Взяточничество в системе коррупционных преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является подробная характеристика получения взятки и взяточничества в целом. Исходя из поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи
1. обобщение, анализ и развитие ряда положений науки уголовного права применительно ко взяточничеству;
2. определение уголовно-правового понятия взяточничества;
3. раскрытие элементов и признаков составов преступлений получения и дачи взятки.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общая характеристика преступности, связанной с взяточничеством
1.1 Причины возникновения и условия распространения взяточничества
1.2 Проблемы противодействия взяточничеству
Глава 2. Понятие и признаки взяточничества в законодательстве Российской Федерации
2.1 Анализ объективных признаков получения и дачи взятки
2.2 Анализ субъективных признаков получения и дачи взятки
2.3 Квалифицированные виды данных преступлений
Глава 3. Взяточничество в системе коррупционных преступлений
3.1 Отграничение взяточничества от коммерческого подкупа
3.2 Другие проблемы квалификации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Взяточничество.docx

— 150.42 Кб (Скачать)

Российской Федерации», органы местного самоуправления не относились к органам  государственной власти, а их должностные  лица - к категории государственных  служащих. При этом, если мы говорим  о служащих органов местного самоуправления, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные  функции, указанное обстоятельство, в соответствии с п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, не играет решающей роли. Если же мы анализируем, является ли лицо представителем власти, то на первый взгляд, в соответствии с Уголовным законом, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» нельзя отнести  представителей органов местного самоуправления, наделенных властными полномочиями, обеспеченными возможностью принуждения, к представителям власти.

Однако, в настоящее время, с  принятием и вступлением в  силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», в данном вопросе появилась ясность. В  ст. 2 указанного Федерального закона закреплено понятие должностного лица и указано, что должностным лицом местного самоуправления является выборное лицо, либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными  полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. Из приведенного определения следует, каким образом  лицо становится должностным, а также  указывается, какие функции данное лицо должно выполнять для признания  его должностным Иванов В. Д., Мазуков  С. Х. Субъективная сторона преступления / Ростов н/Д, -009. С. 4//www.elibrary.ru

Ко второй группе должностных лиц  относятся лица, выполняющие управленческие (организационно-распорядительные или  административно-хозяйственные) функции  в органах публичной власти и  определенных организациях. Отметим, что  для констатации статуса должностного лица в отношении таких управленцев  необходимо установить следующие обстоятельства: лицо выполняет именно организационно-распорядительные или административно-хозяйственные, а не какие-либо иные функции; эти  функции выполняются именно в  тех органах и организациях, которые  указаны в законе (в государственных  органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных  учреждениях, а также в Вооруженных  Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях  Российской Федерации). В Постановлении  Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. №6 "О судебной практике по делам  о взяточничестве и коммерческом подкупе" закреплено, что организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку  и подбор кадров, организацию труда  или службы подчиненных, поддержание  дисциплины, применение мер поощрения  и наложение дисциплинарных взысканий.

В российской следственной и судебной практике возникает еще немало трудностей при решении вопросов о признании  отдельных категорий работников должностными лицами, и имеются тенденции  как к расширению, так и к  сужению круга лиц, признаваемых субъектами должностных преступлений. Тем не менее, понятие должностного лица, данное в примечании к ст. 285 УК РФ, не требует скорого (революционного) законодательного пересмотра. Определение  круга лиц, относимых к субъектам  должностных преступлений, требует  выверенного подхода и должно основываться прежде всего на законе и складывающейся на его основе судебной практике.

Субъективная сторона получения  взятки, по мнению подавляющего большинства  ученых, характеризуется виной в  виде прямого умысла и корыстной  целью Глазырин Ф.В Квалифицированные  виды взяточничества: проблемы ответственности  на примере действующего уголовного законодательства РФ / Ф.В. Глазырин // Вестник  Саратовской государственной академии права. 2011. №3. С. 136-139//www.elibrary.ru.

Взяткополучатель осознает, что  принимает незаконную имущественную  выгоду за действие (бездействие), совершаемое  с использованием должностного положения, либо за общее покровительство или  попустительство по службе, и желает этого.

Для квалификации содеянного в качестве взяточничества не имеет значения, было ли лицо намерено в момент получения  взятки выполнить то действие, за которое  дана взятка. Определяющим является то, что взяткополучатель желает получить предмет взятки и осознает, что  получает взятку Сложность раскрытия  содержания умысла при получении  взятки объясняется тем, что состав сконструирован как формальный. Закон  же определяет умысел применительно  к материальным составам.

Выводы: Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Давая взятку, лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что тем самым совершается подкуп должностного лица, и желает этого, рассчитывая на то, что должностное лицо совершит обусловленные взяткой действия (бездействие) по службе. Субъект преступления - любое лицо, достигшее шестнадцати лет. В целях облегчения борьбы со взяточничеством примечание к ст. 291 УК РФ предусматривает освобождение от уголовной ответственности лица, давшего взятку, если имело место вымогательство или если лицо добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело обязательным признаком любого состава преступления является субъективная сторона. Этот признак для большинства должностных преступлений характеризуется, как указано в УК, только умышленной виной. Иванов В. Д., Мазуков С. Х. Субъективная сторона преступления / Иванов В.Д., Мазуков С.Х-. Ростов н/Д, РГУ, 2009. -189с.

Исключение составляет состав халатности, для него характерна неосторожная вина в виде преступного легкомыслия  либо небрежности. В субъективную сторону  любого состава преступления также  в ходят факультативные признаки : мотив и цель. В группе рассматриваемых  таких преступлений как, ст. 286- превышение должностных полномочий; ст.287 - отказ  в предоставлении информации Федеральному Собранию; ст. 288- присвоение полномочий должностного лица; ст. 291- дача взятки------ эти признаки являются действительно  факультативными и на квалификацию не влияют. Но в этой группе присутствуют такие преступления, для которых  мотив и цель становятся необходимыми признаками субъективной стороны. К  ним относятся: ст. 285- злоупотребление  должностными полномочиями (корыстная  или иная заинтересованность); ст. 289- незаконное участие в предпринимательской  деятельности (имущественная выгода); ст. 290 - получение взятки (корыстный  мотив) ; ст. 292- служебный подлог (корыстная  или иная заинтересованность).

И наконец, последний обязательный признак любого состава преступления - субъект. Субъектом должностных преступлений (кроме ст. 288 - присвоение полномочий должностного лица; и ст. 291- дача взятки) являются лица, наделённые соответствующими полномочиями по службе. Работники органов власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Согласно прим. 1 к ст. 285 УК, субъектами должностных преступлений могут бытьчетыре категории работников:

1) Должностные лица- «лица, осуществляющие постоянно или временно функции представительной власти, а также занимающие постоянно или временно в организациях должности, связанные с выполнением организационно - распорядительных или административно - хозяйственных обязанностей, либо выполняющие такие обязанности в указанных организациях по специальному полномочию. В настоящее время российская правовая доктрина не имеет единого подхода вопросу о признании должностным лицом лиц, выполняющих указанные выше функции в негосударственных организациях» (см. Энциклопедич. юридический словарь 1996 г.). В этом определении к указанным организациям можно отнести государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также Вооружённые силы РФ, другие войска и воинские формирования. Для признания лица должностным существенное значение имеет содержание и характер выполняемых функций. Существуют целые категории лиц, которые в одних ситуациях выполняют должностные, а в других - профессиональные функции (медицинские работники, педагоги всех уровней). В одних случаях они выполняют чисто профессиональные обязанности (постановка диагноза, проведение операции за незаконное вознаграждение). В этой ситуации названные и другие работники, выполняя только свои профессиональные либо производственные функции, не могут быть признаны должностными лицами и отвечать за преступления, предусмотренные гл.30 УК (получение взятки т.д.). В других же случаях они наделяются, хотя бы временно, организационно - распорядительными обязанностями: педагог является членом приёмной аттестационной комиссии, врач является членом ВТЭК и т.п. При наделении этих лиц должностными обязанностями и полномочиями, они становятся должностными лицами и субъектами преступлений, содержащихся в гл. 30 УК. Факт возложения на работника материальной ответственности не превращает его в должностное лицо (рядовые кладовщики, повара, водители- экспедиторы, кассиры). В случаях причинения ими материального ущерба они при отсутствии в их действиях состава преступления могут нести лишь гражданско-правовую ответственность. Если же действия были преступными, такие лица могут быть привлечены за хищение путём присвоения или растраты, если ценности им вверены по ст. 160 УК. В судебной практике не раз отмечалось, что заключение работником договора ответственности за сохранность вверенных ему ценностей не является основанием для признания его субъектом должностного преступления.

2)- Лица, занимающие государственные должности Российской Федерации.: В соответствии с законом « Об основах государственной службы Российской Федерации» от 05.07 1995г., эти должности устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. К этой категории закон относит должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателей палат Федерального собрания РФ, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации РФ и др.

3)- Лица, занимающие государственные должности субъектов РФ- государственная должность, сказано в Законе « Об основах государственной службы», означает должность в органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Можно теперь перечислить основные обязанности лиц, находящихся на государственной службе (относится к п.2 и п.3 см. выше): обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдение Конституции, реализация федеральных законов и законов субъектов РФ, добросовестное исполнение должностных обязанностей, обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан, исполнение приказов, принятие в пределах компетенции обращений граждан и органов местного самоуправления и принятие по ним решений, хранение государственной и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан и др.

4) Государственные служащие и  служащие местного самоуправления  не относятся к числу должностных  лиц. Для наличия такого исключения, т.к. первые три категории субъектов  относятся к должностным лицам,  в законе указаны два условия:  а)- лицо должно находиться на  государственной службе в органах  местного самоуправления; и б)- лицо  не должно обладать полномочиями  должностного лица. Органы местного  самоуправления - это выборные и  другие органы, наделённые полномочиями  на решение вопросов местного  значения. Эти субъекты (относящиеся  к п. 4) могут нести ответственность  по рассматриваемым нами статьям  только в случаях, предусмотренных  соответствующими статьями (ст. 288, ст. 292). Иванов В. Д., Мазуков С. Х.  Субъективная сторона преступления / Иванов В.Д., Мазуков С.Х-. Ростов  н/Д, РГУ, 2009. -189с.

Выводы: Рассмотрев признаки субъективной стороны, присущие этой группе преступлений и подводя черту следует вывести  определение преступлений, которые  относятся к преступлениям против государственной власти, интересов  государственной службы и службы в органах местного самоуправления это общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые  совершаются представителями власти и должностными лицами, благодаря  занимаемому ими служебному положению  и вопреки интересам службы, и  причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной  власти, интересам государственной  службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.

Система специальных субъектов - служащих включает в себя: а) государственных  и муниципальных служащих, которые  представлены двумя группами субъектов: должностными лицами, в том числе  лицами, замещающими государственные  должности РФ или субъектов РФ, и государственными и муниципальными служащими, не являющимися должностными лицами; б) служащих коммерческих или  иных организаций, которые представлены двумя группами субъектов: лицами, выполняющими управленческие функции в этих организациях и иными служащими.

2.3 Квалифицированные виды  данных преступлений

взяточничество подкуп должностной  преступление

Квалифицированными видами получения  взятки являются преступления, обладающие специальными признаками, предусмотренными частями 2,3 и 4 статьи 290 УК РФ.

В качестве квалифицирующего признака состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 290 УК, законодатель указал, получение должностным лицом  взятки за незаконные действия (бездействия). На практике в подавляющем большинстве  случаев (97% от изученных уголовных  дел) взятка получается именно за незаконное поведение Никонов С.А. Уголовно-правовая характеристика взяточничества: дисс. на соиск. К.ю.н..-Иркутск:ИГУ,2009.-С.149

В соответствии с Постановлением Верховного Суда Российской Федерации №6 от 10.02.2000 г., «под незаконными действиями должностного лица следует понимать неправомерные  действия, которые не вытекали из его  служебных полномочий или совершались  вопреки интересам службы, а также  действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения»1. Несмотря на то, что часть вторая исследуемой нормы не начинается словами «деяние, предусмотренное первой частью», признаки основного состава при получении взятки за незаконные действия, остаются в силе. Таким образом, деньги, ценные бумаги, иное имущество и выгоды имущественного характера выступают в качестве взятки, а именно это понятие используется в диспозиции ч.2 ст. 290, лишь при обстоятельствах, описанных в основном составе. То есть, будучи полученными должностным лицом за деяние, входящее в его служебные полномочия, либо за способствование такому поведению, чиновник преступным образом посягает на непосредственный объект ст. 290 УК, ставит в опасность причинения вреда интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Информация о работе Взяточничество в системе коррупционных преступлений