Взяточничество в системе коррупционных преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является подробная характеристика получения взятки и взяточничества в целом. Исходя из поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи
1. обобщение, анализ и развитие ряда положений науки уголовного права применительно ко взяточничеству;
2. определение уголовно-правового понятия взяточничества;
3. раскрытие элементов и признаков составов преступлений получения и дачи взятки.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общая характеристика преступности, связанной с взяточничеством
1.1 Причины возникновения и условия распространения взяточничества
1.2 Проблемы противодействия взяточничеству
Глава 2. Понятие и признаки взяточничества в законодательстве Российской Федерации
2.1 Анализ объективных признаков получения и дачи взятки
2.2 Анализ субъективных признаков получения и дачи взятки
2.3 Квалифицированные виды данных преступлений
Глава 3. Взяточничество в системе коррупционных преступлений
3.1 Отграничение взяточничества от коммерческого подкупа
3.2 Другие проблемы квалификации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Взяточничество.docx

— 150.42 Кб (Скачать)

Получение взятки может выразиться как в действии, так и в бездействии, достаточно сложном по содержанию, которое включает в себя:

принятие взятки должностным лицом  как волеизъявление;

принятие взятки как получение  имущественного блага.

Принятие взятки должностным лицом  как волеизъявление составляет основу объективной стороны взяточничества, которая может быть выполнена  только лично должностным лицом. Выполнение данной части может быть выражено в форме активного или  пассивного согласия должностного лица на получение имущественной выгоды. При этом не имеет значения, является ли данное волеизъявление условием совершения действия, либо представляет собой  реакцию на благодарность взяткодателя за уже совершенное действие (бездействие).

Поскольку принятие взятки как волеизъявление входит в объективную сторону  получения взятки, такое волеизъявление (требование незаконного вознаграждения, выражение согласия его принять) даже при отсутствии каких-либо действий, направленных на передачу предмета взятки, представляется правильным квалифицировать  как действия, непосредственно направленные на получение взятки, т.е. как покушение  на получение взятки (особенно это  очевидно в случае, когда взяткополучатель рассчитывает, что предмет взятки находится у взяткодателя при  себе). В практике такие действия, однако, квалифицируются как приготовление  к получению взятки.

Принятие взятки как получение  имущественного блага может выразиться:

в фактическом завладении предметом  взяточничества в виде денег, ценных бумаг, вещей;

в приобретении (точнее - оформлении, сделка будет ничтожной, т.к. противоречит основам правопорядка и нравственности) имущественного права, например, на недвижимость или на именную ценную бумагу;

3) в фактическом пользовании  предоставленными услугами и  иными имущественными выгодами (например, выполнение работ в пользу  взяткополучателя, неистребование  кредитором долга при наступлении  срока платежа);

4) в приобретении (оформлении) права,  предоставляющего имущественную  выгоду (например, беспроцентного кредита), или освобождении обязанностей (например, прощение долга). П.С. Яни Яни  П.С. В борьбе с коррупцией эффективны только репрессии // Российская юстиция. 2001. №7. С. 15//www.elibrary.ruподчеркивает, что для выполнения объективной стороны получения взятки необходимо наличие обоих ее элементов (как принятия взятки - волеизъявления, так и принятия взятки - получения имущественного блага). При отсутствии второго элемента речь может идти только о неоконченном преступлении. При отсутствии первого элемента уголовная ответственность вовсе исключается. Так, если должностное лицо не может ввиду несостоятельности вернуть долг, а кредитор прощает долг, мотивируя это благодарностью за ранее совершенные в пользу кредитора действия по службе, - получения взятки не будет, если должностное лицо не соглашается с прощением долга. При этом использование служебных полномочий в пользу кредитора действительно могло иметь место, но должностное лицо может считать это, например, дружеской услугой, не обусловленной получением имущественной выгоды (т.е. злоупотреблением полномочиями или дисциплинарным проступком). Само по себе завладение предметом взятки не может рассматриваться в качестве получения взятки, если должностное лицо в активной или пассивной форме не выразило согласия на получение взятки

Следует подчеркнуть, что в объективную  сторону взяточничества не входят те действия, за совершение которых, дается взятка. Чтобы квалифицировать содеянное  как оконченное получение взятки, достаточно, чтобы взятка была получена за такие действия. При этом не имеет  значения, были или нет эти действия выполнены фактически.

Так как, как подчеркивает Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2000 г. №6 «О судебной практике по делам  о взяточничестве и коммерческом подкупе», требуется установить конкретные факты при рассмотрении конкретного  дела, попустительство и покровительство  должно определяться не характером служебных  отношений, а наличием конкретных форм проявления, наступление которых  стало возможным лишь в результате совершения (несовершения) руководителем  действий в пользу подчиненного. В  качестве таковых могут выступать: внеочередное необоснованное передвижение по службе, присвоение внеочередного  специального звания, назначение на должность  при наличии более достойных  претендентов, незаслуженное поощрение, сокрытие факта совершенного подчиненным  или представляемым им лицом противоправного  поведения и совершение тому подобных действий, не вызываемых необходимостью. В рамках рассмотрения положений, касающихся объективной стороны получения  взятки, подчеркнуть следующее: в  случае получения должностным лицом  денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действий (бездействия), которое он не может  осуществить из-за отсутствия служебных  полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, данное деяние следует квалифицировать при  наличии умысла на приобретение указанных  ценностей как мошенничество  по ст. 159 УК РФ. Владелец ценностей в  таких случаях несет ответственность  за покушение на дачу взятки, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанным лицом.

Следует еще раз напомнить, что  получение взятки - формальный состав преступления. Оно признается оконченным деянием с момента принятия должностным  лицом хотя бы части взятки. В  случаях, когда заранее обусловленная  взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя (например, ввиду пресечения преступления оперативными сотрудниками милиции  в момент ее передачи), содеянное  им должно квалифицироваться как  покушение на получение взятки по ч. 3 ст. 30 и ст. 290 УК РФ.

Закон говорит о том, что взятку получает должностное лицо (лично  или через представителя), однако умалчивает о том, в чью же пользу предоставляется имущественная  выгода. Очевидно, что имущественное  предоставление не только в пользу самого должностного лица, но и в  пользу его родственников может  рассматриваться в качестве взятки. Взяткой будет и имущественное  предоставление в пользу любого другого  частного лица, если должностное лицо заинтересовано в таком предоставлении. Таким образом, возможно получение  взятки в пользу третьих лиц.

При получении должностным лицом  взятки в пользу третьих лиц необходимыми условиями будут:

осведомленность должностного лица об имущественном предоставлении третьему лицу (физическому или юридическому);

3) принятие взятки за действие (бездействие), совершаемое с использованием  должностного положения, либо  за общее покровительство или  попустительство по службе;

4) принятие имущественного предоставления  в частных (а не в общественных  или государственных) интересах.

Принятие должностным лицом  «взятки» в общественных или государственных  интересах (например, руководитель государственного учреждения принимает от коммерческой организации компьютерное оборудование и оргтехнику, необходимые для  эффективной работы учреждения, обещая предоставить этой организации определенные преимущества) не рассматривается в  качестве взяточничества, хотя является безусловно вредным и негативным явлением.

Вымогательство имущественных  благ в пользу государственных и  муниципальных органов и учреждений в практике не рассматривается ни в качестве вымогательства взятки, ни в качестве имущественного (против собственности) вымогательства. Иногда такие действия могут образовать состав преступления, предусмотренного ст. 286 или 169 УК РФ.

Подводя итоги сказанному о содержании объективных признаков получения  взятки, следует обратить внимание на следующие положения.

Непосредственным объектом получения  взятки являются общественные отношения, составляющие основу организации и  деятельности государственного аппарата, а также основанная на законе деятельность государственного аппарата и авторитет органов власти и управления.

Не может рассматриваться в  качестве взятки предоставление неимущественных  выгод и «благ».

Правила ст. 575 ГК РФ нельзя распространять на случаи взяточничества, поскольку  при рассмотрении проблем взяточничества должен соблюдаться примат уголовного, а не гражданского права. Получение  взятки, ни при каких обстоятельствах, не может быть признано дарением, так  как предполагает встречные обязательства  взяткополучателя, что не свойственно  договору дарения. Рекомендации установить минимальную сумму взятки-вознаграждения за совершение законных действий в  размере одного минимального размера  оплаты труда не отвечают требованиям  законности и обоснованности, так  как малозначительность взятки связана  не только и не столько с ее размером, сколько с обусловленностью ею деятельности должностного лица, степенью влияния  на такую деятельность. Никонов П.В. Уголовно-правовой анализ конституционных признаков объективной стороны основного состава получения взятки / П.В. Никонов// Сибирский юридический вестник. 2009. №4. С. 49-55. // www.elibrary.ru.

В заключение следует подчеркнуть, что ст. 290 УК РФ существенно детализирует объективную сторону преступления по сравнению с предыдущими. В  главе указаны самые характерные  признаки объективной стороны уголовно-правовых составов преступления получения - дачи взятки, так как рассмотрение данных вопросов в уже указанных рамках позволяет выделить основу для правильной и надлежащей квалификации деяния по статье, предусматривающей ответственность  за получение взятки.

2.2 Анализ субъективных  признаков получения и дачи  взятки

Как известно, к признакам, характеризующим  субъективную сторону преступления, относятся вина, мотив и цель преступления Иванов В. Д., Мазуков С. Х. Субъективная сторона преступления / Ростов н/Д, 2009. С. 4.. Субъектом (точнее - специальным  субъектом) преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ является должностное лицо. Все иные лица, участвующие вместе с ним в совершении этого преступления, в том числе и выдававшие себя за должностных, могут отвечать только за соучастие в получении взятки как организаторы, подстрекатели  или пособники. Как известно, к  признакам, характеризующим субъективную сторону преступления, относятся  вина, мотив и цель преступления Иванов В. Д., Мазуков С. Х. Субъективная сторона преступления.- Ростов н/Д, 2009-.С. 5.. Субъективная сторона преступления прямой умысел; должностное лицо сознает  общественную опасность своих действий по принятию взятки в указанных законом  формах, и, тем не менее, желает принять  ее. Мотив преступления в подавляющем  большинстве случаев корыстный, хотя он и не является обязательным признаком состава преступления. Субъективные признаки характеризуют  содержание таких элементов состава  преступления, как субъективная сторона  и субъект. Субъективная сторона  представляет собой психическое  отношение виновного к содеянному Кондрашова Т.В. Уголовная ответственность  за взяточничество: Учебное пособие. /Т.В. Кондрашова. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2003.-С. 72.В свою очередь, содержание субъекта любого преступления определяется особенностями объекта посягательства. Данная взаимозависимость полностью  подтверждается корректировкой понимания  субъекта получения взятки114, ставшей следствием коренной ломки господствующих общественных отношений. Поэтому следует безоговорочно принять и долее исходить из позиций А.И. Марцева, согласно которой «... содержание элементов носит исторически изменчивый характер Марцев А.И. Общие вопросы учения о преступлении./А.И. Марцев- Омск, ОМГУ, 2009. С. 111

Отметим, что субъектом получения  взятки является только должностное  лицо. Однако, в п. 4 постановления  Пленума Верховного Суда РФ №6 от 10.02.2000 указано также, что субъектом  преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ, надлежит признавать, при наличии  к тому оснований, и такое должностное  лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло  способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом. Уголовно-правовое понятие должностного лица закреплено в примечании к статье 285 УК РФ и состоит в следующем: должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя  власти либо выполняющие организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственных  и муниципальных учреждениях, а  также в Вооруженных Силах  РФ, других войсках и воинских форм Несомненно, что общим основанием для признания тех или иных лиц должностными следует считать характер выполняемых ими функций. По характеру и содержанию деятельности одни и те же категории работников могут выполнять и функции, связанные с административно-хозяйственными либо организационно-распорядительными обязанностями, и функции профессиональные. Поэтому решающим признаком при признании лица должностным будет установление того, какие функции в каждом конкретном случае выполняло данное лицо: должностные или профессиональные.

Закон связывает статус должностного лица с выполнением именно властных или иных управленческих функций (функции  представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции  в органах публичной власти и  определенных организациях

Закон различает две категории  должностных лиц:

представители власти;

2.)лица выполняющие управленческие  и организационно распорядительные  и административно-хозяйственные  функции в органах публичной  власти и определенных организациях.

Говоря о первом случае, следует  подчеркнуть, что лицо должно быть правомочным  осуществлять функции представителя  власти. До сих пор в уголовном  праве России понятие «представитель власти» имеет неоднозначный  характер. Его определение содержится в примечании к ст. 318 УК РФ и в  п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»

Б.В. Волженкин, комментируя указанное  положение, уточнил, что «в строгом  смысле слова представителем власти является лицо, наделенное от имени  государства или местного самоуправления распорядительными, нормотворческими или контрольными полномочиями в  отношении лиц, которые не подчинены  ему (по службе или в силу трудовых отношений). Именно такие лица и осуществляют законодательную, исполнительную или  судебную власть, а также местное  самоуправление (что является формой публичной власти)» Волженкин  Б.В. Служебные преступления.[Электронный  ресурс/ Б.В. Волженкин.- М.: Юристъ, 2009-С.201.//www.lib-sfu.ru Со своей стороны, однако, заметим, что функции представителя власти могут выполнять также лица, не связанные с государственными органами или организациями служебными или трудовыми отношениями. Необходимо различать представителей власти и иных лиц: так, например, в соответствии со ст. 117 УПК РФ, капитан морского судна, находящегося в дальнем плавании, является органом дознания. Работникам коммерческих организаций (в том числе и организованных на акционерных началах) законодательством субъекта Федерации может быть предоставлено право налагать административные взыскания, например, за правонарушения на общественном транспорте. Не состоят на государственной или муниципальной службе присяжные заседатели, представители общественности, которым предоставлены властные полномочия в связи с участием их в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями Волженкин Б.В. Служебные преступления [Электронной ресурс] / Б.В. Волженкин.- М.: Юристъ, 2009-С.104-105 / www.lib-sfu.ru

Следует упомянуть, что до некоторых  пор также достаточно сложным  представлялся вопрос о должностных  лицах органов местного самоуправления как субъектах преступлений, предусмотренных  гл. 30 УК РФ. В соответствии с Конституцией и Федеральным законом от 24 августа 1995 г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в

Информация о работе Взяточничество в системе коррупционных преступлений