Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:32, курсовая работа
Целью представленной работы является подробная характеристика получения взятки и взяточничества в целом. Исходя из поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи
1. обобщение, анализ и развитие ряда положений науки уголовного права применительно ко взяточничеству;
2. определение уголовно-правового понятия взяточничества;
3. раскрытие элементов и признаков составов преступлений получения и дачи взятки.
Введение
Глава 1. Общая характеристика преступности, связанной с взяточничеством
1.1 Причины возникновения и условия распространения взяточничества
1.2 Проблемы противодействия взяточничеству
Глава 2. Понятие и признаки взяточничества в законодательстве Российской Федерации
2.1 Анализ объективных признаков получения и дачи взятки
2.2 Анализ субъективных признаков получения и дачи взятки
2.3 Квалифицированные виды данных преступлений
Глава 3. Взяточничество в системе коррупционных преступлений
3.1 Отграничение взяточничества от коммерческого подкупа
3.2 Другие проблемы квалификации
Заключение
Список литературы
В противном случае, когда речь
идет о действиях никак не связанных
со служебным положением должностного
лица, не представляется возможным
посягательство, описанное выше, не
подвергается преступному воздействию
общественные отношения, находящиеся
под охраной ст. 290 Уголовного кодекса.
Поэтому, собственно о взятке можно
говорить лишь в случаях использования
должностным лицом своих
Некорректное определение
Гражданин Б., являясь лесничим лесхоза обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК, за то, что он получил от гражданина М., осуществлявшего незаконную порубку леса, взятку в виде денег, за несоставление протокола о выявленном правонарушении и несообщении об обнаруженном лесонарушении руководству лесхоза. При этом, в силу своих служебных полномочий, он обязан был выполнить, указанные выше действияАрхив Красноярского краевого суда 2009 г. Уголовное дело №60-99-37
Таким образом, суд ошибочно понял под незаконными, такие действия, которые в соответствии с регулирующими деятельность должностного лица нормативными актами, находятся за пределами его полномочий
Аналогична ситуация имела
место в следующем случае. Гражданин
А., являясь старшим преподавателем
государственного учебного заведения,
получил взятку от гр. Щ., в виде денег,
за проставление зачета по предмету «Анатомия
человека», без фактической сдачи
соответствующей предмета. В резолютивной
части приговора, суд указал, что
действия А., правильно квалифицированы
по ч. 1 ст. 290 УК, поскольку такие действия,
входят в его служебные полномочия Арх
С учетом изложенного выше, представляется, что суд допустил ошибку в юридической оценке поведения гр. А. Последним, безусловно, были совершены действия, которые входили в его компетенцию, но с нарушением установленного законом порядка. При таких условиях, его действия следовало бы квалифицировать по ч. 2 ст. 290 УК, как получение взятки за незаконные действия
Основываясь на вышесказанном необходимо
заключить, что определение незаконных
действий, данное высшей судебной инстанцией,
в ранее рассмотренном
Ситуация имеет место и в
отношении состава получения
взятки за незаконные действия. Указание
в ч. 2 ст. 290 УК на незаконный характер
действий совершаемых за взятку, определяет
лишь только обстановку совершения преступления,
обозначает условия, при которых
взятка возможна. Подобный уровень
общественной опасности, свойствен
и для основного состава
Таким образом, основываясь на вышесказанном,
можно сделать вывод о том,
что степень общественной опасности
квалифицирующего обстоятельства предусмотренного
ч. 2 ст.290 УК, идентична основному
составу преступления, закрепленному
в ч.1 ст. 290 УК. Следовательно, выделение
в качестве квалифицирующего признака,
получение взятки за незаконные действия,
является нецелесообразным. В связи
с чем, предлагается исключить данное
обстоятельство, из числа отягчающих
степень вины. При этом, закрепленное
в ней положение следует
Что касается практической реализации
самих действий (бездействий) за взятку,
то они требуют дополнительной квалификации,
что в целом соответствует
содержанию Постановления Пленума
Верховного Суда РФ «О судебной практике
по делам о взяточничестве и коммерческом
подкупе», в частности, п. 19 предусматривает,
что: «ответственность за получение
взятки, не исключает одновременного
привлечения к уголовной
Квалифицированный вид преступления,
предусмотренный ч. З ст.290 УК РФ заслуживает
особого внимания. Это, прежде всего,
связано с тем, что субъектом
данного вида преступления, является
должностное лицо, занимающее государственную
должность РФ, государственную должность
субъекта РФ, а равно главы органа
местного самоуправления. Специальные
признаки, которые присущи в
Рассматриваемый квалифицированный
состав образован посредством введения
бланкетного признака, характеризующего
субъекта преступления. Подобное законодательное
определение его, предполагает обращение
к нормам других отраслей права, которое
только и позволяет достоверно уяснить
содержание рассматриваемого квалифицированного
признака. Понятия государственной
должности Российской Федерации
и государственной должности
субъекта Российской Федерации приводятся
в ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25
апреля 2003 г. «О системе государственной
службы в Российской Федерации» Ф
За от 25 апреля 2003 г. «О системе государственной
службы в Российской Федерации»//ЭБД
Кодекс. К ним относятся должности
устанавливаемые Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами (государственные
должности Российской Федерации), конституциями,
уставами, законами субъектов Российской
Федерации (государственные должности
субъектов Российской Федерации) для
непосредственного исполнения полномочий
государственных органов. Закон
к должностям Российской Федерации
относит следующий перечень: Президент
Российской Федерации, Председатель Правительства
Российской Федерации, председатели палат
Федерального Собрания Российской Федерации,
руководители органов законодательной
и исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, депутаты, министры,
судьи и др. Необходимо обратить
внимание на тот факт, что перечень
лиц, которые могут выступать
в качестве субъектов исследуемого
преступления, в Законе «Об основах
государственной службы в Российской
Федерации» определен ориентировочно
и является открытым. Данное обстоятельство
указывает на нестабильность, динамичность,
потенциальную возможность
Уголовный кодекс РФ к субъектам
ч. 3 ст. 290 наряду с вышеперечисленными,
относит главу органа местного самоуправления.
Последний в соответствии со ст.
44 Федерального закона от 12 августа 1995
г. «Об общих принципах
Реализация служебных
В качестве квалифицирующих признаков состава преступления, предусмотренного ч.4 ст.290 УК РФ, указаны совершение преступления группой лиц предварительному сговору или организованной группой, вымогательство взятки, получение ее в крупном размере. Законодательное определение совершения преступления группой лиц по предварительному сговору и организованной группой дается в ст. 35 УК РФ. В частности, ч. 2 ст. 35 УК РФ гласит о том, что: «преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.
В п. 13 Постановления Пленума
Таким образом, исследуемый состав
преступления признается совершенным
группой лиц по предварительному
сговору, если предмет взятки незаконно
принимается по предварительному сговору
между собой двумя или более
должностными лицами за совершение действий
(бездействия) в интересах дающего
или представляемых им лиц. Незаконное
получение материальных ценностей
или выгод имущественного характера
считается совершенным по данному
квалифицирующему признаку, если соглашение
об этом было достигнуто, как минимум,
между двумя субъектами преступления
до того, как один из них уже получил
хотя бы часть незаконного
Виновные должны действовать сообща, как одно целое, заранее договорившись о получении вознаграждения за совершение действий в интересах передающего вознаграждения в связи с полномочиями, относящимися к компетенции соучастников.
Получение каждым должностным лицом
части взятки, является обязательным
признаком рассматриваемого состава
преступления, предусмотренного п. «а»
ч. 4 ст. 290 УК РФ. Исходя из смысла содержания
ч. 2 ст. 33 УК РФ, соисполнительство состоит
в непосредственном участии лица
в совершении преступления вместе с
другими лицами (соисполнителями). Указание
на непосредственное участие в совершении
преступления в данном случае, предполагает
собой то, что лицо, имеющее статус
соисполнителя, отвечает всем необходимым
требованиям, предъявляемым к субъекту
конкретного состава
Исследование их содержания, позволяет заключить, что рассматриваемый квалифицирующий признак может иметь место и в том случае, когда должностное лицо, входящее в состав группы, получая взятку, может и не совершать какие - либо действия (бездействия), вытекающие из его должностного положения, в интересах взяткодателя (или представляемых им лиц). Мы считаем, что при таких условиях, группа взяточников отсутствует. Подобное утверждение соответствует содержанию, п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе и вытекает из его смысла. В нем предусмотрено, что получением взятки группой лиц по предварительному сговору, следует считать получение взятки двумя или более должностными лицами, заранее договорившихся о совместном совершении преступления с использованием своего должностного положения. Следует обратить внимание на оборот речи следующего содержания: «...которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения»1. Анализ фрагмента цитируемого текста, позволяет сделать вывод о том, что необходимость использования своего служебного положения, имеет отношение ко всем должностным лицам образующим группу. В связи с чем, отсутствие возможности использования должностным лицом своего служебного положения, исключает его способность быть членом такой группы или в случае, если от данного лица зависит сам факт существования группы, то наличие таковой вообще. Именно возможность использования должностным лицом своего служебного положения, как соисполнителя, позволяет ему непосредственно осуществить посягательство на объект, поставленный под охрану соответствующей правовой нормы.
Информация о работе Взяточничество в системе коррупционных преступлений