- С. 16

Когда предметом взятки являются предметы, изъятые из оборота, то содеянное  квалифицируется по совокупности с  преступлением, представляющим собой  незаконный оборот соответствующих  предметов. Так, если предмет взятки - драгоценные металлы, содеянное  следует квалифицировать по ст.ст. 290 и 191 УК РФ. Такая квалификация достаточна при условии, что в обязанности  должностного лица не входит осуществление  контроля за оборотом вышеназванных  предметов. В случаях, если взяткополучатель является должностным лицом, в обязанности  которого входит контроль за оборотом предметов, изъятых из оборота, то содеянное  необходимо дополнительно квалифицировать  по ст. 285 и 286 УК РФ, поскольку взяткодатель совершает еще и злоупотребление  должностными полномочиями и превышение власти. Здесь обязанности должностного лица определяются его служебными полномочиями и связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности  О судебной практике по делам о  злоупотреблении властью или  служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге: Постановление  Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. //ЭБД Кодекс

В качестве взятки может рассматриваться  только незаконное вознаграждение. Например, премирование должностного лица вышестоящим  начальником за хорошую работу и  в соответствии с действующим  законодательством не может рассматриваться  в качестве взятки Однако следует  учитывать, что в качестве взятки могут рассматриваться имущественные  выгоды, незаконно предоставляемые  и от имени государственных, муниципальных  органов и организаций (например, глава местной администрации  за счет средств муниципального образования  незаконно предоставляет квартиру следователю за прекращение уголовного дела в отношении своего родственника).

С другой стороны, взятка может быть дана не только в интересах частных  лиц, но и в «интересах» государственных  и муниципальных организаций (например, руководитель государственного учреждения дает взятку должностному лицу вышестоящего органа за разрешение оказывать платные  услуги населению). Пленум Верховного Суда в п. 12 Постановления от 10 февраля 2000 г. в связи с этим разъяснил: «Должностное лицо либо лицо, выполняющее  управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику  для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей  организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей  части статьи 291 УК РФ как исполнитель  преступления, а работник, выполнивший  его поручение, - как соучастник дачи взятки». Ляпунов Ю.И. Ответственность за взятку./ Ю.И. Ляпунов- М.: Норма -Пресс,2009- С. 19; Пленум Верховного Суда в п. 12 Постановления от 10 февраля 2000 г//ЭБД КодексОбъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, выражается в получении должностным лицом взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Состав преступления - формальный. Взяточничество, как и любые другие преступления, поражает объект - охраняемые уголовным законом общественные отношения. Тем самым взяточничество причиняет вредные последствия в виде нарушения нормальной деятельности государственного аппарата и подрыва авторитета государственной и муниципальной власти. Однако данные последствия остаются за рамками состава преступления и не характеризуют его объективную сторону. Сама неизбежность этих последствий позволила законодателю сконструировать состав взяточничества как формальный, избавив правоохранительные органы от лишней бюрократической работы.. Подтверждение такой позиции законодателя можно найти в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда от 10 февраля 2000 г. Верховный Суд РФ в указанном Постановлении разъяснил: «Дача взятки... а равно ее получение должностным лицом... считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.

Информация о работе Взяточничество в системе коррупционных преступлений