Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:32, курсовая работа
Целью представленной работы является подробная характеристика получения взятки и взяточничества в целом. Исходя из поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи
1. обобщение, анализ и развитие ряда положений науки уголовного права применительно ко взяточничеству;
2. определение уголовно-правового понятия взяточничества;
3. раскрытие элементов и признаков составов преступлений получения и дачи взятки.
Введение
Глава 1. Общая характеристика преступности, связанной с взяточничеством
1.1 Причины возникновения и условия распространения взяточничества
1.2 Проблемы противодействия взяточничеству
Глава 2. Понятие и признаки взяточничества в законодательстве Российской Федерации
2.1 Анализ объективных признаков получения и дачи взятки
2.2 Анализ субъективных признаков получения и дачи взятки
2.3 Квалифицированные виды данных преступлений
Глава 3. Взяточничество в системе коррупционных преступлений
3.1 Отграничение взяточничества от коммерческого подкупа
3.2 Другие проблемы квалификации
Заключение
Список литературы
Получение взятки может выразиться как в действии, так и в бездействии, достаточно сложном по содержанию, которое включает в себя:
принятие взятки должностным лицом как волеизъявление;
принятие взятки как получение имущественного блага.
Принятие взятки должностным лицом
как волеизъявление составляет основу
объективной стороны
Поскольку принятие взятки как волеизъявление
входит в объективную сторону
получения взятки, такое волеизъявление
(требование незаконного вознаграждения,
выражение согласия его принять)
даже при отсутствии каких-либо действий,
направленных на передачу предмета взятки,
представляется правильным квалифицировать
как действия, непосредственно направленные
на получение взятки, т.е. как покушение
на получение взятки (особенно это
очевидно в случае, когда взяткополучатель
рассчитывает, что предмет взятки
находится у взяткодателя при
себе). В практике такие действия,
однако, квалифицируются как
Принятие взятки как получение имущественного блага может выразиться:
в фактическом завладении предметом взяточничества в виде денег, ценных бумаг, вещей;
в приобретении (точнее - оформлении, сделка будет ничтожной, т.к. противоречит основам правопорядка и нравственности) имущественного права, например, на недвижимость или на именную ценную бумагу;
3) в фактическом пользовании
предоставленными услугами и
иными имущественными выгодами (например,
выполнение работ в пользу
взяткополучателя, неистребование
кредитором долга при
4) в приобретении (оформлении) права,
предоставляющего
Следует подчеркнуть, что в объективную
сторону взяточничества не входят те
действия, за совершение которых, дается
взятка. Чтобы квалифицировать
Так как, как подчеркивает Пленум Верховного
Суда РФ в постановлении от 10 февраля
2000 г. №6 «О судебной практике по делам
о взяточничестве и коммерческом
подкупе», требуется установить конкретные
факты при рассмотрении конкретного
дела, попустительство и
Следует еще раз напомнить, что получение взятки - формальный состав преступления. Оно признается оконченным деянием с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. В случаях, когда заранее обусловленная взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя (например, ввиду пресечения преступления оперативными сотрудниками милиции в момент ее передачи), содеянное им должно квалифицироваться как покушение на получение взятки по ч. 3 ст. 30 и ст. 290 УК РФ.
Закон говорит о том, что взятку получает должностное лицо (лично или через представителя), однако умалчивает о том, в чью же пользу предоставляется имущественная выгода. Очевидно, что имущественное предоставление не только в пользу самого должностного лица, но и в пользу его родственников может рассматриваться в качестве взятки. Взяткой будет и имущественное предоставление в пользу любого другого частного лица, если должностное лицо заинтересовано в таком предоставлении. Таким образом, возможно получение взятки в пользу третьих лиц.
При получении должностным лицом взятки в пользу третьих лиц необходимыми условиями будут:
осведомленность должностного лица об
имущественном предоставлении третьему
лицу (физическому или юридическому)
3) принятие взятки за действие (бездействие), совершаемое с использованием должностного положения, либо за общее покровительство или попустительство по службе;
4) принятие имущественного
Принятие должностным лицом «взятки» в общественных или государственных интересах (например, руководитель государственного учреждения принимает от коммерческой организации компьютерное оборудование и оргтехнику, необходимые для эффективной работы учреждения, обещая предоставить этой организации определенные преимущества) не рассматривается в качестве взяточничества, хотя является безусловно вредным и негативным явлением.
Вымогательство имущественных
благ в пользу государственных и
муниципальных органов и
Подводя итоги сказанному о содержании
объективных признаков
Непосредственным объектом получения взятки являются общественные отношения, составляющие основу организации и деятельности государственного аппарата, а также основанная на законе деятельность государственного аппарата и авторитет органов власти и управления.
Не может рассматриваться в качестве взятки предоставление неимущественных выгод и «благ».
Правила ст. 575 ГК РФ нельзя распространять
на случаи взяточничества, поскольку
при рассмотрении проблем взяточничества
должен соблюдаться примат уголовного,
а не гражданского права. Получение
взятки, ни при каких обстоятельствах,
не может быть признано дарением, так
как предполагает встречные обязательства
взяткополучателя, что не свойственно
договору дарения. Рекомендации установить
минимальную сумму взятки-
В заключение следует подчеркнуть,
что ст. 290 УК РФ существенно детализирует
объективную сторону
2.2 Анализ субъективных признаков получения и дачи взятки
Как известно, к признакам, характеризующим
субъективную сторону преступления,
относятся вина, мотив и цель преступления
Иванов В. Д., Мазуков С. Х. Субъективная
сторона преступления / Ростов н/Д, 2009.
С. 4.. Субъектом (точнее - специальным
субъектом) преступления, предусмотренного
ст. 290 УК РФ является должностное лицо.
Все иные лица, участвующие вместе
с ним в совершении этого преступления,
в том числе и выдававшие себя
за должностных, могут отвечать только
за соучастие в получении взятки
как организаторы, подстрекатели
или пособники. Как известно, к
признакам, характеризующим субъективную
сторону преступления, относятся
вина, мотив и цель преступления
Иванов В. Д., Мазуков С. Х. Субъективная
сторона преступления.- Ростов н/Д, 2009-.С.
5.. Субъективная сторона преступления
прямой умысел; должностное лицо сознает
общественную опасность своих действий
по принятию взятки в указанных законом
формах, и, тем не менее, желает принять
ее. Мотив преступления в подавляющем
большинстве случаев корыстный,
хотя он и не является обязательным
признаком состава
Отметим, что субъектом получения
взятки является только должностное
лицо. Однако, в п. 4 постановления
Пленума Верховного Суда РФ №6 от 10.02.2000
указано также, что субъектом
преступления, предусмотренного статьей
290 УК РФ, надлежит признавать, при наличии
к тому оснований, и такое должностное
лицо, которое хотя и не обладало
полномочиями для совершения действия
(бездействия) в пользу взяткодателя
или представляемых им лиц, но в силу
своего должностного положения могло
способствовать исполнению такого действия
(бездействия) другим должностным лицом.
Уголовно-правовое понятие должностного
лица закреплено в примечании к статье
285 УК РФ и состоит в следующем:
должностными признаются лица, постоянно,
временно или по специальному полномочию
осуществляющие функции представителя
власти либо выполняющие организационно
- распорядительные, административно -
хозяйственные функции в
Закон связывает статус должностного
лица с выполнением именно властных
или иных управленческих функций (функции
представителя власти либо организационно-
Закон различает две категории должностных лиц:
представители власти;
2.)лица выполняющие
Говоря о первом случае, следует
подчеркнуть, что лицо должно быть правомочным
осуществлять функции представителя
власти. До сих пор в уголовном
праве России понятие «представитель
власти» имеет неоднозначный
характер. Его определение содержится
в примечании к ст. 318 УК РФ и в
п. 2 Постановления Пленума
Б.В. Волженкин, комментируя указанное
положение, уточнил, что «в строгом
смысле слова представителем власти
является лицо, наделенное от имени
государства или местного самоуправления
распорядительными, нормотворческими
или контрольными полномочиями в
отношении лиц, которые не подчинены
ему (по службе или в силу трудовых
отношений). Именно такие лица и осуществляют
законодательную, исполнительную или
судебную власть, а также местное
самоуправление (что является формой
публичной власти)» Волженкин
Б.В. Служебные преступления.[
Следует упомянуть, что до некоторых
пор также достаточно сложным
представлялся вопрос о должностных
лицах органов местного самоуправления
как субъектах преступлений, предусмотренных
гл. 30 УК РФ. В соответствии с Конституцией
и Федеральным законом от 24 августа
1995 г. «Об общих принципах
Информация о работе Взяточничество в системе коррупционных преступлений