Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:32, курсовая работа
Целью представленной работы является подробная характеристика получения взятки и взяточничества в целом. Исходя из поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи
1. обобщение, анализ и развитие ряда положений науки уголовного права применительно ко взяточничеству;
2. определение уголовно-правового понятия взяточничества;
3. раскрытие элементов и признаков составов преступлений получения и дачи взятки.
Введение
Глава 1. Общая характеристика преступности, связанной с взяточничеством
1.1 Причины возникновения и условия распространения взяточничества
1.2 Проблемы противодействия взяточничеству
Глава 2. Понятие и признаки взяточничества в законодательстве Российской Федерации
2.1 Анализ объективных признаков получения и дачи взятки
2.2 Анализ субъективных признаков получения и дачи взятки
2.3 Квалифицированные виды данных преступлений
Глава 3. Взяточничество в системе коррупционных преступлений
3.1 Отграничение взяточничества от коммерческого подкупа
3.2 Другие проблемы квалификации
Заключение
Список литературы
Применительно к российским условиям,
имеющиеся пробелы, несовершенство,
а также противоречивый характер
нормативных актов, недостаточная
правовая грамотность граждан создают
большой потенциал для
4. Неэффективность институтов
Анализ российского
Об актуальности решения спорных
вопросов при квалификации получения
взятки говорит также и то, что,
по мнению ученых-правоведов, для устранения
причин, способствующих распространению
взяточничества, представляется необходимым,
среди прочего, определение не только
пределов полномочий должностных лиц,
но и однозначное понимание
В настоящее время Россия переживает
период сильнейших экономических и
социальных преобразований, поэтому
особенно остро ощущаются пробелы
в действующем
Взяточничество, хотя и приобрело в современных условиях беспрецедентные размеры и проявляется в новых формах, уходит корнями в древность, в связи с чем представляется не только интересным, но и необходимым проследить основные вехи формирования на законодательном уровне ответственности за преступление, являющееся наиболее распространенной и опасной формой должностного преступления. Оценка взяточничества как вредного, а впоследствии и общественно опасного деяния стала складываться в отечественном уголовном праве еще в период феодальной раздробленности.
В период образования русского централизованного государства появляется запрет сулить, просить и принимать посулы. Такое запрещение содержится в статьях Судебника 1497 года. Однако ни в одной статье мы не находим уголовного наказания за эти действия, хотя, конечно следует учитывать новизну и значимость этих норм. Этот недостаток был исправлен в Судебнике 1550 года (ст.ст. 3-5, 8-11, 32, 33, 39, 42, 53, 74), где впервые упоминается наказание за взятки. Российское законодательство Х-ХХ веков, Т. 3. М.: Юрид. лит, 1988. -С. 102-104 Следует отметить, что в это время взяточничество приобретает особый размах за счет действующей на Руси системы кормления, при которой наместники содержались за счет населения. При этом преступлением признавалось в основном получение «посулов» при отправлении правосудия и превышение должностными лицами (кормленщиками) установленных центральной властью пошлин, т.е. «лишка» Российское законодательство Х-ХХ веков, Т. 3. М.: Юрид. лит, 1988. -С. 103-106. Вместе с тем было предусмотрено наказание за ложное обвинение должностных лиц в превышении взимаемых пошлин (лихоимстве).
Продолжателем борьбы со взяточничеством стал Петр I. Именно при нем появились в русском законодательстве термин и понятие «лихоимство». Этим термином именовалось получение любого рода посулов (взяток), а также незаконные поборы с населения. Указ от 24 декабря 1714 г. запрещал чиновникам иметь иное вознаграждение за свой труд, кроме жалования. Таким образом, лихоимство объявлялось преступным деянием. Было ужесточено наказание за взятки, вплоть до политической и даже смертной казни. Особо суровое наказание за взяточничество содержалось в Артикуле воинском Петра I от 26 апреля 1715 г. - в виде смертной казни. Торопов В.С. Ответственность за взяточничество в Российской империи / В.С. Торопов // Вопросы права,2009,№5, - С65-66 // www.elibrary.ru.
Позднее, в период правления Екатерины II, и, далее, Александра I, был замечен рост наблюдаемого явления, в связи с чем был издан ряд указов, усиливающих ответственность за данное преступление, а также меняющих положение чиновников. Следующим важным шагом на пути совершенствования законодательства об ответственности за взяточничество стало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 года Торопов В.С. Ответственность за взяточничество в Российской империи / В.С. Торопов // Вопросы права,2009,№5, - С65-66 // www.elibrary.ru
Следующим важным шагом на пути совершенствования законодательства об ответственности за взяточничество стало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 года где в главе «О мздоимстве и лихоимстве» под общим понятием лихоимства объединены: незаконные поборы (под видом государственных податей); вымогательство; взятки. Следует констатировать, что определение этих понятий в законе отсутствует, но учеными были предприняты попытки установить их путем толкования судебной практики. При этом введение ответственности за мздоимство - вознаграждение является новеллой Уложения40. К достоинствам Уложения следует отнести и определение конструкции состава взяточничества (как формального). Также в Уложении впервые введена уголовная ответственность взяткодателей и посредников. Наказуемость дачи взятки устанавливало также принятое в 1903 г. Уголовное Уложение. Его принципиальным отличием стало включение впервые в диспозиции статей о взяточничестве общего понятия служащего, при этом акцент в понимании служащего сделан на некоторых видах должности, а не на общих ее признаках. Следует особо обратить внимание на казуистичность, присущую Уложению, которая приводила не только к излишним повторам, дублированию и мелочной детализации, но и к существенным пробелам в законе (закон, карая лихоимство - подкуп и мздоимство - вознаграждение, оставлял безнаказанным лихоимство - вознаграждение Торопов В.С. Ответственность за взяточничество в Российской империи / В.С. Торопов // Вопросы права, 2009, №5, - С65-66 // www.elibrary.ru
Дальнейшее развитие законодательства в интересующей нас части пришлось на советский период. Первым законодательным актом советского государства, непосредственно направленным на борьбу со взяточничеством, был декрет СНК РСФСР от 8 мая 1918 года «О взяточничестве» Волженкин Б.В. Ответственность за взяточничество по российскому уголовному законодательству второй половины 19-го - начала 20-го века // Правоведение. 1991. №2. С. 67
Его значение в следующем: во-первых,
Декрет значительно расширил круг лиц
-субъектов получения взятки, определив
его лицами, «состоящими на государственной
или общественной службе»; во-вторых,
установил уголовную
Эти два декрета послужили хорошей
базой для подготовки первого
советского Уголовного кодекса, введенного
в действие 1 июня 1922 г., где выделялась
целая глава «Должностные (служебные)
преступления». В первую очередь
здесь заслуживает внимания определение
должностного лица, а также уточнение,
что должностными лицами признаются
не только постоянные, но и временные
работники соответствующих
УК РСФСР 1926 г. также заслуживает
внимания следующее обстоятельство
- взяткополучатели ни при каких
условиях не освобождаются от ответственности,
в отличии от взяткодателей и
посредников Волженкин Б.В. Взя
Во второй половине XX в. российское
уголовное законодательство подверглось
заметным изменениям. В 1960 г. был принят
новый Уголовный кодекс РСФСР, внесший
определенные изменения в нормы
об ответственности за должностные
преступления. В частности, при определении
понятия должностного лица был сделан
акцент не на месте его работы, а
на выполняемых функциях (представителя
власти, организационно-
Подводя итог сказанному, следует
отметить, что в России становление
законодательства об уголовной ответственности
за взяточничество прошло ряд этапов,
каждый из которых характеризуется
конкретными историческими
1.2 Проблемы противодействия взяточничеству
Россия ратифицировала несколько
международных соглашений о противодействии
коррупции, а именно: Конвенцию Совета
Европы об уголовной ответственности
за коррупцию (далее - Конвенция) от 27 января1999
г. (ратифицирована ФЗ от 25 июля 2006 г. и
вступила в силу для России 1 февраля
2007 г.); Конвенцию ООН против транснациональной
организованной преступности от 15 ноября
2000 г. (ратифицирована с заявлениями
ФЗ от 26 апреля 2004 г. и вступила в
силу для России 25 июня 2004 г.); Конвенцию
ООН против коррупции от 31 октября
2003 г. (ратифицирована ФЗ от 8 марта 2006 г.
и вступила в силу для России 8
июня 2006 г.) Талапина Э.В. Комментарий
к законодательству Российской Федерации
о противодействии коррупции. М.,
2010: // СПС "КонсультантПлюс.. В преамбуле
Конвенции СЕ говорится о необходимости
проведения общеевропейской уголовной
политики, сориентированной на защиту
общества от коррупции, включая принятие
соответствующего законодательства и
профилактических мер. В частности,
Конвенцией СЕ рекомендуется скорейшее
осуществление Программы
Информация о работе Взяточничество в системе коррупционных преступлений