Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:31, курсовая работа
Уголовная политика с давних пор привлекает к себе пристальное научное внимание, однако большинство вопросов, связанных с осмыслением данной категории, сохраняет свою дискуссионность до настоящего времени. В полной мере это относится и к вопросу о том, что же представляет собой уголовная политика.
CoolReferat.com
Министерство образования Российской Федерации
Кафедра
уголовного права и процесса
Тема:
Уголовная политика
Выполнил:
Студент 621 группы Мезенцев
А.С.
Сыктывкар 2008
Уголовная политика с давних пор привлекает к себе пристальное научное внимание, однако большинство вопросов, связанных с осмыслением данной категории, сохраняет свою дискуссионность до настоящего времени. В полной мере это относится и к вопросу о том, что же представляет собой уголовная политика.
Рассматривая
эволюцию взглядов на уголовную политику,
а впервые это понятие
Слово
"политика" (politike) в переводе с
греческого означает "искусство управления
государством". Политика выражает функции
государства по руководству той или иной
сферой общественной жизни. Уголовная
политика как одно из направлений социальной
политики - это государственная политика
в области борьбы с преступностью. Речь
идет о направлении деятельности государства
в этой специфической сфере, определении
форм, задач, содержания деятельности
государства и его органов по борьбе с
преступностью и тесно связанными с нею
другими формами антиобщественного поведения.
Глава
I. Понятие, содержание и социальная обусловленность
уголовной политики как составной части
политики государства
В юридической
литературе термин "уголовная политика"
употребляется в разных контекстах,
причем авторы вкладывают в него различное
содержание, что часто приводит к подмене
понятий. Известно, что широкая употребляемость
термина отнюдь не говорит об адекватном
его понимании.
Проблема уголовной политики является
фундаментальной в теории отраслевых
наук антикриминального цикла, в первую
очередь уголовного права и криминологии.
Анализ позиций ученых, высказанных ими
в разное время, дает ни с чем не сравнимую
возможность "погружения" в процесс
формирования изучаемого понятия с учетом
развития государственно-правовых явлений
на протяжении достаточно длительного
исторического периода. Это также свидетельствует
об определенной научной состоятельности
и самостоятельности ученых в условиях
существовавшего на тот период политического
режима.
Относительно
объема и содержания уголовной политики
сегодня, как и раньше, существуют
две основные позиции, связанные
с пониманием уголовной политики.
Первая была сформулирована А.А. Герцензоном,
считавшим, что изучаемым понятием охватывается
все, что прямо или косвенно направлено
на борьбу с преступностью. Таким образом,
трактуя данное понятие уголовной политики,
он включал в ее сферу не только специальные
меры (уголовно-правовые, уголовно-процессуальные,
криминологические, исправительно-трудовые,
криминалистические), но и меры чисто социального
характера (экономические, идеологические,
медицинские и т.д.)2.
Кроме этого, была высказана и другая точка
зрения, сторонники которой (С.В. Бородин,
А.Э. Жалинский, Н.И. Загородников, И.А. Исмаилов,
Н.И. Стручков) считают, что только специальные
меры социального предупреждения преступности,
которые основываются на уголовном, уголовно-процессуальном
и исправительно-трудовом законодательстве
с привлечением данных науки, включая
криминологию и криминалистику, составляют
это понятие. Представляется важным в
этом контексте определение уголовной
политики, предложенное Н.И. Загородниковым
и Н.А. Стручковым: "Уголовная политика
представляет собой такое направление
советской политики, в рамках которого
формируются исходные требования борьбы
с преступностью посредством разработки
и осуществления широкого круга предупредительных
мер, создания и применения правовых норм
материального, процессуального и исполнительного
уголовного права, устанавливающих криминализацию
и пенализацию, а когда нужно, декриминализацию
деяний, а также посредством определения
круга допустимых в борьбе с преступностью
мер государственного принуждения"3.
Следует отметить, что основной акцент
в этом определении сделан на исходных
требованиях, т.е. принципах борьбы с преступностью,
что представляется весьма важным.
Сходно, но с определенной спецификой
определяет уголовную политику Н.А. Беляев.
По его мнению, уголовная политика осуществляется
путем применения наказания или заменяющих
наказание мер административного или
общественного воздействия к лицам, совершившим
преступные посягательства, а также путем
предупреждения преступлений при помощи
угрозы применения наказания4.
Помимо приведенных выше формулировок
в юридической литературе имеется множество
различных определений уголовной политики.
Так, например, по мнению И.А. Исмаилова,
уголовную политику можно охарактеризовать
как "направление деятельности государства,
осуществляемой на уровне политического
руководства, управления, принятия и реализации
конкретных решений и имеющей основным
назначением определение и проведение
в жизнь задач, форм и содержания, целенаправленных
мер борьбы с преступностью (воздействия
на нее), организацию и обеспечение оптимального
функционирования и развития этой системы
на надлежащей идеологической, правовой,
информационной, ресурсной базе и во взаимодействии
с другими социальными системами"
Представляют несомненный интерес определения,
иллюстрирующие современный взгляд на
проблему. С.С. Босхолов считает: "Под
уголовной политикой следует понимать:
1) государственную политику (доктрину)
борьбы с преступностью, выраженную в
соответствующих директивных актах (законах,
указах Президента, постановлениях правительства);
2) научную теорию и синтез соответствующих
политических, социологических и правовых
знаний; 3) особый вид социальной деятельности,
направленной на активное, наступательное
противодействие преступности и другим
правонарушениям" 5. В.П. Ревин
подчеркивает: "Уголовная политика
- это целенаправленная активная деятельность
государства по защите общества от преступности,
разработка и реализация оптимальной
стратегии, призванной обеспечить достижение
цели стабилизации и ограничения уровня
преступности, создания предпосылок позитивных
тенденций преступности"6.
Обобщенно,
в структурном плане уголовную политику
определяет Я.Г. Стахов. По его мнению,
это государственная программа борьбы
с преступностью и ее реализация в деятельности
государственных и общественных организаций,
а также сложное, многогранное социально-политическое
образование, объектом воздействия которого
является преступность7.
Дефиниция, отражающая реалии современного
правового государства, сформулирована
И.Э. Звечаровским: "Уголовная политика
- это выработанное государством и основанное
на объективных законах развития общества
направление деятельности специально
уполномоченных на то государственных
органов и организаций по охране прав
и свобод человека и гражданина, общества
и государства в целом от преступных посягательств
путем применения наказания и других мер
уголовно-правового характера к лицам,
их совершившим, а также посредством предупреждения
преступлений при помощи правового воспитания,
угрозы применения уголовного наказания
и мер профилактики индивидуального и
специально-криминологического характера"8.
Это определение еще раз подтверждает,
что содержание уголовной политики не
исчерпывается только уголовным законодательством.
Хотя именно уголовное законодательство
выступает материально-правовым основанием,
содержанием, диктующим соответствующую
форму для уголовно-процессуальной политики.
Касаясь структуры уголовной политики,
С.В. Бородин говорил о правомерности употребления
таких понятий, как уголовно-правовая
политика, уголовно-процессуальная политика,
судебная политика, исправительно-трудовая
политика. Вместе с тем он подчеркивал,
что это "лишь составные части уголовной
политики, поскольку предмет каждой из
них входит как неразрывная часть в предмет
уголовной политики" 9. Исходным
пунктом здесь служит представление о
том, что главное в борьбе с преступностью
- ее предупреждение. Такой подход к определению
границ уголовной политики представляется
наиболее перспективным, ибо борьбе с
преступностью придается комплексный
характер, а сама она (политика) приобретает
необходимую глубину и объемность.
Анализируя понятие уголовной политики,
необходимо отметить главное - ее ведущую
роль по отношению к материальным и процессуальным
отраслям права антикриминального цикла,
управление применением норм которых
является одной из форм реализации уголовной
политики.
В отраслевом контексте данные понятия направлены на то, чтобы выделить из правовой сущности уголовной политики как системы направления, обслуживаемые
Подводя
итог вышеизложенному, можно сказать,
что все авторы рассматривают
уголовную политику как направление
государственной деятельности, определяющее
стратегию и тактику борьбы с преступностью
на базе уголовного материального, процессуального
и исполнительного права. Однако наряду
с традиционными определяющими уголовной
политики - деятельностью государства,
профилактикой правонарушений, борьбой
с преступностью, юридическими составляющими
и ресоциализацией преступников - в настоящее
время появились факторы, которые нельзя
не учитывать при определении понятия,
раскрытия содержания и сущности уголовной
политики Российской Федерации.
Общепризнанными понятиями современной
общественно-политической жизни являются:
политика, внутренняя политика, внешняя
политика и международная политика. В
свою очередь, внутренняя (внутригосударственная,
национальная) политика подразделяется
на социальную, экономическую, экологическую
и некоторые иные. Внутренняя политика
- это направления деятельности государства
и общества (как через государство, так
и через иные политические и неполитические
образования), связанные с решением задач,
касающихся населения в целом, отдельных
групп населения, государства в целом
или его частей (субъектов федеративного
государства). Иными словами, тот или иной
вопрос является (становится) политическим,
когда он затрагивает большие массы людей,
страну, государство, части государства.
Вопрос может быть политическим какое-то
время, затем перестать быть таковым.
Правопорядок, борьба с преступностью,
безопасность личности в зависимости
от их состояния могут быть вопросами
социальными (социальной политики) и могут
быть вопросами внутригосударственной
политики в целом, но во всех случаях они
касаются всего общества и государства
и требуют принятия специальных мер государственного
и общественного характера, которые традиционно
можно назвать уголовной политикой. Причем
на нынешнем этапе состояния и развития
российского общества и государства это
элемент внутригосударственной политики
в целом, что объясняется следующими общенациональными
и общегосударственными обстоятельствами,
а также активным включением России в
антитеррористические усилия ООН и других
организованных форм сообщества, в сферу
международного сотрудничества по борьбе
с транснациональными преступлениями.
1. В связи с появлением различных форм
собственности в Российской Федерации
(ст. 8 Конституции РФ, ст. 212 Гражданского
кодекса РФ) и соответственно сокращением
участия государства в производительных
сферах (не всегда оправданное) возросла
ответственность предпринимателей и иных
собственников (особенно собственников
(фактических и формальных) средств производства)
за безопасность, сохранность и эффективность
использования этой собственности. Переложить
полностью на государство ответственность
за собственность, за правопорядок (условие
нормального всестороннего развития общества),
за преступность, за безопасность личности
невозможно и нецелесообразно. Следовательно,
собственники должны принимать участие
в выработке и проведении в жизнь уголовной
политики. Естественно, не только предприниматели,
объединенные в союзы, но и иные звенья
политической системы российского общества,
а также все субъекты развивающегося гражданского
общества должны участвовать в ее разработке
и проведении в жизнь. Государство определяет
политико-правовую составляющую уголовной
политики и обеспечивает через правоохранительные
органы ее осуществление при поддержке
участников всех организованных форм
российского общества.
2. Российская Федерация находится в процессе
становления как подлинно сложное - федеративное
- государство. И федеральный центр, разрабатывая
основы уголовной политики РФ, должен
тщательно учитывать особенности положения
дел в субъектах РФ - республиках, краях,
областях, автономных округах и автономной
области в сфере обеспечения правопорядка,
борьбы с преступностью и безопасности
личности.
3. Конец XX и начало XXI в. характеризуется
увеличением числа и повышением степени
общественной опасности ряда "новых"
и "старых" преступлений - терроризма
и международного терроризма, наркомафии
и незаконного оборота наркотиков, различных
форм организованной преступности и т.п.
Причем в условиях существования оружия
массового поражения эти общеуголовные
деяния угрожают и покушаются не только
на правопорядок и безопасность личности,
но и на национальную безопасность конкретных
государств и международную безопасность.
Ситуация в Чеченской Республике ярко
показала, что бороться с террористической
угрозой и актами международного терроризма,
контрабандой оружия, бандитизмом в рамках
"старой" уголовной политики весьма
затруднительно. Российское Правительство,
выполняя внутригосударственные и международные
обязательства по обеспечению национального
и международного правопорядка, пресечения
преступности и охраны прав и свобод человека,
уже не может действовать, опираясь лишь
на органы уголовной юстиции.
При разработке и проведении в жизнь российской
уголовной политики необходимо ориентироваться
на взаимодействие и взаимное дополнение
систем уголовной юстиции, правоохранительных
органов системами национальной и международной
безопасности. С одной стороны, важно,
чтобы каждая система действовала в пределах,
определенных законом, с другой - занимаясь
специфическими вопросами, например, борьбы
с терроризмом, они должны взаимодействовать.
Хороший пример в российской практике
- создание Федеральной антитеррористической
комиссии, где представлены не только
органы, обеспечивающие национальную
безопасность, но и МВД России и другие
структуры, занимающиеся борьбой с общеуголовной
преступностью и обеспечением безопасности
личности.
4. Центральной составляющей уголовной
политики являются уголовно-правовая,
уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная
отрасли. Однако их создание и успешное
функционирование (применение), выработка
и осуществление государственных директив
в сфере обеспечения правопорядка, борьбы
с преступностью и обеспечения безопасности
личности, разработка и организация предупреждения
преступности и ресоциализация преступника
должны строиться на полинормативной
основе. Уголовная политика как часть
внутригосударственной политики должна
строиться и осуществляться на основе
политических директив, норм права, морали
(нравственности), религиозных норм, обычаев,
а также корпоративных норм. Нельзя забывать
и о положениях ч. 4 ст. 15 Конституции РФ:
"Общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы. Если международным
договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного
договора". Иными словами, при выработке
уголовной политики необходимо учитывать
и политические решения международных
организаций типа ООН, СНГ и др., и программы
борьбы с преступностью и терроризмом,
и нормы и стандарты ООН в области уголовной
юстиции.
Будучи отправной точкой в рассмотрении всех уголовно-политических аспектов и, как следствие, залогом верных теоретических выводов, определение понятия должно максимально точно передавать сущность отражаемого явления, чего можно достичь также путем предварительного выделения и анализа характерных черт (свойств) уголовной политики:
1. Функциональную сферу уголовной политики образует борьба с преступностью (противодействие преступности).
Альтернативный характер словосочетаний «борьба с преступностью» и «противодействие преступности» указывает на то, что определение функциональных горизонтов уголовной политики может быть произведено при помощи и одного, и другого выражения: каждое из них обозначает оказание наступательного воздействия на преступность. Однако, по мнению некоторых теоретиков, парадигма «борьба с преступностью» обладает определенными дефектами, сказывающимися в конечном итоге на содержании и результатах правотворческой и правоприменительной практики.
Во-первых, термин «борьба с преступностью» употребляется для отражения процесса, сущностным свойством которого выступает стремление к победе над наиболее опасным видом антисоциального поведения – преступностью. Именно борьба с преступностью являет собой ту сферу, в которой правильность сформулированного тезиса подтверждается со всей очевидностью. Мириться с существованием преступности и бездействовать – абсурдно, а вот желание победить ее – напротив, вполне естественно. Другое дело, что победу в рассматриваемом случае не следует толковать буквально, ассоциируя ее с полной ликвидацией преступности. Речь должна идти о победе над ростом последней, над появлением качественно новых ее форм, над совершенствованием методов криминальной деятельности. Собственно, из такого представления о перспективах борьбы с преступностью и исходит все разумное человечество.
Во-вторых, «борьба» действительно предполагает, что в процессе ее осуществления могут быть использованы самые решительные меры (в борьбе с преступностью – наиболее строгие меры государственного принуждения), однако отнюдь не любые. Беззаконие и произвол, появление которых в процессе борьбы с преступностью, безусловно, возможно, находятся в прямой зависимости не от применения анализируемой парадигмы, а от содержания господствующей в государстве политической воли, либо от ее полного отсутствия.
Таким образом, термин «борьба с преступностью» наиболее точно отражает функциональную сферу уголовной политики, способствуя формулированию ее целей и задач, установлению круга субъектов ее реализации, выработке механизма уголовно-политического воздействия на преступность. Увязка же его со всем негативом, который был и есть в практике воздействия на преступность, с сопутствующим этому полным игнорированием позитивных аспектов, по меньшей мере – не справедлива, а по сути – не верна. Поведенческие установки формируются не словами и выражениями, а людьми. Поэтому главное чтобы в термин «борьба с преступностью» вкладывался соответствующий смысл, адекватный времени, возможностям и содержанию уголовной политики.
2. Уголовная политика основывается на объективных условиях развития общества.
«Политическое» название какого-либо феномена уже само по себе свидетельствует о том, что последний не относится к числу сугубо теоретических, «книжных» категорий: расстановка политических акцентов всегда сопровождается максимальным приближением к процессам, протекающим в той или иной сфере общественной жизни. Свойственно это и уголовной политике, достижение цели и решение задач которой предполагают необходимость их правильного определения, учитывающего реальные потребности общества в сфере борьбы с преступностью на конкретном историческом этапе. Выявление соответствующих потребностей возможно лишь на базе широкого фактического материала, вбирающего в себя результаты изучения состояния и тенденций криминализации общественных отношений, анализа всей совокупности криминогенных факторов, а также прогноза развития криминальной ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу. Располагая необходимой информацией, уголовная политика способна определить приоритеты в области борьбы с преступностью и избрать для ее осуществления такие средства и методы, которые будут адекватны уровню, масштабам и формам проявления криминального поведения.
Важно
при этом отметить, что процесс социального
обусловливания уголовной политики является непрерывным,
позволяя рассматривать ее в качестве
индикатора:
а) перемен, происходящих в различных сферах жизнедеятельности общества и сказывающихся в конечном итоге на криминальной обстановке в государстве. В отличие от уголовного права, которое не всегда соответствует быстро меняющимся условиям общественной жизни, уголовная политика, в силу своей гибкости и динамичности, более синхронно реагирует на необходимость корректировки антикриминального курса;